На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Цыбин
    С каких пор Ми-28 стал первым с продольной компоновкой кабины? А Ми-24Б? Что за безграмотный аффтор пишет такую муть?Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 21 октября

1863 - В статье русского писателя, журналиста, а также исследователя в области авиации Аркадия Васильевича Эвальда "Воздухоплавание", которая была размещена в газете "Голос", впервые было использовано слово "самолёт" как летательный аппарат.

Этот день в авиации. 21 октября

1910 - Впервые в России совершён междугородный воздушный перелёт - по маршруту Петербург - Гатчина дальностью 64 км пилотом Евгением Владимировичем Рудневым с механиком С. Плотниковым, на Farman HF-III. 

1921 – Первый полёт Thomas-Morse MB-6.

В 1920 году фирма Thomas-Morse Aircraft выставила на соревнования Pulitzer Trophy race сразу два своих самолёта MB-3, под номерами 41 и 43. Лейтенант Гарольд Хартней на 41-м занял второе место. Этот успех побудил командование Армейской авиации заказать фирме специализированный гоночный самолёт и  24 мая 1921 года был подписан контракт на строительство трёх MB-6 (68537/68539). Новый самолёт представлял собой облегчённую модификацию MB-3 с укороченными крыльями и двигателем Wright H-2 мощностью 400 л.с. Осенью 1921 года все три самолёта были переданы для испытаний в McCook Field. 21 октября этого же года первым поднялся в воздух самолёт с номером 68537. Еще один самолёт (68539) использовался только для статических тестов, а последний (68538) был разрушен в ходе испытаний. В гонке Pulitzer Trophy race 1921 года MB-6 занял третье место (развив среднюю скорость в  258.64 км/ч)  пропустив вперёд два самолёта фирмы Curtiss. В следующем году обозначение самолёта изменили на R-2 (стандартное обозначение армейских гоночных самолётов).

Этот день в авиации. 21 октября
1923 - Совершил свой первый полёт самолёт АНТ-1 конструкции Андрея Николаевича Туполева.
В октябре 1922-го при ЦАГИ была организована комиссия по постройке цельнометаллических самолётов, председателем которой стал А.Н. Туполев. В это же время Андрей Николаевич формирует опытное конструкторское бюро. И уже через год появляется первый отечественный самолёт смешанной конструкции. АНТ-1 - одноместный спортивный моноплан с двигателем "Анзани" (Франция) мощностью 35 лошадиных сил и размахом крыла 7 метров. 21 октября лётчик-инженер ЦАГИ Евгений Иванович Погосский совершает первый полёт на АНТ-1 с территории бывшего Кадетского плаца в Лефортово. Полёт прошёл успешно на высоте 600 метров со скоростью 125 км/ч. Всего же А.Н. Туполев разработал более 100 типов самолётов, 70 из которых пошли в серию...
1923 - В Мюнхене (Германия) в Немецком музее профессор Вальтер Бауэрсфельд продемонстрировал публике первый проекционный планетарий. Через два года в этом музее открылся первый в мире постоянный планетарий. Он был рассчитан на 180 мест. Диаметр купола — 15 метров.

Этот день в авиации. 21 октября
1929 - Создан Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21.
Этот день в авиации. 21 октября
1930 - Первый полёт лёгкого транспортного самолёта Couzinet 30.
В 1928 году конструктор Рене Кузине (Rene Couzinet) спроектировал Couzinet 10 — первый самолёт семейства Arc en ciel («Радуга»). Он предназначался для установления рекорда дальности полёта, но потерпел аварию и был разрушен. Дальнейшим его развитием стал Couzinet 30 для туристических полётов и почтовых перевозок.
Как и его предшественники, Couzinet 30 представлял собой деревянный низкоплан с неубирающимся шасси и оригинальной формой хвостовой части. 3 × двигателя Salmson 9AD позволяли развить скорость до 178 км/ч, дальность полёта — 2000 км. В кабине самолёта размещались 1-2 члена экипажа (пилот и штурман) и 4 пассажира. Couzinet 30 показал отличные лётные характеристики и демонстрировался на авиасалоне Ле-Бурже. Но покупателей найти не удалось и в серийное производство самолёт не запустили. Единственный построенный Couzinet 30 использовался лично Рене Кузине до 1935 года.

Этот день в авиации. 21 октября

1937 - По обвинению во аредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации арестован авиаконструктор А.Туполев. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке.
Этот день в авиации. 21 октября
1940 - Первый полёт корабельного КОР-2 (Бе-4) КБ Георгия Михайловича Бериева; лётчик-испытатель Николай Петрович Котяков- на борту крейсера "Максим Горький". КОР-2 представлял собой цельнометаллическую летающую лодку с монопланным крылом типа "парасоль". На самолёте был установлен мотор воздушного охлаждения М-62. В феврале 1941-го КОР-2 вышел на испытания. Машина была рекомендована в серию, однако из-за войны работы по внедрению КОР-2 сильно замедлились. За 1941 – 1945-е выпустили всего 44 машины.
Этот день в авиации. 21 октября
1942
 - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2434. «О порядке решения через НКВТ вопросов поставок самолётов по Восточной трассе».
Картинки по запросу 21 октября 1944 камикадзе HMAS Australia

1944 - Первая атака камикадзе. Японский летчик, имя которого неизвестно, атаковал тяжёлый крейсер «Австралия». Погибло 23 моряка и 52 было ранено (включая командира, умершего от ран впоследствии).

