1897 - Родился Ванников Борис Львович — советский государственный и военный деятель, один из главных организаторов советской атомной программы. В 1945—1953 — начальник Первого главного управления при СНК СССР (с 1946 года — при Совете министров СССР — организация производства ядерного оружия). Трижды Герой Социалистического Труда (1942, 1949, 1954). Лауреат двух Сталинских премий (1951, 1953). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1944).Один из первых трижды Героев Социалистического Труда. В 1945-1953 - начальник Первого главного управления при СНК СССР.С 1958 года — на пенсии. Скончался 22 февраля 1962 года в Москве. Урна с его прахом погребена в Кремлёвской стене на Красной площади...
1904 - Первый катапультный взлёт «Флайер-2». Уилбур и Орвилл Райты кропотливо совершенствовали свой самолёт. Был поставлен более мощный двигатель (16 л.с.), чуть-чуть изменена форма вертикального руля, увеличена ёмкость топливного бака, усилена конструкция. Они внесли новшество – катапульту. Теперь можно было взлетать, не оглядываясь на ветер.Количество полётов резко возросло. Длина аэродрома стала уже мала. Райты решили летать по кругу.
1909 - В России прошёл полёт первого военного управляемого аэростата "Лебедь".
Приобретенный армией США модифицированный Wright Model A, “1909 Military Flyer” 7 октября был собран для первого полета, а 15 октября с Уилбуром Райтом за штурвалом совершил свой первый полет.
Первые полеты в Колледж-парке были выполнены в рамках контракта армии на подготовку двух военных пилотов, лейтенантов Фредерика Хамфриса и Фрэнка Лама. Они быстро научились и всего через несколько недель и несколько часов за штурвалом получили сертификат военных авиаторов.
1912 - Первый полёт на самолёте Grahame-White Type IX осуществил Марсель Десуттер (Marcel Desoutter). Это был одноместный расчалочный моноплан с фюзеляжем типа монокок, оснащённый трехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Anzani мощностью 35 л.с. Сконструировал его инженер Роуланд Динг (Rowland Ding) работающий на фирме Grahame-White. Уже после первых вылетов стало ясно, что мощность двигателя явно недостаточна. Было решено заменить его на 50-ти сильный семицилиндровый Gnome. Однако и новый двигатель проблем не решил и вскоре самолет разобрали.
Самым большим недостатком самолёта была силовая установка. Сильные вибрации двухцилиндрового двигателя неизбежно привели бы снижению времени эксплуатации планера самолёта. Необходимость увеличения жесткости моторной рамы привела бы к увеличению веса конструкции и снижению лётных качеств машины. Официально P.V.8 был признан слишком хрупким для военной службы и непригодным для применения с травяных аэродромов.
1919 - Состоялся единственный воздушный бой с участием "Анасаля" (как известно, в Гражданской войне воздушные бои вообще происходили крайне редко). Экипаж в составе пилота есаула Ильина и летнаба штабс-капитана Никулина проводил разведку вдоль Волги. Над селом Виновка их самолёт атаковала пара "Ньюпоров" под управлением молодых красвоенлётов Козлова и Пяткевича. Для них это был первый бой в жизни. Никулин отстреливался из турельного пулемёта, не давая красным лётчикам приблизиться для прицельной стрельбы и вынуждая их вести огонь с больших дистанций. В конце концов малоопытные Козлов и Пяткевич расстреляли весь боекомплект, но "Анасаль" получил лишь незначительные повреждения. С несколькими пробоинами в крыльях и фюзеляже он благополучно вернулся на аэродром.
1928 - На гонках на приз Шнейдера английский пилот Вагхорн на Супермарин S.6 показал наибольшую скорость - 528,765 км/ч.
1931 - Совершил первый полёт прототип амфибии Loire 50.01. Затем последовал длительный период доработок и только летом 1933 года, после замены двигателя, самолёт был подготовлен к серийному выпуску. Самолёт был построен из лёгких сплавов. Консоли крыла, обтянутые полотном, могли складываться. Предусмаривалось двойное управление.
