Сегодня прошла встреча с КВС Ту-104 Толмачевского авиаотряда Прохоровым Валентином Васильевичем. В этом году ему исполнился 91 год. Во время Великой Отечественной он служил несколько месяцев на катере Северного флота, а затем на посту ВНОС. ВНОС – это наблюдение за самолетами. Там полярная ночь. Определяли по слуху!
Высоту, количество, тип самолета… но пока про Ту-104, ответы на ваши вопросы и кое-что еще (но не все).В Толмачево на Ту-104 с 1960 года. До этого Сасово – выпуск на По-2, Тамбов (ПАНХ) на По-2, потом Ил-12 и Ил-14 в Новосибирске-Северном.
О первых экземплярах ТУ-104: 50-местные машины я застал, но их было уже мало и они быстро ушли от нас. В основном мы летали на 70-100-местных. В Толмачево был базовый военный Ту-104 командующего СибВО.
Я в нем был. Салонный вариант.О Ту-144: Мне про них сами пилоты Ту-144 говорили. Пассажиров мало, топлива надо очень много. Растрата одна.

– Усилия на штурвале – нормальные. Мне не тяжело было.
– Автопилот часто использовали. При полете на эшелоне он хорошо помогал.
Про шасси что-то особенное узнать не удалось. Не запомнилось командиру.
Про военные сборы: Были у нас один раз, на Украине. Там мы знакомились с Ту-16. Почти все тоже самое. Я слетал один раз и всё, командир говорит «Хватит, нам горючее для своих летчиков нужно, а вы и так летать умеете». С нашими штурманами военные много работали, а с нами пилотами – по одному полету.
Об экипаже: Экипаж у нас летал постоянный. Два пилота, штурман, бортмеханик и радист. Я с одним экипажем 10 лет отлетал. Фото вверху – как раз экипаж командира Прохорова (он второй слева), правда, второй пилот уже новый тут. Снято в Толмачево (аккуратно все так, на стенах – Глеб).
О маршрутах: Через Китай во Владивосток я уже не летал, но наши летали раньше.
– Когда был конфликт на Даманском, мы прилетели с Москвы, высадили пассажиров. К нам тут же загружают новых – как сказали, это медики, шоферы, кто там еще нужен был. И мы сразу полетели дальше в Хабаровск.
– В Москву всегда летали с промежуточной посадкой. В обе стороны. Напрямую Ту-104 не хватало дальности.
– На юг летали из Новосибирска на Ту-104 в Одессу, Минводы и Симферополь. Сами мы любили отдыхать в Сочи, но туда Ту-104 не летали, мы или прямым рейсом на Ил-18 добирались или через Москву. Но летом обычно всегда отпуск недалеко от Сочи проводили.
О налёте: Был период, когда сразу несколько летчиков у нас умерло. Я не помню, какие это были года. И тогда нам снизили месячный налет с 90 до 70 часов. Хотели до 60 снизить, но не сделали. А так, мы практически всегда месячную норму вылётывали. Рейсов было очень много.
О пилотах: Фронтовиков у нас было человек 30 в летном отряде (всего в отряде было более 100 человек, в парке было примерно 30 Ту-104). Если народ чуть выпьет – про войну много, конечно, говорили. Сначала на торжества 9 мая приглашали только участников войны. Но потом стали звать просто кто много летает и т.п. Я после демобилизации в 1947 году в милиции служил. У нас в Мичуринске, Тамбовская область, где я вырос, «черная кошка» орудовала. После войны кто работать пошел, а кто и вот так – грабить. У меня друга ножом по щеке полоснули, под конвоем бандита вели, а у него нож в голенище оказался. После войны время сложное было. Но мы работали, не боялись. А потом я поступил в Сасовское училище. Летать мне очень нравилось. И все время отлетал без сучка, без задоринки (доволен Валентин Васильевич своей биографией, как мне показалось; после списания в 1976 году он работал диспетчером в Толмачево и в зональном центре УВД – до 1989 года, когда вышел на пенсию).
Свежие комментарии