1902 - Родился Владимир Михайлович Мясищев — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии(1957), Почётный гражданин Тульской области (2017), создатель ДВБ-102, М4, 3М, М-50 и других проектов сверхзвуковых стратегических бомберов и гражданских самолетов.
В последние годы жизни конструктора созданы ВМ-Т для транспортировки компонентов МКС "Буран", стратосферный разведчик М-55. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 14 октября 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
1910 - Президент США Теодор Рузвельт совершил полёт на самолёте братьев Райт c пилотом Арчибальдом Хокси.
1919 - Впервые завтрак в самолёте предложила компания «Хендли Пейдж Трэнспорт». Корзинка со «вторым завтраком» стоила три шиллинга за порцию.
1922 - Первый полёт гоночного самолёта Navy-Wright NW-1.
Для участия в авиационных гонках на Кубок Пулитцера 1922 года ВМС США заказали компании Wright Aeronautical разработку двигателя мощностью 650 л.с. Он предназначался для нового самолёта NW-1, спроектированного Бюро аэронавтики ВМС США.
Строить его тоже должна была Wright Aeronautical.
NW-1 был полуторопланом с неубирающимся шасси. Особенностью конструкции было расположение крыльев: верхнее — примерно в середине фюзеляжа, нижнее — на одном уровне с колёсами шасси. Двигатель Wright T-3 позволял развить скорость до 284 км/ч.
Самолёт принял участие в гонке уже через несколько дней после своего первого полёта — 14 октября.
Т.к. разработка велась в секрете, то пресса назвала его «Таинственный гонщик» (англ. Mystery Racer). К сожалению, во время гонки NW-1 разбился из-за перегрева двигателя. Всего построили 2 самолёта. Второй NW-1 в 1923 год переделали в гидроплан NW-2 для участия в Кубке Шнайдера.
1924 - Первый полёт Мартинсайд A.D.C.1.
После ликвидации в 1924 году компании Martinsyde Company ее активы были приобретены фирмой Aircraft Disposal Company (A.D.C.). Руководство фирмы приняло решение продолжить развитие конструкции успешного истребителя компании Matinsyde F.4 Buzzard. Новый проект возглавил инженер Джон Кенуорти (John Kenworthy). В начале осени 1924 года первый экземпляр нового истребителя, получившего обозначение Matinsyde ADC.1, был готов. Он представлял собой фюзеляж и крылья F.4 переделанные под новый двигатель Armstrong Siddeley Jaguar мощностью 380 л.с. Понимая, что заказов от Авиационного министерства Великобритании ждать не приходится, руководство Aircraft Disposal Company приняло решение направить самолёт на авиационные гонки King's Cup, с целью привлечения зарубежных заказчиков. ADC.1 довольно успешно участвовал в двух - 1925 и 1926 годов, однако заказ удалось получить всего один. В 1925 году правительство Латвии заказало строительство восьми экземпляров ADC.1 для своих ВВС. Все самолёты были поставлены в Латвию в 1926 году. По крайнем мере два из этой партии оставались на вооружении до 1938 года.
1931 - Первый полёт почтово-пассажирского самолёта из нержавеющей стали «Сталь-2» Александра Ивановича Путилова; лётчик-испытатель Эдуард Иванович Шварц. Самолёт "Сталь-2" получил высокую оценку на XIV международной выставке в Париже, имел большой успех и был назван "Русское Чудо Страны Советов".
1932 - На вооружение принят авиационный скорострельный пулемёт ШКАС Бориса Гаврииловича Шпитального и Иринарха Андреевича Комарицкого.
1933 - При выполнении показательного полёта на самолёте И-5 погиб лётчик-испытатель Александр Фролович Анисимов. Ближайший друг Чкалова Валерия Павловича.
На И-5 он демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полёты снимались на кинопленку – готовился учебный фильм для строевых лётчиков-истребителей. В этот день Анисимов должен был завершить работу с кинооператорами.Анисимов сделал два пикирования с выводом иммельманом самолёта из пике. На третий раз вывод не удался, и самолёт вверх колёсами упал на землю. Аварийная комиссия после расследования катастрофы определила причину — техническая неисправность самолёта: переломилась педаль ножного управления рулём поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение.Похоронен в Москве.
1933 - Первый полёт Blackburn Perth. Это была дальняя разведывательная летающая лодка, построенная по заказу RAF.
