На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 5 мая

Этот день в авиации. 5 мая

Этот день в авиации. 5 мая

1903 - Родился Иван Васильевич Доронин, летчик, один из первых Героев Советского Союза.

По окончании в 1925 году Севастопольской лётной школы служил лётчиком на Черноморском флоте, затем инструктором в школе морской авиации. Член ВКП(б)/КПСС с 1934 года.
Почтовая марка СССР, 1935 годС 1930 — в гражданской авиации, был командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо.

Принимал участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложил линию Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме).

За проявленные при спасении челюскинцев мужество и отвагу 20.4.1934 присвоено звание Героя Советского Союза. В 1939 окончил Военно-воздушную инженерную академию.
В годы Великой Отечественной войны работал на авиационных заводах начальником лётно-испытательных станций.
Умер 2 февраля 1951 года на 48-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Доронину Ивану Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 7.

Этот день в авиации. 5 мая

1906 - Родился ученый в области прочности РКТ В.И. Федосьев.

Российский ученый-физик, основатель научной школы прочности конструкций и механики деформируемых систем. Преподавал в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Труды по теории больших перемещений и устойчивости упругих систем. Государственная премия СССР (1976), член-корреспондент АН СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1986).

Этот день в авиации. 5 мая

1908 - Первый в России полет на планере, А.В.Шиуков

Этот день в авиации. 5 мая

1909 - Родился летчик-испытатель Р.И. Капрелян.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-марте 1943 — командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).
28 января 1942 года самолёт под управлением Р. И. Капрэляна, выполнявший вылет в район Бухареста, из-за сильнейшего обледенения упал в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 года Р. И. Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.
В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943-феврале 1944 — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). Выпускал лётчиков на самолётах С-47 и Ли-2. В марте 1944-мае 1945 — командир 89-го транспортного авиационного полка (АДД). Перегонял на фронт самолёты С-47, B-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 года майор Р. И. Капрэлян — в запасе.
В 1945—1947 годах работал пилотом в Гражданском воздушном флоте (Московские управление), в июне-сентябре 1947 — заместителем начальника авиауправления Гидрометслужбы.
В 1947—1950 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания винтов мотора АШ-73 на самолёте Ту-4; испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке. Повёл ряд испытательных работ на самолётах B-25, Ли-2 и Ту-2.
В 1950—1952 — лётчик-испытатель авиазаводе № 82 (Тушино); испытывал серийные учебно-тренировочные бомбардировщики УТБ. В 1952—1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.

В 1953—1968 — лётчик-испытатель ОКБ М. Л. Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-4ВМ (1953), Ми-6 с двигателем ТВ-2М (1957), Ми-6 с двигателем Д-25В (1959) и Ми-10 (1960), первого серийного вертолёта Ми-10 производства Ростовского вертолётного завода (1964), вертолёта Ми-10К (1966). Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации (1961), участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года Рафаилу Ивановичу Капрэляну присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Умер 12 июля 1984 г.


1917
-  Первый полет двухместного разведчика биплана с изменяемым в полете углом установки коробки крыльев механика Гатчинской авиашколы Ивана Ивановича Диля. Начало конструкторской деятельности унтер-офицера Диля относится к 1916 году, когда он участвовал в создании модифицированного самолета "Вуазен" летчика П. Иванова. В период 1916 - 1917 годы Диль построил двухместный биплан с ротативным двигателем "Рон" 80 л.с. Самолет, предназначенный к использованию в качестве разведчика, имел механизм изменения угла установки крыльев. В первом же полете 5 мая 1917 года в Жмеринке самолет потерпел аварию, не выйдя из крена на развороте. После аварии самолет ремонтировался. На этом все сведения о нем исчерпываются. С началом гражданской войны Диль примкнул к белому движению. В 1919 году, находясь в армии Колчака, построил в Омске биплан с крылом, имеющим механизм изменения угла атаки. Самолет, оснащенный двигателем "Рон" 110 л.с. успешно летал и даже рекомендовался к принятию на вооружение.
В начале 1920-х годов И.И. Диль находился в Маньчжурии (Китай). В 1921 построил первый аэроплан на китайской территории и основал в Маньчжурии первую летную школу.
В 1924 переселился в США. Получил два патента на свои аэропланы с меняющимся углом атаки крыла и складывающимися крыльями. Ему также принадлежит патент пропеллера с меняющимся ходом.

