1908 - Конструктор Эллиот Ро совершил первый пробный полёт на биплане Roe I Biplane. В 1928 году с подачи Gorrell Committee этот полет был признан первым полётом самолёта в Британии. Биплан Roe I Biplane был построен в гараже брата конструктора в Лондоне в сентябре 1907 года. Оттуда был перевезён в Brooklands, где Рое принял участие в гонках с большим призовым фондом. Однако полёт закончился неудачей, так как мощности двигателя просто не хватило поднять самолёт в воздух. Тогда конструктор в мае 1908 года смог купить французский двигатель Antoinette мощностью 24 л.с. Для того, чтобы установить новый более мощный двигатель потребовалось усилить конструкцию самолёта.
1920 – Родился Иван Никитович Кожедуб, лётчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, 19.08.1944 и 18.08.1945), Маршал авиации (1985), воспитанник ХВВАУЛ (1941), сбивший 62 самолёта противника. В годы войны – командир аэ 240-го иап (302-я иад,5-я ВА, Степной фронт); заместитель командира 176-го гв.иап (302-я иад, 16-я ВА, 1-й Белорусский фронт).
В Красной Армии с 1940 г. В 1941 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором. С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 г. сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й иап формирующейся 302-й иад. В марте 1943 г. в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт. Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой № 75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ю-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1472) командиру аэ 240-го иап (5-я ВА, Степной фронт) старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.02.944 г. за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 г. Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ю-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гв. иап. В это время полк был перевооружён на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолёт с № 27, на котором он воевал до конца войны. Второй медали «Золотая Звезда» заместитель командира 176-го гв. иап (302-я иад, 16-я ВА, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.1944 г. за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника. К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 г., которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников. Третьей медали «Золотая Звезда» гвардии майор Кожедуб удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.08.1945 г. за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу. После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 г. он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 г. – Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й иад (64-й ИАК). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника. В 1964-1971 гг. И.Н. Кожедуб был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 г. служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 г. – в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 г. И.Н. Кожедубу присвоено высшее воинское звание «Маршал авиации». Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР. Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне». Награждён 2 орденами Ленина (4.02.1944, 21.02.1978), 7 орденами Боевого Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 2.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483), орденами Александра Невского (31.07.1945, № 37500), орденом Отечественной войны 1-й степени (6.04.1985), 2 орденами Красной Звезды (4.06.1955; 26.10.1955), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (22.02.1990) и 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными орденами и медалями, а также Маршальской Звездой (7.05.1985). Скончался 08.08.1991 г. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.
1920 - В США лейтенант Джон Уилсон устанавливает мировой рекорд прыжка с парашютом - 6053,6 м в Сан-Антонио, штат Техас.
1925 - Первый полёт прототипа самолёта Bristol Type 93 Boarhound. Многоцелевой вспомогательный армейский самолёт Bristol Type 93 Boarhound был спроектирован капитаном Барнвеллом по спецификации Авиационного Министерства. После поражения в конкурсе, который выиграл Armstrong Whitworth Atlas, самолёт доделывали в инициативном порядке. Было решено применить на нём конструкцию из высокопрочной стальной полосы созданную Х. Дж. Поллардом. Boarhound был оборудован двигателем Bristol Jupiter IV мощностью 425 л.с. Вооружение самолёте состояло из одного переднего синхронизированного 7.7-мм пулемёта Vickers и одного подвижного 7.7-мм пулемёта Lewis на турели Scarff установленного в задней кабине.
1925 – Родился Марчук Гурий Иванович — советский и российский учёный в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики, профессор, доктор физико-математических наук, Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии(1961),двух Государственных премий(1979,2000),Демидовской премии(2004). Президент Академии наук СССР (1986—1991).Автор более 350 научных работ по вычислительной и прикладной математике, в том числе по методам расчёта ядерных реакторов, математическому моделированию в задачах физики атмосферы и океана, окружающей среды, в иммунологии и медицине.Скончался 24 марта 2013 года после продолжительной болезни,похоронен на Новодевичьем кладбище (11 участок).
1934 - Лётчик-испытатель Стефановский Петр Михайлович произвел предварительный облёт экспериментального скоростного самолёта конструктора Роберто Бартини "Сталь-6".
1934 - Первый полёт истребителя Bristol Type 133.
Спецификация F.7/30 британского авиационного министерства достаточно просто описывала требования к новому истребителю — с 4 пулемётами, скоростной (от 400 км/ч), с хорошими высотными характеристиками. Ни один из 3 предложенных проектов Bristol Aeroplane не был заказан для постройки прототипов, но компания решила за свой счёт построить на конкурс 2 самолёта — Type 123 и Type 133.
