ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Когда в 1992 г. образовалось АООТ АНТК им. А. Н. Туполева и В. Т. Климов был избран его Генеральным директором, он пригласил В. В. Сулименкова своим заместителем по науке. Вскоре Вячеслав Васильевич был избран председателем Научно-технического совета, став главным идеологом Общества, вырабатывающим его научно- техническую политику.
Приняв эти обязанности, Сулименков начал искать научные пути перехода от социализма к рынку. В тяжелом положении фирмы они свелись к требованиям получения фирмой кредитов с низкими процентами. Он, как и В. Т. Климов, считал, что успех на рынке можно достигнуть тщательной проработкой серии проектов, из которых потребитель всегда может выбрать свой, нужный ему самолет и заказать его производство. Главные конструкторы понимали, что для рационального выпуска самолета нужен не один, а десятки потребителей и компромиссное, по их требованиям, изделие. Они также понимали, что потребитель 1990-х гг. и начала XXI в. руководствуется позицией: «Покажите изделие в работе, а мы решим, будем покупать или нет». А делать изделие надо на серийной оснастке. Потребитель еще не дорос до понимания необходимости финансировать создание нужного ему самолета на стадии проектирования. Поэтому, желая продвинуть свой самолет, главные конструкторы выступали за выбор одного-двух изделий, бросить на них все силы и т.д. В начале XXI в. их точка зрения восторжествовала, и пошли по более дешевому пути модернизации базовых самолетов.
Задержка выпуска российских самолетов и обилие типов иностранного производства, которые можно «пощупать», привели к наводнению российского рынка этими самолетами.
В начале лета 1994 г. Вячеслав Васильевич подвел итоги своим длительным размышлением о судьбах ОАО АНТК им. А. Н. Туполева, изложив их в докладе президиуму НТС 8 июля 1994 г., озаглавлен-
ного им «Путь к процветанию». Тезисы этого доклада опубликованы в сборнике «Вячеслав Васильевич Сулименков»1. К сожалению, этот «самиздатовский» сборник выпущен очень малым тиражом. Думаю, что его можно найти в Музее ОАО «Туполев» (набережная Академика Туполева, д. 17).
Доклад не был поддержан президиумом НТС (главными конструкторами), так как расходился с их частными точками зрения и недостаточным пониманием, что такое рынок. Еще не было понято, что конкурентоспособность самолетов — это не только их характеристики, а, в еще большей степени, высокое качество, сертифицирован- ность и точность работы производящих их заводов. Для российской промышленности это революционный по сознанию переход к полному внедрению информационных технологий, что потребует на 10—15 лет государственного кредитования в размере триллионов рублей с процентной ставкой не выше 4—5 %.
Всем, кто сможет, советую прочесть упомянутый выше сборник. В нем сестра Вячеслава Васильевича, Зоя Васильевна, приводит слова их бабушки: «Чего за кожей нет, того к коже не приставишь». У Су- лименкова «за кожей» было все, что нужно, чтобы по справедливости назвать его БОЛЬШИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
В начале июня 1994 г. В. В. Сулименков трагически погиб (в результате наезда на него легкового автомобиля, когда он на велосипеде объезжал стоящий грузовик).
Печальная судьба талантливых руководителей службы прочности — погибать в транспортных происшествиях: А. П. Ганнушкина сбил трамвай в Софии (Болгария), А. М. Черемухин скончался в автомобильном путешествии в Литве.
В мае 1995 г. В. Т. Климов пригласил меня к себе и предложил оставить роль «главного аэродинамика» и занять пост председателя НТС. О должности заместителя по науке — ни слова. Он сказал, что сделает председательство НТС должностью в ранге Главного конструктора с работой по контракту. В нем записали «положенные блага Главного конструктора», а оклад оставили без изменений. Еще он попросил меня уговорить Владимира Михайловича Вуля (ему было 75 лет) оставить свое место руководителя моторного отделения... Он оставил. Это вполне «укладывалось» в политику В. Т. Климова — менять руководителей технических направлений на молодых, что в принципе делает и весь мир.
