13 ноября 1941 года на казанском авиазаводе №124 произошла катастрофа – она будет первой в истории завода. ТБ-7 (зав. №42056) уходил в испытательный полет. Задание было несложным – на маршруте обкатать новые дизельные двигатели М-40, в начале ноября установленные на этот бомбардировщик. Командиром экипажа был заводской летчик-испытатель Людвиг Ойгенович Немет, венгр по национальности, революционным лихолетьем занесенный в Россию.
Закончив Борисоглебскую летную школу, Высшую школу воздушного боя, он служил в ВВС РККА. С 1935 года Немет работал на авиазаводе №124, где испытывал ТБ-3, ДБ-А, АНТ-42 и Пе-2. В экипаж входили второй пилот Л. Сумцов, штурман Н. Журавлев, борттехник И.г. Шевченко – все из 433-го полка Дальней авиации. После испытаний на этом бомбардировщике они должны были улететь на фронт.
От завода в составе экипажа летели ведущий инженер ЛИС Я.С. Осокин, бортмеханики И.В. Шитов и С. Шарипов, радист С.В. Блинов, представитель военный приемки В.И. Григоренко и представитель ЦИАМ А.Ф. Лапко. Всего 10 человек. Вылет задержался на 1 час 45 минут. Штурман полка Рогозеев из-за отсутствия летного обмундирования не явился к полету, и его заменили Н. Журавлевым. Взлетели в 11 час. 45 мин. Первый этап полета – взлет, набор высоты 2000 метров. Второй – подъем до 4000 метров по направлению на Чистополь и возвращение к Казани. Третий этап – полет на Йошкар-Олу на высоте 5000 метров с выходом на Канаш, а затем возвращение на заводской аэродром.
При прохождении Казани радист передал, что на борту все в порядке, посадку планируют в 16 час. 20 мин. Время 15.00. В районе Канаша, когда экипаж готовился к повороту домой, после внезапного удара двигатель №2 остановился, и из крыла в фюзеляж потянуло дымом. А потом ворвалось пламя. Немет приказал всем прыгать, а сам из-за густого и едкого дыма (не была видна приборная панель) привстал на педали и выставил голову в наружный поток воздуха. Летчик ввел бомбардировщик в глубокую спираль для того, чтобы быстрее сблизиться с землей и совершить аварийную посадку. Пятерым членам экипажа удалось благополучно покинуть горящую машину на парашютах, трое – Шевченко, Шарипов, Лапко – погибли. На выводе из спирали бомбардировщик начал разваливаться, Немет прыгнул последним на высоте 600 метров. На нем горела одежда и скорее всего, пламя повредило парашют – купол раскрылся и, тут же обмякнув, ушел в сторону. Немет погиб.
Удивительная судьба военпреда Григоренко. Понимая, что сквозь пламя ему не выпрыгнуть, он собрал все брезентовые чехлы с двигателей, перебрался в самый хвост самолета, завернулся в них и при ударе самолета о землю остался жив, получив незначительные ушибы! Комиссия, возглавляемая И.Ф. Незвалем, нашла причину катастрофы – обрыв одного из шатунов двигателя.
Немета и его товарищей похоронили на Арском кладбище в Казани.
Благодаря инициативе и помощи РАМО "Отечество" и администрации Арского кладбища Казани недавно восстановлено надгробие на могиле членов экипажа Л.Немета (сам Немент похорен рядом).
Из книги Ильдара Валеева "Завод №124, завод №22, КАПО им. С.П. Горбунова. ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ ШТУРМАНЫ-ИСПЫТАТЕЛИ, ПЕРЕГОНЩИКИ, КАТАСТРОФЫ"
Свежие комментарии