1902 - Родился Феликс Генрих Ванкель — соавтор изобретения роторно-поршневого двигателя (так называемого двигателя Ванкеля), конструкция которого была впервые показана в 1957 году, вместе с инженером компании NSU Вальтером Фройде, которому и принадлежала идея данной конструкции двигателя.
В 1936 году прототип двигателя Ванкеля заинтересовал BMW — Феликс получил деньги и собственную лабораторию в Линдау для разработки опытных авиадвигателей.
Впрочем, до самого разгрома фашистской Германии ни один двигатель Ванкеля в серию не пошёл. Возможно, на доведение конструкции до ума и создания массового производства требовалось слишком много времени.
После войны лаборатория была закрыта, оборудование вывезено во Францию, а Феликс остался без работы (сказалось былое членство в национал-социалистической партии). Однако вскоре Ванкель всё же получил должность инженера-конструктора в компании NSU Motorenwerke AG, являющейся одним из старейших производителей мотоциклов и автомобилей.
В начале 1950-х годов в СССР была создана серия авиадвигателей ВП-760, ВП-1300, ВП-2650 — пятилучевых двухтактных звёзд мощностью от 40 до 130 л. с. и весом от 25 до 100 кг, сотрудника Пермского моторостроительного завода 19, авиационного инженера Валентина Валентиновича Полякова (поршневики; вращающийся золотниковый ГРМ и двухступенчатые поршни, совмещённые с нагнетательными, никакого отношения к Ванкелю не имеют) созданных для лёгкой авиационной техники и прошедших успешные испытания в небольшой серии в ДОСААФ.
Позднее, в 1990-х годах, в Научно-техническом центре ВАЗ были созданы ВАЗ-416, ВАЗ-426, ВАЗ-526.
Несмотря на ряд попыток установки двигателя Ванкеля на самолётах (опытные образцы испытывались в разных странах с 1950-х годов), он не нашёл широкого применения в авиации. В настоящее время (2011) двигатель Ванкеля устанавливается на некоторые модели мотопланеров Schleicher.
В 2019 году российские учёные из Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова и Фонда перспективных исследований решили эту проблему, создав РПД на основе материалов нового поколения — интеркерамоматричных и металлокерамоматричных композитов. Согласно результатам испытаний, износ этих элементов пренебрежительно мал. Все они сохранили свою работоспособность, подтвердив возможность и перспективность применения композиционных материалов для изготовления наиболее нагруженных и проблемных элементов РПД. В новом отечественном двигателе применена также специально разработанная для РПД система турбонаддува с охлаждением воздуха и новая система управления.
1916 - На восточном фронте под Ригой состоялось боевое крещение немецких бомбардировщиков VGO.I. Бомбардировщики VGO.I и VGO.II сбросили первые бомбы на позиции русской пехоты. Первый тяжёлый самолёт серии R - VGO I представлял собой деревянный трехмоторный биплан. Один двигатель Майбах HS (235 л. с.) устанавливался в носовой части фюзеляжа, два (с толкающими воздушными винтами) крепились между крыльями. В передних частях мотогондол этих двигателей располагались кабины стрелков. Самолёт был оснащён оригинальным шасси, которое стало традиционным для тяжёлых самолётов Цеппелина: кроме двойных тележек основных опор оно включало носовую колесную опору и хвостовой костыль. Экипаж - пилот (командир), штурман и три механика (стрелки).
Не имея возможности прекратить постройку дирижаблей (военные заказы носили обязательный характер), он организовал совместно с фирмой "Гота" новое предприятие "Фершухсбау Гота Ост", сокращенно - VGO. К работе над проектом граф привлёк целую бригаду талантливых авиаконструкторов, среди которых были Эрнст Хейнкель, Клаудио Дорнье и Адольф Рорбах. Силовую установку разрабатывали выдающиеся инженеры - двигателисты Майбах и Мааг, электросистему - Оскар Вильке и Роберт Бош. Не остался в стороне и "отец металлического самолётостроения" Хуго Юнкерс. Вряд ли когда-нибудь ещё под одной крышей собиралось столько знаменитых имён. Общая концепция машины базировалась на довоенном проекте трансконтинентального пассажирского самолёта профессора аэродинамики Хельмута Хирта. Несомненно, определенное влияние на разработчиков оказал и первый в мире четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец". Однако немецкий самолёт нельзя считать ни копией, ни аналогом аппарата Сикорского. За исключением общепринятой в то время бипланной схемы, в них не просматривается общих черт. Новому классу самолётов присвоили кодовое обозначение - литеру "R" от немецкого слова "ризен" - "огромный", так как VGО.I был самым большим самолётом в мире. Это первенство аппараты серии "R" сохраняли до конца войны.