Во Франции, например, в 65 лет отправляют на пенсию (размером порядка 70 % от заработка). Президент Ф. Миттеран [Mitterand] (если я не ошибаюсь) ввел «предпенсионное содержание»: человек на работу не ходит, но получает 90 % последнего оклада. В любой момент он может быть вызван на работу (работать на другой работе он не имеет права). Отправить на «предпенсионное содержание» могут, кажется, лет с 55.
«Повальная» замена руководства, как всякая революция, должна была и привела к негативным результатам по снижению работоспособности коллектива. Старые начальники, привыкшие к фактически нищенскому существованию, ничего и не требовали. Молодые, глядя на появляющихся «богачей» (все-таки капитализм), стали требовать и поддерживать в этом смысле свой «коллектив» в стремлении организовать работу по принципу: сначала деньги — потом работа. Это, как и следовало ожидать, приводило к падению работоспособности организации (старому руководителю большинство про такой порядок промолчало бы, и дело худо-бедно, но шло бы).
Никто из руководителей, включая В. Т. Климова, не понимал, что время, когда государство оставило фирму без оборотного капитала, требовало от коллектива кропотливого, практически «бесплатного», но энергичного, труда. Это было необходимо, чтобы выжить «без потерь» и снова «поднять голову». Наши и административные, и технические руководители, включая членов НТС, не видели, что для этого нужен выпуск быстро окупаемой (до года) «несамолетной» продукции для «новых русских»: строительные детали, инструмент, оборудование для торговли. Мы же продолжали жить по песенной технологии: «первым делом, первым делом самолеты...»
Хотя в Казанском филиале быстро поняли, что так называемые товары народного потребления могут оказать существенную финансовую поддержку, и уделили им должное внимание. Но это — так: «информация к размышлению».
Вернусь к своей судьбе в период, когда фирма переживала тяжелые времена.
На общем собрании НТС 26 мая 1995 г. меня по предложению В. Т. Климова избрали (94% голосов) председателем НТС. Так я стал первым и, как оказалось, последним штатным председателем вновь избранного 24 января 1995 г. НТС с внештатным заместителем — Вячеславом Сергеевичем Баклановым и внештатным секретарем — Владимиром Ивановичем Лысухиным.
Свой кабинет я оставил Анатолию Борисовичу Кощееву, который заменял меня с конца декабря 1994 г. во время моей болезни (второй инфаркт). В. Т. Климов обещал выделить мне отдельный кабинет и предлагал разные несбыточные варианты (даже отдать свою комнату отдыха)...
Дело закончилось тем, что я уютно расположился в маленькой комнатке полукруглой части здания КОСОСа, которую за семь лет до этого «вышиб» у А. А. Туполева для работы над книгой об А. Н. Туполеве. В этом же корпусе работали В. С. Бакланов и В. И. Лысухин, и это было удобно. В. Т. Климов и на этот раз оправдал данное ему на базе (ЖЛИ и ДБ) прозвище «Обещалкин».
Параллельно я продолжал заниматься угасающими иностранными делами.
Когда начинаешь что-то новое, обязательно надо оглянуться и посмотреть, что до тебя делали и почему. Для меня это было особенно важно: мне предстояла весьма далекая от аэродинамики работа.
Насколько я помню, при Андрее Николаевиче и Алексее Андреевиче до своей смерти председателем НТС был Александр Александрович Архангельский, а секретарем — Анатолий Сергеевич Ловцов.
Главным занятием НТС были рекомендации на награды и проведение юбилеев. В какой-то момент и каким-то неизвестным мне образом я тоже стал членом НТС и участвовал в юбилейных заседаниях. 20 мая 1975 г. я даже делал первое свое сообщение (доклад) на президиуме НТС в кабинете Архангельского «О трудовой и научной деятельности А. А. Туполева» в связи с его пятидесятилетием. Слушали меня скучающие члены НТС, особенно старшее поколение, хотя, видит Бог, я старался вложить в чтение доклада весь свой артистизм.
