На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Вместо дефективных менеджеров нужно брать на роботу профессионалов инженеров работавших в авиации. Хотя о чём я гово...«Если Boeing и Ai...
  • Александр
    У дурака  и советы дурацкие.«Если Boeing и Ai...
  • Евгений Алексеенко
    Если так,то он выйдет на себя,а себя трогать нельзя,он принял такой закон,вопреки Конституции,что все люди РФ равны в...«Если Boeing и Ai...

Истребитель МиГ-17 был еще и штурмовиком

Достоин особого внимания опыт боевого применения МИГ-17 в составе египетских ВВС в продолжительном конфликте на Ближнем Востоке (в составе истребительно-бомбардировочных бригад вместе с МИГ-17 находились сверхзвуковые самолеты советского производства Су-7Б).

После «шестидневной» войны 1967 года Израиль закупил в США новые зенитные ракетные комплексы «Хок» и истребители-бомбардировщики «Фангом», а Египет в свою очередь ЗРК С-125 советского производства и истребители МИГ-21 (в дополнение к МИГ-17).

Основными объектами ударов египтян были подразделения сухопутных войск (живая сила и техника), а также средства их прикрытия. Боевые действия сместились в передовую (тактическую) зону.

«Смена декорации» непосредственно сказалась на подготовке летчиков МИГ-17, получивших новые задачи. Многие элементы боевого применения отрабатывались впервые, поэтому к освоению их на полигоне допускались пилоты с налетом не менее 160-170 часов. Успешно прошедших специальную подготовку зачисляли в боевые расчеты на дежурство. Критериями готовности служили: звеньевой удар в минимальное время; выполнение сложного боевого маневра не более чем за 30 сек; уверенный групповой полет на предельно малой высоте; взаимная огневая поддержка. В египетских ВВС боевых машин такою назначения не было. Последовало решение приспособить к условиям непосредственной авиационной поддержки - действиям на переднем крае истребитель МИГ-17.

На консолях крыла МИГ-17 были установлены по два дополнительных держателя для неуправляемых реактивных снарядов «Эрликон» шведского производства (модификация выполнялась уже в Египте, в мастерских города Хелуан, что недалеко от Каира - А.Л.). Под фюзеляжем монтировались замки для подвески 100 кг бомбы.

Новоиспеченный штурмовик представлял собой уже довольно грозную силу. Он уверенно поднялся в воздух с восемью НУРС «Эрликон», двумя штатными 250 кг бомбами и одной дополнительной 100 кг бомбой. Возросшее лобовое сопротивление уменьшило скорость полета до 700 км/ч, что не послужило, однако, серьезным препятствием для выполнения боевых задании.

В затяжеленном варианте МИГ-17 воевал с переменным успехом. Когда атакой начинали угрожать истребители «Миража» летчик освобождался от боевой загрузки и выполнял освоенные на тренировках приемы уклонения. Но чаще «Миражи» нападали уже после отхода от наземной цели, котла облегченный самолет приобретал маневренность. Короткий маршрут от аэродрома до Суэцкого канала позволял летать без подвесных баков. Полет с сгибанием рельефа (как прием скрытности) над ровной поверхностью терял смысл. Однако предельно малая высота полета достаточно надежно маскировала самолеты от наблюдения наземных израильских РЛС. МИГи, как правило, выполняли по три скоротечных захода на цель. В первом применялись бомбы, во втором - НУРСы, в третьем - пушки.

Истребители-бомбардировщики МиГ-17 атакуют израильскую моторизованную колонну вблизи побережья Суэцкого канала. На переднем плане видны прячущиеся израильские солдаты.