1933 - Самолёт D.332 Emeraude пролетел 1000 км с полезной нагрузкой 2000 кг и средней скоростью 259,56 км/час и был установлен мировой рекорд для машин такого класса. D.332 Emeraude - транспортный самолёт, разработанный французской компанией Dewoitine. Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан Dewoitine D.332 был восьмиместным пассажирским транспортным самолётом. Основные стойки его шасси снабжались обтекателями типа штанина, а однокилевое вертикальное оперение имело подкосы и типичные для самолётов Dewoitine очертания. Командир корабля и второй пилот располагались бок о бок в кабине оборудованной впереди передней кромки крыла, а радист размещался сразу за ними. Комфортабельная пассажирская кабина была просторной и хорошо обогреваемой и проветриваемой, пассажирские кресла могли раскладываться для удобства во время ночных перелётов. Тяга создавалась тремя звёздообразными двигателями Wright Cyclone┌ построенными по лицензии компанией Hispano-Suiza. Этот новый самолёт, названный Еmeraude, совершил несколько впечатляющих демонстрационных полётов в различные европейские столицы.
1933 - 6 самолётов Consolidated P2Y-1 совершают беспосадочный полёт из Норфолка, штат Вирджиния, в Панамский канал, преодолевая 2059 миль (3 314 км) за 25 часов 20 минут.
1934 - Первый полёт опытного образца английского лёгкого многоцелевого самолёта "Харди" переделанного из лёгкого бомбардировщика "Харт". Hawker Hardy - лёгкий многоцелевой самолёт взаимодействия с сухопутными войсками ("самолёт общего назначения"). Одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси. Являлся модификацией типа "Одэкс" применительно к условиям эксплуатации в колониях. Создан в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. От "Одэкса" отличался усиленным нижним крылом, переделанной системой водяного охлаждения, специальным оборудованием.Серийное производство организовали на заводе фирмы "Глостер" в Хэкклкоте в октябре 1934 года. Всего выпустили 48 экз. На машинах поздних серий (с самолёта К5919) введены колёса низкого давления, устанавливавшиеся потом и на "Харди" более раннего выпуска. Производство прекращено в 1936 году.
1936 - Cоветская внешнеторговая организация "Амторг" заключила договор с концерном "Эйрплейн девелопмент корпорейшн", в который тогда входила фирма "Валти". Согласно договору, Главное Управление авиационной промышленности при Наркомтяжпроме (ГУАП НКТП) приобретало лицензии на постройку V-11 в вариантах штурмовика (V-11G) и лёгкого бомбардировщика (V-11GB). У последнего добавлялся третий член экипажа - штурман-бомбардир. На самолётах стояли двигатели SR-1820-G2. Имелся полный комплект бомбардировочного и стрелкового вооружения, за исключением пулемётов в нижней выдвижной установке. Не было и радиокомпасов. По прибытии в Советский Союз самолёты подвергли тщательному изучению. Выводы оказались двоякими. С одной стороны, в НИИ ВВС констатировали, что "Самолёт "Волти" (тогда писали и "Волти", и "Вулти", и "Вульти") при существующем бомбовом вооружении и оборудовании может выполнять задачи штурмовика и бомбардировщика, но по своим лётным данным (недостаточная скорость полёта и большое время виража) и плохой обороноспособности, он, как боевой самолёт, к настоящему времени устарел". Поэтому освоение производства V-11G (названного в СССР БШ-1) должно было стать лишь первой ступенью к созданию современного лёгкого бомбардировщика-штурмовика для советской авиации.
1941 - Премьер-министр Великобритании У.Черчилль подписал Постановление, предписывающее увеличить выпуск бомбардировщиков к концу 1942 года на 3500 штук сверх ранее заказанного количества. Такого уровня можно было достичь лишь путём сосредоточения производства на уже находившихся на вооружении типах в ущерб новым, находящимся в разработке и потенциально более совершенным. Больше всего это постановление задело две машины фирмы "Виккерс-Армстронг" - "Веллингтон" и "Уорвик".
1941 - (с 29 августа) в НИИ ВВС завершились испытания головного серийного истребителя Пе-3. Заводские номера самолётов продолжали уже использованные на Пе-2: так, первый серийный истребитель имел № 391902. Полёты производились на Центральном аэродроме в Москве. Они выявили примерно такие же лётные характеристики, как и у опытного самолёта. Максимальная скорость серийной машины, полученная на испытаниях, составила 535 км/ч.
151-е крыло было сформировано в июле 1941 года специально для отправки в СССР и состояло из 134-й (майор А.Г. Миллер) и 81-й (майор А.Х. Рук) эскадрилий. В состав крыла входило более 30 лётчиков, до сотни человек офицеров управления, техников и лётных диспетчеров и около четырёхсот человек обслуживающего персонала: медиков, поваров, шоферов, переводчиков. Всего около 550 человек. Крылом командовал всеми любимый новозеландец подполковник X. Ишервуд.