Обычно расширенные юбилейные заседания проходили в Круглом зале А. Н. Туполева: Г. А. Озерова, А. Э. Стерлина, К. В. Минкнера и др. Особо пышными были юбилеи А. А. Архангельского (1962 г.) — семьдесят лет и С. М. Егера (1964 г.) — пятьдесят лет, проводившиеся в Малахитовом зале. Юбилеи Андрея Николаевича были особой статьей. Помню, что я участвовал в организации его юбилея 1948 г. (60 лет) и, как в сказке говорится:
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам текло,
А в рот не попало...
В 1958 и 1968 гг. я в подготовке юбилеев А. Н. Туполева не участвовал.
По существовавшим тогда правилам некоторые отчетные документы утверждались НТС. Так, все отчеты о зарубежных поездках я отдавал секретарю НТС А. С. Ловцову на рассмотрение и получал обратно с его визой: «Рассмотрено» («Одобрено») НТС такого-то числа — секретарь НТС А. С. Ловцов». Хотя я, как член НТС, ни на одном таком заседании не присутствовал.
Когда к власти пришел В. Т. Климов, он сразу определил себя председателем НТС. Потом в конце 1992 г. были организованы выборы НТС, по разработанному положению, утвержденному Советом директоров 2 ноября 1992 г. После этого члены НТС и избрали председателем заместителя Генерального директора по науке Вячеслава Васильевича Сулименкова, о чем я упоминал выше. Сулименков главную задачу НТС видел в том, чтобы совет стал органом, организующим техническую политику нашего акционерного общества.
Поскольку избранный Совет директоров не знал, как управлять акционерным обществом, оно постепенно начало «съезжать» к краху. НТС при В. В. Сулименкове действовал в период еще малого градиента спада. Поэтому НТС мог заниматься техническими вопросами рассмотрения и оценки разных проектов и имел фонд из «прибыли» на научно-техническое развитие, который делился на разные проекты. Я пишу прибыль в кавычках потому, что настоящей, заработанной прибыли, как разности от проданной и затраченной стоимости, у нас не было. Целесообразность одновременной разработки многих разных проектов мотивировалась, как я упоминал выше, еще В. В. Сулименко- вым, при поддержке В. Т. Климова, тем, что «покупатель» всегда может найти и выбрать из этого множества предложений нужный ему самолет и инвестировать его создание.
Многие члены НТС, особенно главные конструкторы, возражали против одновременной разработки многих проектов, считая это «разбросом сил». Они предлагали выбрать один, ну, два, проекта в надежде, что это будет его самолет, и сосредоточить на них все оставшиеся в КБ силы. Путь это был тупиковый, так как мы еще не имели ни маркетинговых методик, ни системы сбора информации для выбора «покупаемого самолета», могли выбрать самолет еще никому не нужный, а в многообразии проектов всегда мог найтись «покупаемый».
Так, например, еще при командовании Алексеем Андреевичем был предложен проект укороченного Ту-204 — Ту-234 (или потом Ту- 204—300), явно намеченный на замену Ил-62. Это вызвало сопротивление тех, кто лоббировал фирму Ильюшина. Хотя о замене Ил-62 никто вслух не говорил, но Ту-234 был заблокирован, и денег на его испытания и сертификацию никто не дал под предлогом: «Денег нет!»
Сделанный самолет Ту-234 шесть лет стоял на летной базе без движения, а сейчас (в 2005 г.), сделанный в Ульяновске, «на ура» получил сертификат, но идет под лозунгом замены Ту-154 (с дальностью Ил-62!). В то же время ни один из самолетов, которые мы в эти шесть лет выдвигали вперед (Ту-204—100, Ту-204—120, Ту-214, Ту-334), в настоящую серию (более 50 единиц в год) за эти годы не пошел. И если говорить о самолетах, то жили мы работой А. С. Шенгардта, организовавшего коммерческую «доработку» ресурса самолетов Ту-154 и Ту-134.