Этот день в авиации. 5 мая

1923 - Родился военный летчик Н.В.Сутягин.

В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков, способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.

С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 21 самолёт. Ни разу не был сбит или ранен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1951 года Сутягину Н. В. присвоено Звание Героя Советского Союза.
В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков.
25 октября 1967 года присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. В 1971 году Сутягину присваивается звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.
Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.


1923
- Совершил первый полет одноместный истребитель Fokker D.XI- правильный полутораплан с нижним крылом значительно меньших размеров, чем верхнее. 117 машин D.XI были построены на экспорт. Все варианты самолета D.XI были одностоечными бипланами с V-образными стойками. Ярко выраженный полутораплан имел неплохую аэродинамику и обладал хорошими пилотажными качествами; как несомненное достоинство можно отметить и отличный обзор из кабины пилота. Фюзеляж представлял собой ферму, сваренную из стальных труб, крылья были деревянными, полностью обшивались фанерой. Все самолеты были оснащены двигателем Hispano-Suiza 8Fd мощностью 300 л.с ( в Советском Союзе этот двигатель строился серийно под обозначением М-6).

Этот день в авиации. 5 мая

1925 - Родился ведущий специалист по БР Ю.А.Сметанин, Герой Социалистического Труда. Участник создания боевых (Р-36М; РТ-23) и космических ракет. Один из разработчиков системы миномётного старта боевых ракет, космических комплексов «Циклон», «Зенит», один из инициаторов проекта Морской старт.


1926
- Пионер американского ракетостроения Р.Годдард (Goddard) сделал доклад в Смитсоновском институте в Вашингтоне (США) о первом пуске своей ракеты с жидкостным ракетным двигателем.

Этот день в авиации. 5 мая

1929 - Первый полёт цельнометаллического трёхдвигательного пассажирского АНТ-9; М.М. Громов. АНТ-9 является первым советским многомоторным летательным аппаратом, специализирующимся на пассажирских перевозках. Разработками проекта занимались в ОКБ Туполева. Самолёт представлял собой верхнеплан с консолями крыла от военного АНТ-7 и мог принимать на борт до 9 пассажиров при двух членах экипажа. Максимальная скорость - 209 км/ч, а дальность с полной коммерческой нагрузкой - 1000 км. Всего было изготовлено 130 машин данной модели, которые работали на линиях авиакомпаний Добролёт, Дерулюфт, потом на линиях Средней Азии и Закавказья. Участвовал в перелете по Европе - "Крылья Советов" в 1929-м. Входил в состав агитэскадрильи им. М. Горького - "Крокодил".

Этот день в авиации. 5 мая

1930 - Образовано двигателестроительное ОКБ А.Г.Ивченко, ныне Запорожское МКБ "Прогресс"

Этот день в авиации. 5 мая

1932 - Ввод в эксплуатацию завода "Дирижаблестрой", ныне Долгопрудненское НПП (ДНПП).

Этот день в авиации. 5 мая

1934 - Запуск первой в СССР крылатой ракеты ОБ-1 С.П.Королева (неуправляемой)

1934 - В Самаре был осуществлен подхват пилотажного планера Г-9 с земли самолетом У-2, летевшим на скорости 120 км/ч. Планером управлял летчик Юдин, самолетом - Боровков. Позднее, в Тушино проводились опыты по подхвату планера на буксир в воздухе. Летали летчики-планеристы Васянин и Бородин.


1934
- На самолетах Т-32 "Condor II" авиакомпании American Airways начались ночные полёты по маршруту Нью-Йорк – Чикаго, до этого летали только днем. С этой целью пассажирские салоны переоборудовали на 12 спальных мест, включая двуспальное место "для молодожёнов". Здесь, впервые в практике American, начали работать стюардессы, которые кормили пассажиров горячей пищей.

Этот день в авиации. 5 мая

1937 - Над Северным полюсом, для уточнения возможности посадки на "вершине" Земли научной экспедиции И. Д. Папанина, на гражданском варианте самолета АНТ-7 с бортовым номером Н-166 пролетел экипаж П.Г. Головина.

