Первым «Ту» для коммерческих пассажиров станет лайнер «из запасов»
Выкатка долгожданных Ту-214 новых серий откладывается. До цеха окончательной сборки добрался один из запланированных на 2023-й самолетов, все остальные пока существуют только в виде отдельных агрегатов. Такой годовой итог закономерен, полагают эксперты.
Все понимали: выполнить задачу невозможно. И «Туполев» не один в подобной ситуации. В том, зачем надо было верстать нереальные планы, делать громкие заявления о будущих победах и когда мы все-таки увидим Ту-214 в авиакомпаниях, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».Пока в высокой степени готовности — только один Ту-214. Фото: «БИЗНЕС Online»
2023 год: сдвигается все
Сдача первых Ту-214 переносится на 2024-й, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. По комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2030 года (далее — КП) Казанский авиазавод – филиал «Туполева» (КАЗ) должен был построить три лайнера. Как утверждают наши собеседники, в высокой степени готовности — один, заложенный еще до СВО и, соответственно, решения о возобновлении серийного выпуска Ту-214.
В «Туполеве» нам подтвердили сдвиг программы вправо — самолеты сдадут в 2024 году. «Работа идет достаточно напряженная, но есть задержки, — рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий директор „Туполева“ Вадим Королев. — Во-первых, непросто разогнаться с учетом нашей пропускной способности — раньше КАЗ делал в среднем полтора Ту-214 в год. Во-вторых, ввиду уникальности схемы доведения ресурсов на масштабирование производства (деньги ФНБ и облигационный заем — порядка 84 млрд рублей — прим. ред.) формирование соответствующих правил потребовало ощутимо больше времени, нежели предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения — и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас все необходимые меры выработаны, деньги пошли, но изначальные сроки сдвигаются несколько вправо». По его словам, одна машина в цехе окончательной сборки, остальные — на стадии агрегатной сборки.
Проблемы со сроками не только у Ту-214. В начале октября стало известно, что сдача первых трех Ил-114 переносится с 2024-го на 2026-й. Причиной называют проблемы с доведением двигателя ТВ7-117СТ. В середине ноября объявили, что не будет и двух обещанных на 2023 год Superjet 100 — не завершена программа испытаний двигателя ПД-8. Обещано, что эта пара добавится к программе 2024-го (должны были сдать 20 машин, а будет 22). Поставки МС-21 пока не корректировали, но опять-таки смущает скорость: на 2024 год назначены одновременно испытания самолета и поставка 6 серийных машин. Заметим, что в сентябре 2022-го министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров первые коммерческие поставки отнес на 2025-й. В качестве исторического экскурса напомним, что МС-21 разрабатывается с 2008-го. Старт поставок планировали сначала на 2016-й, потом — на 2020-й, затем — на 2022 год.
Проблемы со сроками не только у Ту-214. В начале октября стало известно, что сдача первых трех Ил-114 переносится с 2024 года на 2026-й. Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»
«Серийные МС-21 уже собираются, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Все дело в завершении программы сертификационных полетов и программы импортозамещения — ряд агрегатов еще дорабатывается. На конец 2024 года было заявлено начало опытной эксплуатации, а серийные поставки — в 2025-м. То есть имеем „затык“ не в производстве, а в разработке и испытаниях. Откуда взялись обещания поставить Superjet в 2023-м, непонятно: программа ПД-8 никак не подразумевает завершения в этом году — не ранее конца 2024-го. Задержка с Ил-114 тоже связана с недоработкой самого продукта — в отличие от Ту-214, который разработан, проблем нет, но есть технологические ограничения. Обещания, что мы сделаем 5, 10, 20 самолетов, только дайте денег, — это все объективно нереально. Все-таки в производстве Ту-214 много ручного труда, это не такой цифровой самолет, как Superjet. Поэтому рассчитывать на то, что свершится чудо и мы начнем печь Ту-214 как пирожки, не приходится, даже если залить завод деньгами. Три самолета для нынешнего КАЗа уже сверхнагрузка. Я уж не говорю о том, что сейчас у завода Ту-214 не в приоритете — есть гособоронзаказ».