Задним числом мы все крепки. Читая сейчас протоколы НТС 1992—1994 гг., при серьезности поставленных технических вопросов видишь всю нашу «наивность» в финансовых и маркетинговых делах и организации рыночного производства. Особенно это относилось к проекту Ту-330, да и ряду других (Ту-230, Ту-130, даже Ту-324).
Финансирование научно-технического развития проводилось из «прибыли», определяемой бухгалтерией как 30 % от затрат. Пока еще сильны были советские привычки, это проходило и, кажется, никто не думал, а что же все-таки такое «прибыль» и откуда она берется.
Первое протокольное заседание президиума НТС я провел 28 июня 1995 г. С В. С. Баклановым и В. И. Лысухиным мы согласились, что будем работать по тому же Положению о НТС от 1992 г., по которому велась работа под руководством В. В. Сулименкова. Возможность работать в направлении научно-технического развития сильно ограничивалась падением размера фонда, выделяемого для НТС. За полгода в 1995 г. НТС еще успел рассмотреть и выделить весьма ограниченные средства на ряд проектов самолетов (Ту-44, Ту-54, Ту-334, Ту-354, Ту-25 СХ, Ту-324, Ту-414, аэросани АС-2) и даже разработали и утвердили проект приоритета вложения сил и средств АНТК в каждый из проектов, конечно, включая финансирование извне.
Кроме того, мы рассмотрели вопрос о выделении средств на развитие опытных работ в отделениях и в последний раз выделили требуемые суммы.
В конце июня 1995 г. мы получили выписку из Протокола № 5 заседания Совета директоров АООТ АНТК им. А. Н. Туполева от 9 июня 1995 г. с просьбой рассмотреть на заседании НТС: «структуру АНТК, Положение о руководителе темы (главном конструкторе), проекты положений о центре сертификации, центре качества и центре управления программами АНТК, структуре и штатах этих центров, схеме их взаимодействия и выдать заключение и рекомендации».
Это поручение и практическое обнуление фондов стало началом прекращения серьезной работы НТС, как «законодателя» в направлении научно-технического развития нашего акционерного общества. Все острее вставал вопрос выживания, или как тогда говорили, выхода из «кризисной ситуации». Теперь задаваемые НТС вопросы и интересы коллектива, рассматриваемые НТС в первую очередь, сводились к поиску путей преодоления «кризиса» и все меньше относились к научно-техническим вопросам, которые для коллектива КБ и завода решались значительно быстрее на уровне, как говорил А. Н. Туполев, «горизонтальных связей».
Талантливая молодежь бежала в коммерческие предприятия или уезжала за границу: там «покупательная способность» пенсионного обеспечения (пособия) значительно превышала «способность» нашей зарплаты. Многие ушли на пенсию и стали подрабатывать торговлей своей сельскохозяйственной продукцией и т. п.
Поручение Совета директоров, как мне казалось, надо выполнять с максимальной добросовестностью. Так как я был наиболее свободным из всех членов НТС (у каждого были свои служебные обязанности), я принял такую схему работы: я готовлю проекты повестки дня советов, решений, замечаний, положений, приказов и других бюрократических бумаг, раздаю их членам президиума НТС с просьбой дать свои замечания и докладываю на президиуме НТС. На базе полученных замечаний готовлю выходной документ, который еще раз докладываю на президиуме НТС, потом на НТС и направляю в соответствующую, запрашивающую или надлежащую (по обязанностям) инстанцию.
Составляя свои проекты, я руководствовался следующими соображениями:
мы хотим выжить в условиях перехода к рыночным отношениям;
мы хотим эффективно (продуктивно) работать, чтобы выжить;
целесообразно использовать известный мне опыт организации работ зарубежных фирм, чтобы начать выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
С одной стороны, должен отметить, что у членов НТС я находил понимание, и подготовленные документы ими принимались. С другой — разные руководители реагировали тремя способами:
«нам нужны конкретные рекомендации», т. е. откуда взять деньги, как для этого поправить структуру или кого назначить, а «не общие рекомендации по организации работ»;
«все правильно, но где взять деньги?»;
однако в большинстве случаев было полное молчание, как будто ничего и не предлагалось.