1937 - Международный рекорд дальности полета по прямой для одноместных планеров - 539 км 623 м, В.Л. Расторгуев, планер конструкции В.Грошева ГН-7

1937 - Пассажирский самолет К-5М-17ф начал летать из Москвы в Ленинград (линию открыл пилот А. Муреев, рейс продолжался 3 часа 35 минут). Самолет имел отечественный двигатель М-17ф, созданый на Рыбинском ГАЗ №26 на базе лицензионного BMW-VI. Вариант К-5М-17ф появился в 1934 году. Использовался самолёт и на других магистральных трассах - из Москвы в Свердловск, Ташкент, Архангельск и другие крупные города. Самолёты работали практически во всех территориальных управлениях ГВФ. До 1940 эта машина являлась основным лайнером Аэрофлота на внутренних линиях.

Этот день в авиации. 5 мая

1939 - Первый в СССР полет с бортпроводницей, Э.Э Городецкая, самолет ПС-84 (Ли-2), Москва-Ашхабод

1939 - Постановление КО при СНК СССР "О внедрении в серийное производство модифицированных самолетов и создании новых самолетов в 1939 - 1940 гг. типа бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков".В Постановлении, подготовленном под руководством Смушкевича, отмечалось, что организация производства СПБ (ВИТ-2) на заводе № 124 невозможна "из-за неготовности технологической базы завода к новому самолету" и налаживания серийного выпуска бомбардировщика ТБ-7. В том же году состоялось совещание представителей НИИ ВВС и промышленности по вопросу установления тактико-технических характеристик самолета СПБ, запускаемого в постройку на заводе № 22. Участники совещания, заслушав доклад Поликарпова, одобрили изменения, внесенные в самолет СБП, в сравнении с чертежами ВИТ-2с (буква "с" означает серийный - прим. авт.), как способствующие получению большей скорости, упрощению технологии сборки и быстрому переходу на другой мотор.
Реакция на это решение последовала немедленно. Два дня спустя, появились постановления КО СНК № 221 и 249 об организации серийного производства СПБ на заводе №22. Два первых самолета для летных испытаний и один в агрегатах - для статиспытаний требовалось сдать до 1 января 1940 г. Документом предписывалось освободить завод № 22 от внедрения в серию самолета ММН (последней модификации СБ). Это решение создавало предпосылки для обострения отношений Поликарпова с главным конструктором 22-го завода А.А.Архангельским и директором Окуловым, что впоследствии отразилось на постройке СПБ. В Постановлении указывалось: "Работы по внедрению самолетов "СПБ" на заводе №22 (...) тов. Поликарпова считать первоочередными..."


1940
- Командир GC I/145 "Warsawa" (в которой воевали польские пилоты) и одновременно шеф-пилот SNCAO M.Demazieres сбил на единственного опытном образце французского истребителя САО.200 бомбардировщик Не-111. Судя по всему, это был первый и последний боевой вылет САО.200. Осенью того же года немцы реквизировали прототип и вывезли в Германию для испытаний, после завершения которых истребитель разобрали на металл.


1940
- Произошел уникальный случай - два гидросамолета Кригсмарине типа Ar-196A-2 (Арадо) принудили сдаться в плен английскую ПЛ. Сперва повредив ее бомбой, отчего она не смогла погружаться, а потом обстреливая ее пулеметно-пушечным огнем. Вооружение данной модели: 2 крыльевые 20-мм пушки MG FF, один 7,92 мм пулемет MG-17 по правому борту и еще один 7,92 мм пулемет MG-15 у стрелка-радиста. до 100 кг бомб. Данный вариант был заточен для патрулирования побережья. В чем и преуспел.
Другой вариант событий:
Во время боевого вылета 5 мая 1940 года паре Ar-196A-2 удалось захватить английскую субмарину "Тюлень". Подлодка, выполнявшая постановку мин в проливе Каттегат, наскочила на собственную мину и вынуждена была всплыть. Замеченная с Ar-196А-2 лейтенанта Гюнтера Меренса, она тут же была атакована бомбами и пушечным огнем. После того как к атаке присоединился и второй Ar-196A-2, английские подводники выбросили белый флAr. Меренс, приводнившись рядом, забрал капитана субмарины с собой в Ольберг, а поврежденная подлодка сама дошла до ближайшего датского порта Фредериксхафена и сдалась немцам.