В процесс подготовки к полетным заданиям стихийно вошел метод графоаналитического моделирования. Никто его не навязывал, заставила жизнь. Местоположение целей (позиций ЗРК) наносилось на кальку и окружалось зонами обнаружения, пуска и поражения. На границах зоны поражения, отнесенной к выбранному диапазону высот, обозначались время полета ракеты до нее, а также цикл стрельбы. Затем от аэродрома взлета прокладывались трассы полета самолетов, заканчивавшиеся несколькими «cтандартами» размыкания, боевою группового маневра и атак (с индивидуальным прицеливанием). Во всех случаях неизменными оставались минимальные (по мерам безопасности) временные интервалы между самолетами. Графоаналитическая модель «отвечала» на вопросы, «что будет если... (опоздать с маневром, затянуть размыкание, нарушить профиль и т.п.)».

После проверок в воздухе опорными приемами были утверждены «развернутый веер» и «сложенный веер». В первом ведомые следовали по восходящей дуге за командиром звена до момента перевода ею самолета в пикирование - получались поочередные атаки в широком секторе (с основанием па цели), во втором - последовательные атаки а узком «луче». «Веер» раскрывался в случае, когда превышений местности, способствующих маскировке полета, в районе цели не было.В ходе выполнения боевых заданий штурмовики взаимодействовали с истребителями прикрытия, выставлявшими подвижные заслоны над своей территорией, Пары или звенья МИГ-21 занимали зоны барражирования в момент подхода МИГ-17 к каналу и выдвигались вперед, готовые вступить в бой при оповещении с KП о появлении «Миражей».

Взлетевшее для нанесения удара звено МИГ-17 собиралось надогоне и следовало по короткому маршруту на высоте 75 м над рельефом в так называемом коридоре выживания. Боевой порядок - острый пеленг в сторону от цели (линии визирования ведущего на местоположение цели). Объект атаки командир звена обнаруживал обычно по обвалованиям и возвышавшимся над ними антеннам РЛС. Самолет направлялся в расчетную точку маневра (сбоку от цели на полтора радиуса разворота). Затем следовали набор высоты и расхождение веером при полном радиомолчании («Каждый воин знал свой маневр»), атака - с направления, обратною заходу на цель.

Три истребителя МиГ-17 "Fresco" ВВС Египта летят строем над Синайской пустыней.

Учитывались слабые места ЗРК «Хок»; растянутый цикл стрельбы - 41с (и только по одной воздушной цели), а также невозможность обстрела цели, сближавшейся со скоростью менее 170 км/ч. Подобные обстоятельства определяли скоротечность групповой атаки. В общей сложности по самым «опасным» целям - стартовым позициям ЗРК у линии фронта было нанесено около ста ударов. Потери - четырнадцать самолетов, которые разделились между МИГ-17 и Су-7Б примерно поровну. Характерны причины потерь: три самолета сбиты зенитными ракетами, четыре столкнулись с землей на маршруте полета и семь сбиты «Миражами» при отходе от цели. Судить об эффективности ударов трудно, поскольку контроль не велся, а оценка по докладам летчиков - мероприятие сомнительное. Во время операции «Буря в пустыне» пилоты многонациональных сил «сбили» в своих донесениях столько самолетов, сколько не было у противника.

Из опыта боевого применения МИГ-17 в войне на Ближнем Востоке были извлечены уроки, которые сводятся к следующему, Страна, военная доктрина которой не отрицает участия в локальных конфликтах. должна иметь самолет-штурмовик целевого назначения. Сухопутные войска во всех малых войнах начинали с того, что требовали немедленной помощи с воздуха. Кроме того, необходимо совершенствовать программу и методику подготовки летного состава, осваивающего сложные виды боевого применения в рамках задачи поддержки сухопутных войск. Вариант боксера-заочника здесь не подходит. Развернувшиеся в 70-х - 80-х годах очередные малые и средние вооруженные конфликты лишь подтвердили выводы, сделанные во время войны над Суэцким каналом.

Владимир БАБИЧ, военный летчик 1-го класса, кандидат военных наук

"Красная звезда", 18 ноября 1995 г. (в сокращении.)

наверх