Type 133 был цельнометаллическим низкопланом с убираемым шасси. Стал первым самолётом Bristol с напряженной обшивкой из алькледа. Двигатель Bristol Mercury VIS.2 (640 л.с.) позволял развить скорость до 418 км/ч. Вооружение — 4 × 7,7-мм пулемёта Vickers.
На заводских испытаниях истребитель показал себя с неплохой стороны. После доработок его собирались отправить на официальные испытания. Но 8 марта 1935 года Type 133 вошёл в неустранимый плоский штопор и разбился. Конкурс в итоге выиграл биплан Gloster Gladiator.
1934 - Первый полёт Bloch MB-130 в Виллакублэ конструкции Марселя Блока. Силовая установка самолёта состояла из двух двигателей Gnome-Rhône 14 Kdrs мощностью 760 л.с. Это должна была быть многоместная многоцелевая машина, объединяющая роли бомбардировщика, разведчика и дальнего самолёта сопровождения - нечто по концепции подобное советскому "крейсеру" Р-6.
1938 - Карл-Хайнц Киндерманн и инженер Хотопф на Юнкерсе Ju.90 установили мировой рекорд высоты с полезной нагрузкой 10000 кг - 7242 м в Дессау, Германия.
1938 - Самолёт Amiot 370, экипаж - пилот коммандант Росси и штурман-радист Кодос, сделав пять кругов по 1000 км и показав 401 км/ч, установил сразу три рекорда на замкнутом маршруте протяженностью 5000 км.
1941 - На ДБ-240 2АМ-37 (иногда в заводской переписке его называли Ер-2 2АМ-37 или Ер-4) удалось получить на высоте 7000 м максимальную скорость 519 км/ч -наивысшую скорость горизонтального полёта, когда-либо достигнутую на самолётах "ермолаевского" семейства.
1944 - Первый полёт первого серийного Ar 234В-0 Blitz (из установочной серии 20 машин).
1959 - Первый полёт гиперзвукового исследователького ракетоплана X-15A, пилотируемый главным лётчикои-испытателем North American Aviation Скоттом Кроссфилдом. Экземпляр 56-6670 был первым из трех X-15, построенных для ВВС США и НАСА. Он был запущен с пилона Boeing B-52 Stratofortress, с высоты 37550 футов (11445 метров).
1959 - Первый полёт пятиместного лёгкого многоцелевого самолёта Wassmer WA-40. Производилсядо 1977 года, когда компания Wassmer обанкротилась.
1961 - Состоялось подписание акта о завершении ГИ истребителя перехватчика Су-11. Всего в ходе ГИ было выполнено 475 полётов, а вместе с заводским этапом - более 700.
1962 - Погиб лётчик-испытатель п/п-к Андриенко Александр Семёнович (на Як-18ПС). Провёл государственные испытания Ан-14 (1960-1962), испытания Як-18ПС на прочность (1962). Погиб при выполнении испытательного полёта на Як-18ПС. Самолёт разрушился в воздухе.Похоронен на Чкаловской...
1964 - Совершил первый полёт прототип (регистрационный номер F-ZWWL) французского УТС Potez 94. Potez 94 - учебно-тренировочный самолёт, разработанный французской фирмой Potez. Самолёт являлся опытной модификацией многоцелевого учебно-боевого самолёта Fouga CM-170 Magister и поэтому так же был известен под обозначением CM-173 Super Magister. На Ppotez 94 установили новые, более мощные двигатели Turbomeca Marbore VI с тягой 530 кгс, герметичную кабину и катапультируемые кресла. Несмотря на некоторое улучшение ЛТХ, этот УТС не был принят на вооружение ВВС Франции и остался в единственном экземпляре.
1965 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Молния-М"/SL-6 был осуществлен запуск АМС "Луна-6" (Е-6 №7). Программа полёта предусматривала совершение мягкой посадки на лунную поверхность. Девятая неудачная попытка мягкой посадки на Луну КА типа "Е-6", станция пролетела мимо Луны. 18-й запуск советского КА с целью исследования Луны.
1965 – В НПП «Аэросила» разработан воздушный винт АВ-90 для самолёта Ан-22 «Антей».
1965 - Приказом Министра обороны №0040 , на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №361 -132 от 30 апреля 1965 года, комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.