Этот день в авиации. 5 мая

1942 - Родился штурман-испытатель В.А.Худяков. Заслуженный штурман-испытатель СССР.
В 1959-1961 занимался в Костромском аэроклубе. В 1961-1963 учился в Московском текстильном институте, одновременно занимался в 4-й Московском городском аэроклубе. В 1963-1965 занимался парашютным спортом в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова.
В 1966 окончил Московский авиационный институт. В 1966-1970 работал ведущим инженером в Лётно-исследовательском институте; участвовал в лётных испытаниях вертолётов на устойчивость и управляемость. Одновременно с работой был лётчиком-инструктором Жуковского аэроклуба.
В 1971 окончил штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей.
С февраля 1971 по 1999 - штурман-испытатель ОКБ А.С.Яковлева (в 1978-1999 - помощник начальника ЛИС по штурманской службе). Участвовал в первом вылете и испытаниях головных Як-42 Смоленского (27.10.1976) и Саратовского (29.1 1.1977) авиазаводов. Провёл испытания навигационных комплексов БНК-42 и БНК-42МЛ (для Як-42), американского пилотажно-навигационного комплекса «Бендикс-Кинг» (для Як-42Д). Участвовал в испытаниях навигационного комплекса «Квадром» (на Як-38У), в испытательных полётах на Як-18Т, Як-28, Як-38У, Як-40, Як-42, Як-54 и их модификациях.
В 1981 участвовал в установлении 2 мировых авиационных рекордов дальности полёта на самолёте Як-42.

1942 - Вышел Приказ Народного комиссара обороны СССР о создании первой воздушной армии фронтовой авиации. Начало перехода советских ВВС на новую организационную структуру.

1945 - При Запорожском авиамоторном заводе было организовано ОКБ-478. Ныне ГП «Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко» (Украина) – один из ведущих в мире разработчиков авиадвигателей.


1947
- На самолёте Fiat G-12 состоялся первый рейс из Турина в Рим новой итальянской авиакомпании Alitalia. Ныне это одна из крупнейших авиакомпаний мира.
Alitalia-Linee Aeree Italiane S. p. A.была основана 16 сентября 1946 года как Aerolinee Italiane Internazionali (итальянские Международные авиалинии). Она была образована в результате англо-итальянского соглашения и финансировалась итальянским правительством и British European Airways (BEA) в рамках соглашения о долевом участии 60/40 с капиталом 900 миллионов лир (1 000 000 фунтов стерлингов). 

Этот день в авиации. 5 мая

1947 - Первый полёт американского вертолёта McDonnell XH-20 Little Henry


1949
- Американский вертолет Sikorsky S-52-1 (HO5S) продемонстрировал свою маневренность и управляемость, выполнив несколько мертвых петель на малой высоте (с вводом в фигуру на 100 м). Этим было опровергнуто бытовавшее мнение о возможности выполнения фигур высшего пилотажа только на вертолетах с жестким бесшарнирным несущим винтом.


1951
- На заводском аэродроме в Уистон-Супер-Маре первое висение на привязи выполнил английский многоцелевой транспортный вертолет Bristol Type 173. В двухвинтовом вертолете продольной схемы Bristol Тип 173 использовались двигатели Alvis Leonides мощностью 429кВт. Каждый двигатель соединялся с винтом через муфту сцепления со свободным ходом, а поскольку оба редуктора несущих винтов были соединены валом, то любой из двигателей в случае отказа другого мог вращать оба винта. Первый из двух опытных вертолетов впервые оторвался от земли 3 января 1952 года.