1918 - Состоялся первый полёт прототипа самолёта Bristol Type 24 Braemar, оборудованного двигателями Armstrong Siddeley Puma мощностью 230 л.с. Успешные налёты немецких тяжёлых бомбардировщиков на Лондон заставили англичан принимать ответные меры. Для нанесения бомбовых ударов по промышленным объектам в Руре и Рейнской области, а так же и по Берлину был сформирован специальный отряд 41st Wing Royal Flying Corps. Для него на компании British and Colonial Aeroplane Co. Ltd (BCAC) было поручено разработать дальний тяжёлый бомбардировщик. Проектирование самолёта возглавили капитан Фрэнк Барнвелл и В.Т. Рэйд. В конце 1917 года был готов проект самолёта, получившего обозначение Bristol Type 24 Braemar. Он представлял собой триплан полностью изготовленный из дерева и ткани. Первоначально планировалось установить четыре двигателя,которые через сложную систему передаточных механизмов должны были вращали два больших пропеллера, однако такая система оказалось слишком сложной и ненадёжной и её заменили на следующую - на каждом крыле установили тандемно по два двигателя.
1930 - Ряд ведущих авиаспециалистов и руководителей обратились в правительство с письмом о необходимости организации НИР в области моторостроения. "Известно, что за все 13 лет мы не создали ни одного законченного своего авиадвигателя, который стоял бы на наших самолётах. За это время в Союзе разными организациями было запроектировано более 40 двигателей, 30 из них было сдано в производство, около 15 построено, но ни один из них не стоит и, вероятно, не будет стоять на самолётах...Наше опытное строительство исключительно бесплодно..."
1932 - Состоялся первый полёт американского гоночного самолёта Gee Bee Model R-1(2) Super Sportster, пилот Рассел Бордман. 3 сентября на 3-километровой базе знаменитый пилот гоночных самолётов Джеймс Дулитл установил новый рекорд скорости для сухопутных самолётов, равный 296,298 миль/час, а двумя днями позже выиграл кольцевую гонку на приз Томпсона, установив и там новый рекорд в 252,686 миль/час.
1936 - Состоялся первый полёт бомбардировщика-разведчика Breguet Br.420, разработанного французской фирмой Societé Anonyme des Atelliers d'Aviation Louis Breguet. Самолёт представлял собой модернизированный самолёт Breguet Br.414. Основные изменения коснулись конструкции фюзеляжа и хвостовой части, обеспечивающие продольную устойчивость самолёта. Самолёт прошёл испытания, однако к тому времени требования военных значительно возросли и Br.420 как и его предшественники был отвергнут.
1937 - Первый полёт амфибии Vought-Sikorsky VS-44. Произведенный в конце эпохи больших коммерческих пассажирских летающих лодок, VS-44 был построен в трёх экземплярах. Sikorsky (и Vought, с которым он к тому времени соединился) не нашли покупателей и проиграли более известным Boeing и Martin Сlippers. Три построенных самолёта - "Экскалибур”, “Эксамбиан” и "Эксетер" служили в ВМС США, где обозначались JR2S. Эти самолёты оказались самыми дальнобойными авиалайнерами в мире и устанавливали рекорд за рекордом. Это был единственный самолёт, способный безостановочно летать через Северную и Южную Атлантику с полной полезной нагрузкой свыше 3100 миль.
1937 -Катастрофа самолёта ДБ-А "СССР Н-209", КК Герой Советского Союза Сигизмунд Александрович Леваневский.После остановки одного двигателя из 4-х самолёт попал в зону обледенения и, предположительно, произвёл вынужденную посадку на арктический лёд. Экипаж и самолёт не найдены, причины ЛП не установлены. Погибло 6 человек.
1939 - Начались лётные испытания английского многоцелевого бомбардировщика-патрульного самолёта Vickers Warwick, пилот М.Саммерс совершил короткий полёт из Уэйбриджа с одним наблюдателем на борту. Максимальный вес уже возрос до 19134 кг, но даже при взлётном весе 13608 кг, как в первом полёте, характеристики были низкими, управляемость плохой и самолёт вряд ли мог лететь на одном моторе. Это был обескураживающий старт для нового бомбардировщика.