1938 - Первый полёт Westland Whirlwind (L6844). За его штурвалом находился шеф-пилот "Уэстленд" Гарольд Пенроуз. Самолёт был выпущен достаточно небольшой серией (всего 116 самолётов) и эксплуатировался Королевскими ВВС с июля 1940 года по ноябрь 1943 года.
1951 - Мировой рекорд средней скорости полёта - 251,8 км/ч; Николай Алексеевич Кузнецов на спортивном Як-18.
1957 - На военно-воздушной базе Хомстед, Флорида вскоре после взлёта разбивается бомбардировщик B-47 с ядерной боеголовкой и ядерной капсулой на борту. “Две детонации некритического уровня произошли во время возгорания”.
1958 - В Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем "Восток-Л 8К72" (на базе МБЛ Р-7 (8К71)) предпринята попытка запуска в сторону Луны автоматической межпланетной станции "Луна-1В" типа “Е-1”. Пуск закончился аварией РН.
1960 - Руководство Советского Союза приняло решение осуществить первый полёт человека в космос в декабре 1960 года.
1961 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной 20-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 2. Аппарат пилотировал лётчик Роберт Уайт (Robert White). Достигнута максимальная высота 66150 м при скорости 5868 км/ч.
1969 - Запуск КК "Союз-6", Георгий Степанович Шонин, Валерий Николаевич Кубасов. В орбитальном отсеке корабля «Союз-6» была смонтирована установка «Вулкан», предназначенная для проведения сварки в невесомости в условиях космического вакуума. Установка «Вулкан» была разработана в Институте сварки имени Патона в Киеве.
Во время группового полёта трёх кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» предполагалась стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Космонавты «Союза-6» должны были находиться поблизости (приблизительно в 50 метрах) и производить киносъёмку стыковки. Но стыковка не произошла из-за полного отказа "Иглы", которая при ручном причаливании выдает экипажу данные о дальности и скорости сближения.
Испытания сварочной установки «Вулкан» прошли успешно. Во время проведения сварки космонавты находились в спускаемом аппарате корабля, а орбитальный отсек был разгерметизирован. Космонавты контролировали процесс сварки по приборам, установленным в спускаемом аппарате. 16 октября в 09:52:47 UTC корабль «Союз-6» успешно приземлился.
1973 - Завершены государственные совместные испытания комплекса вооружения на Су-17М-28.
1973 - В октябре в НПП "Аэросила" создан воздушный винт АВ-96 для СУ корабля на воздушной подушке "Кальмар".
1976 - Первый полёт изделия «105.11» ОКБ «МиГ» экспериментального самолёта – дозвукового аналога ОС «Спираль»; лётчик-испытатель А.Г. Фастовец. Ещё в 1966 году была начата разработка эскизного проекта и одновременно было принято решение о постройке аналога так называемого «изделия 105.11» - аналога будущего ВОС (воздушно-орбитального самолёта), который теперь более-менее известен как ЭПОС и МиГ-105.11. Это был ещё дозвуковой самолёт; в дальнейшем планировалось создание ещё двух машин, которые могли уже разгоняться до сверхзвуковой и гиперзвуковой скоростей.
Изделие 105 имело весьма оригинальный облик: в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей - «самолётная» компоновка; треугольное крыло, плоскодонная форма и сильно вздёрнутый нос, за который изделие прозвали «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем NASA в проекте HL-20 уже в 1980-х годах.
1980 - Первый полёт Dassault Mirage 2000B - двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 (Мишель Порт).
1984 - Авиакатастрофа в Омске, 178 погибших. Местное время 05:41, аэропорт Омск-Центральный, Ту-154Б-1, выполнявший рейс № 3352 по маршруту Краснодар – Омск - Новосибирск, на пробеге после посадки в порту столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на ВПП.
На высоте 100 м самолёт вышел из облаков, и командир дал команду о включении фар. Однако в моросящих осадках создался световой экран, ухудшающий видимость, поэтому фары были выключены.
После пролёта БПРМ фары были снова включены и командир заметил на ВПП нечеткие очертания каких-то предметов; спросив: «Что там на полосе?», он получил ответ от штурмана: «Да, отсвечивает что-то». Все три автомашины, работавшие на ВПП, не были оборудованы проблесковыми маяками и радиостанциями для прослушивания эфира.