Несмотря на то, что мы все свои основные материалы с рекомендациями направляли каждому следующему заседанию Совета директоров, генеральным директорам и президентам, оценки нашей деятельности мы не получали. Фонд НТС к этому времени (1996) оказался нулевым.
Предполагаю, что различие точек зрения НТС и Генерального директора В. Т. Климова, в конечном счете, привело к тому, что он создал так называемый Совет главных конструкторов (из членов НТС), который помогал ему превращать его решения в коллегиальные, направленные на сиюминутные действия и мало влияющие на перспективу развития.
По предложенному в 1996 г. «Положению об НТС» и заключенному со мной контракту мои полномочия как председателя НТС и самого НТС заканчивались в мае 1997 г. (через два года после образования). По предложению НТС Совет директоров продлил полномочия еще на год.
В начале лета 1997 г. на собрании акционеров состоялись очередные выборы Совета директоров. В. Т. Климов и его некоторые помощники после резкой критики в их адрес взяли самоотвод. Вновь избранный Совет директоров утвердил Генеральным директором Игоря Сергеевича Шевчука. Мы «навалили» на него все наши антикризисные бумаги и другие, принятые ранее решения НТС по организационным проблемам. Ни письменной, ни устной реакции на эти материалы в НТС не поступило, как и раньше от В. Т. Климова.
Новый генеральный директор, в отличие от старого, поднял научно- техническую марку НТС, поручая ему рассмотрение и оценку проектов, а также и их реализацию. Так, например: состояние дел по Ту-334; расширенное заседание президиума НТС по самолету Ту-324 с представителями Татарстана; нами был разработан и утвержден И. С. Шевчуком «Приоритет № 1 выполнения тематики АНТК им. А. Н. Туполева». Документ содержал 39 пунктов.
В его преамбуле сказано: «Начальники (руководители) структурных подразделений, отделений, цехов, бригад и т. д. выполняют работы по имеющимся заданиям (планам) и финансированию в последовательности тем, установленных данным приоритетом». Это означало, что подразделения не оставались без работы, так как начальники всегда имели возможность начать выполнять работу по высшему финансируемому приоритету.
Надеясь на мой опыт, Игорь Сергеевич посадил меня председательствовать на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов 22 октября 1997 г. в честь 75-летия нашего КБ. Более позорного председательства у меня не было. Открывая торжественное собрание, я волновался так, что в какие-то мгновения у меня мутнело перед глазами. Я путал Жуковского с Туполевым... Во время доклада
И. С. Шевчука мне удалось взять себя в руки, я перестал путать и импровизировал, предоставляя слово докладчикам. Но до сих пор при воспоминании об этом председательстве мне становится не по себе.
В тот же день я «свалился» с острым приступом сердечной недостаточности, сопутствующим ему воспалением легких и другими неприятными осложнениями. Меньше чем за два месяца я, в основном, справился с этим недугом и еще раньше периодически вел подготовку и заседания НТС.
В это время по решению НТС и указанию И. С. Шевчука мною, В. С. Баклановым и В. И. Лысухиным был подготовлен и утвержден 2 марта 1998 г. Генеральным директором АНТК им. А. Н. Туполева И. С. Шевчуком план работы НТС на 1998 г., состоящий из 22 пунктов, из которых 18 пунктов относилось к самолетам и научно- техническим вопросам.
Когда в апреле 1998 г. Совет директоров избрал Генеральным директором Василия Егоровича Александрова — генерала, начальника военного института, я провел в его присутствии несколько плановых заседаний НТС в обычной для меня коллегиальной манере. Кроме уже «традиционной» передачи ему материалов, выпущенных НТС, я направил свою пояснительную записку о работе НТС с предложением двух вариантов организации его работы: как управляющего научно-технического органа с руководством Генеральным директором или как коллективного помощника руководителя, работающего по его заданиям.