1944 - Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об установлении ежегодного праздника - Дня артиллерии. С 1964 г. - День ракетных войск и артиллерии, (до 1988 г. отмечается в третье воскресенье ноября - 19 ноября) позднее перенесен на 21 октября.

Этот день в авиации. 21 октября
1947 - Первый полёт Northrop YB-49. Было построено два опытных образца дальнего тяжёлого бомбардировщика YB-49. Самолёт имел взлётный вес 97 000 кг, пустой самолёт весил 40 000 кг. Максимальная скорость на высоте 9000 м была равна 835 км/час. На самолёте был совершен перелёт на расстояние 5550 км со средней скоростью 610 км/час.
1947Первый полёт Leduc 0.10. Это был экспериментальный самолёт, построенный во Франции, спроектированный Рене Ледюком - один из первых в мире самолётов, которые летали исключительно на прямоточном воздушно-реактивном двигателе.
Leduc 0.10 был сброшен с носителя Sud-Est Languedoc и совершил планирующий полёт. Испытания самолёта с работающим двигателем начались 21 апреля 1949 г.
Этот день в авиации. 21 октября
1950 - В СССР с полигона Капустин Яр впервые в истории космонавтики была запущена одноступенчатая баллистическая ракета с отделяемой головной частью - Р-2, конструкции Сергея Павловича Королёва.
Ron Eisele в Twitter: "21 October 1950. First flight of the Martin 4-0-4,  N40400. American pressurized passenger twin engine short/medium range  airliner, revised version of the 2-0-2 and 3-0-3.… https://t.co/2lJAt2KPGE"
1950 - Первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта Martin 4-0-4. После проблем с Model 2-0-2 (недостаточная прочность конструкции крыла) компания "Martin" решила отказаться от дальнейшей разработки вариантов 3-0-3 и 3-0-4, отдав предпочтение значительно переработанному Model 4-0-4. И снова первый прототип переделали в самолёт для проведения испытаний и сертификации. Model 4-0-4 имел удлиненный на 1 м фюзеляж, что позволило поставить дополнительный ряд кресел, - теперь в герметичной кабине могли разместиться 40 пассажиров и три члена экипажа. На самолёте сохранили двигатели R-2800-CB16 Double Wasp от Model 2-0-2А, но максимальная взлётная масса возросла до 20366 кг. 
Этот день в авиации. 21 октября
1959 - Первый запуск первой советской крылатой ракеты морского базирования П-35 /SS-N-3B/Sepal (8К44), созданной в ОКБ-52 под руководством конструктора Владимира Николаевича Челомея.
Этот день в авиации. 21 октября
1959 - Пилот McDonnell Aircraft Corporation Джеральд Хьюлсбек погиб на первом прототипе YF4H-1 Phantom II при попытке установить рекорд высоты полёта.
Этот день в авиации. 21 октября

1960 - Первый полет палубного самолета ДРЛО Нортроп Грумман Е-2 "Хокай", США.

