1918 - В Егорьевске возобновила работу Гатчинская авиационная школа и получила новое название: 1-я Московская школа военных лётчиков Красного Воздушного Флота.
1920 - На базе Московского авиационного техникума, организованного в 1919 г. по инициативе проф. Николая Егоровича Жуковского, сформирован Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В сентябре 1922 г. реорганизован в Академию Воздушного флота им. проф. Н. Е. Жуковского. С 1925 г.— Военная Воздушная инженерная академия РККА, с 1946 г.— Военно-Воздушная инженерная академия им. проф. Н. Е. Жуковского В 1998 г. академия переименована в Военный авиационный технический университет.
1936 - Лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский в ходе заводских испытаний АИР-12 выполнил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Харьков дальностью 2 тыс.км за 10 час. 45 мин. Позже на нём летали Валентина Степановна Гризодубова и Марина Михайловна Раскова по маршруту Москва-Актюбинск.
1938 - Николаевская школа морских лётчиков Главсевморпути переименована в Военно-морское авиационное училище им. Сигизмунда Александровича Леваневского, позже Николаевское Военно-морское минно-торпедное авиационное училище им. С.А. Леваневского. В ноябре 1959 года Николаевское ВММТАУ было расформировано. На его базе, а также на базе 4-го УЦ и 21-го УЛЦ создаётся 33-й учебный центр авиации ВМФ.
Первый из трех опытных образцов самолётов D.H.100, первоначально именовавшийся "Спайд Крэб", совершил первый полёт 26 сентября 1943 г. На этом самолёте был установлен турбореактивный двигатель Де Хэвилленд "Гоблин" D.Gn.l с тягой 1230 кг. Первый серийный образец самолёта, получивший название "Вампир" F.I, совершил первый полёт в апреле 1945 г. Его серийное производство было начато на заводе фирмы "Инглиш электрик" в Престоне.
1955 - Образовано ГНПП "Мотор", ныне УМПО «Мотор» г.Уфа. За годы научно-производственной деятельности предприятием разработаны и серийно выпускались авиационные двигатели Р13-300, Р13Ф-300 и Р25-300 для истребителя МиГ-21 и перехватчика Су-15, Р95Ш и Р195 для штурмовиков Су-25 и Су-39, вентилятор двигателя РД-33 для самолёта МиГ-29, спроектированы маршевые газотурбинные двигатели ЗД45 и ЗД70 для сверхзвуковых беспилотных комплексов «Гранит» и «Вулкан».
1957 - Ту-95 принят на вооружение советских ВВС. Первыми получили самолёты 409 и 1006 тбап в Узине.
1967 - Правительства Франции, Западной Германии и Великобритании подписали меморандум, который предусматривает разработку широкофюзеляжного авиалайнера Airbus A300.
Проводились испытания самолёта на предельных режимах. Программа полёта подходила к концу. И вдруг... с земли раздался тревожный голос руководителя полетов:
- У вас на борту пожар. Приказываю немедленно катапультироваться. Под крылом дома. Там, внизу, всего в сотне метров — люди.
- Пока набираю высоту.
Это были последние слова Виктора Тимофеевича, услышанные на земле и увековеченные на магнитной ленте. Он миновал дома. Можно катапультироваться. Только сейчас Виктор Шкурат замечает, что ещё жив самолёт, что глухо, с перебоями бьётся его сердце. «Успею», - решает он, нацеливаясь на темный, безлюдный прямоугольник поля. Огненный шар коснулся одной борозды, другой... Запрыгал, заскакал и остановился. К самолёту спешили пожарные машины. Но Виктор Тимофеевич был уже без признаков жизни. Он сделал все, что мог. Шкурат сохранил машину, и инженеры легко определили причину пожара, раз и навсегда устранив её. Похоронен в городе Сумы, на Засумском кладбище...
1974 - Вышло Постановление СМ СССР о принятии на вооружение МБР "УР-100У"/SS-11 Mod4/Sego.
Ранним утром пилот Западно-Сибирского Управления ГА Серков Владимир Фёдорович, 1953 года рождения, произвёл самовольный взлёт на Ан-2 (рег. № СССР-79868) без пассажиров с одной из рулёжных дорожек аэропорта Новосибирск-Северный. Некоторое время покружив над городом на предельно малой высоте, в 8 часов 20 минут утра пилот направил свой самолёт в пятиэтажный жилой дом, находящийся по адресу Степная ул., 43/1.
Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания United Airlines проявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый Boeing 767, до сих пор находящийся во владении Boeing, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981 года.
1983 - Недавно поставленный на боевое дежурство спутниковый эшелон «Око» советской системы предупреждения о ракетном нападении выдал сообщение о нападении со стороны США. Спутники, находившиеся на высокой эллиптической орбите, наблюдали за районами базирования американских ракет под таким углом, что они находились на краю видимого диска Земли. Это позволяло обнаруживать стартующие ракеты на фоне тёмного космического пространства и таким образом определять факт запуска по инфракрасному излучению работающего ракетного двигателя. Такая конфигурация была выбрана, чтобы снизить вероятность засветок датчиков спутника отражённым от облаков или снега солнечным светом.
