1890 - Родился Макс Иммельман, немецкий военный летчик, один из основоположников высшего пилотажа и воздушного боя.
Он заложил основы тактики воздушного боя, придавая особое значение факторам высотности и скороподъёмности истребителя, что необходимо для активного, наступательного ведения боя. О том, что касается искусства ведения воздушного боя, сам Иммельман писал: «Я безоружен, пока я ниже».
Иммельман, получивший вскоре прозвище «Лилльский орёл», летал на Фоккере Е.III и мог выполнять практически все известные сегодня фигуры сложного пилотажа. Именно на Фоккере он обессмертил своё имя, проделав названный впоследствии в его честь боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли. Иммельман был столь знаменит по обе стороны фронта, что через 10 минут после его появления в воздухе небо становилось свободным от английских самолётов. Он одним из первых стал использовать тактику внезапности, заходя со стороны солнца. Многие из его жертв понимали что атакованы, лишь когда его пули уже начинали стучать по обшивке. Иммельман был первоклассным стрелком — для победы ему редко требовалось больше 25 выстрелов. Однажды он возвратился с победой, использовав всего 15 патронов.
1895 - Родился конструктор первого автожира, испанец Де ла Сиерва.
Получил образование в Высшей школе дорожных инженеров в Мадриде. Самостоятельно изучал теоретическую аэродинамику по трудам Ф.Ланчестера и Н.Е.Жуковского. На конкурс боевых самолетов Сиерва представил бомбардировщик-биплан с тремя двигателями и оригинальным профилем крыла. Самолет был испытан в мае 1919, но при посадке потерпел аварию. Эта неудача привела конструктора к идее более устойчивого и безопасного винтокрылого летательного аппарата. Первые три машины оказались неудачными. На четвертой с измененной конструкцией, в которой лопасти крепились к втулке шарнирно, Сиерва совершил в январе 1923 несколько демонстрационных полетов, в том числе самый продолжительный по замкнутому маршруту длиной 25 км. В 1925 конструктор перебрался в Англию, где основал компанию «Сиерва аутоджайро» по выпуску автожиров. 18 сентября 1928 перелетел на своем автожире через Ла-Манш, а в 1930 совершил перелет из Англии в Испанию. В 1929 Сиерва демонстрировал автожир на Национальном авиасалоне в Кливленде. Автожиры Сиервы широко использовались во Франции, Германии, США и Японии до Второй мировой войны, когда появились первые вертолеты. Сиерва погиб в авиакатастрофе в Кройдоне (Англия) 19 декабря 1936.
1920 - В Москве на Ходынском поле образован Опытный аэродром (с 1926 - НИИ ВВС РККА).
1933 - На основе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Московской Группы изучения реактивного движения (МосГИРД) приказом №0113 заместителя председателя Реввоенсовета СССР, начальника вооружений РККА М.Н.Тухачевского был создан Реактивный институт (Реактивный научно-исследовательский институт, РНИИ РККА, с 1937 года - НИИ-3). Это было одно из первых в СССР научно-исследовательских учреждений, разрабатывавших ракетную технику и первой в мире государственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, объединившей различные направления теоретической и практической разработки проблем ракетной техники.
1937 - Мировой рекорд скорости для лёгких гидросамолётов 2-й категории - 170,196 км/ч; А.В. Кржижевский на «Гидро-1» (СПЛ) И.В. Четверикова.
1938 - Лётчики М.Н. Томилин, А.И. Мохов и И.М. Коротаев на самолёте ПС-7 Н-162 в районе острова Малый Диомид (Крузенштерна) обнаружили, приняли на борт и доставили на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших семнадцатью сутками ранее, унесённых штормом на катере в Берингов пролив. За успешное выполнение спасательной операции экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации и премией. Это был важный знак: летчики ещё раз доказали, что авиация способна сделать безопаснее работу исследователей в экстремальных условиях Арктики.
1941 - Во время Великой Отечественной войны с помощью первых советских радиолокаторов (РУС-2) началось отражение налета вражеской бомбардировочной авиации с целью уничтожить Балтийский флот в Финском заливе. Боевой расчет радиоуловителя «Редут-3» (оператор РЛС Г. И. Гельфенштейн) 72-го батальона ВНОС в районе Ораниенбаума обнаружил на удалении в 200 км первый эшелон вражеских бомбардировщиков. Данные о налете были выданы на пункт управления ПВО Балтийского флота. 12 налетов вражеской авиации (около 500 самолетов) отражались силами истребительной авиации, огнем зенитных батарей и корабельной зенитной артиллерией. В ходе трехдневных боев уничтожено 25 самолетов врага и сорван план уничтожения советских кораблей
На фоне других тогдашних бомбардировщиков В-29 выглядел как пришелец из будущего, поскольку в нем воплотились все новейшие достижения авиационно технической мысли: герметичные кабины экипажа, мощные и высотные 2200-сильные моторы с турбокомпрессорами, радиолокационный бомбовый прицел, сопряженный с автопилотом, позволявший точно бомбить в любое время суток и в любую погоду, дистанционно-управляемые пулеметные турели с бортовым вычислителем, автоматически вносившим поправки на параллакс, направление и силу ветра. Под стать конструкции были и летные характеристики. На испытаниях XB-29 развил фантастическую для тяжелого, четырехмоторного поршневого самолета скорость 644 км/ч. В серийной конфигурации бомбардировщик разгонялся до 604-607 км/ч на высоте 9 километров. Рабочий потолок превышал 12 километров. Максимальная бомбовая нагрузка - 9 тонн, дальность полета с такой нагрузкой - 4865 км, а с четырьмя тоннами бомб - 6820 км.