Ту-214 для специального летного отряда «Россия». Фото: «БИЗНЕС Online»
Что стоит за громкими заявлениями
Словом, нереальность сроков по всем типам была видна изначально. Тогда зачем было делать громкие заявления? Заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразился лаконично: «Врут, чтобы удержаться в своих креслах, ведь очевидно, что заводы для сборки есть, а с комплектацией беда: авионики, гидравлики, двигателей и много чего другого в достаточных объемах нет. Из чего они будут самолеты делать?!» Гусаров указал на еще один фактор: «Надо понимать, что это программа правительства, а оно слушает не только минпромторг, „Ростех“ и ОАК, но и регионы, которые имеют мощный лоббистский ресурс».
Впервые о графике строительства Ту-214 рассказали на заседании Госсовета Татарстана в апреле 2022 года. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, отвечая на вопрос о том, существует ли внятная программа производства Ту-214, сообщил: «Есть установка: на следующий год — 3 самолета, потом — 7, в 2025–2026 годах — 10. Пока 20 самолетов оговорено». План первых двух лет был воспроизведен в КП, которую утвердили 25 июня 2022-го, а вот в 2025–2026 годах КАЗ обязали построить уже не 10, а по 10 самолетов, а всего к 2030-му — 70.
Цикл постройки с нуля лайнера типа Ту-204/Ту-214 — не менее 24 месяцев, в серии, т. е. с заделами, — 12–14. Фото: «БИЗНЕС Online»
Сверхсжатые сроки и серьезные по нынешним временам объемы строительства сразу вызвали вопросы в авиастроительном сообществе. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков, цикл постройки с нуля лайнера типа Ту-204/Ту-214 — не менее 24 месяцев, в серии, т. е. с заделами, — 12–14. Впрочем, планы по Ту-214 (как и другим типам, которые должны сформировать суверенную отрасль авиаперевозок, — МС-21, Superjet 100, Ил-114-300) сразу стали делом не только экономическим и промышленным, но и пропагандистским и политическим. Чего стоят только трения Казани с Москвой по поводу объемов. Президент Татарстана, председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов настаивал на массовом выпуске (сначала 20, потом 40 лайнеров ежегодно), а генеральный директор «Ростеха» (в него входит ОАК) Сергей Чемезов подчеркивал, что Ту-214 — это только подспорье до начала масштабного производства МС-21, поэтому максимум 10 в год. Появившаяся в августе 2022 года уточненная КП продемонстрировала общественности компромиссный вариант: 2023-й — 3 самолета, 2024-й — 7, 2025-й — 10, 2026-й — 15, с 2027-го — 20 самолетов ежегодно, а весь план до 2030-го увеличился до 115 машин.
За схваткой бульдогов под ковром отчетливо виден тянущийся уже лет 15 конфликт, в ходе которого «Туполева» отодвинули от гражданских программ, а ставку сделали на МС-21 и Superjet от «Иркута» и «Гражданских самолетов Сухого» (сегодня обе темы за «Яковлевым»). Но СВО и блокада поставок в Россию авиатехники поставили эту доктрину под сомнение, и «Туполев» воспользовался вторым шансом залезть в теперь формально чужую для него нишу. Будучи в дивизионе стратегической и специальной авиации ОАК, он не просто заявил права на кусок цивильного пирога, а решил отхватить едва ли не половину, ведь речь идет о создании параллельного по отношению к «Яковлеву» центра гражданского авиастроения с целой линейкой типов. Словом, противостояние продолжается, хотя и в более завуалированной форме. Это борьба и за деньги бюджета; и за политическое влияние; и за интерес авиакомпаний. А также, если угодно, за идеологическую чистоту — чья авиастроительная школа права. Вспоминается, как год назад на аэрокосмическом форуме в Казани директор ЦКБ «Туполева» Николай Васильев заявил: «Туполев», несмотря на препоны, всегда дожидался своего звездного часа и доказывал, что он прав.
При этом есть основания полагать, что баланс сил несколько изменился. Как полагают источники «БИЗНЕС Online», с недавних пор в администрации президента России хотят сами, без посредников в лице минпромторга РФ, «Ростеха» и ОАК, держать руку на пульсе отрасли — профильная информация идет и от других источников. Вероятно, один из них — Минниханов. В Казани же, мягко говоря, сомневаются в том, что МС-21 получит серийный облик в заявленный срок, а темп его выпуска сможет удовлетворить потребности авиаперевозчиков.