Тем не менее, в этот день после полудня спутник, район базирования американских ракет и Солнце оказались расположены так, что солнечный свет сильно отражался от облаков, расположенных на больших высотах. Вероятно, это был первый подобный случай на системе, принятой за год до этого на вооружение.
Тревога 26 сентября 1983 года была признана ложной решением оперативного дежурного командного пункта Серпухов-15, находящегося в 100 км от Москвы, подполковника одного из подразделений военной разведки советских спецслужб С. Е. Петрова. В подземном бункере системы дальнего обнаружения, в котором находился Петров, активизировались световая и звуковая сигнализации; системы оповещения начали показывать, что на территорию СССР запущено несколько американских ракет, однако Петров не увидел характерных для этого процесса вспышек и шлейфов огня от ракет, вылетающих из шахт в небо, а также потому, что радарное предупреждение этого не подтверждало, и сделал вывод, что система оповещений могла сработать ошибочно, так как, согласно базовым положениям доктрины протекающей на тот момент времени холодной войны, если одна из сторон наносит упреждающий ракетно-ядерный удар, то это должен быть массовый пуск ракет сокрушительной мощи, а не запуск нескольких баллистических ракет. Через несколько минут прекратили оповещать предупредительные сигнализации, погасло предупредительное табло. Как позже выяснилось, датчики спутника приняли за летящие ракеты обыкновенные облака на большой высоте.
Станислав Петров утверждал в одном из интервью, что отказался от команды запуска ответных советских ракет, передачи предупреждения вышестоящему начальству потому, что «когда люди начинают войну, они не начинают её только пятью ракетами. Пятью ракетами можно нанести всего лишь небольшой урон», то есть от США, в случае начала ими запуска межконтинентальных ракет на территорию СССР, ожидалось массовое нападение.
После выхода в отставку (в 1984 году) С. Е. Петров жил и работал в подмосковном Фрязино.Станислав Петров умер 19 мая 2017 года в возрасте 77 лет...
1983 - Запуск КК "Союз Т-10-1",командир корабля—Владимир Георгиевич Титов(1-й полёт), бортинженер—Геннадий Михайлович Стрекалов(3-й полёт). С космодрома Байконур предпринята попытка запуска пилотируемого космического корабля "Союз" с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на борту. За несколько секунд до старта на ракете возник пожар, приведший к взрыву и уничтожению РН и стартового комплекса. За несколько мгновений до старта сработала система аварийного спасения, которая отстрелила корабль с космонавтами и тем самым спасла им жизнь.
1991 - Тимур Автандилович Апакидзе первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.
Вылетев из Пулково, Ан-24 начал набор высоты, но спустя всего 5 минут упал в воды Финского залива. Все 10 человек на борту погибли. Согласно результатам расследования, двигатели работали вплоть до столкновения с водой. Также в кабине находились дымозащитные маски, которые экипаж успел подготовить.
... Причина катастрофы так и не была установлена.
1994 - Катастрофа под Ванаварой (Эвенкийский АО) Як-40 а/к Черемшанка.
Самолёт выполнял пассажирский рейс из Красноярска в Туру, всего на борту находились 4 члена экипажа и 24 пассажира. Пока проходил полёт, погодные условия в Туринском аэропорту Горный стали гораздо хуже, но экипаж не был своевременно об этом предупреждён. Борт трижды пытался совершить посадку в Туре и все три раза был вынужден прерывать заход. Тогда экипаж принял решение лететь на запасной аэродром - Ванавара, расстояние до которого составляло 453 километра. Но на расстоянии 41 километр от Ванавары топливо закончилось и двигатели остановились.
В сложившейся ситуации экипаж принял решение произвести вынужденную посадку на наиболее подходящую для этого площадку - берег р. Чамба шириной около 20 метров. С убранными шасси стал заходить на посадку, когда на скорости 235 км/ч начал врезаться в верхушки деревьев, при этом отделилась правая плоскость. Входя в быстро увеличивающийся правый крен, Як-40 врезался в землю у реки и полностью разрушился. Перевёрнутый фюзеляж остановился частично в воде и частично на берегу. Все 28 человек на борту погибли.
1997 - (по 6 октября 1997 года) лётчик-космонавт полковник Владимир Георгиевич Титов совершил четвёртый полёт в космос в качестве специалиста полёта шаттла «Атлантис» STS-86, командир Джеймс Уэзерби. В ходе полёта осуществлена стыковка с орбитальным комплексом «Мир», а 1 октября 1997 года В. Г. Титов выполнил выход в космос с борта шаттла.
2000 - Успешное окончание первого запланированного испытания ТРД АИ-22, разработанного ОАО «Мотор Сич» для самолёта Ту-324.
2002 - С космодрома Плесецк был запущен навигационный спутник "Надежда-М".
Экипаж:Командир экипажа-Александр Михайлович Самокутяев, бортинженер-1 - Серова Елена Олеговна, бортинженер-2 - Барри Вилмор. 12 марта 2015 года корабль совершил посадку в казахстанской степи.
Свежие комментарии