Этот день в авиации. 21 октября

1960 - Первый полёт СВВП Hawker Siddley Р.1127 (Великобритания).
1961 - Первый полёт Breguet  Br.1150 Atlantic, управляемого лётчиками-испытателями Бернаром Уитти и Ивом Брюном. Это самолёт военно-морских сил дальнего радиуса действия, принятый на вооружение стран НАТО в 1964 году. Может использоваться в качестве патрульного или противолодочного самолёта. Может нести ракеты класса «воздух - земля». Atlantique 2 - это обновлённая версия Breguet Br.1150 Atlantic разработанная для нужд ВМС Франции.Кроме основных задач, для которых был спроектирован самолёт (противолодочного и противоназемного), Atlantic может использоваться в качестве поискового и спасательного для терпящих бедствие, постановщика и обнаружителя мин или разведчика дальнего радиуса действия.Atlantic может нести 8 противолодочных торпед (например, Mk 46) или 12 глубинных бомб или пару противокорабельных ракет Exocet.
Этот день в авиации. 21 октября
1966 -  Состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта для коротких авиалиний Як-40 с тремя ТРДД АИ-25, созданного в ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Лётчики-испытатели Арсений Леонидович Колосов и Юрий Владимирович Петров.
Як-40 - реактивный лайнер для местных линий. 30 сентября 1968-го он впервые вышел на линию Москва - Кострома. Для коммерческих авиакомпаний он был невыгоден, поскольку три двигателя АИ-25 расходовали много топлива. Як-40 попал не только в государственные компании союзных стран, но и на Запад - в Италию, ФРГ, Францию, где использовался как корпоративный самолёт.
Этот день в авиации. 21 октября
1970 - Вспомогательный самолёт U-8 «Семинол» (ВВС США) был перехвачен и принудительно посажен в Армении. На борту находились два американских генерала и турецкий полковник. Самолёт посадили, но он попытался тут же взлететь. Однако аэродромная служба не растерялась, поперёк полосы успели поставить заправщик.
1971 – Первый полёт Italair Pegaso. Это был шестиместный низкоплан конструкции Стелио Фрати, оснащенный двумя шестицилиндровыми двигателями Continental IO-520-F мощностью 300 л.с. (220 кВт) с двухлопастными пропеллерами постоянной скорости Hartzell HC-C2YF-2CDF. В начале 1980-х годов Фрати разработал модернизированную версию самолёта, оснащенную турбовинтовыми двигателями Allison 250 вместо поршневых двигателей Pegaso. В серии не строился.
Этот день в авиации. 21 октября
1977 - Лётчик-испытатель Светлана Евгеньевна Савицкая на Е-133 (учебно-тренировочном МиГ-25РУ) на дистанции 500 км достигла средней скорости 2466,31 км/ч.
Этот день в авиации. 21 октября
1978
 - Человек по имени Фредерик Валентич (Frederich Valentich) таинственно исчезает во время полёта Cessna 182L над проливом Басс в Австралии после встречи с неопознанным летающим объектом.  Маршрут составлял примерно 235 километров из аэропорта Муррабин до острова Кинг. Погодные условия были прекрасными. На борту самолёта было 4 спасательных жилета и радиомаяк; сам самолёт мог оставаться на плаву как минимум несколько минут в случае падения в море. На протяжении перелёта Валентич неоднократно связывался с Управлением воздушным движением в Мельбурне и сообщал о необычном воздушном судне, которое преследовало его. Он описывал странности в поведении судна и его конструктивные особенности. Его последнее сообщение гласило:
"...Этот странный самолёт снова завис надо мной. Он висит… и это не самолёт".За этими словами последовали 17 секунд шума, описанного как «металлические, скрежещущие звуки», после чего связь оборвалась Ни его самого, ни его самолёта так и не нашли.
1989 - С этого года празднуется "День ракетных войск и артиллерии".
9 ноября 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об установлении ежегодного праздника - Дня артиллерии. С 1964 года "День ракетных войск и артиллерии", отмечался в третье воскресенье ноября. С 1989 г. праздник перенесён на 21 октября.
Этот день в авиации. 21 октября
1991 - Совершён первый в мире полёт над Эверестом на воздушном шаре. Для того чтобы стать первым человеком, который пролетит над Эверестом в воздушном шаре, 62-летний британец Лео Дикинсон взлетел на высоту 11980 метров - где температура упала до - 56 градусов Цельсия. Он делал свои снимки, используя переносную 35-миллиметровую камеру с широкоугольным объективом.
Этот день в авиации. 21 октября
1997 - Окончание кругосветного путешествия самолёта Ан-2 (начало 22.07.), посвящённого 50-летию создания антоновского биплана.
Этот день в авиации. 21 октября 1998 - Первый полностью успешный запуск ракеты-носителя «Ариан-5», способной выводить на низкоорбитальную орбиту 18 тонн. Этот день в авиации. 21 октября 2001 - В России в 08:59:35 UTC (12:59:35 мск) с 5-й пусковой установки 1-й стартовой площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" в Казахстане ракетой-носителем "Союз-У" (11А511У) ПВБ F15000-672 672 осуществлён запуск пилотируемого космический корабль "Союз ТМ-33" [11Ф732 № 207] по программе замены корабля -спасателя с экипажем в составе Виктора Михайловича Афанасьева (командир, 4-й полёт), Константина Мироновича Козеева (1-й полёт) и французского космонавта Клоди Эньере (HAIGNERE Claudie, 2-й полёт). Стыковка 23 октября. Посадка экипажа 31 октября 2001 года на КК "Союз ТМ-32". Посадка КК "Союз ТМ-33" 5 мая 2002 года.

2011 - В 10:30:26 UTC (14:30:26 мск) с площадки ELS космодрома Куру во Французской Гвиане стартовыми командами предприятий Роскосмоса и компании Arianespace выполнен пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" ("Союз-СТ-Б") № VS01 B15000-001 001 с разгонным блоком "Фрегат-МТ" и двумя европейскими навигационными спутниками Galileo (Galileo 1 (IOV PFM, GSAT 0101, Thijs) и Galileo 2 (IOV FM2, GSAT 0102, Natalia)) на борту. Вариант «Союз-СТ» для запуска с космодрома Куру на базе «Союз-2.1б». Первый запуск «Союз-СТ-Б» произведённый с космодрома Куру.

2011 - Мультикоптер с электрическим приводом впервые достигает устойчивого полёта без помощи земли. 16-роторный вертолёт e-volo VC1 Volocopter с батарейным питанием достигает высоты 3 метра (10 футов) в течение 90 секунд, в Карлсруэ, Германия.

Картина дня

наверх