Губернское Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ) образовалось в Красноярске в конце апреля 1923 г. Весной 1924 г. инструктором Енисейского гублета в г.Красноярске был назначен один из первых русских летчиков-основоположников развития авиации в России Борис Семенович Масленников. За время его работы в Красноярском АВИАХИМе с июня 1924 г.
под его руководством и по его инициативе были построены планеры в железнодорожных мастерских и военно-артиллерийской школе, делались доклады в различных организациях по популяризации идей авиации, организовывались агитполеты по территории края. Уже в 1924 г. в «Итальянских казармах» (сейчас на ул.Карла Маркса) были открыты авиакурсы ОДВФ. На первых занятиях было около 100 человек. Из окончивших курсы образовался актив ОДВФ. Первые организаторы авиакружков в Красноярске – инструктор ОДВФ Борис Берг, работник железнодорожных мастерских Иван Павленко, первая и единственная девушка окончившая в 1929 г. планерные курсы - Любовь Дмитриева.
В начале мая 1925 г. по железной дороге в Красноярск привезли самолет «Сопвич». Постановлением городской конференции ОДВФ самолету дали имя «Красноярец».Это был первый самолет ставший «собственностью» города. Первый экипаж –летчик Роман Александрович Батурин. бывший военный летчик царской армии с пятилетним стажем, участник Первой мировой войны. работавший в Енгосторге и механик - Александр Феоктистович Потылицын, ранее работавший мотористом катера. Собирали самолет в помещении пожарной команды на Базарной площади (ныне площадь Революции). Первый аэродром организовали в районе Иннокентьевского поселка. 4 июня 1925 г. из Томска в Красноярск прибыл первый агитсамолет Сибирского ОДВФ – Юнкерс-Ф13 «Сибревком», пилот Николай Мартынович Иеске, механик
Николай Евгеньевич Брянцев. Летчик за несколько дней сделал несколько круговых полетов, поднял в воздух более 100 человек. 12 июля «Сибревком» вылетел в Канск и 13 июля, не смотря на пасмурную погоду, совершил в Канске 24 полета. 22 июня 1925 года Красноярск встречал участников международного рекордного перелета Москва – Улан-Батор – Пекин. Сопвич «Красноярец» собрали в конце июня. 21 июля 1925 года по всей Сибири был проведен «День АВИАХИМа». Торжественно был отпразднован этот день в Красноярске. Весь день с перерывами летал над городом «Красноярец». Газета «Красноярский рабочий» писала: « В скором времени Губавиахим приступает к осуществлению давно задуманного агитперелета «Красноярца» по районам нашей губернии.
Линия полета идет по Красноярскому, Ачинскому, Минусинскому и Хакасскому уездам. Протяженность всего перелета 1500 верст, не считая подъемов с пассажирами в пунктах остановки». В дальний агитперелет «Красноярец» поднялся в воздух 31 августа 1925 г. взяв курс на село Даурск. Расстояние до села самолет преодолел за один час пятнадцать минут. Торжественные и многолюдные встречи, катание на самолете, бесчисленные вопросы к экипажу- это постоянно повторялось в пунктах посадки.
Агитперелет продолжался до октября. Маршрут полета «Красноярца» : Красноярск - Даурск – Новоселово – Абакан – Минусинск - Бея – Курагино – Усть –Абакан - Черногорские копи – рудник «Юлия» - Шира – Ужур- Назарово – Ачинск – Покровское – Козулька – Кемчуг – Знаменский – Зеледеево - Красноярск. 16 октября 1925 г. «Красноярец» вернулся в Красноярск, преодолев за время перелета расстояние больше двух тысяч километров.Первый пробный коммерческий рейс самолета Юнкерс – Ф13 «Моссовет» (пилот Виктор Львович Галышев, механик Федор Иванович Грошев) по маршруту Красноярск – Туруханск – Красноярск состоялся 4 марта 1926 года и занял 38 дней. Полет проходил над тайгой вдоль реки Енисей с посадками на неподготовленных площадках, сопровождавшимися авариями, поломками и вынужденными ремонтами.Покрыто 2360 верст над тайгой, произведено 8 спусков и подъемов.»
Свежие комментарии