Отечественные аналоги двигателей ракеты «Зенит» вот-вот пойдут в серию
Новые двигатели РД-182 и РД-120 МС для перспективных российских и зарубежных космических ракет будут выпущены в России в 2022 году. Прототипом для них служит РД-120 разработки НПО «Энергомаш» — его ставили на вторую ступень ракеты «Зенит», и на протяжении 30 лет выпускали на Украине.
Об этом 2 ноября сообщили в «Главкосмосе» (предприятие «Роскосмоса»), передает РИА «Новости».Напомним, в мае 2019 года «Энергомаш» возобновил производство РД-120. Тогда же гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что несколько стран обратились к России с предложением по закупке двигателей.
Но что важнее — новые двигатели продвигает «Роскосмос» и в создании российской ракеты-носителя среднего класса взамен украинского «Зенита». Речь идет о «Союзе-5» («Иртыш»), разработки которого ведутся в 2016 года. Планируется, что новая ракета будет запускаться с Байконура, и сможет выводить на орбиту до 17 тонн полезной нагрузки.
На 2021-й намечена сборка первого «Союза-5», а первый полет запланирован на 2023-й год. На первой ступени планируется использовать РД-171МВ — модернизированный двигатель от первой ступени «Зенита». На второй ступени — два РД-0124МС.
Ряд экспертов отмечает, что «Зенит» летает нечасто, и его могли бы заменить существующие носители «Ангара» и «Протон». С этой точки зрения, создание «Союза-5» — овчинка, которая не стоит выделки.
Но у «Роскосмоса» — амбициозные планы, которые включают исследование дальнего космоса и создание сверхтяжелой ракеты-носителя. Как раз «союзовский» РД-171МВ называют за выдающиеся характеристики «Царь-двигатель» — теоретически на нем можно отправить ракету и на Луну. Сам же «Союз-5» теоретически рассматривается как блок для сверхтяжелой ракеты-носителя.
Какое будущее ждет новые двигатели, и сам проект «Союз-5»?
— Ракета «Зенит» — позднесоветская разработка, и из имеющегося набора отечественных ракет-носителей, исключая «Ангару», наиболее продвинутая, — отмечает научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — «Ангара» появилась позже, и ее можно назвать первым российским продуктом в космической отрасли.
Проблема «Зенита» — в локализации производства части ее компонентов за пределами России. Поэтому самый простой способ сохранить этот ракета-носитель — продвинутый даже по современным меркам — это полностью перевести его производство на отечественные предприятия.
С другой стороны, мир не стоит на месте. Тот же Илон Маск показал, что можно получить достаточно эффективную ракету не «вылизывая», как принято у нас, отдельные двигатели для каждой ступени, а использовать в разных ступенях один и тот же двигатель, грубо говоря, с разными соплами: высотным соплом для разреженной атмосферы и космоса, и соплом для «нормальной» атмосферы.
Причем, насколько я понимаю, этот «единый двигатель» у Маска достаточно качественный, но не гениальный. По своим отдельным характеристикам он гораздо хуже того ассортимента ракетных двигателей, который производят российские предприятия.
Тем не менее, одно только обстоятельство, что двигатель на всех ступенях один, и его производство локализовано внутри компании SpaceX, позволяет Маску получать приличную экономическую выгоду.
Ведь по большому счету, любой ракета-носитель — при условии, что он надежно выводит груз в космос, — это прежде всего деньги. Поскольку эффективность ракеты определяется стоимостью пуска.
Некоторое время назад в СМИ промелькнули сообщения, что создатели «Союза-5» якобы могут пойти тем же путем — унифицировать двигатели для первой и второй ступени. Но здесь надо понимать: пока не будет обнародован итоговый облик новой российской ракеты, все разговоры о ней — всего-навсего домыслы.
Я не исключаю, что разработчики вообще предложат ассортимент двигателей. Для будущего сверхтяжа будут использовать особый двигатель, а под обычные серийные пуски поначалу будут использовать имеющиеся наработки.
«СП»: — Стоило ли затеваться с выпуском «Союза-5»?
— С моей точки зрения, ракеты в любом случае нужно конструировать, разрабатывать и запускать. Скажем, та же «Ангара» получилась не очень удачной — не в плане конструкции, а в плане организации ее разработки и производства. Тем не менее, «Ангара» позволила сохранить имеющиеся наработки и развить отечественную школу ракетостроителей.
Замечу, у «Ангары» и «Союза-5» совершенно разные школы разработчиков. Я считаю, это здорово. В конце концов, конкуренция между предприятиями — пусть все они являются государственными, — все равно нужна. Да, это означает дополнительные расходы, но одновременно позволяет развивать инженерную школу.
«Союз-5» будет по характеристикам не хуже «Зенита» — судя по всему, он «Зенит» даже превзойдет. Если его можно будет еще и относительно недорого собирать, он станет очень конкурентоспособной ракетой.
А задачи под «Союз-5» найдутся. Все же это не гипотетический сверхтяжелый ракета-носитель, а обычная тяжелая ракета, которая отечественной космонавтике очень нужна. Тем более, время тяжелых «Протонов» подходит к концу.
«СП»: — «Союз-5» связывают именно со сверхтяжелой ракетой. Для чего нам может пригодиться сверхтяж?
— У меня есть подозрение, что руководство отрасли пока до конца не понимает, для чего использовать сверхтяжелую ракету. Всем понятно, что так или иначе эта ракета понадобится — особенно если мы говорим о межпланетных миссиях, начиная с Луны и дальше. Но пока не будет устоявшегося и принятого к работе плана, связанного с достижением Луны и других планет, говорить о целесообразности сверхтяжелой ракеты преждевременно.
Ракета — всегда только средство. Если будут поставлены конкретные задачи, это средство понадобится. Если мы останется на околоземной орбите, или если будем раз в 10 лет запускать один спутник к Луне — то, конечно, никакая сверхтяжелая ракета нам не нужна. Но если, скажем, будет поставлена цель более плотного освоения Луны — работа для сверхтяжелой ракеты точно найдется.
Андрей Полунин
Свежие комментарии