1941 - «Цирк Шубикова» на ТБ-3 «звено Вахмистрова» повторил полёт на налёт на Чернаводский мост, на этот раз шестью пикировщиками И-16. Все было как в предыдущем вылете, только время старта сместилось на полчаса. Атака состоялась в 5.50, пилоты отметили пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста. На обратном пути шестерка проштурмовала вражескую пехоту в районе Сулина, а в 7.05 приземлилась в Одессе. Далее следовала дозаправка горючим и перелёт в Евпаторию.
1941 - Уже в первых вылетах на Ме-163 была превышена скорость 800 км/ч, что превышало официальный мировой рекорд скорости в то время. Максимальный результат, показанный при старте с земли - 920 км/ч, на большее не хватало топлива, полёты длились порядка 4 минут. Для достижения магической цифры в 1000 км/ч пилот Диттмар, проводивший испытания, предложил полностью заправленный самолёт поднять на буксире на высоту порядка 4000 м. и после отцепки запустить двигатель
1944 - В августе завод №45 освоил производство авиадвигателей АЧ-30Б для бомбардировщиков Ер-2 и Пе-8.
1945 - Первый полёт экспериментального лёгкого вспомогательного МиГ-8 «Утка»; лётчик-испытатель Жуков Александр Иванович.
Проект разрабатывался в инициативном порядке. Он был предназначен для испытания самолётов с большой стреловидностью крыла. Основной особенностью было использование аэродинамической схемы "Утка", что также было частью эксперимента. Предполагалось, что такая схема позволит отодвинуть максимальную скорость флаттера. Кроме того, толкающий винт давал возможность проверить управляемость на малых скоростях при отсутствии обдува крыла винтом, изучить управляемость на земле, вопросы взлёта и посадки в условиях отсутствия обдува винтом органов управления. За всю эксплуатацию самолёт не потерпел ни одной аварии, не имел предпосылок к лётным происшествиям. Накопленный опыт применения стреловидных необдуваемых крыльев был позднее применён при постройке советских реактивных истребителей.
1955 - Окончание госиспытаний турбореактивного АЛ-7 Архипа Михайловича Люльки.
1955 - Вышло постановление СМ СССР «О создании и изготовлении ракет Р-12». В октябре 1955 года был готов эскизный проект, ракета предназначалась для поражения площадных целей (площадью около 100 кв. км). Первый испытательный пуск Р-12 был произведён 22 июня 1957 года.
1959 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК к-н Старов И.А. Экипаж, 6 человек, погиб.
1962 - Поднялся в воздух первый из двух построенных опытных самолётов HS 125, полёт длился 56 минут. Оснащённые турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Viper 20 тягой 1361 кгc, оба этих опытных самолёта проходили обширные лётные испытания. Разработка самолёта Brirtish Aerospace HS 125 началась в 1961г., когда конструкторская группа компании de Havilland под руководством Дж. Гудвина стала работать над проектом D.H.125. Этот самолёт предполагалось использовать как коммерческий транспортный с размещением двух членов экипажа и шести или восьми пассажиров. Это был передовой проект, известный также под названием Jet Dragon. Самолёт имел конфигурацию низкоплана с цельнометаллической, в основном, конструкцией, надежный герметичный фюзеляж, Т-образное хвостовое оперение, убирающееся трехопорное шасси со спаренными колёсами на каждой стойке и два турбореактивных двигателя Bristol Siddeley, установленных в гондолах на пилонах по бокам задней части фюзеляжа.DH.125 стал последним самолётом марки "DH" - фирму "de Havilland" в 1960 году поглотил концерн "Hawker Siddeley Group", но самолёт некоторое время продолжал продаваться под индексом HS.125.
1964 - Сергей Павлович Королёв собрал у себя широкое техническое совещание, на котором было доведено всем заинтересованным лицам о проекте "Н1-ЛЗ". На него были приглашены все Главные конструкторы, начальники главков госкомитетов, председатели совнархозов, командование ВВС и ракетных войск, космических средств МО, представители Академии наук, руководители НИИ-4, НИИ-88 и полигонов.
1967 - Первый Britten-Norman BN-2 Islander поступил в коммерческую эксплуатацию. BN-2 Islander представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел).
1974 - Глушко Валентин Петрович назначен руководителем НПО “Энергия”.