1966 - ХВ-70 "Валькирия" разбился в результате столкновения с сопровождавшим его истребителем F-104. Эта случайная трагедия, приведшая к потере многомиллионного самолёта, получила широкий резонанс в американской печати. Она произошла в полёте, организованном по заказу фирмы Дженерал Электрик для рекламной съёмки самолётов, на которых установлены двигатели её разработки. С фотосъемщика "Лир Джет" планировалось запечатлеть полёт строем "клин" пяти самолётов - "Валькирия", Локхид F-104N "Старфайтер", Макдоннелл-Дуглас F-4B "Фантом", Нортроп F-5 "Фридомфайтер" и Т-38 "Талон". Дженерал Электрик просила включить в состав этой группы и бомбардировщик Конвэр В-58 "Хастлер", но ей отказали. Полёт управлялся с командного пункта авиабазы Эдварде, поскольку радиооборудование "Лир Джета" и ХВ-70 было не-совместимо. Съемки практически уже завершились,пока "Старфайтер", летевший справа от "Валькирии", не ударился левым концевым крыльевым баком об отклоненную правую концевую часть её крыла. Повредив свое левое полукрыло, "Старфайтер" резко наклонился влево и, перевернувшись, скользнул над хвостом "Валькирии", срезав часть ее правого киля и почти полностью снеся левый киль. Своим носом "Старфайтер" также ударил сверху по левой консоли "Валькирии". Сразу после этого "Старфайтер" взорвался из-за того, что топливо, хлынувшее из его разрушенного бака, мгновенно воспламенилось от выхлопных газов "Валькирии". Летчик Джозеф А. Уокер погиб. 45-летний Дж. Уокер был старшим лётчиком-испытателем NASA и считался одним из наиболее опытных американских пилотов. При общем налёте около 5000 ч он совершил 25 полётов на экспериментальном гиперзвуковом самолёте Норт Америкен Х-15, причём установил на нём рекорды скорости и высоты полёта.Расследовавшая катастрофу комиссия склонилась к мнению, что вероятная причина столкновения - ошибка Уокера, поскольку бортовые системы самолётов работали нормально, атмосфера была спокойной, видимость хорошей, признаков внезапного заболевания у лётчиков не обнаружено, а гипотезу, что соударение обусловлено подсосом истребителя вследствие завихрения воздушного потока между ним и "Валькирией", признали несостоятельной. Уокер, по-видимому, выдерживал дистанцию до ХВ-70, визуально контролируя расстояние от своего самолёта до передней секции фюзеляжа ХВ-70. Если это так, то крыло "Валькирии" находилось вне поля зрения пилота. В авиационной катастрофе погиб американский лётчик Джозеф Альберт Уолкер (Joseph Albert Walker), установивший на ракетном самолёте "Х-15" мировой рекорд высоты 107960 м.
1972 - Погиб лётчик-испытатель 3 класса Новиков Виктор Федорович. Погиб при выполнении испытательного полёта на МиГ-23УБ с лётчиком-испытателем 1 класса Куркаем Гелием Михайловичем. В полёте отказал двигатель, а внизу был Иркутск. Лётчики стали «тянуть» машину к заводской полосе, уводя истребитель от жилых кварталов. Экипажу не хватило нескольких десятков метров высоты, не долетев всего 350 метров до ВПП,самолёт рухнул прямо на территорию завода, между корпусами. Еще бы пару метров высоты, и самолёт не зацепился бы за крышу цеха. Во время падения перевернулись кабиной вниз. Экипаж долго не могли вытащить из кабин.Гелий Михайлович Куркай и Виктор Федорович Новиков посмертно награждены орденом Красного Знамени. В заводском музее есть небольшая экспозиция. На месте их гибели установлена стела...
1975 – Запуск автоматической межпланетной станции «Венера-9» – первого искусственного спутника Венеры. Мягкая посадка спускаемого аппарата 22.10.1975 г.
1985 - Экипаж лётчика-испытателя Степанова Сергея Александровича на многоцелевом транспортнике Ан-26 сбит ракетой с МиГ-23МЛ... Только «чёрным затмением» сознания можно объяснить ошибку РП, давшего в момент атаки цели команду экипажу Ан-26 выполнять разворот после прохода ВПП в сторону, где работал на МиГе лётчик Соковых. Ракета после пуска «выбрала» ближайшую, живую цель. Трагедии могло и не быть, если бы лётчики находились на одном канале радиосвязи... Хотя ракета и не несла боевого заряда, но попав в Ан-26, пробила ему крыло. Самолёт рухнул на землю, похоронив весь экипаж:Степанов Сергей Александрович - лётчик, капитан Кирюшенко Александр Георгиевич - лётчик, лейтенант Кармазин Сергей Николаевич - штурман, капитан Черников Юрий Германович - радист, прапорщик Блинков Сергей Александрович - техник, ст. лейтенант Кошелев Борис Тимофеевич - механик, прапорщик Прокопед Николай Григорьевич - инженер, майор Федрчук Евгений Филаретович - техник, капитан.
1989 – Из-за помпажа двигателя при выполнении прохода на минимальносй скорости произошла авария МиГ-29 в Ле Бурже. Лётчик-испытатель Анатолий Николаевич Квочур благополучное катапультировался.
"С такими самолётами, как Су-ЗОМКИ, наша страна находится в полной безопасности".
Свежие комментарии