Через некоторое время, после одного из совещаний у него в кабинете, на мою просьбу ответить на направленные ему материалы, он сказал мне:
— Мне не нравится работа НТС.
Это была первая и единственная оценка нашей деятельности руководителем [предприятия]. Я ответил: «Мне тоже. Нас руководители не слушают, и мы опять работаем впустую».
Он поднял на меня пытливые глаза, как будто впервые увидел и, помолчав, сказал: «Председатель НТС должен быть руководителем».
С тех пор, формально оставаясь председателем НТС, я на его заседания, которые вел В. Е. Александров, не приглашался.
На общем собрании акционеров ОАО АНТК им. А. Н. Туполева 27 июня 1998 г. было принято решение, что НТС входит в состав управляющих органов с записью этого в Устав Общества.
Еще один приступ стенокардии привел к тому, что в октябре 1998 г. квалифицированная медицинская комиссия выдала мне бессрочную справку о моей инвалидности второй категории с правом работы в специальных условиях. Я стал экспертом с укороченной рабочей неделей с включением меня в планируемый по структуре приказом № 185 от 19 мая 1998 г. Экспертный совет, обязанности которого были близки к обязанностям НТС. К октябрю 1998 г. статус Экспертного совета еще не был санкционирован Советом директоров, а с 1 октября 1998 г. последний назначил В. Е. Александрова председателем НТС. В его состав (26 человек) мы с B.C. Баклановым уже не вошли.
За время моего председательства было проведено более 70 заседаний НТС и его президиума, рассмотрено свыше 150 вопросов (133 темы) и заданий, по которым были приняты решения практически единогласные. До принятия решений члены президиума обсуждали подготовленные материалы, которые, по моей оценке, в общем, составляли объем порядка пятиста машинописных страниц.
Все, что мы предлагали в наших рекомендациях, было направлено на создание конкурентоспособной на мировом рынке техники и требовало кропотливой работы, чтобы последовательно, шаг за шагом, выбором типа, проектированием и постройкой самолетов идти к этому результату. Все решения НТС утверждались генеральными директорами. Противоречие с окружающей обстановкой состояло в том, что руководству все хотелось сделать быстрее и дешевле. Этим объяснялась пассивность начальства в его отношении к предложениям НТС.
В свою очередь, такая позиция руководства привела к снижению активности членов НТС. Из состава в девяносто человек одна четверть была активна, одна четверть — пассивна, а половина приходила только на заседания по случаю юбилеев. Хотя только на 14 % заседаний отсутствовал кто-либо из «первых лиц» (генеральный директор — 41 % или его заместители — 46%). Самыми активными членами НТС, пожалуй, были: Валентин Иванович Близнюк, Владимир Михайлович Вуль, Александр Сергеевич Шенгардт, Леонид Тихонович Куликов, Валентин Михайлович Дмитриев, Владимир Акимович Максимов, Вадим Михайлович Разумихин, Анатолий Васильевич Бабочкин и, конечно, мои помощники Вячеслав Сергеевич Бакланов и Владимир Иванович Лысухин.
К концу моей работы в НТС я уже начал понимать причину индифферентного отношения руководства к нашим решениям. Все, что мы пытались делать, было своего рода «маниловщиной», совершенно не нужной тем, кто в начале периода резкого перехода от «развитого социализма» к капитализму хотел быстро делать деньги. Один из очень уважаемых мною производственников в конце девяностых годов сказал мне: «Все, что Вы с НТС предлагаете, все правильно, только у нас этого никогда не будет, пока нами не начнут руководить иностранцы».
Наблюдая отношение большинства россиян к тому, что делается «для себя», я заметил то же небрежение, которое проявляется в служебных делах. Проехав многие деревни, села, города Советского Союза я не помню геометрически правильных домов (строго симметричных с прямыми углами, параллельными линиями и т.д.), как те, что видел в Европе и Америке. И это наводило на мысль: Петр I был прав, когда приглашал иностранцев.