1974 - Полетела беспилотная мишень PQM-102A. По мере вывода "Дельта дэггер" F-102A из боевых подразделений встал вопрос об их дальнейшем использовании. Было решено переделать в беспилотные мишени. Их предполагали использовать для испытания новых вооружений и для тренировок боевых пусков ракет. Лучший проект доработок предложила фирма "Сперри", которая и получила 31 марта 1973 года контракт на 5,5 млн.долларов для переделки первых 6 самолётов. Общее число выпущенных компанией мишеней достигло 200. Из первых шести четыре были выполнены в виде QF-102А - пилотируемого варианта, используемого для различных испытании в рамках проекта "Пейв Дьюс".Всего "Сперри" на своем заводе в Крестью, Флорида между 1974 и 1977 годами выпустила 65 PQM-102A. Впервые мишень была использована в июне 1975 года, и в дальнейшем применялась на полигонах Тиндэлл и Хоулломэн в течение нескольких лет.
1976 - Первый полёт в США Bell Model 222, двухмоторного лёгкого коммерческого вертолёта.
1980 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-24МР.
1987 - Первый полёт учебно-тренировочного штурмовика Су-28 (Су-25УТ).
1990 - (по 20 октября) Началась грандиозная воздушно-транспортная операция по эвакуации индийских граждан из Кувейта в столицу Иордании Амман, а затем в Бомбей. В Кувейте индийцы попали в бедственное положение, после того как 11 днями ранее это небольшое государство было неожиданно оккупировано иракской армией. Опасаясь потока беженцев и распространения военных действий на свою территорию, все государства региона, кроме Иордании, закрыли границы с Ираком и Кувейтом. За 63 дня "Боинги" и "Эрбасы-310" государственной компании Air India, авиакомпании Indian Airlines и самолёты ВВС Индии совершили 488 полётов и перевезли свыше 175 тысяч пассажиров. Эта крупнейшая в истории авиации эвакуация, осуществлённая невоенными самолётами, вошла в Книгу рекордов Гиннесса. А около 100 тысяч "путешественников поневоле" получили компенсацию в общей сложности около миллиарда долларов.
1991 - Первый полёт многоцелевого истребителя-бомбардировщика МиГ-29М/6 (9-15-7); лётчик-испытатель Гарнаев Александр Юрьевич.
1997 - Первый полет самолета А330-200. Программа по разработке самолета A330-200 началась в ноябре 1995 года с целью создания конкуренции американскому Boeing 767-300ER, а также в качестве замены самолета Airbus A300-600R. Модификация A330-200 была разработана и построена на основе самолета А330-300. Крылья, оборудование и компоновка кабины пилотов у этих самолетов идентичная. Под крыльями на пилонах у А330-200, устанавливаются два турбореактивных двигателя Rolls Royce Trent-700 или PW-4000 американской фирмы «Pratt & Whitney». Также на А330-200 эксплуатируются моторы General Electric CF6-80Е1.
1998 - С российского космодрома Байконур (Казахстан) ракетой-носителем "Союз-У" ПВБ M15000-658 осуществлён запуск космического корабля "Союз ТМ-28" (Союз 7К-СТМ № 77) с космонавтами Геннадием Ивановичем Падалкой (1-й полёт), Сергеем Васильевичем Авдеевым (3-й полёт) и Юрием Михайловичем Батуриным (1-й полёт) на борту. Стыковка с ОС "МИР" 13 августа, посадка корабля 28 февраля 1999 года.
2001 - Мировой рекорд высоты установившегося полёта - 29 524 м, ДПЛА "Гелиос" на солнечных элементах (США).
2014 - Совершил свой первый официальный полёт новый южноафриканский самолёт AHRLAC. Лёгкий боевой самолёт, разработкой которого занимается группа Paramount Group, поднялся в небо из аэропорта Вундербум, расположенного вблизи Претории (столица ЮАР). Лёгкий боевой самолёт AHRLAC (расшифровывается как Advanced High Performance Reconaissance Light Aircraft) был объявлен первым "полностью созданным в Африке самолётом". Опытный образец машины, поднявшийся в небо в августе 2014 года, имеет обозначение Experimental Demonstrator (XDM).
Первый прототип перспективного лёгкого боевого самолёта был собран на предприятии Centurion, которое контролируется группой Paramount Group южноафриканской компании Aerosud. Именно компания Aerosud выполняла роль головного технического подрядчика работ по данной программе. В настоящее время в цехах компании Centurion идет сборка второго прототипа AHRLAC, который получил обозначение Advanced Demonstrator (ADM). Данная машина уже будет оснащена специальным оборудование, вооружением, а также катапультируемыми креслами Martin Baker Mk 17.
Свежие комментарии