m4-1_2012-05-04.jpg
1954
- Состоялся первый полет, в рамках ГСИ, первого опытного самолета "М" (зав. №4300001). Испытания "единички" проходили форсированными темпами и завершились уже 30 августа. Их главной задачей было исследование ЛТХ, а также устойчивости и управляемости самолета. Большинство заявленных характеристик удалось подтвердить, в частности, была получена максимальная скорость 950 км/ч на высоте 6700 м и потолок 12300 м. Зачетные полеты на дальность проводились на "дублере", который поступил в ГК НИИ ВВС только в марте 1955 г. Их результаты не радовали -вместо указанных в правительственном задании 12000 км самолет показал лишь 9500. (Ту-95 на завершающей стадии ГСИ в октябре 1957 г. достиг практической дальности 13000 км). Но прежде всего на "ДМ" испытывалось оборудование и вооружение. Правда, до начала поступления "эмок" в войска успели провести сбросы только обычных бомб. На Госиспытаниях также задействовали один из первых серийных самолетов (сер. №1114). В общей сложности на трех машинах было выполнено 99 полетов. ГСИ завершились 25 июля 1955 г. подписанием Акта, в котором, в частности отмечалось, что самолет пригоден для использования в строевых частях. В тот же период бомбардировщик получил официальное обозначение М-4.

Этот день в авиации. 5 мая

1956 - Издан приказ начальника ГУ ГВФ о формировании к 15 мая 1956 г. в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ в аэропорту Внуково авиаотряда Особого назначения (АОН).


1960
- Катастрофа самолёта Ли-2 (СССР-84609) Дальневосточного ТУ ГВФ в Хабаровском крае.
Во время полета над горами вошел в зону обледенения. КВС попросил разрешения сменить эшелон, но получил отказ. Обледеневший самолет стал терять высоту, левый двигатель потерял тягу. Ли-2 столкнулся со склоном горы хребта Джугджур, Хабаровский край, на высоте 1700 м. Экипаж - 5 человек, погиб.

Этот день в авиации. 5 мая

1961 - В США с космодрома на мысе Канаверал запущен КК "Меркурий-3" с астронавтом А.Шепардом, суборбитальный полет. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 км и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 км от точки старта. Полёт длился 15 минут 28 секунд.


1961
- (по 1 августа) 1961 года, начались Государственные испытания Як-25РВ. Ведущие - инженер Кулявцев и летчик-испытатель П.Н. Белясник. Самолет облетали также летчики-испытатели института В.Г. Иванов, Н.П. Захаров, B.C. Котлов, П.Ф. Кабрелев, Г.Т. Береговой, И.И. Лесников и Яцун.


1965
- На Дальнем Востоке погиб вместе со своим экипажем командир одной из дивизий п-к В.И.Болдинский. Он выполнял контрольный полет на ЗМД №1301 в паре с другим бомбардировщиком. "Стратеги" шли над морем в облаках, а затем повернули к берегу. Очевидно, Болдинский и его штурман не учли, что по курсу находились сопки высотой до 1200 м и снизились до 600 м. В результате самолет врезался в гору.


1966
- Катастрофа Ан-12, Украинская ССР, Джанкой, Крымская область , Министерство обороны СССР, ВВС, 369 втап (Джанкой)
Во время тренировочного полета экипаж выполнял имитацию отказа двигателя. На высоте 3 000 м. После перевода двигателя на малый газ винт не был сразу зафлюгирован. В результате возникшего лобового сопротивления самолет стал крениться, потерял управление и в перевернутом положении упал в районе БПРС севернее аэродрома. Погибло 6 членов экипажа.

Ильюшин Ил-76
1973
 - Лётчик-испытатель А. Тюрюмин поднял в воздух первый серийный экземпляр Ил-76.
Это произошло в Ташкенте на авиационном заводе ТАПОиЧ, где и продолжилось изготовление Ил 76, на этом производственном предприятии было выпущено около 1000 машин и более сотни пошли на экспорт.

Ильюшин Ил-76ТД

1982 - Выполнил первый полет модифицированный самолет - транспортный дальний Ил-76ТД. По сравнению с Ил-76Т он имеет существенно большую производительность за счет увеличения максимальной взлетной массы со 170 до 190 ... 210 т, максимальной коммерческой нагрузки с 47 до 50 т и практической дальности полета с увеличенной максимальной нагрузкой.В связи с увеличением максимальной взлетной массы и коммерческой нагрузки, а также для повышения ресурса проведены усиления конструкции крыла, фюзеляжа и шасси.
На самолете установлены улучшенные двигатели Д-30КП (серии 2), обеспечивающие сохранение максимальной взлетной тяги 11 760 даН (12000 кгс) при более высоких температурах окружающего воздуха.