1942 - На Lindbergh Field состоялся первый полёт XB-32. Самолёт поднялся в воздух под управлением лётчиков-испытателей Расселла Роджерса (Russell Rodgers) и Ричарда МакМакина (Richard McMakin). Проблемы с одной из тяг управления триммером руля привели к вынужденной посадке на ближайшей базе морской авиации North Island. Самолёт провёл в воздухе всего 20 минут.
1942 - Самолёт ПС-84 переименован в Ли-2 в честь Бориса Павловича Лисунова, занимавшегося внедрением ПС-84 в серию на заводе № 84. Второй вариант переиноменования – «Ленинградский институт».
1943 - Заместитель народного комиссара авиационной промышленности СССР Александр Сергеевич Яковлев направил Главному конструктору завода № 156 Андрею Николаевичу Туполеву письмо следующего содержания: "В соответствии с согласованным с УВВС КА проектом плана опытного самолётостроения на 1943 г. Вам поручается разработать эскизный проект и построить макет тяжёлого высотного 4-моторного бомбардировщика с моторами М-71 с ТК-М, герметическими кабинами и пушечной защитой со следующими данными: максимальной скоростью на высоте 10 000 м - 500 км/ч, дальностью полёта на скорости 400 км/ч при полной бомбовой нагрузке - 5000 км, при бомбовой нагрузке 7000- 8000 кг - 6000 км, бомбовой ёмкостью внутри фюзеляжа - 2 бомбы по 5000 кг. Эскизный проект самолёта для рассмотрения экспертной комиссией НКАП представьте 1.10.43 года". Работы по "самолёту 64" и его вариантам не вышли из стадии эскизного проектирования и согласования с заказчиком тактико-технических требований. Однако опыт, полученный в ОКБ, был в дальнейшем использован при проектировании и постройке пассажирского самолёта Ту-70, военно-транспортного самолёта Ту-75, транспортных и транспортно-десантных модификаций самолёта Ту-4, а также при проектировании узлов транспортно-санитарных вариантов серийных пассажирских послевоенных самолётов.
1946 - На "Глостер" "Метеор" F.4 с двумя форсированными двигателями Дервент V фирмы "Роллс-Ройс" с тягой по 1590 кг на трёхкилометровой базе установлен новый мировой рекорд скорости 996,6 км/ч. Предыдущий рекорд был установлен 7 ноября 1945 года на этом же самолёте и была достигнута скорость 991 км/ч.
1947 - Для реализации своей секретной программы под шифром МХ-524, основной целью которой должно было стать преодоление звукового барьера, NACA организовало на базе Мюрок лётно-испытательную станцию. Ее руководителем назначили Уолта Вильямса (Walt Williams). Пилотами стали Герберт Хувер (Herbert Н.Hoover) и Говард Лилли (Howard С. Lilly). В недрах Национального консультативного комитета по аэронавтике идея создания скоростного исследовательского самолёта трансформировалась в строительство двух экспериментальных самолётов с обозначением XS-1.
1951 - Впервые взлетел четырёхместный самолёт Auster Model В.4. Он был предназначен для эвакуации раненых и перевозки грузов. Машина имела фюзеляж прямоугольного сечения с тонкой хвостовой балкой, в котором, кроме пилота, могли разместиться три пассажира, груз или носилки. Доступ к грузовому отсеку осуществлялся через съёмную двустворчатую заднюю дверь.
По компоновке Model B.4 представлял собой подкосный высокоплан с классическим горизонтальным оперением и неубирающимся четырёхстоечным шасси, состоявшим из передних основных стоек и задних стоек с маленькими колесами по бокам фюзеляжа.
После испытаний конструкцию самолёта доработали, увеличив площадь вертикального оперения. Единственный прототип испытывался британской армией, но заказов не последовало ни от военных, ни от гражданских покупателей.
1953 - Пилот Н. Дьюк на "Хантер" типа F.3 установил новый мировой рекорд скорости -V 1164,2 км/ч. "Хантер" типа F.3 существовал в единственном экземпляре. Это был первый опытный образец, доработанный для рекордных целей. Его оснастили форсированным "Эйвоном" с тягой 4354 кг, подфюзеляжным воздушным тормозом и более заостренным носовым обтекателем.