Среди первых Ту-214 будет борт для госавиации. Фото: «БИЗНЕС Online»
Когда полетим на Ту-214
Между тем вообще возникает вопрос: что за Ту-214 должны были быть поставлены в 2023-м? Никто из перевозчиков не претендовал на машины этого года. Определенно заявлялся только один самолет. В декабре 2022-го Мантуров сообщил: «Первый Ту-214 планируется поставить в следующем году». Как позднее выяснил «БИЗНЕС Online», этот Ту-214 и предназначается для минпромторга, а эксплуатантом будет авиакомпания Red Wings. Уверенность в его скорой сдаче появилась потому, что самолет заложили еще в 2019 году (у него уже есть регистрационный номер — RA-64535). Но и он пока не продвинулся дальше цеха окончательной сборки. Предположительно, в 2024-м его сдадут первым, а за ним последуют две машины для «Аэрофлота». Королев на этот счет высказался обтекаемо: «Первые поставки предполагают машины как для „Аэрофлота“, так и в специальном исполнении».
Сегодня с высокой степенью определенности можно сказать только об одном Ту-214. В самом начале всей этой истории источники «БИЗНЕС Online» предрекали, что первыми переданными в эксплуатацию Ту-214 станут подержанные машины, восстановленные после хранения (из 12 серийных бортов, выпущенных в первый этап истории Ту-214, в 2001–2009-х, осталось 6: 2004, 2005, 2006, 2008 и 2009 годов выпуска), и данное предположение подтверждается. В минувшем октябре ОАК представила публике один из этих самолетов. На прошлом борта внимания не акцентировали. «ОАК продолжает формировать гражданскую линейку, — говорилось в сообщении корпорации. — Теперь и среднемагистральный пассажирский Ту-214, произведенный в Казани, нарядился в новую корпоративную ливрею ОАК. Самолет, принадлежащий ИФК (лизинговая компания „Ильюшин Финанс Ко“ — прим. ред.), после окончания работ по подготовке к эксплуатации на регулярных рейсах пополнит парк авиакомпании Red Wings и будет перевозить пассажиров».
Речь идет о борте с регистрацией RA-64518. Это самый молодой из построенных КАЗом коммерческих Ту-214. Его выкатили в августе 2009 года, а 2 октября передали авиакомпании «Трансаэро», которая к тому времени уже эксплуатировала два аналогичных борта. После остановки и последующего банкротства перевозчика в 2015-м самолет почти год стоял в Домодедово. Потом, как рассказал «БИЗНЕС Online» бывший экономист Red Wings Дмитрий Муравлев, было принято правильное решение «добить ресурс с пользой для дела».
Эксплуатация началась в июле 2017 года. У машины была двухклассная компоновка с салонами бизнес- (8 мест) и экономического (176) классов. За четыре месяца в Red Wings он совершил 383 рейса (в том числе за границу), налетав 917 часов и перевезя 74 302 пассажира. 30 сентября 2017 года RA-64518 отправился из Хабаровска в Казань на консервацию — вышел межремонтный ресурс.
В Red Wings готовятся передать один из Ту-214, который ранее летал в «Трансаэро». Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»
Как показала себя машина в авиакомпании? «Модель его коммерческой эксплуатации была ужасна, — говорит Муравлев. — Этот по сути дальнемагистральный самолет поставили на маршруты, заточенные под Superjet (у Red Wings ранее было несколько таких бортов). Но даже при этом он вышел в плюс. Все зависит от авиакомпании. Если эксплуатировать, как тогда, можно что хочешь загубить. И потом перевозчику надо иметь не один, не два самолета конкретного типа, а дюжину. Словом, мое мнение относительно того, можно ли эксплуатировать Ту-214 рентабельно, — да».
По словам Королева, процедура восстановления летной годности RA-64518 в завершающей стадии, скоро он будет у перевозчика. Официально заявляли, что Red Wings передадут еще один восстановленный Ту-214. По информации «БИЗНЕС Online», это тоже экс-трансаэровский лайнер. Его путь в авиакомпанию будет сложнее. «Для него прорабатывается возможность поработать какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих, которые будут использоваться при производстве новых Ту-214, — рассказал управляющий директор „Туполева“. — А впоследствии эта машина планируется к передаче коммерческому эксплуатанту».
Тимур Латыпов
Свежие комментарии