На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Ми-8 нарасхват между Белоруссией и Таиландом

Спустя пятьдесят лет после своего рождения вертолет остается востребованным

Вертолет Ми-8
Вертолет Ми-8 (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Республика Беларусь получит досрочно очередную партию вертолетов Ми-8МТВ-5. Об этом официально было объявлено в ходе посещения Казанского вертолетного завода делегацией республиканского минобороны во главе с замминистра Игорем Лотенковым. «Белоруссия всегда была и остается для нас важным стратегическим партнером. Мы рады заявить о досрочном завершении контракта на поставку двенадцати вертолетов для Минобороны Белоруссии. Изначально поставка заключительной партии машин планировалась на май этого года, однако Казанский вертолетный завод готов предоставить машины уже в апреле», — цитирует пресс-служба «Ростеха» Андрея Богинского, гендиректора холдинга «Вертолеты России», в который входит и КВЗ. Контракт на поставку вертолетов казанского производства был подписан, как известно, в ходе международного форума «Армия-2105», первую партию Ми-8МТВ-5 по нему поставили в октябре прошлого года.

После «Мишки-Паровоза»

За длинным «эмтэвэшным» именем Ми-8МТВ-5 как-то теряет свою привязку к разработанному еще в самом начале 60-х легендарному Ми-8. Напомним, «Миколка» изначально придумывался именно как многоцелевой вертолет — к сегодняшнему времени, по некоторым подсчетам, его линейка насчитывает несколько десятков модификаций. Создавался он на волне успеха десантно-транспортного Ми-6 — кажется, даже его создатели не до конца понимали, какой вехой в итоге станет их детище. Самый грузоподъёмный вертолет того времени (его не случайно прозвали «Мишкой» и «Паровозом») — как писала гораздо позже одна из энциклопедий: «Только представьте себе машину весом 40 тонн, почти половину из которых занимает полезный груз, отрывающуюся от земли — и это в то время когда ближайший зарубежный аналог вместе с грузом весивший каких-то 15 тонн, едва поднимался от плит площадки!». Еще и первый (в мире!) вертолет преодолевший прежде предельную для таких машин скорость в 300 километров в час. Компоновочная схема, ставшая потом классической, плюс впервые в СССР — возможность перевозить грузы на внешней подвеске. Теперь перед конструкторами была поставлена задача стояла задача довести до подобного уровня «продвинутости» не тяжелый, а средний Ми-4… В итоге, как это часто бывает, оказалось легче — да и правильнее — не переделывать «четверку», а придумать и создать, по сути, новую машину.

Ми-8 по своей конструкции оказался не менее, как сказали бы сейчас, инновационным. Многое создавалось для него впервые — вплоть до клеесварных соединений и автоматической системы регулировки работы двигателей. Специально под него был создан и двигатель мощностью 1250 лошадиных сил. Более того, конструкторы изначально решили сделать вертолет двухдвигательным, что тоже было в определенном смысле революционным. По грузоподъёмности новый вертолет превосходил «четвертку» в два раза, по скорости — в полтора, а по производительности — во все три раза. Любопытный момент: по некоторым источникам, заказчиком разработки Ми-8 выступало (якобы чуть ли не по личному указанию Хрущева) министерство гражданской авиации, а вот Военно-воздушные силы брать его на вооружение поначалу совсем мне торопились.

Универсальный трудяга

В 1965 году Ми-8 начал серийно выпускаться в Казани, через пару лет «милевцы» получили за него Государственную премию СССР, а к 1970 году серийное производство освоил и Улан-Удэнский авиазавод. «Восьмерка» не просто смогла заменить «четверку» (объективности ради отметим, что китайская копия Ми-4, по слухам, и по сей день состоит на вооружение КНДР), но и вошла в список самых массовых вертолетов в истории мировой авиации. Пассажирский (в том числе в VIP-варианте), транспортный, минный заградитель и даже вертолет-амфибия (не так давно заговорили о возможном возобновлении производства Ми-14), топливозаправщик, «штабник», «морской спасатель» и вертолет для тушения лесных пожаров, для работы в условиях Арктики и т. д. Во время войны в Афгане надежную, неприхотливую и безотказную «работягу» Ми-8, курсировавшую с площадки на площадку, уважительно звали «Пчелой».

