На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...
  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...

Советско- американская война 44-го года.

                        " Проклятые  империалисты!"                                                                                                                                                                                                                                                                         Это крайне мало  изученный эпизод Второй мировой войны.
На Западе про него предпочитают вовсе не вспоминать. В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике-мемуарах военного летчика Н.А.Шмелева " С малых высот", изданных в 1966г. Из книги следует,что утром 7 ноября 1944г.,на аэродроме города Ниш( Сербия) советские летчики из 707 штурмового авиаполка собрались было отметить известный революционный праздник,как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незванных гостей приняли за немецкие "рамы"- так с 1941г. в наших ВВС называли "Фокке- Вульфы" FW-189. Это было странно: во-первых,этот тип относился к высотным разведчикам и не предназначался для штурмовки аэродромов.Во - вторых 40 (!) "Фокке- Вульфов" немцам просто неоткуда было взять.                                                                                                                    Впрочем,разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка.В первой же атаке удалось "завалить" двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая" собачья драка"-маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна "рама",погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США!
Кто-то даже вспомнил обозначение американской"рамы"- тяжелый истребитель P-38" Лайтнинг". На таком же самолете, только в варианте фоторазведчика летал и погиб А. Сент-Экзюпери.                                                                                                                В этом бою учавствовал лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов( 46 побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987г. снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М.Руста на Красной площади. Кажется,именно он,рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, что бы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси.Но ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавших через Ниш по шоссе.Их тоже удалось отогнать,но дел они натворить успели. В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов.Его последние слова были: "Проклятые империалисты!"                                                                                              7:3 в нашу пользу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         "Американское командование,-пишет автор мемуаров,-конечно извинилось перед нашим за этот"инциндент". Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей,погибших во время предательского налета " союзников". Вообще тональность книги Н.Шмелева не оставляла сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Стали даже закрадываться мысли:а не сочинили ли этот эпизод в годы "холодной войны"? Но неожиданно подтверждение пришло совершенно с другой стороны-из бывшей Югославии.                                                    Как известно,советские войска помогли Национально- освободительной армии Югославии изгнать из страны немцев. По соглашению которое 16 октября 1944г. подписали югославский маршал Б.Тито и советский маршал Толбухин,части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними аэродромами.За это специалисты советских ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме города Ниш. Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инцинденте  в белградской газете " Политика" от 9 ноября 1988г. - в 44-ю годовщину событий.                                                                                                        По их словам.7 ноября 1944г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Ниш неожиданно появилась группа американских бомбардировщиков В-25"Митчелл" в сопровождении истребителей " Лайтнинг". Всего около 30 самолетов. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны: погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер,еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як -3,один из которых тут же был сбит. В воздухе завязалось ожесточенное сражение. Партизанский политкомиссар,приставленный к Нишскому аэродрому,довел до сведения личного состава,что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета. При этом американцы потеряли 14 летчиков.                                                              Если верить данным безвестного югославского комиссара, получается,что американцы потеряли 5 одноместных" Лайтнингов" и 2 бомбардировщика "Митчелл" с экипажем из 5 человек. Скорее всего это были самолеты из состава 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944г. базировались в Италии. По взаимному согласию сторон недолгая" советско -американская война" была предана забвению. Случись она ближе к весне 45-го года,когда трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы повернуться по другому... Но для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова,эта встреча с американскими летчиками была не последней.В 1948г. вторую звезду Героя он получил как раз за сбитых американцев.Впрочем, это уже другая совсем другая история...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Сергей Осипов АиФ № 45 2004г.Истребитель ВВС США Р-38" Лайтнинг"Бомбардировщик ВВС США В-25"Митчелл"Истребитель ВВС СССР Як-3

наверх