Дороговато обходятся нашей стране фантазии главы Роскосмоса
В системе госзакупок ЕИС в соответствии с законом 44-ФЗ «Открытый конкурс в электронной форме» появилась любопытная заявка с начальной ценой 1 734 764 300 рублей.
Звучит она так: «Прикладные исследования проблемных вопросов реализации пилотируемых полетов на Луну, создания ключевых элементов и технологий, в том числе медико-биологического направления, обеспечивающих безопасное пребывание и работу космонавтов на окололунной орбите и на поверхности Луны в части работ 2022 — 2025 годов». Тем, кто хочет эти деньги, нужно поторопиться. Заявки принимаются до 18 октября.По информации РИА «Новости», для первых пилотируемых полетов к спутнику Земли Роскосмос вначале планирует использовать ракету «Ангара» и малый транспортный корабль. В этой связи российские СМИ вспоминают интервью Рогозина (август 2020 года), в котором Дмитрий Олегович пояснил, что без малого лунного взлетно-посадочного корабля на Луне делать нечего.
Само собой, потребуется «луномобиль», лунный домик, то есть обитаемый модуль, где можно переночевать, и одежда в виде нового скафандра для работы. Оно и понятно, не для отдыха космонавты туда полетят. Неплохо бы еще иметь энергетический модуль, без которого база — не база.
«Многое из этого входило в проект «Федеральной космической программы на 2016−2025 годы» до ее секвестра, напоминает РИА «Новости». И вот теперь, похоже, к этой идее решено вернуться, потратив для начала 1,7 млрд. казенных рублей.
Судя по вышеуказанному тендеру Роскосмоса, в конечном счете наши люди должны высадиться на спутник Земли, чтобы хотя бы установить там триколор. Правда, более вероятным видится полет на окололунной орбите, то есть космонавты сделают несколько кругов, пофотографируют Луну и улетят назад.
Эксперты утверждают, что без создания сверхтяжелой ракеты с грузоподъемностью в 100 тонн прилуниться не получится. Ее, кстати, в России пытались сделать только к 2028 году и даже дали название «Енисей». Правда, совсем недавно прогремела новость, что этот проект похоронят. Дескать, нет смысла вкладываться в старье, нужно создавать носители из композитов и на базе метановых двигателей.
Отметим, что в соответствии с общепринятой в инженерии методологии, прикладные исследования, о которых говорится в заявке Роскосмоса, означают исследования, направленные на практическое решение технических проблем. Они могут иметь практическую ценность, но могут и не иметь. Как правило, такие работы укладываются в три этапа.
На первом ставится цель. Она ясна — летим на Луну.
На втором этапе производится оценка возможностей нашей космической отрасли и даже осуществляется моделирование. Например, с помощью программы «Компас» и обычного 3D-принтера запросто можно изготовить модели лунного взлетно-посадочного корабля в уменьшенном размере, а также обитаемого и энергетического модулей лунной базы. Здесь приводятся описания возможных технологий, как это воплотить в реальность.
На третьем этапе оценивается адекватность проекта. И все! Работа готова. Во всяком случае, реального выхлопа не будет, если не считать красиво оформленного доклада. Бросается в глаза отсутствие конкретики в заявке, слишком уж расплывчато поставлены задачи, несмотря на громко обозначенную цель. С таким же успехом можно было объявить тендер на межгалактический полет.
Между тем, общая стоимость лунной программы «Аполлон» в сегодняшних деньгах составила $ 288 млрд — более чем четверть триллиона долларов, чтобы отправить в общей сложности восемнадцать человек на орбиту Луны и шесть команд из двух человек на сам спутник Земли. Причем, до сих идут споры, а были ли на самом деле прилунения.
На вопрос, почему американцы по факту забросили пилотируемые полеты на Луну, звучит ответ — это слишком дорого, не по карману США. Мало преодолеть «гравитационный колодец» на самой Луне с минимумом доставленного горючего, гораздо сложнее осуществить безопасное путешествие в предельно враждебной среде.
В целом вопрос осуществления такой миссии постоянно муссируется в Соединенных Штатах, в том числе с целью повышения имиджа «великой страны», как космической супердержавы. У политиков есть мнение, что репутация государства стоит дорого, значит, можно и раскошелиться. У них не стоит вопрос, что важнее: борьба с бедностью, или полет на Луну.
Что касается конкретных цифр, уже имеются прикидки, во сколько это может обойтись. Если по максимуму использовать имеющиеся наработки, то, согласно отчету Washington Post, со ссылкой на тамошних экспертов, стоимость полета экипажа из двух человек на Луну составит $ 750 млн. В принципе, не запредельные даже для России расходы.
Речь, естественно, не идет о высадке человека на поверхность спутника Земли. В эту сумму, вроде бы, обойдутся несколько витков на окололунной орбите. Поскольку в первоначально заявленные расходы космические агентства никогда не укладываются, возможный полет легко обойдется в $ 1,5 млрд. Впрочем, заокеанские «говорящие головы» всегда добавляют «гипотетически», что можно понять и как «не в наше время».
Сейчас уже забылось, что бывший президент Джордж Буш (младший) уже отдавал команду НАСА вернуться на Луну в качестве следующей миссии после программы «Спейс шаттл». Была даже названа крайняя дата — 2020 год. Не вышло: на дворе давно уже 2021 год. В двухпартийном Законе о полномочиях НАСА на 2010 год и в Национальной космической политике США, опубликованной в том же году, прямо говорится: «НАСА разрабатывает возможности, необходимые для отправки людей на астероид к 2025 году и на Марс в 2030хх годах». Естественно, после освоения Луны.
А вот Трамп был очень опечален, услышав, что во время его президентства НАСА не сможет попасть на Марс, даже если предположить его переизбрание. Впрочем, его вице-президент Майк Пенс утверждал, что США отправят астронавтов обратно на Луну к 2024 году. Так, 26 марта 2019 года он сказал: «Первая женщина и следующий мужчина на Луне будут американскими астронавтами, запущенными с ракет с американской земли». Но сейчас об этих планах стараются не вспоминать.
По информации эксперта из США Румиэля Даве, НАСА якобы уже исследовало Луну и пришло к выводу, что это довольно скучное занятие. Типа, когда появится что-то новое для изучения, астронавты вернутся.
С учетом того, что Роскосмос уже выступает в роли догоняющего НАСА трудно представить прорыв в ближайшие годы. Не хочется переходить на личности, но есть серьезные подозрения, что «прикладные исследования проблемных вопросов реализации пилотируемых полетов на Луну» окажутся сказкой «Рогозин на Луне», фигурально естественно. Правда, цена у этой книжки окажется баснословной — 1,7 млрд руб.
Александр Ситников
Свежие комментарии