1869 - Родился Сергей Алексеевич Чаплыгин — русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929).
Весной 1886 года Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и подал заявление в Московский университет.
В 1890 году он окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Николая Егоровича Жуковского был на два года оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности. С 1893 года С. А. Чаплыгин преподавал физику в Московском Екатерининском институте, механику в Императорском Московском техническом училище (1896—1910 гг.), высшую математику и теоретическую механику — в Московском межевом институте (1895—1901 гг.), прикладную математику — в Московском университете (сначала — приват-доцент, с 1898 г. — доцент, с 1904 г. — экстраординарный, а с 1909 г. — ординарный профессор по кафедре теоретической и практической механики). В 1901—1908 гг. он преподавал также в Московском инженерном училище (ныне — Московский государственный университет путей сообщения). В связи с событиями 1911 года покинул университет с большой группой преподавателей.С. А. Чаплыгин — директор Московских высших женских курсов (МВЖК) (1905—1918 гг.) и ректор 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы (1918—1919 гг.). В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года состоялась закладка зданий на Малой Царицынской (ныне Малая Пироговская) улице. Под строительство необходимой суммы не было выделено и оно велось под залог выделенного участка. Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (чч. 1—2, 1905—1907 гг.) и сокращенный «Пропедевтический механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915 г.). С 1914 года он — действительный статский советник.
После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжает вести педагогическую работу и научные исследования. С 1918 года он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года привлекается Жуковским к организации ЦАГИ, где и работает с этого времени[7]. В 1918—1925 гг. Чаплыгин — профессор Московского лесотехнического института. В 1921—1930 гг. он — председатель коллегии, в 1928—1931 годах — директор-начальник ЦАГИ. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (Михаил Алексеевич Лаврентьев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Николай Евграфович Кочин, Леонид Иванович Седов, Георгий Иванович Петров, Леонид Самуилович Лейбензон, Сергей Алексеевич Христианович и др.). В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941 гг.).
С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).
Умер С. А. Чаплыгин от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года, находясь в эвакуации. Похоронен в Новосибирске на территории СибНИИА.
1907 - Первый полёт Blеriot V. После испытаний самолёта 14bis Сантос-Дюмона Луи Блерио (Louis Blériot) решает также построить аэроплан Blеriot V с передним рулём высоты. Моноплан с толкающим двигателем Antoinette 24 л.с., названный "Canard" (по-французски "утка"), оказался очень неустойчивым в полёте. На этой машине конструктор впервые применил схему трёхопорного шасси с хвостовым колесом. Блерио не захотел в этом проекте работать с Вуазеном и даже пытался пилотировать самолёт самостоятельно. В связи с этим его детище постоянно ломалось, и Блерио получил прозвище "Человек, который ломает свои аэропланы", но благодаря этим опытам он стал впоследствии самым знаменитым лётчиком. "Канар" и последующие модели (5-8-я) неоднократно ломались. Blеriot V стал первым самолётом Блерио, оторвавшимся от земли - 5 апреля 1907 года он совершал короткие подлёты (точнее подскоки) на расстояние несколько метров. Спустя три дня конструктор при испытаниях разбил аппарат - самолёт перевернулся в полёте и упал, причём сам конструктор лишь чудом остался невредим.. Но несмотря на это начиная с 5-й модели успехи Блерио приумножались.
1909 - Родился Михаил Сергеевич Рязанский — советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники. