
КиноПоиск продолжает рассказывать о влиянии, которое оказывают на кино различные государственные институты (ранее мы писали о вкладе ЦРУ в сериал «Родина»). Новая статья посвящена сотрудничеству американских военных и Голливуда.
«Взаимная эксплуатация»
В 2017 году Голливуд и Пентагон отметили юбилей совместной работы, которая началась 90 лет назад во время съемок фильма «Крылья» о двух пилотах-асах, влюбленных в одну девушку. В съемках было задействовано 300 пилотов, в том числе служащие Военно-воздушных сил США. Процесс курировали представители армии, которые изо дня в день ссорились с режиссером Уильямом Уэллменом. Военные настаивали на своем видении боев, чем постановщик был крайне недоволен. В итоге после изматывающих съемок лента все-таки оказалась на экранах, продержалась там целые 63 недели и позднее выиграла «Оскар» в категории «Лучший фильм». Тогда-то в армии подумали, что сотрудничество с Голливудом крайне полезно. Принято считать, что именно с «Крыльев» началась эра совместной работы киноиндустрии и военных, которую со временем окрестили «взаимной эксплуатацией».

Термин «взаимная эксплуатация» придуман историком Лоуренсом Сьюдом, специализирующимся на военных исследованиях. Он написал книгу «Слава и отвага: Создание американского военного имиджа в кино» и вывел следующее определение партнерства: совместная работа, в рамках которой армия предоставляет оборудование, консультантов, технику, информацию или даже финансирование, а взамен получает работу на ее имидж и инструмент для привлечения добровольцев.
Формально Пентагон и министерство лишь дают рекомендации, но в некоторых случаях военные ненавязчиво гнут свою линию. На самом деле роль военных гораздо шире: они выступают не просто в качестве источника достоверной информации; сейчас военные — это сопродюсеры и инвесторы.В отличие от ЦРУ, которое признает работу с кинематографистами, но отрицает какое-либо вмешательство в производство, Пентагон ведет свою деятельность открыто. Офис министерства обороны ежегодно открывает собственный стенд на конференции Продюсерской гильдии и организует пресс-подход с участием представителей самых востребованных ветвей армии. К примеру, в одной из последних конференций участвовали служащие в береговой охране, на флоте и в ВВС.
«Наша работа — помочь рассказать историю. Мы все партнеры в этом бизнесе», — говоритофицер и глава киноофиса береговой охраны Джон Пруитт. Его отдел уже 15 лет исправно работает на благо армии вместе с телеканалом CBS, штампующим эпизоды . Сценарии каждого сезона сериала оцениваются экспертами Пентагона, прежде чем уйдут в работу. Цель армии — выглядеть в глазах общественности как профессиональная и вызывающая доверие организация.
Баруч и Старб
Последние 50 лет должность военного супервайзера в Голливуде занимали два человека — Дональд Баруч и Фил Страб. Первый до службы работал театральным продюсером в Нью-Йорке. Если студия хотела увидеть на съемочной площадке своего фильма настоящие танки, самолеты, военных для массовки или консультанта, она обращалась к Баручу, который следил за тем, чтобы военных не изображали дилетантами. Он правил сценарии, порой переписывая диалоги, делал персонажей еще более отважными и героическими. По большей части Баруч выбирал картины военной тематики, изначально представляющие армию в выгодном свете. На его счету, в частности, такие фильмы, как «По методу Харма» и «Лучший стрелок».

В 1989 году Баруча сменил Фил Страб, который стал работать в ином ключе. При нем наступил расцвет эры «взаимной эксплуатации». Он расширил присутствие армейской риторики в кино. Часто Страб лично присутствует на съемках наиболее масштабных проектов. «Я заинтересован в истории и персонаже больше, чем в спецэффектах, — говорит Страб. — Но в целом Голливуд для меня давно потерял свое очарование».
До прихода в Пентагон Страб сам был режиссером-документалистом и снимал фильмы на медицинские темы (например, об операциях на сердце). Затем он переехал в Вашингтон и устроился в медицинский исследовательский отдел при министерстве обороны. Его следующим местом работы стал офис в Пентагоне — без окон, зато с постером фильма «Поле битвы» (1949) на стене.

Сейчас Страб получает сценарные заявки и готовые скрипты от всех голливудских студий. Пентагон выстраивает сугубо контрактные отношения с киностудиями. Продюсеры проекта, получившего одобрение Страба, подписывают специальное соглашение о помощи при производстве (Production Assistance Agreement). Студия получает от минобороны необходимые услуги или технику, а Страб — доступ к сценарию и благодарность в финальных титрах.

Несколько лет назад Страб едва не попал под сокращение. Министерство обороны вдруг решило избавиться от главного супервайзера и заставить кинодеятелей общаться напрямую с представителями различных типов войск. Но Голливуд Страба отстоял: в Пентагон пришло открытое письмо с прошением оставить систему работы прежней, потому что Страб был знаком с огромным количеством людей, и, что самое главное, индустрия ему доверяла.
Вербовка
«Ты нужен американской армии!» — гласит слоган на знаменитом плакате с Дядей Сэмом времен Первой мировой. Примерно такой же посыл заключен в некоторых фильмах, снятых при поддержке Пентагона. Так, самый кассовый блокбастер американского проката 1986 года «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли увеличил число добровольцев в ВВС в 5 раз и до сих пор считается самым успешным вербовочным фильмом. Пентагон не скрывал, что с помощью ленты Тони Скотта, которому специально разрешили снять два настоящих запуска боевых ракет, заманивает в ряды ВВС новых курсантов. В кинотеатрах с наибольшей проходимостью организовали пункты вербовки, где представители армии рассказывали о преимуществах службы в военно-воздушных силах и на флоте, а потом объясняли, как можно подать заявление.

Благодаря фильму «Закон доблести»(истории о нелегких буднях элитной группы «морских котиков», которым поручено вытащить из плена агентов ЦРУ), вербовка в армию с помощью кино вышла в 2012 году на новый уровень. Если в «Лучшем стрелке» военные все-таки оставались за кадром, то здесь они вышли на первый план: главные роли в фильме сыграли настоящие десантники. Обычно имена и внешность участников операций строго засекречены, но ради фильма Майка МакКоя и Скотта Во армия пошла на беспрецедентный шаг. Во-первых, солдаты не скрывают своих лиц. Во-вторых, все их имена указаны в титрах. Правда, без фамилий.
Во и МакКою разрешили снимать реальные тренировки спецотряда, дали доступ к протоколам операций, обеспечили настоящим оружием и показали несколько типов высадок — на воде, в воздухе и на земле. Представитель флота Аманда Гринберг не скрывала, что цель «Закона доблести» — заполучить новых добровольцев: «Мы хотим вдохновить новое поколение на службу на флоте и в рядах войск специального назначения». И не беда, что критики потом приклеили к фильму ярлык «милитари-порно». Лента собрала в прокате больше 80 млн долларов при 12-миллионном бюджете.
Демобилизация
Если «Закон доблести» должен был вдохновить потенциальных новобранцев, то «Поезд на Париж» Клинта Иствудастремился продемонстрировать безукоризненный образ военного на гражданке. После премьеры фильма министерство обороны в лоб заявило, что одна из задач ленты — познакомить американцев с образцовыми (пусть и бывшими) представителям армии США. «Фильм в игровой манере рассказывает о ситуации, когда обычные люди пошли на необычные действия, чтобы спасти, возможно, сотни жизней. Таков посыл фильма, и этот посыл успешно доносится до аудитории», — отрапортовал заместитель директора ВВС США по работе с медиа Дэвелин Уотсон.

«Поезд на Париж» основан на реальных событиях, произошедших в августе 2015 года, когда три друга детства после демобилизации из американской армии отправились в путешествие по Европе. На пути в Париж они остановили вооруженного террориста, который расхаживал с автоматом по поезду, и стали известны на весь мир. В фильме Спенсер Стоун, Энтони Сэдлер и Алек Скарлатоссыграли самих себя. Поскольку Иствуд хотел показать не только подвиг в поезде, но и войсковой быт друзей, к делу подключился Пентагон. Так, создатели фильма заполучили реальных военных для массовки, несколько внедорожников и консультанта. Более того, съемочную группу допустили на настоящую военную базу ВВС в Джорджии.
Демонстрация силы
Чтобы зрители не забывали о том, что армия США готова отразить любую угрозу, Пентагон часто прибегает к помощи кино. К примеру, фильм «На крючке» с Шайей Лабафоми Розарио Доусон продемонстрировал мощь американской беспилотной авиации. В ленте Ди Джея Карузо впервые засветился летательный аппарат MQ-9 Reaper. Смертоносная машина в одной из сцен залетает в тоннель и расстреливает поток автомобилей. «Это невероятный аппарат. Все, что вы видите в кадре, реально, потому что министерство обороны допустило нас до объекта. Мы снимали в реальных локациях. Дрон действительно летал в тоннеле и в пустыне над головами актеров», — рассказывал режиссер.

Но один беспилотник — это ничто по сравнению с тем, что получила франшиза «Трансформеры». В распоряжении режиссера Майкла Бэя оказалось 12 типов авиатехники с четырех разных военных баз. Съемочную группу пустили снимать внутри здания Пентагона. В «Мести падших» зрителям продемонстрировали истребитель F-16, самолет для командного состава E-3 AWACS, убийцу танков A-10, сверхзвуковой T-38 и бомбардировщик стоимость 200 млн долларов F-22 Raptor, который может сбрасывать управляемые бомбы (дополнительную известность ему добавили четвертый и второй ).
Страб особенно гордится эпизодом с участием Джона Войта, который играл министра обороны. После съемок сцены, где американские солдаты были атакованы десептиконами, актеру, известному своими консервативными взглядами, показалось, что его герой должен сказать какую-то яркую, значимую фразу. Войт, Бэй и другие участники процесса устроили мозговой штурм, но ничего подходящего не приходило на ум. Страб, который стал свидетелем того разговора, тихо сказал: «Верните их домой». Войт одобрительно закивал, и строчка от Страба вошла в финальную версию фильма. Режиссер и представитель Пентагона так тесно сработались над фильмом о пришельцах с Кибертрона, что после этого стали называть себя хорошими друзьями. После каждой части они высылают друг другу постеры фильма с автографом.

Страб утверждал, что, появись на Земле пришельцы, армия США действовала бы именно так, как показано в фильме. В то же время представитель ВВС Брайан МакГэрри заявил, что одна из целей фильма — «вербовка и устрашение».
Восстановление репутации
Вербовка и устрашение, безусловно, важные задачи для Пентагона. Тем не менее главной функцией его киноофиса остается борьба за безупречный имидж.
Фильм «Перл-Харбор» того же Майкла Бэя о двух пилотах-асах, влюбленных в одну девушку, не только скопировал сюжет «Крыльев» 1927 года, но и сильно облагородил образы некоторых участников тех событий. Прототип Алека Болдуина, который играл лейтенанта Джеймса Дулиттла, в действительности был грубым и неуклюжим, вечно орущим воякой. На изменениях характера персонажа настоял Джек Грин, представлявший Исторический музей Военно-морского флота США. Тот попросил команду сценаристов сделать Дулиттла ярким и харизматичным. «Дулиттла переписали и сделали похожим на героя, коим он на самом деле является», — объясняла со слов Грина газета USA Today. Взамен минобороны превратило островок Ford Island в съемочную площадку и предоставило 20 кораблей, которые простаивали в гаванях с 1960-х годов. Апогеем сотрудничества же стала премьера на борту авианосца USS John C. Stennis, который специально отбуксировали из Сан-Диего в Перл-Харбор.

Не все однозначно и с историей, на которой основана свежая драма «Кавалерия»с Крисом Хемсвортом и Майклом Шенноном. 12 солдат отправляются в Афганистан на суицидальную миссию, чтобы ответить «Аль-Каиде» за разрушенные башни-близнецы. Их задание настолько секретно и наскоро спланировано, что на месте военные работают сообща с афганским командиром и ездят на лошадях, а не на мощной военной технике. Важная деталь: лидеры отряда — добровольцы (из числа агентов ЦРУ и спецназа США), мстящие за страну из чувства долга. По словам писателя Дага Стэнтона, продюсер Джерри Брукхаймери Крис Хемсворт всячески стремились сгладить углы и подчеркнуть, что миссия героев «Кавалерии» не являлась частью операции по вторжению американских войск в Афганистан. «[Наши] герои воюют не с исламом, — объяснял режиссер ленты Николай Фульси, — а с общим врагом — религиозным экстремизмом».
Сценарий «Кавалерии» вычитывали специалисты Пентагона, которых все устроило. Они поставили свою визу и предоставили консультанта, «морских котиков» в качестве массовки и два вертолета. «Каждый вертолет, который вы видите в кадре, — реальная машина из 160-го подразделения специальных авиационных операций, — объяснял Роберт Бокхольт, представитель подразделений специальных операций армии США. — Это именно те вертолеты, которые занимаются доставкой военных на территорию противника».

С поддержкой Ридли Скотта все было еще сложнее, ведь операция в столице Сомали, Могадишо, считается одним из самых громких провалов американских войск. США не досчитались 18 военных, вертолета и нескольких единиц техники, и это не говоря о потерях среди гражданского населения. Тем не менее Скотт направил заявку в минобороны и получил утвердительный ответ. На съемках фильма работали 100 настоящих солдат и 8 боевых вертолетов. Само собой, летательными аппаратами управляли военные, а режиссер лишь объяснял, чего он хочет добиться.
Согласно официальной версии, руководство американской армии хотело превратить провал в бесстрашную миссию спасения. «Пентагону понравился проект. В нем увидели шанс показать храбрость солдат и продемонстрировать то, перед каким тяжелым выбором порой стоят Соединенные Штаты Америки во время принятия решения об интервенции», — пояснил Страб.
Но существует и другая версия, объясняющая участие Пентагона в этом проекте. Согласно ей, военные сильно переписали сценарий и поменяли имя реального солдата Джона Стеббинса на вымышленного Джона Граймса (Юэн МакГрегор). Такая дотошность объясняется тем, что в фильме Стеббинс/Граймс — это герой, а в реальности — нет. После возвращения с «Серебряной звездой» Стеббинс в 2000 году был приговорен к 30 годам тюрьмы за сексуальное насилие в отношении собственной шестилетней дочери. Фильм Ридли Скотта вышел спустя всего год после громкого судебного разбирательства, поэтому Пентагон не хотел, чтобы имя Стеббинса ассоциировалась с армией США.

Схожими мотивами Пентагон руководствовался во время съемок фильма «Завтра не умрет никогда». В эпизоде, когда Джеймс Бонд Пирса Броснана собирается десантироваться с военного самолета, выясняется, что воздушное судно пролетает над водами Вьетнама. В оригинальном сценарии друг Бонда из ЦРУ подшучивает: «Если тебя поймают, ты знаешь, что случится. Начнется война, и, может быть, в этот раз мы победим». Эту строчку убрали по запросу министерства обороны.
Поддержка супергероев Marvel
До 2012 года Marvel Studios и Пентагон плотно сотрудничали. Военные предоставляли технику, а взамен вносили правки в сценарии. Например, в «Халка»(2003). Создатели фильма хотели назвать операцию по поимке зеленого великана «Ranch Hand», но Пентагон попросил дать ей другое имя. Дело в том, что «Ranch Hand» — это название реальной операции времен вьетнамской войны: ВВС США сбрасывали на территорию врага пестициды и яды, чтобы отравить почву и испортить гектары фермерских земель. Также в «Халке» должна была прозвучать следующая реплика: «Все эти парни, морские свинки, умирающие от радиации и химических войн». Пентагон усмотрел в этих словах отсылку к экспериментам военных на людях и попросил вычеркнуть из сценария фразу.

Совместная работа над «Железным человеком» прошла менее гладко. Фил Страб едва не поссорился с режиссером Джоном Фавро из-за реплики, которую должен был произнести персонаж-военный: «Люди поубивают друг друга за те возможности, которые есть у нас». Когда Страб просил убрать фразу, режиссер разозлился. «Его лицо все краснело и краснело. Я бесился не меньше, — вспоминал Страб. — Ситуация становилось совсем неловкой, и Фавро предложил заменить слова „поубивают друг друга“ на „готовы ходить по раскаленным углям“. Я ответил, что такой вариант сойдет. Фавро лишь удивился, что я так легко согласился». Компромисс был достигнут, но строчка про угли в финальную версию все равно не вошла.
В 2012 году сотрудничество Пентагона и Marvel Studios прервалось. У минобороны возникли вопросы к организации «Щ.И.Т»: как она отчитывается перед государством и перед кем несет ответственность? По сюжету «Мстителей» команда супергероев была сама по себе, могла делать что угодно и где угодно без каких-либо последствий. В результате Фил Страб отказал в поддержке армии: «Мы не могли принять нереалистичность организации „Щ.И.Т“ и ее место в иерархии минобороны. Обсуждение зашло в тупик и не имело смысла. Мы просто не знали, как поступить с фильмом», — объяснял Страб. В итоге с тех пор киновселенная Marvel обходится без помощи военных консультантов и благодарностей в финальных титрах.
Стоп-лист Пентагона
По словам Фила Страба, он отвергает 95% заявок, поступающих в его офис. Остальные 5% либо получают поддержку сразу, либо после внесения необходимых правок. Так, в «Парке юрского периода 3»предусматривалась сцена, в которой самолеты ВВС расстреливали динозавров. Страб рассудил, что все возненавидят военных и будут сочувствовать животным. В итоге фильм получил поддержку, но роль армии свелась к лишь к масштабному появлению техники на пляже в финале картины.

Автор книги «Операция „Голливуд“» Дэвид Робб составил список факторов, которые могут отпугнуть Пентагон. Если коротко, то в фильме не должно быть наркотиков или алкоголя, которыми бы злоупотребляли военные, дедовщины, военных преступлений, фанатизма и нетерпимости, антигероев среди служащих, злоупотреблений и убийств на территории военных баз. Особое внимание уделяется фильмам про пришельцев, так как армию зачастую представляют беспомощной при встречах с ними. Поэтому многие фильмы, особенно о вьетнамской войне, остались без поддержки Пентагона. Быстрый отказ получили создатели лент «Апокалипсис сегодня», «Тонкая красная линия», «В долине Эла», «Взвод», «Три короля» и другие.
Порой Пентагон давал свое согласие, но отзывал его в последний момент. Кэтрин Бигелоу и Марк Боал подали Филу Страбу один сценарий, а снимать собирались совсем другой. Минобороны узнало об этом лишь перед началом съемок. Особенно военных беспокоила сцена, в которой Джереми Реннер безалаберно отправлялся в город и вел бой практически в одиночку.

«Повелитель бури» разделил Пентагон на два лагеря. Одни заявляли, что это лучший фильм о военных действиях в Ираке, другие — по большей части саперы — обиделись на то, что их представили как безответственных, неуравновешенных, психологически нестабильных и подверженных посттравматическому стрессу. «Кинематографисты склонны использовать проверенные стереотипы — мы часто с этим сталкиваемся. У сценаристов и режиссеров всегда будет одиночка, идущий против правил, не подчиняющийся приказам и желающий добиться правосудия или отмщения любыми средствами», — объяснилСтраб.
Некоторые фильмы лишались поддержки Пентагона уже после завершения съемок. Такая участь постигла «Перевал разбитых сердец» Клинта Иствуда. Когда фильм показали представителям минобороны, те были возмущены сценой расстрела солдатами раненого и беззащитного кубинца, ведь это военное преступление. Когда режиссера попросили убрать сомнительный эпизод, он отказался: «Я думал, что это рекомендация, а не указание». В результате Пентагон отозвал соглашение о сотрудничестве.
Часть продюсеров считает, что сложившуюся систему давно пора менять, потому что минобороны не просит, а приказывает. Однако в ближайшее время концепция «взаимной эксплуатации» вряд ли изменится: от поддержки минобороны часто напрямую зависит судьба фильма на военную тематику. Если фильм ее не получит, студийные боссы с большой вероятностью свернут проект.
Свежие комментарии