На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Константин Самарин
    Возниксет вопрос, почему, если Ан-20 был таким прекрасным самолетом,он не пошел в серию, и даже еще одного изготовлен...Девяносто лет наз...
  • алексей Поправкин
    ,,,Девяносто лет наз...
  • Алексей Леонтьев
    За выполнение схемы захода почти не драли тогда, и лично я, подходил к схеме захода очень творчески и без права на о...Этот день в авиац...

Ан-2 навсегда. Власти признали, что разработка новых русских самолетов зашла в тупик

В России снова не смогли построить новый самолет за 280 млн рублей

У кукурузников Ан-2 не появится современной замены. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что проект самолета «Байкал» зашел в тупик. Так на чем будут летать россияне в регионах?
Фото: Эрик Романенко/ТАСС. Старый Ан-2 — новая надежда Дальнего Востока

А счастье было так близко: уже в 2026 году парки региональных авиакомпаний должны были пополнить новые отечественные девятиместные самолеты ЛМС-901 «Байкал».

Планировалось, что они придут на смену древним кукурузникам Ан-2, которые появились аж в 1948 году.

Но в ходе заседания комитетов в Госдуме полпред президента в ДФО Юрий Трутнев огорчил депутатов и простых россиян.

— У нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал», она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета «Байкал» у нас не ожидается.

Что не так с самолетом «Байкал»

Необходимость замены старых, медлительных, выработавших свой ресурс Ан-2 более современными машинами назрела давно. Однако работы над действительно новым самолетом начались только в 2019 году.

Тогда о необходимости полного импортозамещения никто особо не задумывался. Поэтому Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) установил на самолет американский двигатель General Electric и американский винт Hartzell. Свой первый полет «Байкал» совершил 30 января 2022 года — до начала СВО оставалось меньше месяца. В такой конфигурации ЛМС-901 был обречен.

После испытаний в 2022 году самолету ЛМС «Байкал» потребовались множественные доработки
После испытаний в 2022 году самолету ЛМС «Байкал» потребовались множественные доработки. Фото: Пресс-служба «Байкал-инжиниринг»

Процесс импортозамещения не завершен до сих пор — все еще не готов к летным испытаниям отечественный двигатель ВК-800, который разрабатывает «ОДК-Климов» с начала 2000-х годов.

Но это еще не все трудности. Летные испытания с американской силовой установкой выявили ряд других проблем: слишком высокая скорость захода на посадку (это тянет за собой необходимость использования длинной взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием), большие усилия на органах управления, недостаточная обзорность при заходе на посадку, на разбеге сложно поднять хвост, при выпуске закрылок и при увеличении оборотов двигателя самолет задирает нос.

Двигатель ВК-800 разрабатывается более 20 лет, но до сих пор не готов к летным испытаниям
Двигатель ВК-800 разрабатывается более 20 лет, но до сих пор не готов к летным испытаниям. Фото: Департамент информационной политики Свердловской области

Текущие доработки и изменения выливаются в немалые суммы. В 2019 году компания «Байкал инжиниринг» (дочернее предприятие УЗГА) получила от Минпромторга 1,25 млрд рублей на разработку самолета. В 2022-м на доработку «Байкала» было выделено еще 3,5 млрд рублей.

Но и этого оказалось мало. В марте 2025-го Минпромторг объявил конкурс на проведение НИОКР по импортозамещению силовой установки и исправлению недочетов самолета с максимальной стоимостью работ в 10,36 млрд рублей. 9 апреля контракт был заключен — работы должны быть выполнены до 2027 года.

Последняя надежда «Байкала»

Начали разработку сложной техники, потратили миллиарды рублей и забыли о проекте — обычное дело для России. Но в этой истории с созданием самолета для труднодоступных регионов есть один любопытный момент.

Вскоре после Юрия Трутнева свое заявление выпустил Минпромторг. И с его точки зрения, все хорошо: есть контракт, он будет исполнен. В том числе будут исправлены все выявленные недочеты.

— Некоторые особенности поведения самолета на взлетно-посадочных режимах полета успешно устраняются путем доработки конструкции шасси, хвостового оперения и проводки управления в продольном канале. Успешные результаты указанной выше работы позволили принять решение о необходимости продолжения ОКР, в рамках которой будет проведена модификация самолета ЛМС-901.
Минпромторг обещает, что развитие проекта ЛМС-901 «Байкал» в 2025 году будет продолжено
Минпромторг обещает, что развитие проекта ЛМС-901 «Байкал» в 2025 году будет продолжено. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Так кому же стоить верить? Юрий Трутнев, хоть и не министр промышленности, но тоже далеко не последний человек в этом вопросе. Комплексная программа развития авиации предусматривает постройку 139 «Байкалов» к 2030 году, из них 95 получит дальневосточная авиакомпания «Аврора». Фактически самолет создается специально под Дальний Восток, за который отвечает Трутнев.

Кто говорит правду, а кто лукавит — покажет время. Но полпред уже сейчас предлагает сосредоточиться на других проектах.

— Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2.
Ан-2 после ремоторизации вновь станут основой дальневосточной авиации
Ан-2 после ремоторизации вновь станут основой дальневосточной авиации. Фото: proza.ru

Обреченные на Ан-2

Основная проблема Ан-2 — старый поршневой двигатель. Еще в 50-е годы прошлого века у инженеров появилась идея использования турбовинтовой силовой установки. Но все время что-то мешало. То двигателей подходящих не было, то они требовались для других проектов.

Первый Ан-3 с турбовинтовым двигателем был представлен еще в 1971 году. Были перепробованы варианты с разными двигателями, а серийный выпуск стартовал только в 2000-м. За девять лет выпустили лишь 25 таких самолетов.

Турбовинтовой Ан-3 выпускался в 2000–2009 годах
Турбовинтовой Ан-3 выпускался в 2000–2009 годах. Фото: vk.com

С 2015 года новосибирская компания «Русавиапром» выпускает свою версию — ТВС-2МС. Выпущено 24 таких самолета, но дальнейшие перспективы туманны, ведь на них стоят американские двигатели Honeywell.

Ближе всего к реализации в современных условиях находится проект от Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА). Директор предприятия Владимир Барсук обещает показать опытный образец в ближайшее время.

— СибНИА прорабатывает возможность установки на Ан-2 уже эксплуатирующегося двигателя ТВД-10Б. Опытный образец планируется получить к лету текущего года, после чего можно будет оценивать перспективы проекта.
С 2015 года были построены 24 самолета ТВС-2МС с американским двигателем
С 2015 года были построены 24 самолета ТВС-2МС с американским двигателем. Фото: Kirill Borisenko / Wikimedia

Двигатель уже не нов и хорошо известен, его выпускают с 1969 года. А в Ейске авиаконструктор и соучредитель компании «Технорегион» Сергей Борисенко ставит эксперименты по внедрению в Ан-2 двигателя ТВ2-117 от вертолета Ми-8. Техника тоже проверенная, двигатель выпускался с 1965 года. Но его производство свернули еще в 1997-м.

Чтобы провести ремоторизацию Ан-2, изобретать велосипед не придется. Заслуженный самолет примерил на себя минимум четыре разных двигателя.

В Ейске экспериментируют с установкой на Ан-2 двигателя от вертолета Ми-8
В Ейске экспериментируют с установкой на Ан-2 двигателя от вертолета Ми-8. Фото: t.me/korenyako

Сколько стоят новые региональные самолеты

Есть надежда, что Ан-2 после ремоторизации окажется доступнее, чем перспективный «Байкал». В прошлом году стоимость ЛМС-901 оценивали в 455 млн рублей, затем по поручению Владимира Путина он подешевел до 260 млн рублей, а недавно замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков назвал новую цену — 280 млн рублей.

При этом в 2023 году (то есть после начала СВО и резкого подорожания всего) компания «Сибаэрокрафт» заказала партию ТВС-2МС с дорогими американскими двигателями по 145 млн рублей за штуку. И это не теоретическая цена, которую пытаются искусственно впихнуть в указ президента, а реальная. Даже с учетом инфляции за два последних года такой самолет должен стоить не дороже 200 млн рублей.

В 2023 году ТВС-2МС стоил 145 млн рублей
В 2023 году ТВС-2МС стоил 145 млн рублей. Фото: Сибаэрокрафт

Полностью новый самолет был бы комфортнее и приятнее для пассажиров. Но и Ан-2 после ремоторизации для жителей труднодоступных регионов будет лучше, чем ничего. Главное, чтобы теперь появление новой техники не увязло в борьбе за многомиллионные бюджеты и спорах чиновников о том, какой проект предпочтительнее.

Мария Соколова

Ссылка на первоисточник
наверх