С начала XXI в., накопив капиталы, владельцы промышленности, кто раньше, кто позже, начали понимать необходимость организации производственного процесса по основным принципам Запада, в первую очередь, по качеству — стабильности и надежности в эксплуатации их изделий. Первыми, вслед за добытчиками полезных ископаемых, это поняли металлурги.
Сегодня (2007 г.) можно видеть сдвиги в этом направлении и в авиапромышленности, в тех фирмах и предприятиях, которые стремятся создать конкурентоспособное производство для выхода на мировой рынок.
Наблюдая за развитием российской авиапромышленности, мы можем констатировать, что не зря работали в НТС, так как реализуемые сейчас мероприятия совпадают с нашими рекомендациями.
В конце лета 1998 г. нас всех выселили из здания КОСОСа, расселив в оставшихся за АНТК помещениями. Здание КОСОСа было
продано или сдано в аренду Сибалюминию (Дерипаска), который собирался начать его ремонтировать.
Меня поселили на девятом этаже девятого корпуса в проходную комнату того помещения, которое занимала дирекция делопроизводства. Директором этой службы был Яков Алексеевич Сосунов, пришедший в АНТК вместе с В. Е. Александровым. Меня оформили сотрудником этого подразделения (цех 65) в должности эксперта. В эту же дирекцию, еще раньше меня, тоже экспертом и в ту же комнату (900В) была переведена Нина Николаевна Дубровина, которая больше всех на фирме прониклась идеей необходимости создания службы качества в ОАО АНТК им. А. Н. Туполева, опираясь на международные стандарты (ISO-9000).
Мы с ней дуэтом, дополняя друг друга, готовили под ее руководством разные, в основном, инициативные документы, касающиеся доказательства необходимости внедрения у нас службы качества в его европейском понимании и путей реализации этой службы, в том числе, на примере организации «цеха-лидера», о котором я упоминал выше. Например, подготовкой документа, озаглавленного «Политика в области качества ОАО АНТК им. А. Н. Туполева». Один такой документ еще до нашего полного переезда в корпус 9 был подписан Генеральным директором В. Т. Климовым, а второй, ставший непохожим на наш текст, — Генеральным директором В. Е. Александровым.
Я все же больше продолжал заниматься «антикризисной политикой», и мы выпустили еще в феврале 1998 г. «Основные положения антикризисной программы ОАО АНТК им. А. Н. Туполева». Помогал нам в этом Валерий Андреевич Шалиткин. В 2000 г. мы выпустили с ним материал «Возможная структура фирмы и функции высшего состава ее руководства» для фирмы, «выпускающей магистральные самолеты, имеющие спрос (реализуемые) на мировом рынке в объеме, окупающем затраты и приносящем прибыль, позволяющую развивать фирму».
И еще многие бумаги с предложениями по организации работ направлялись Генеральному директору (В. Е. Александрову). Например, «Задача программы перестройки авиационной промышленности РФ» или «Предложение по организации и планам совместной с Ираном постройки Ту-334».
Наконец, 23 ноября 1999 г. был издан приказ № 382, в котором предписывалось:
«1. Образовать Экспертный совет ОАО АНТК им.А.Н. Туполева — структурное подразделение, подчиненное непосредственно Генеральному директору.
2. Возложить на Экспертный совет следующие основные задачи:
д) оппонирование вопросов, рассматриваемых научно- техническим советом предприятия.
Утвердить в первоначальном составе Экспертного совета ведущих экспертов Буля В.М., Дубровину Н.Н., Черемухина Г. А.».
Заседания Экспертного совета при моем участии не проводились ни В. Е. Александровым, ни С. Б. Гальпериным («функциональный руководитель» по приказу № 382). Один раз С. Б. Гальперин был мимоходом у нас в комнате, один раз я был у него в кабинете по вопросу, не имеющему отношения к работе Экспертного совета.
