На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев


Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины.


Бык из крепости

Разумеется, самый известный и самый успешный случай воровства (не будем стесняться этого слова, мы не в суде) — это создание советского стратегического бомбардировщика Ту‑4.


К концу Второй мировой войны советское авиастроение серьёзно отстало от мирового в создании стратегических бомбардировщиков. Руководство СССР понимало важность этого класса в будущем и потому сделало ставку не на разработку собственной машины, а на копирование американских В-29. Благо в наличии имелось несколько экземпляров, совершивших посадку на Дальнем Востоке.
Правда, многие патриоты очень обижаются на слово «копия» и зовут Ту-4 «аналогом». Это, конечно же, полная глупость: Ту-4 копировал В-29 максимально — даже в том, что было не нужно.

Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел

Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел

Другие, не менее патриотичные товарищи заявляют: копирование Ту-4 было настоящим вредительством. Якобы у наших конструкторов были проекты куда круче или хотя бы не уступающие В-29. Решили бы строить их — и машины на вооружение встали бы быстрее, и до самолёта уровня Ту-95 авиация дошла бы раньше. Особенно в этом ключе любят вспоминать проекты бомбардировщиков 64 от Туполева и самолёт Т от КБ под руководством Незваля.

Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал

Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал

На самом деле все эти машины лишь на бумаге не уступали «суперкрепостям». Как бы всё получилось в реальности — совсем не ясно. Ведь разработка дальнего высотного бомбардировщика — задача высокой сложности. Тот же Третий рейх справиться с ней не смог, и все мечты об   «Америка-бомбере» так и остались для немцев лишь мечтами. Создать с нуля даже аналог поздних В-17 не факт, что получилось бы.

Доведение до ума своих проектов легко могло затянуться до начала 50-х, а на вооружение они бы поступили как бы уже не в середине десятилетия.

Кстати, именно на этот срок американцы в 1945-м и предполагали появление советских машин класса В‑29.

Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно

Пример Ту-4 чётко показывает главную причину воровства в авиации: когда одна из стран значительно отстаёт от другой и единственным выходом остаётся лишь попытка скопировать что-то и на этом приобрести новые навыки.

Привет из Кореи

Результаты первых двух лет конфликта в Корее были не самыми радостными для руководства СССР. Война, планировавшаяся как блицкриг, затянулась. Кроме того, оказалось, что американцы вполне умеют и готовы воевать — особенно авиацией. Господство в воздухе они захватили почти сразу же и надолго. Огромные надежды возлагали на появление на фронте МиГ-15. Но их появление к перелому не привело, а лётчики, в первую очередь хуже подготовленные китайские и корейские, несли тяжёлые потери.

Кто в этом виноват — спорят по сей день, и мы влезать в эти споры не будем. Но тогда было не принято не находить (или не назначать) виновных. Терять свои места, а то и жизни никому из руководства не хотелось, потому виноватым сделали МиГ‑15.
Он и правда значительно уступал американскому F-86 Sabre в манёвренности на высоких скоростях, имел хуже прицелы и спорный набор вооружения, плохо подходивший для противостояния истребителям противника. Плюсами самолёта была большая скороподъёмность и лучшие лётные характеристики на больших высотах. Во всём этом нет ничего особо удивительного — МиГ-15 был скорее перехватчиком, чем фронтовым истребителем. Вполне логичным было создать ему в помощь самолёт для борьбы на малых и средних высотах. И, недолго думая, сам товарищ Сталин летом 1952 года принял уже проверенное решение — надо просто скопировать F-86.

Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции

Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции

Несмотря на то, что руководство советской авиапромышленности было против, в открытую оспорить волю вождя никто не решился.

Под создание советского F-86 оперативно организовали новое КБ, которое за год должно было не только закончить проектные работы, но и построить три прототипа. Поначалу темп и правда был взят неслабый: к концу осени закончили макет и приступили к созданию рабочей документации. Но из-за слабости коллектива и отсутствия поддержки среди смежников работы замедлились. В итоге до смерти Сталина в марте 1953 ещё даже не приступили к сборке первого самолёта.
Понятно, что о желании мёртвого вождя сразу же забыли. В мае руководство нового КБ сменилось, и у руля встал Павел Сухой.
История попытки скопировать F-86 также вполне типична. Большинство таких идей заканчивалось или ничем, или освоением лишь отдельных узлов. Так, с Sabre скопировали прицел и дальномер, установив их на более совершенном МиГ‑17.