1961 - Совершил полёт первый прототип самолёта M-4 Tarpan. На самолёте был установлен двигатель польского производства Narkiewicz WN-6В мощностью 195 л.с. M-4 Tarpan - учебно-тренировочный самолёт, разработанный польской фирмой PZL Mielec. После неудачи с самолётом M-2 Aeroklub PRL заказал фирме PZL Mielec другой учебно-тренировочный самолёт. Работы над ним возглавил конструктор J. Olenderek. Эта версия самолёта имела максимальный взлётный вес превышающий проектный и цену выше установленной Аэроклубом PRL. В июле 1964 года после доводки самолёта взлетел второй прототип под обозначением М-4P. В 1965 году оба прототипа были переоборудованы в аэробатические и получили обозначение М-4A. Последний экземпляр самолёта был передан в Музей Авиации и Космонавтики в Кракове.
1971 - Поднялся в воздух первый самолёт серийной конфигурации L-39C (Cvicnа - учебная) установочной серии из десяти "Альбатросов", оснащённых AI-25W, которую должно было принять MHO ЧССР.
1988 - Состоялся первый полёт F-15S/MTD, без изменения вектора тяги в полёте. В ответ на запрос ВВС США разработать вариант F-15 с уменьшенной более чем на 50% длиной разбега и пробега, "Макдоннелл Дуглас" представила проект экспериментального самолёта F-15STOL, в дальнейшем получившего обозначение F-15S/MTD. На этой машине предлагалось применить переднее горизонтальное оперение (ПГО), а также плоские сопла с управлением вектором тяги (УВТ) в вертикальной плоскости и реверсом. В F-15S/MTD переоборудовали первый опытный учебно-боевой F-15D. В качестве ПГО были использованы консоли стабилизатора F/A-18, установленные с поперечным "V" в 20 град и способные отклоняться как симметрично, так и дифференциально. Фирма "Пратт Уитни" разработала плоские поворотные сопла из титановых сплавов с системой жидкостного охлаждения, для чего самолёт потребовалось оснастить специальным турбохолодильником. Опытная машина получила новую цифровую электродистанционную систему управления, объединяющую традиционные исполнительные органы управления с управлением ПГО, двигателем, поворотными соплами, носовым колесом и тормозами основных колес. Характерной особенностью F-15S/MTD стала реконфигурируемость системы управления: при потере или отказе какой-либо исполнительной поверхности управления, а также отказе одного из двигателей функции остальных органов управления автоматически переопределялись таким образом, чтобы сохранять, насколько это возможно, устойчивость и управляемость самолёта. Для повышения предельно допустимой вертикальной скорости касания земли были усилены опоры шасси.
Через 3,5 часа после взлёта на самолёте произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома.
Экипаж произвёл вынужденную посадку визуально в бывшем аэропорту Ижма (Коми) на непригодную для этого типа ВПП без светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки машина выкатилась при пробеге за пределы давно выведенной из эксплуатации ВПП. Никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал.
Вначале сообщалось о намерении а/к-владельца списать серьёзно повреждённый самолёт, однако впоследствии лайнер был перегнан сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011-го возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях.
Комиссия Росавиации, расследующая происшествие, огласила причину происшествия - ею стал так называемый тепловой разгон аккумулятора, что привело к КЗ и отключению всей бортовой электросети.
8 октября 2010-го Президент РФ присвоил КВС Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание Героев России. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) награждены Орденами Мужества.
Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым. В феврале 2012-го он был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Международный чартер рейса № AKY-9633, перевозившего команду ХК «Локомотив» из Туношны в Минск. Рейс выполнялся а/к Як Сервис в простых метеоусловиях. Во время разбега самолёт выкатился за пределы ВПП, взлёт произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд; самолёт набрал высоту не более 5-6 метров, затем столкнулся с препятствиями, ударился о землю на берегу реки Туношонки, недалеко от её впадения в Волгу и разрушился.
Выжил один человек - инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека, в т.ч. 7 членов экипажа. Официальное расследование катастрофы провёл МАК. Непосредственной причиной катастрофы официально названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные КВС либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило и ряд способствовавших катастрофе факторов.
2015 - Первый F-35 Lightning II, собранный за пределами завода Lockheed Martin в Форт-Уэрте в Техасе, совершил свой первый полет продолжительностью 1 час 22 минуты с авиабазы Камери в Италии, летчик-испытатель Lockheed Билл Джильотти. F-35 был собран на итальянском авиасборочном заводе (FACO) в Камери, который был построен в соответствии с соглашением о сотрудничестве с правительством Италии и местным промышленным партнером Alenia Aermacchi.
Свежие комментарии