Свою историю Кольцово начал в 1928 году, когда неподалеку от Свердловска началось строительство взлетно-посадочной полосы и казарм для летчиков Красной армии. Но гражданским аэропортом Кольцово стало лишь в 1943 году, когда ученые начали испытывать здесь новые типы самолетов.
Как президент США Рузвельт прилетал в «Кольцово»
Одна из самых интересных легенд аэропорта Кольцово: 3 декабря 1943 года, когда аэропорт был еще простым военным аэродромом, на взлетно-посадочную полосу приземлился самолет с американским президентом Франклином Рузвельтом.
По одной версии, он сделал остановку по пути из Тегерана в Вашингтон, а по другой — американский президент лично осматривал маршрут, которым в Россию будут лететь американские боевые самолеты по программе ленд-лиза (согласно ей во времена Второй мировой войны Америка давала в долг своим союзникам боеприпасы, военную технику, продовольствие и стратегическое сырье).Был он здесь всего пару часов, пока самолет дозаправлялся. В это время Рузвельта разместили в красном кирпичном здании неподалеку от аэродрома (сейчас там располагается поликлиника). В 40-х годах это было служебное помещение, где в одних комнатах хранился груз, а в других спали пилоты. О том, что прилетит важный гость, сотрудники аэродрома знали, техничек попросили на всякий случай заправить койки в служебном помещении свежим постельным бельем. Но о том, что приземлится сам американский президент, никто и не догадывался. К сожалению, точных сведений о том, был ли Рузвельт в Кольцово, не сохранилось. Его тогда никто не сфотографировал. Но эту легенду до сих пор передают из уст в уста работники аэропорта.
Раньше людей на автобусе до самолета только возили в исключительных случаях. В основном пассажиры сначала сидели в накопителе, а затем специальный человек сам вел их на взлетно-посадочную полосу.
Испытания ракетного самолета Би-1 в аэропорту «Кольцово»
Именно в аэропорту Кольцово проходили испытания самолета Би-1, положившего начало развитию космонавтики. Его начали создавать в 1941 году, когда понадобился истребитель, который был бы быстрее немецких. Но в октябре ученым научно-испытательского Института военно-воздушных сил Красной армии пришлось эвакуироваться на Урал. Большая часть его сотрудников разместилась в Кольцово. Здесь-то и начались испытания. Первым за штурвал ракетного истребителя сел легендарный советский летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это произошло 15 мая 1942 года. Вот что об этом событии написал в воспоминаниях инженер-полковник Александр Сорокин:
«Настроение у него было прекрасное, он много кутил, был веселым и жизнерадостным. Время полета не было еще известно, кого-то ждали. В 10 часов с западной стороны аэродрома появилась маленькая облачность, которая стала постепенно разрастаться в небольшие тучки. Георгий торопил с полетом, он очень боялся (зачеркнуто, заменено на «беспокоился». — Ред.), что ухудшатся метеорологические условия и полет будет отменен. Облачность задержала вылет, но во второй половине дня небо стало проясняться. К 19 часам на старте было все готово. Построенный руками советских людей самолет был на старте, полированные, обтекающие его поверхности блестели на солнце. Я помогал Георгию пристегивать парашют. Я пожал руку Бахчиванджи и пожелал ему успеха, в знак особого уважения ко мне он попросил у меня мои кожаные перчатки. Георгий быстро сел в самолет, так ловко, как будто он уже не раз летал на этом самолете. В 19 часов ракета возвестила о начале полета. Бахчиванджи плавно включил двигатель. Машина стремительно пробежала по аэродрому и затем с молниеносной скоростью стала набирать высоту. Вечером в кругу товарищей Георгий делился своими впечатлениями о полете: «Как нож в масло врезался самолет».
Всего Бахчиванджи поднимался в воздух на Би-1 семь раз. Каждый раз ему надо было испытать истребитель в определенных условиях: узнать максимальную скорость, максимальную высоту, на которую можно подняться. Во время последнего испытания 27 марта 1943 года он погиб.
— Он должен был набрать на максимальной высоте максимальную скорость, и на 17-й секунде полета загорелся двигатель, — рассказала «Комсомолке» Марина Любимова, сотрудник музея аэропорта Кольцово. — Бахчиванджи мог выпрыгнуть с парашютом, но он хотел понять, каким образом действует ракетный двигатель в таких критических ситуациях, поэтому остался в кабине самолета и погиб.