Через 1 секунду после касания шасси самолёта поверхности ВПП экипаж заметил впереди в свете фар автомашину и начал отворачивать самолёт вправо, но было уже поздно. На двух аэродромных машинах были ёмкости с керосином по 7,5 т каждая, которые после столкновения взорвались, и начался пожар. Ту-154 перевернулся и загорелся. 169 пассажиров (в том числе 21 ребенок), 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб погибли. Выжили 4 члена экипажа, в том числе командир корабля Б. Степанов, и 1 пассажир.
Катастрофа произошла по вине авиадиспетчера стартового диспетчерского пункта, работавшего без замены вторую смену подряд и заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло «ВПП занята».
1985 - Катастрофа Як-40 под Кутаиси. Все 10 пассажиров, в том числе 1 ребенок, и 4 члена экипажа погибли. Диспетчер неправильно определив место самолёта, изменил курс полёта в сторону от установленного маршрута МВЛ и дал указание продолжать полёт на высоте, не предусмотренной планом полёта, вне трассы, что усугубило аварийную ситуацию и самолёт в сплошной облачности врезался в гору в 47 км от Кутаиси.
1988 - В Тураевском МКБ "Союз" испытан ПВРД (изд. 58) для гиперзвуковой ЛЛ с М>4,5 Игоря Сергеевича Селезнева.
1989 - Лётчик сирийских ВВС, майор Басем Адель, бежал в Израиль на самолёте МиГ-23МЛД. Адель посадил свой самолёт на аэродроме для лёгких самолётов близ киббуца Мегидо, на севере Израиля.
1990 - Первый полёт Rockwell-MBB X-31 с испытательного аэродрома фирмы Рокуэлл в Палмдейле. В 1986 году было заключено соглашение между министерствами обороны ФРГ и США по разработке, изготовлению и испытаниям двух экспериментальных самолётов для исследований проблемы сверхманёвренности (в основном на закритических режимах). Предусматривалось применение силовых установок с изменяемым вектором тяги. Долгосрочные контракты на выполнение этих работ были заключены с фирмами Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) (впоследствии вошла в DASA) и Рокуэлл.
Подходящих для Х-31 поворотных сопел ни у немцев, ни у американцев не было, решили поворот струи двигателя (изменение вектора тяги) производить при помощи трёх дефлекторных поворотных створок, установленных за срезом форсажной камеры. Створки изготовлены из карбона (углерод/углерод) и углеволокна фирмой SIGRI. Координация управления проводилась единым интегральным блоком. Газовая струя могла отклоняться в любом направлении в пределах 10град. относительно продольной оси самолёта.
Рокуэлл спроектировал и построил фюзеляж, ПГО и вертикальное оперение. Кроме того, на этапе окончательной сборки обеих машин американцы отвечали за снабжение серийными узлами. Для ускорения работы и снижения себестоимости Рокуэлл использовал шасси от F-16, остекление кабины от F-18. Вообще на Х-31 можно найти много узлов, компонентов систем и отдельных деталей от F-16, F-18, F-20, В-1 и даже V-22 "Оспри". Надо было добиться тяговооружённости более "1" при взлётной тяге двигателя 7200кг. Поэтому масса пустого Х-31 составила только 5175 кг, нормальная взлётная 6622 кг и максимальная 7228 кг.
1995 - Первые демонстрационные огневые испытания российского ЖРД РД-120 на стенде в США, штат Флорида.
2018 - Авария корабля "Союз МС-10". Ракета-носитель "Союз-ФГ", стартовавшая с космодрома Байконур (Казахстан), не смогла вывести на орбиту космический корабль "Союз МС-10" с новым экипажем Международной космической станции (МКС). На борту находились россиянин Алексей Николаевич Овчинин и американец Тайлер Никлаус (Ник) Хейг (англ. Tyler Nicklaus «Nick» Hague). Им удалось эвакуироваться на Землю в спускаемом аппарате. Для Овчинина аварийный полёт был вторым в карьере, в 2016 году он провел в космосе 172 суток. Хейг летел в космос впервые. Неотделение бокового блока первой ступени и "удар" по центральному блоку второй ступени ракеты "Союз-ФГ" привели к потере ориентации связки второй и третьей ступеней с космическим кораблем. Система управления носителя не успела за расчётное время парировать запредельные отклонения. По сигналам датчиков углов РН при отклонении направления полёта ракеты от программных значений был выдан аварийный сигнал. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и он совершил баллистический спуск с последующим приземлением в 25 км восточнее города Джезказган. Это произошло на 114 секунде полёта.
Свежие комментарии