Я не знаю деталей, но совершенно очевидно всем было, что ОАО АНТК им. А. Н. Туполева из своей «кризисной ситуации» и долгов не вылезало. По инициативе И. С. Шевчука Совет директоров принял решение об организации нового ОАО, образующего фирму с КБ и серийным заводом, оставив долги под залог имущества и части оборудования за ОАО АНТК им. А. Н. Туполева.
По подготовленным предложениям об объединении творческой части ОАО АНТК им. А. Н. Туполева (разработчиков и испытателей самолетов) и самолетостроительного завода ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) в комплекс ОАО «Туполев» 30 июня 1999 г. было выпущено Постановление Правительства РФ за № 720, в котором сказано: «Согласиться с предложением <...> о создании ОАО «Туполев» по разработке, производству, продаже и сопровождению в эксплуатации самолетов марки Ту».
После полугода мало известных мне преобразований ОАО «Туполев» стало концерном, прообразом рыночной фирмы. В концерн вошли: конструкторское бюро, часть опытного производства (Казанский, Ульяновский, Самарский, Воронежский филиалы) и испытательных подразделений ЖЛИ и ДБ, вышедших из ОАО АНТК им. А. Н. Туполева, а также Ульяновский самолетостроительный завод ОАО «Авиастар-СП».
Осенью 2000 г. сотрудники увольнялись из ОАО АНТК им. А. Н. Туполева и вновь поступали на работу в ОАО «Туполев». При разделе имущества на некоторое время сложилась парадоксальная ситуация, когда сотрудники ОАО «Туполев» размещались и делали свою работу в зданиях и на инвентаре (оборудование, мебель и т. п.), принадлежащих ОАО АНТК им. А. Н. Туполева.
Правлением ОАО «Туполев» первым президентом был назначен Александр Петрович Поляков, а Игорь Сергеевич Шевчук — Генеральным директором и старшим вице-президентом по проектированию и опытному производству ОАО «Туполев» с сохранением за ним должности председателя совета директоров ОАО АНТК им. А. Н. Туполева. С этого времени он начал в ОАО «Туполев» работу по повышению работоспособности конструкторской части общества.
В 2000 г. президент А. П. Поляков образовал новый Экспертный совет в составе: Л. Т. Куликов (председатель), Н. А. Лопхан (секретарь), В. И. Близнюк, В. М. Вуль, В. М. Разумихин, Г. А. Черемухин и (юрисконсульт президента). Президент А. П. Поляков регулярно принимал участие в заседаниях Экспертного совета, используя его рекомендации по техническим вопросам и вопросам организации конструкторской и опытно-строительной работы, которые, как он сам отмечал, плохо знал.
Решением правления ОАО «Туполев» от 30 ноября 2000 г. был утвержден состав НТС в количестве 46 человек. Председателем НТС стал президент А. П. Поляков. Председателем президиума НТС — И. С. Шевчук, секретарем — В. С. Бакланов. Назначенными постоянными членами президиума НТС были утверждены: В. И. Близнюк, В. М. Вуль, Л. А. Лановский, Г. А. Черемухин и А. С. Шенгардт. Остальные 9 членов президиума должны были быть избраны из состава НТС. Так я снова стал причастен к работе НТС.
В начале 2001 г. правление ОАО «Туполев» изменило свое решение и утвердило президентом И. С. Шевчука. Во время своего руководства ОАО АНТК им. А. Н. Туполева и ОАО «Туполев» он энергично способствовал сертификации и развитию серийного производства обширного семейства самолетов Ту-204/214 и самолета Ту-334.
По своим первоначальным планам я хотел подробно рассказать о работе Экспертного совета и НТС, о последних событиях в ОАО «Туполев» и в авиапромышленности. Однако, поразмыслив о своей ограниченной информированности, решил последовать разумному совету поэтов Алексея Константиновича Толстого с братьями [А. М. и В. М.] Жемчужниковыми, данному в их «Истории России от Гостомысла до наших дней»:
Ходить бывает склизко По камушкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.
Свежие комментарии