1949 - Первый пуск БРДД Р-2 (эта экспериментальня ракета называлась Р-2Э) С.П.Королева с ЖРД РД-101 В.П.Глушко, Капустин Яр
1962 - Первый полёт разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ, экипаж И.К.Ведерникова
"Валькирия" - экспериментальный стратегический бомбардировщик дальнего радиуса действия. Самолет имеет дельтавидное крыло и скорость до трех звуковых. Машина разрабатывалась для замены самолета В-52. На ХВ-70 было установлено шесть турбореактивных двигателей YJ-93-GE-3 тягой по 14 075 кг. Максимальная скорость на высоте 24 400 м - 3185 км/ч, потолок - 24 400 м, дальность полета 12 067 км. В июне 1966 г. второй прототип столкнулся в воздухе с истребителем и потерпел крушение. После этого первый прототип передали НАСА, и в 1969 г. программу "Валькирия" закрыли.
1970 - С поверхности Луны стартовала ракета «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом автоматической межпланетной станции «Луна-16», стартовавшей с Байконура на ракете-носителе "Протон К/Д" 12 сентября, при этом двигатель ракеты работал до тех пор, пока скорость аппарата не достигла значения 2,708 км/сек. Масса стартовавшей ступени была 512 кг.
24 сентября 1970 года в 4:50 возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг был отделён от ракеты «Луна — Земля», в 8:10 он вошёл в атмосферу Земли, на высоте 14,5 км раскрылся тормозной парашют, который отделился на высоте 11 км, при этом раскрылся основной парашют, и в 8:26 возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Причём возвращаемый аппарат был обнаружен по радиосигналам за 12 мин до посадки и его дальнейший спуск наблюдался с вертолёта. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. Общая масса колонки грунта, доставленной на Землю, составила 101 грамм. «Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю.
1974 - На полигоне Капустин Яр был осуществлен первый испытательный пуск БРСД 15Ж45/РСД-10/SS-20 Mod 1/Saber - комплекс "Пионер"
1977 - Новый женский мировой рекорд скорости поставил экипаж Ил-62М под командованием Ираиды Вертипраховой.
Ил-62М развил скорость 806,272 км/ч на маршруте протяженностью 10 тысяч километров по замкнутому маршруту. Это был только один из пяти рекордов, которые в 1977 году удалось побить «женской сборной Аэрофлота».
Легендарный ильюшинский летчик-испытатель и рекордсмен Владимир Коккинаки восхищался мастерством Вертипраховой, отмечая ее умение поднимать и сажать самолет в трудных условиях.
Ираида Федоровна Вертипрахова освоила пять типов самолетов, совершила более 400 прыжков с парашютом. Единственная женщина, удостоившаяся звания «Заслуженный пилот СССР».
1991 - Лётчик-испытатель А.А.Синицын впервые посадил Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал Горшков». В тот же день еще один самолет привел В.А. Якимов. Целью испытаний было определение совместимости самолета и его систем с кораблем, а также отработка экстренного старта – поперек полетной палубы прямо с технической позиции. До второго пункта испытаний дело не дошло из-за тяжелой аварии самолета В.А. Якимова. 5 октября 1991 года он при подходе к кораблю не сумел вовремя погасить скорость и, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения самолета. Самолет просел и ударился опорами шасси о палубу. В результате пробоины в баке начался пожар, и по команде руководителя полетов летчик привел в действие систему спасения. Пилот не пострадал, но этот самолет к полетам был уже не пригоден.
1993 - Экипаж самолета Ту-134А грузинской авиакомпании Transair Georgia (65893) выполнял рейс по маршруту Сочи/Адлер (Россия) – Сухуми/Бабушары (Грузия). На борту находилось 22 пассажира и 5 членов экипажа.
Самолёт заходил на посадку, когда в 16:25 был атакован ракетой ПЗРК Стрела-2, выпущенной с находящегося в море абхазского катера. Потеряв управление, авиалайнер с высоты 300 метров упал в море. Все 27 человек на борту погибли.
Свежие комментарии