Логично, что пользующаяся такой популярностью как дома, так и за рубежом машина не только «экспериментировала» со своим функционалом, но и регулярно дорабатывалась, модернизировалась и совершенствовалась. В 1988 году в Казани была запущена в серийное производство гражданская модель Ми-8МТВ с высотными двигателями марки ТВЗ-117, незадолго до того прошедшими испытания, и увеличенной дальностью, скороподъемностью и динамическим потолком: теперь вертолет мог летать на высоте до 6 000 метров и садиться на высоте до 4 000. Через много лет, в 2010 году на испытаниях с новыми двигателями Ми-8МТВ поставил мировой рекорд (!), поднявшись за тринадцать минут на высоту в 8100 метров. При этом максимальная мощность в 2000 лошадиных сил поддерживалась в течение получаса.

С учетом афгано-чеченского боевого опыта

Но еще до этого, в 90-е появились Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 — военные версии (усиленное бронирование плюс модернизация некоторых систем). Эти вертолеты были рассчитаны на три десятка десантников, их система аварийного приводнения, по некоторым данным, была разработана совместно с французскими специалистами и, по сути, единственное, чем эти две модели различались между собой — номенклатура, собственно, вооружения. Принято считать, что именно эти модификации «восьмерки» наиболее активно применялись при проведении контртеррористических операций в Чечне и в высокогорных районах подчас бывали незаменимы. Наконец, в 1996 году начал выпускаться вертолет Ми-8МТВ-5 (в экспортном варианте — Ми-17В-5) — очередной продукт развития «восьмерки», который «милевцы», что любопытно, придумывали «на средства и при непосредственном участии» Казанского вертолетного завода. По последним данным, этот десантно-транспортный вертолет имеет два двигателя каждый по 2000 «лошадок», его максимальная взлётная масса — 13 тонн, скорость 250 км в час (крейсерская-230), дальность полета — 715 км (в случае необходимости он может оснащаться дополнительными топливными баками), может перевозить грузы как внутри кабины, так и на внешней подвеске. По словам его создателей, Ми-8МТВ-5 разрабатывался с учетом опыта боевого применения в горячих точках, и компоновка вертолета сделана специально таким образом, чтобы время покидания вертолета было максимально минимизировано (36 человек за 15 секунд). Были (и есть) у этой машины и чисто внешние особенности — прежде всего, «дельфиний нос» впереди (тем самым «авторы» попытались увеличить объем носовой части фюзеляжа для размещения дополнительного пилотажно-навигационного оборудования). В некотором роде «обкатку» Ми-8МТВ-5 прошел в сирийской Латакии — правда, там они использовались не столько как боевые, сколько в качестве транспортных, для перевозки грузов и личного состава.

Поможем союзному государству

Итак, в июне 2015 года гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев сообщил журналистам о договоре с Минобороны Белоруссии о поставках туда двенадцати военно-транспортных вертолетов. «Вертолеты Ми-8МТВ-5 помогут союзному государству повысить обороноспособность и расширить потенциал вооруженных сил», — заявил он. При этом было отмечено, что белорусские военные получат технику ровно с теми же характеристиками, как и для российской армии. Через несколько месяцев первую партию российских вертолетов уже показывали президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Теперь же, как выяснилось, заявлено о досрочном выполнении всего контракта.

А тут буквально на днях официальный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Мария Воробьева заявила о том, что в завершающей стадии находятся переговоры по поставкам экспортной версии Ми-8МТВ-5 в Таиланд, в дополнение к уже имеющимся там. Ранее сообщалось, что таиландская сторона высоко оценила характеристики этих вертолетов, их дешевизну и простоту обслуживания и намерена дополнительно «дозаказать» их, чтобы использовать, если верить журналистам, «при устранении стихийных бедствий и для развёртывания войск».

http://pfo.svpressa.ru/war21/article/7888/?aft=1

Картина дня

наверх