Теперь у въезда в аэропорт стоит памятник тому полету — самолет Би-1, смотрящий в небо.
Как однажды улетели без «очень важного пассажира»
До сих пор механики в аэропорту передают эту историю из уст в уста. В 1970-х годах пассажирским самолетом, следующим по маршруту Свердловск - Москва, управлял летчик по фамилии Шурло. Однажды, когда надо было взлетать, диспетчер сказал ему: «Подожди, у нас еще один пассажир должен подойти». Время шло, а «пассажир» все не подходил. Люди в битком набитом салоне уже начинали возмущаться: «Почему не летим? Сколько можно ждать?» Тогда Шурло снова связался с диспетчером:
— Все! Семеро одного не ждут, я взлетаю, — сказал он.
А диспетчер ему опять в ответ:
-Ну, подожди немного. Тот пассажир опаздывает, очень просил без него не улетать.
— Что за пассажир-то такой? — удивился Шурло.
— Особый пассажир, — хладнокровно ответил диспетчер.
Тут-то терпение летчика и лопнуло. Он прошел к трапу, приказал стюардессе войти в самолет и принялся закрывать дверь. Вдруг из-за здания аэропорта вылетела черная «Волга». Она остановилась в несколько метрах от самолета, и из нее вышел «особый пассажир».
— Стойте, не закрывайте! Я певец Иосиф Кобзон, — сказал мужчина.
— А я летчик Шурло, — ответил ему пилот, прежде чем громко хлопнуть дверью. Так и улетел он в Москву без особого пассажира. Как уверяют сотрудники Кольцово, самого Иосифа Давыдовича после этого провели в комнату для делегаций, где он и просидел до следующего рейса. Оказалось, эстрадного певца после концерта задержали на банкете. Вот он и не успел на самолет.
Как ИЛ-18 «чинили» в воздухе
— В 60-х годах советские граждане стали летать на самолетах Ил-18. Это был вместительный пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем, — рассказала Марина Любимова. — Его разработал конструктор Сергей Владимирович Ильюшин, семикратный лауреат Сталинской премии. Во время одного из таких полетов, из Москвы в Свердловск, пилоты вдруг заметили, что на панели загорелась табличка, сообщающая о неполадках в двигателе, и что бы они ни делали, огонек не гас. Что делать? Тогда пилоты решили поговорить с самим конструктором Ильюшиным, который в этот момент был в Москве. Связались с ним через диспетчера. Создатель самолета быстро понял, в чем причина неполадки. Оказывается, сам самолет был в порядке, просто при сборке кто-то неправильно подключил провода к табло. Из-за этого оно и горело.
Как закупались немецкими колготками к приезду Фиделя Кастро
В 1963 году по Советскому Союзу проехался лидер кубинской революции Фидель Кастро. На два дня заехал он и в Свердловск. К прилету самолета Фиделя в аэропорту Кольцово готовились заранее.
«Я тогда училась в третьем классе 92-й школы, что находится в поселке Кольцово», — рассказала в интервью KP.BY Марина Любимова. — «Чтобы встречать Фиделя Кастро, отобрали десять отличников и активистов со всей школы: пять мальчиков, пять девочек. Чтобы девочки хорошо выглядели, нас отвезли в ЦУМ, где накупили для нас германских белых колготок. Мы боялись опоздать в Кольцово, но когда приехали, оказалось, что самолет с Кастро задерживается. Нас усадили в аэропорту. Так мы там и сидели целых четыре часа в белых колготках и с цветами, пока, наконец, не стал подлетать самолет. Нарядные, с букетами, мы выстроились у трапа. Но этот «бородатый дяденька», которого мы несколько часов подряд ждали, едва сойдя с самолета, тут же сел в машину, и его сразу же увезли».
Кстати, уезжал лидер кубинской революции по так называемой «фиделевской» дороге, соединявшей аэропорт с городом. Ее построили специально к приезду Кастро. Сейчас она уже заброшена, а в 60-х автомобилисты любили повторять на ней трюк: ставили стакан, полный воды, на капот и разгонялись до максимума. По легенде покрытие было настолько ровным, что стакан оставался на капоте и ни капли из него не проливалось.
Советские стюардессы надевали эти шляпки, не боясь испортить прическу. Места под ними хватило бы и самолету.
Ричард Никсон в аэропорту «Кольцово». 1959 год:
Свежие комментарии