Копирование ради копирования

К началу 60-х годов в авиастроении СССР, по сути, осталась лишь одна область, где мы значительно уступали США. Это, конечно же, самолёты-шпионы. Исправить этот «недочёт» решили после уничтожения американского разведывательного U-2 первого мая 1960 года. Обломки машины собрали и передали в КБ Бериева.
Указание было чёткое: скопировать разведчик максимально близко к оригиналу и уже на летающем прототипе определить, нужна ли такая машина советской авиации.
Задача оказалась не из простых: на руках у инженеров были лишь обломки U-2 и скудные описания из зарубежной прессы. По сути, проект разведчика С-13 было проще создать с нуля, но начальство хотело именно копию американца. Правда, к тому времени СССР уже начал потихоньку отставать от США в электронике, особенно в её миниатюризации. Неудивительно, что советская копия значительно потяжелела. А U-2 — самолёт предельных параметров, у которого не было ни одного лишнего килограмма.

Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов

Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов

К лету 1961 года закончили макет и чертежи самолёта, и уже тогда были серьёзные опасения: сможет ли С-13 взлететь? И если сможет, то будет ли он хотя бы близок по своим ЛТХ к U-2? Но главной проблемой было даже не это. Подобный высотный разведчик был просто не нужен СССР. Ведь позиция США относительно полётов над своими территориями была чёткой: любой залетевший советский самолёт означает объявление войны. В то время американцы имели возможность выиграть ядерную войну, и провоцировать их было глупо. В качестве же охотника на аэростаты или в другой необычной роли С-13 также служить не мог — ему не хватало грузоподъёмности. В итоге ещё даже до начала постройки прототипа в 1962 году все работы над проектом прекратили. Советский U-2 так и не появился.

Законы рынка

Но не только Советский Союз воровал самолёты у американцев. Был в истории авиации и эпизод, когда скопировать советскую машину собирались в США.
Произошло это в 1983 году. К тому времени американцам удалось заполучить более двух десятков МиГ-21 и МиГ-23 — в основном это были купленные у Египта машины. Их активно использовали для тренировки пилотов и изучения возможной советской тактики применения. Истребители потихоньку изнашивались, так что уже в начале 80-х встал вопрос: «Что делать дальше?».

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Можно было, конечно, продолжить закупки у различных стран (в итоге так и сделали, купив у Китая их лицензионные копии МиГ-21 — J-7). Но тут с альтернативным предложением выступила фирма Vought. Они представили радикально решение проблемы — взять и построить свои МиГ-21. С новым двигателем и продвинутой американской электроникой самолёт стал бы надёжнее и проще в обслуживании. Военным была нужна партия всего в 24 машины, и хорошо заработать на ней вряд ли бы вышло. Но у Vought был хитрый план.

Проект Vought V-601

Проект Vought V-601

К тому времени СССР уже активно терял союзников. Всё больше и больше стран перебегало в американский лагерь. Потихоньку трещала по швам даже ОВД. И многие бывшие советские друзья имели на вооружении, конечно же, МиГ-21. А тут им можно предложить тот же дешёвый и технологичный самолёт, но с крутой американской электроникой и адаптацией под западное снаряжение. На этом уже можно было неплохо заработать. Особенно перспективным рынком выглядел Китай.
Правда, всё это могло осуществиться, только если бы военные профинансировали разработку — рисковать в Vought были не готовы.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

Понятно, что хитрый план не выгорел. Купить у кого-то ещё десяток МиГ-21 было куда проще и, конечно, дешевле. Да и сам самолёт к тому времени уже устарел. Американские военные мечтали заполучить в свои цепкие лапы что-то вроде МиГ-29 и Су-27.
«Нелицензионное копирование» — лишь удобный синоним для слова «воровство». И говорить о том, что наши конструкторы сознательно шли на это самое воровство не совсем приятно. Но стоит понимать, что иногда «своровать» надо, чтобы дать толчок своим технологиям и банально защитить страну. Эта идея стояла за советскими «копиями», она же сейчас стоит за китайским воспроизведением военных технологий.
Но в простоте такого решения таится опасность — можно научиться лишь копировать и разучиться делать что-то самим. Поэтому самое главное, что нашим инженерам удалось быстро нагнать оппонентов, — и необходимость создавать «копии» банально отпала.

Юрий Кужелев



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх