На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 30 марта

Этот день в авиации. 30 марта

Этот день в авиации. 30 марта

1826 – Решение военного министерства о создании Петербургского постоянного ракетного заведения для производства военных ракет конструкции Александр Дмитриевич Засядко. 

Этот день в авиации. 30 марта

1894  Родился Сергей Владимирович Ильюшин — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968). Скончался Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 7, 13 ряд...

Этот день в авиации. 30 марта

1894  Родился Николай Павлович Барабашов — советский астроном, основатель Харьковской школы планетологии, академик АН УССР (1948), Герой Социалистического Труда (1969). Вместе со всей Харьковской обсерваторией Н. П. Барабашов принимал участие в обработке данных космической программы «Луна-3» и стал одним из авторов и редактором первого «Атласа обратной стороны Луны», а позднее руководил созданием фотометрического каталога деталей обратной стороны Луны, составленного по данным АМС «Зонд-3».Умер 29 апреля 1971 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове...

Этот день в авиации. 30 марта
Этот день в авиации. 30 марта

1900  Родился Бенедикт Леонович Бухольц — лётчик-испытатель СССР, впервые разработал методику эффективного вывода гидросамолёта из штопора.

Этот день в авиации. 30 марта

1908  Родился Алексей Иванович Нестеренко — советский военный деятель, генерал-лейтенант. Первый начальник космодрома Байконур (НИИП-5, 1955—1958). Жил на даче в Видном, где и умер 18 июля 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище...

Этот день в авиации. 30 марта

1920  Родился Алексей Васильевич Алелюхин — советский лётчик-ас истребительной авиации, дважды Герой Советского Союза (24.08.1943, 01.11.1943). Один из ведущих асов истребительной авиации 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Генерал-майор авиации (08.11.1971). За годы войны совершил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, лично уничтожил 40 вражеских самолетов и еще 17 – в составе группы. В августе 1985 года генерал-майор авиации А. В. Алелюхин уволен в отставку. Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 30 марта

1926  Родился Станислав Григориевич Мордовин — советский авиаконструктор, лауреат 2 Государственных премий. Работал в ОКБ А.С.Яковлева, был зам. генерального конструктора по СВВП. Руководил разработкой самолетов Як-36, Як-36М (ЯК-38). Затем работал зам. главного конструктора НПО "Молния". Руководил работами по теплозащите 11Ф35 ("Буран") и "МАКС".

Этот день в авиации. 30 марта

1927 - Лётчик-испытатель НОА Андрей Родионович Шарапов не смог вывести опытный истребитель Поликарпова И-1 (Ил-400) из плоского штопора. Самолёт был разбит, а пилот чудом остался жив. Первый истребитель, обозначавшийся поначалу ИЛ-400 ("ИЛ" - это Истребитель с двигателем "Либерти", а 400 - это мощность мотора, 400 л. с.) или ИЛ.400, в более поздних документах уже значился как ИЛ-400а или ИЛ-1. Второй опытный назывался ИЛ-400б или ИЛ-2. Первая серийная машина получила обозначение ИЛ-3, и на заводе так продолжали называть все последующие серийные аппараты. Управление ВВС присвоило истребителю обозначение И-1, и Авиатрест в письме от 18.06.1926 г. категорически потребовал от завода в дальнейшем пользоваться именно этим обозначением.

Этот день в авиации. 30 марта

1928 - Итальянский лётчик - испытатель, майор Де Бернарди на базе 3 км устанавливает новый абсолютный рекорд скорости - 512,776 км/ч и становится первым лётчиком планеты, преодолевшим 500-километровый рубеж скорости. Установил рекорд он на "Макки" M.52R (М.52 bis). Единственный самолёт Макки М.52R, или М.52бис (M.52bis), представлял собой модификацию базового проекта М.52.На самолёте стоял тот же двигатель "Фиат" AS-111 мощностью 1030 л.с. что и на М.52. Практически теми же остались фюзеляж, оперение и поплавки. А вот крыло было сделано меньшего размаха с уменьшенной на 30% площадью. Почти на 100 кг была снижена и взлётная масса самолёта. При этом удельная нагрузка на крыло (отношение массы самолёта к площади крыла -важнейший критерий, характеризующий скоростные характеристики самолёта) была самой высокой среди всех известных гоночных самолётов и достигала величины 145 кг/м2.

Этот день в авиации. 30 марта
1932
 - Состоялся первый полёт самолёта SPCA 80, самолёт вмещал экипаж из двух человек и четырёх пассажиров.

Этот день в авиации. 30 марта
1933
 - Было официально зарегистрировано авиационное отделение фирмы "Хеншель"- под названием "Хеншель Флюгцойгверк ГмбХ"- новый владелец концерна Оскар Хеншель решился вложить деньги в перспективную отрасль. Вряд ли является случайным совпадением то, что незадолго до этого к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, который ещё в период предвыборной кампании неоднократно заявлял о необходимости отказа от запретов Версальского договора и о грядущем возрождении немецкой военной мощи.

cr42-3.jpg
1935
 - В воздух поднялся итальянский истребитель Fiat CR.41. Хотя в его конструкции сохранился изгиб в основании верхних плоскостей, самолёт сильно выделялся из ряда прототипов увеличенной площадью крыльев и оперения и габаритами двухрядного 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Гном-Рон 14Kfz "Мистраль Мажор" в 730 л.с. Опытная машина летала как с двухлопастным, так и с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Калибр вооружения увеличивали в ходе испытаний. Вместо двух пар пулемётов по 12,7 мм и 7,7 мм устанавливали четыре 12,7мм или две синхронизированные пушки калибра 20 мм. Наибольшая скорость истребителя CR.41 равнялась 405 км/ч, но она уже не удовлетворяла требования военных.

Этот день в авиации. 30 марта
1938
 - Cовершил первый полёт опытный образец французского тяжёлого истребителя R-110. Самолёт проектировался по требованию, выданному в октябре 1934 года на "bimoteur de commandement à la chasse", на этакий воздушный командный пункт управления эскадрильей одномоторных истребителей.

Этот день в авиации. 30 марта

1939 - Ганс Дитерле на Heinkel He 100 (V8) установил мировой рекорд скорости, пролетев со скоростью 746,606 км/ч.

Этот день в авиации. 30 марта
1939
 - Совершил свой первый полёт опытный эскортный истребитель Potez 670. Остался в единственном экземпляре.

Этот день в авиации. 30 марта
1941
 - Немецкий реактивный самолёт Не 280V2 выкатили для наземных испытаний. Место в кабине занял Фриц Шефер, имевший большой опыт планирующих полётов на Не 280V1. Надо сказать, что в тот день никто Шеферу задания на полёт не давал, но никто его и не запрещал. И лётчик рискнул - уж больно велико было искушение! Полёт продолжался всего три минуты. Самолет взлетёл, не убирая шасси набрал высоту порядка 250-300 м, сделал круг над аэродромом и благополучно приземлился. Ликованию всех, наблюдавших за полётом, не было предела: как-никак на их глазах совершил успешный полёт первый в мире реактивный истребитель!

Этот день в авиации. 30 марта

1944 – В ходе налёта союзников на Нюрнберг немецкая авиация потеряла 95 самолётов.

Этот день в авиации. 30 марта
1944
 - Завершились Государственные испытания тяжёлого штурмовика Ил-8. 

Этот день в авиации. 30 марта

1946  Организовано двигателестроительное ОКБ-165, ныне НТЦ им. Архипа Михайловича Люльки в НПО «Сатурн».

la11-34.jpg

1949 - Начались испытания дальнего истребителя Ла-11 (по 23 апреля), оборудованного аппаратурой слепой посадки УСП-48. В её состав входили наземная радиотехническая система и бортовое оборудование, включавшее автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный радиоприемник МРП-48, радиовысотомер РB-2, дистанционный гиромагнитный компас ЭГДМ-3 и электрический авиагоризонт. В задачу ЭГДМ-3 входило не только привод самолёта в район аэродрома, но и полёт по глиссаде вне видимости земли до высоты 50 м с последующим визуальным снижением и приземлением. Испытания проводились на основании постановления Совмина СССР в рамках подготовки самолётов к эксплуатации с ледовых аэродромов Заполярья.

Этот день в авиации. 30 марта

1956 - Первый полёт прототипа учебно-тренировочного самолёта VT-1 Weejet (Разработчик: Carma, США).

Этот день в авиации. 30 марта

1957  Родилась Елена Владимировна Кондакова — российский космонавт, Герой Российской Федерации (1995). Лётчик-космонавт Российской Федерации (1995). Стала третьей женщиной-космонавтом в истории СССР и России, после Валентины Терешковой и Светланы Савицкой. В 1985 году начала тренировки и изучение корабля «Союз ТМ». В отряд космонавтов СССР её включили в 1989 году. Её первый полёт в космос начался 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, бортинженер. Вернулась на Землю 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Елена Кондакова была первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. С августа 1996 года проходила подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона в Хьюстоне (США). Второй космический полёт Е. В. Кондаковой — в качестве специалиста на американском корабле «Атлантис» (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции STS-84 состоялся с 15 по 24 мая 1997 года по программе шестой стыковки с орбитальной станцией «Мир». Уволилась из отряда космонавтов РКК «Энергия» 30 декабря 1999 года в связи с избранием депутатом Государственной Думы.

tu16ksr-5.jpg

1961 - Завершились проводимые с 25 октября 1960 года, совместные (ВВС, ГКАТ, ГКРЭ и ГКОТ) испытания системы К-16. В ходе испытаний с самолета Ту-16КСР (заказ 245) осуществили 11 пусков на дальность до 100 км. результатам этих испытаний К-16 была рекомендована для принятия на вооружение ВВС для действий по радиолокационно-контрастным наземным и морским целям. 4 февраля 1961 г вышло постановление Совета Министров СССР, уточнявшее требования к системе К-16 и определившее необходимые дополнительные доработки системы наведения (в частности, было увеличено зеркало РЛС КС-ПМ КСР-2). После проведения испытаний в июле-августе 1961 г., показавших эффективность доработок, система К-16 была принята на вооружение Дальней авиации и Авиации ВМФ на основании постановления Совета Министров СССР от 30.12.61 г.

Этот день в авиации. 30 марта

1961 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт.Калифорния, США) состоялся 4-й полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джозеф Альберт «Джо» Уокер (англ. Joseph Albert «Joe» Walker). Достигнута максимальная высота полёта 51700 и и максимальная скорость 4441 км/ч.

Этот день в авиации. 30 марта
1963
 - Постановление правительства о разработке межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 с повышенной боеготовностью, шахтной пусковой установкой типа "Одиночный старт". Кроме головного ОКБ-52 В.Н. Челомея привлекалось значительное число смежных организаций, что позволило отработать все системы создаваемого ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне Байконур начались летные испытания ракеты.

Этот день в авиации. 30 марта

1966 - Вышел в свет приказ министра общего машиностроения СССР № 145сс о начале разработки транспортного корабля (7К-ТК) 11Ф72 для снабжения военной орбитальной станции типа "Алмаз".

Этот день в авиации. 30 марта

1967 – Сформирован новый род войск – Войска ракетно-космической обороны, командующий Ю.В. Вотинцев. В ноябре 1997 г. – мае 2001 г. – в составе РВСН. День войск ракетно-космической обороны РФ.

Этот день в авиации. 30 марта

1968  Огнём ЗРК С-75 вьетнамских ВС сбит американский истребитель-бомбардировщик F-111А. Ракета  В750ВН, заводской индекс ОКБ Петра Дмитриевича Грушина (тогда оно называлось ОКБ-2).

Этот день в авиации. 30 марта
1968
 - Армии передали первый серийный американский многоцелевой транспортный вертолёт СН-47С. В конце 60-х годов требования армии к среднему транспортному вертолёту повысились. Он должен был перевозить уже 15 тыс. фунтов (6 804 кг) на внешней подвеске на 55 км на высоте 4 тыс. футов (1220 м), что более чем вдвое превышало требования к CH-47A. Для этого установили более мощные двигатели T-55L-11A по 3750 э.л.с., усилили трансмиссию и почти вдвое (с 2350 до 4137 дм3) увеличили объём топливных баков, получив на выходе СН-47С.

Этот день в авиации. 30 марта
1969
 - Вышел на испытания первый предсерийный "Мираж" F1-02. Первоначально на нём стоял двигатель "Атар" 9К31 тягой на форсаже 6700 кгс, вскоре замененный модификацией 9К50. выбранной для серийного производства (тяга 7200 кгс). После постройки второго и третьего предсерийных образцов, впервые взлетевших соответственно 18 сентября 1969 г и 17 июня 1970 г., "Мираж" F1-02 передали в распоряжение фирмы "Матра" - ведущего французского производителя авиационного вооружения. Там в качестве летающей лаборатории для отработки УР "воздух-воздух" он использовался до середины 1970-х гг.

Этот день в авиации. 30 марта

1972 – Впервые советский самолёт сертифицирован по западным нормативам: Як-40 получил сертификат в Италии (а 12.05.1972-го – и в ФРГ).

Этот день в авиации. 30 марта

1973 - Лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах поднял опытный экземпляр учебно-тренировочного Як-36МУ в воздух по самолётному. Согласно приказу Министра обороны №196 от 15 октября 1978 г. самолёт получил наименование Як-38У.

mj8-2.jpg
1975
 - Первый полёт лёгкого спортивного самолёта MJ.8 FW.190 (или 1-Nine-0), Разработчик: Jurca, Франция. Это реплика немецкого истребителя Focke-Wulf FW.190. Представляет собой уменьшенную (75%) полностью деревянную копию немецкого истребителя с двигателем мощностью 160 л.с. По желанию заказчик мог укомплектовать самолёт двигателем до 300 л.с. Комплект чертежей и инструкция для строительства самолёта обходится любителям - самодельщинам в 750 долларов США.

Этот день в авиации. 30 марта

1977 - Катастрофа Як-40 под Ждановом — авиационная катастрофа, произошедшая близ Жданова с самолётом Як-40 авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 8 человек.

При выполнении посадки между ДПРМ и БПРМ самолёт неожиданно попал в полосу тумана с видимостью менее 500м. Экипаж, выполнявший в дневное время визуальный заход и не контролировавший показания приборов, потерял контакт с землей. Тем не менее, КВС продолжил снижение и отвлёкся на переключение приводов. Самолёт опустился ниже глиссады. Решение об уходе на второй круг было принято в последний момент. Самолёт правым крылом ударился об 9-ти метровый столб на высоте 6м. Крыло загорелось, а двигатель №2 отказал. С нарастающим креном самолёт пролетел 420м и при крене 40-45º правое крыло задело землю. Фюзеляж боком ударился об землю в поле в 1500м от ВПП, развернулся на 135º, разрушился и загорелся. Диспетчеру не была передана информация о тумане близ торца ВПП. Оборудование системы посадки было выключено, когда самолёт находился на посадочной прямой, т.к. экипаж не сообщил, что намерен им пользоваться. Затем по их требованию его вновь включили, но было уже поздно. В катастрофе погибли 8 человек: командир, второй пилот, бортмеханик и 5 пассажиров. Стюардесса и один пассажир получили ранения. Выжили 20 человек.

Причиной катастрофы является полёт ниже установленной глиссады и попадание самолёта в приземный туман в районе БПРМ неожиданно для экипажа. Происшествию способствовали грубые нарушения НПП ГА-71 и НМО ГА-73 службами метеообеспечения (отсутствие наблюдения за погодой на БПРМ с МК=15° при видимости 2000 метров и непрерывных наблюдений за видимостью и опасными явлениями погоды) и управления движением самолётов (выключение радиотехнических средств посадки до посадки ВС и отсутствие информирования об этом экипажа), а также нерешительные действия командира корабля по уходу на второй круг в создавшихся условиях.

Этот день в авиации. 30 марта

1978 - Катастрофа самолёта Ан-8 ВВС войск ПВО, 436 отап, аэродром Крутышки, КК м-р Блинов Г.И. (по некоторым данным, доподлинно неизвестно).

Экипаж выполнял тренировочный полёт по кругу в районе аэродрома. Во время 8-го полёта при уходе на второй круг началось продольное раскачивание самолёта, который сначала набрал, а затем резко потерял высоту, задел верхушки деревьев, упал в лес в районе ДПРМ и сгорел. Экипаж, 7 человек, погиб. Самолёт проделал при падении просеку длиной несколько сот метров. Причина не установлена. Версии: рассоединение тяг управления; попадание пряжек ножных обхватов парашюта в щель между полом и колонкой штурвала; кресло одного из пилотов не было застопорено и во время набора высоты отъехало назад, в результате чего штурвал был излишне перетянут на себя.

Этот день в авиации. 30 марта
1983
 - Завершено серийное производство фронтового бомбардировщика Су-24, после чего начался выпуск его новой модификации - Су-24М.

File:X-38 Ship -2 Release from B-52 - GPN-2000-000196.jpg

1995 - В рамках программы "Х-38" - создания космического корабля для аварийного возвращения экипажа с МКС, над пустыней Махове (шт. Калифорния) с самолёта-носителя "В-52В" был проведен испытательный сброс макетного ЛА "V-132". Через 13 минут аппарат и совершил самостоятельную посадку на Землю. Аппарат X-38 - демонстратор, размер ЛА 80% от эксплуатационного варианта аппарата, прообраза корабля CRV для аварийного возвращения до 7 членов экипажа МКС на Землю, разработан в космическом центре им. Джонсона NASA на базе ЛА "Х-24".

Этот день в авиации. 30 марта

2000 - На базе ВВС США "Эдвардс" (Edwards Air Force Base) состоялось очередное испытание демонстратора "Х-38", разрабатываемого в рамках программы создания спасательного корабля для Международной космической станции. Об отмене проекта X-38 было объявлено 29 апреля 2002 года в качестве меры по сокращению затрат.

Этот день в авиации. 30 марта

2001 - Был убит и ограблен в собственном подъезде наркоманом, после того как пытался оказать сопротивление, Василий Петрович Борисов —  Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1971). Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском...

Этот день в авиации. 30 марта

2006  В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" осуществлён запуск космического корабля "Союз ТМА-8" с космонавтами: командир корабля — Павел Владимирович Виноградов (2-й полёт), бортинженер-1 — Джеффри Уильямс (англ. Jeffrey Williams)  США (2-й полёт) и бортинженер-2 — Маркос Понтес (порт. Marcos Pontes)  Бразилия (1-й полёт). Полёт в космос первого бразильского космонавта. Стыковка с МКС 1 апреля 2006 года. Посадка 29 сентября 2006 года.

Этот день в авиации. 30 марта

2008 - Катастрофа Ми-8 на Шпицбергене — авиационная катастрофа транспортного вертолёта российской компании СПАРК+ с 4 членами экипажа и 5 пассажирами на борту, 3 человека погибло.

Экипаж выполнял полёт по заданию угледобывающей компании "Арктикуголь". Полёт проходил на площадку базирования мыса Хеер, Шпицберген. Заход на посадку выполнялся с востока в условиях сильного снегопада и порывистого ветра. Когда вертолёт осуществлял заход на посадку, на посадочной площадке было приблизительно 18-22 мм сухого свежего снега. При заходе на посадку потоки воздуха от вращающихся винтов подняли снег в воздух, что привело к потере пространственной ориентировки из-за невозможности разглядеть наземные ориентиры. Когда вертолёт был готов коснуться земли, экипаж приступил к выполнению процедуры ухода на второй круг на запад, в направлении захода на посадку. В процессе разгона скорости и набора высоты, при отсутствии визуальных ориентиров и при действии ветра с севера, вертолёт отклонился от курса приблизительно на 50° в южном направлении. В 100 м за пределами запланированного места посадки произошёл удар вертолёта левой стороной кабины о верхнюю частью фронтального торца железобетонного ангара высотой 12 м. Вертолёт затем столкнулся с землей и опрокинулся на левый борт. Командир, бортмеханик и один пассажир погибли, а три человека получили серьёзные травмы.

Этот день в авиации. 30 марта
2010 - Представлен общественности прототип ближнемагистрального грузо-пассажирского самолёта Evektor EV-55 Outback (Разработчик: Evektor, Чехия). Это двухдвигательный турбовинтовой самолёт с высокорасположенным крылом, предназначенный для перевозки 9-14 пассажиров или до 1824 кг груза. Самолёт будет поставляться в 3 вариантах комплектации кабины: пассажирской, грузовой и комбинированной (совмещающей грузовой отсек в передней части и пассажирские сиденья в задней части кабины). Конструкция самолёта выполнена с использованием композиционных материалов, которые придадут хорошую прочность и снизят вес летательного аппарата.

Этот день в авиации. 30 марта
2012 
- На последнем из оставшихся РН «Протон-К» (8К82К) был запущен последний спутник УС-КМО с последним РБ «ДМ-2» в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Это был 310-й пуск легендарной ракеты-носителя за 45-летнюю историю её эксплуатации.

Этот день в авиации. 30 марта

2014  "Аэрофлот" вывел из эксплуатации последний отечественный широкофюзеляжный пассажирский Ил-96. По информации а/к это решение было продиктовано экономическими причинами. Последний регулярный рейс на Ил-96-300 (бортовой номер RA-96008) был выполнен по маршруту Москва - Ташкент - Москва, самолёт приземлился в Шереметьево. На этом завершилась более чем 20-летняя история эксплуатации в отечественных коммерческих авиакомпаниях самолётов этого типа на регулярных рейсах. С выводом их из эксплуатации в российских коммерческих а/к не осталось ни одного широкофюзеляжного пассажирского самолёта отечественного производства (Ил-86 были выведены из эксплуатации ещё ранее). И произошло это печальное событие в день 120-летия со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина.

Этот день в авиации. 30 марта
2019
 - Новейший российский лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В успешно совершил первый полёт со взлётно-посадочной полосы аэродрома авиастроительного предприятия ПАО "ВАСО" . Экипажем командовал шеф-пилот ПАО "Ил" Герой России Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Николай Дмитриевич Куимов.

2021 - Прототип космического корабля Starship SN11 компании SpaceX взорвался во время испытаний в Техасе. Starship SN11 стартовал в районе Бока-Чика (штат Техас). В течение нескольких минут он поднялся на высоту 10 км. Планировалось, что он спустится на площадку, расположенную рядом со стартовым комплексом. Однако при приземлении он разбился. Испытания проводили в условиях густого тумана.

Картина дня

наверх