Этот день в авиации. 5 мая

1989 - Первый полёт спортивно-пилотажного Як-55М.


1992
- совершил первый полет серийный учебно-тренировочный самолет I-22 Iryda с ТРД PZL-5 (Разработчик: PZL, Польша)

2017 - Первый полёт выполнил китайский пассажирский авиалайнер С919, разработчиком которого является Commercial Aircraft Corp. of China (Comac).

Самолет взлетел с международного аэропорта Пудун в Шанхае и через 80 минут совершил успешную посадку.

Comac C919 оборудован двигателями CFM International LEAP-X1C и может преодолевать расстояния до 5555 км. Салон самолета вмещает от 158 до 168 пассажиров, в зависимости от компоновки. По своим параметрам этот авиалайнер составляет конкуренцию самолетам семейства Airbus A320 и Boeing 737 при стоимости почти в два раза дешевле.


2018
- Старт ракеты Атлас-5 миссии InSight - проекта НАСА в рамках программы Discovery по доставке на Марс исследовательского посадочного аппарата с сейсмометром. Миссия InSight рассчитана на изучение внутреннего строения и состава Красной планеты. Расчётный срок работы аппарата — 728 дней. Зонд создан на базе уже проверенной платформы — посадочного зонда «Феникс», который успешно работал в приполярных областях Марса. Стоимость миссии составляет около 480 млн долларов США (без учёта стоимости ракеты-носителя и затрат партнёров из Франции и Германии). 
26 ноября 2018 года в 22:53 мск InSight совершил успешную посадку на поверхность Марса на равнину Элизий и передал первое изображение.


2019
- Катастрофа SSJ 100 в Шереметьеве.

Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый рейс SU1492 по маршруту Москва — Мурманск. При наборе высоты в самолет попала молния. высоте около 2700 м и удалении около 30 км от аэродрома Шереметьево на борту зарегистрирован сбой в работе электронных блоков с отключением автопилота и перехода системы управления в режим «direct mode».

КВС Денис Евдокимов принял решение вернуться в аэропорт Шереметьево. Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 287—296 км/ч при рекомендуемой скорости 287 км/ч. Заход производился в условиях бокового ветра силой до 16 м/с. На высоте 335—275 м зарегистрировано пять циклов предупреждения речевого информатора «go around, windshear ahead» (уходи на второй круг, сдвиг ветра).

С высоты 80 м самолёт стал уходить ниже глиссады, на высоте 55 м сработало предупреждение об уходе с глиссады. На высоте 55—12 м режим работы двигателей был увеличен, что к моменту прохода торца полосы на высоте 12 м привело к росту приборной скорости до 304 км/ч, а к высоте 5 м — до 315 км/ч.

После установки рычага управления двигателем в положение «малый газ», по команде компьютера «retard» (отключение тяги), КВС несколько раз отклонил ручку управления вперёд и назад с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к изменению угла тангажа в диапазоне от +6 до −2°.

Через 900 м от входного торца полосы и скорости 293 км/ч произошло первое касание полосы всеми колёсами с вертикальной перегрузкой не менее 2,55 g с последующим отскоком на высоту 2 м. Автоматический выпуск интерцепторов в режиме ручного управления не предусмотрен, ручной выпуск экипаж не производил. Через 2 с на приборной скорости 287 км/ч произошло повторное касание полосы с опережением на переднюю опору шасси с вертикальной перегрузкой не менее 5,85 g, после чего самолёт опять подскочил на высоту 6 м. Третье касание полосы произошло на скорости 258 км/ч с вертикальной перегрузкой не менее 5 g. Последовало разрушение конструкции с проливом топлива и пожаром

Во время посадки лайнер получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара, в результате которого самолёт частично сгорел.

Из находившихся на его борту 78 человек (73 пассажира и 5 членов экипажа) погиб 41 (40 пассажиров и 1 член экипажа). Выжило 37 человек.

Картина дня

наверх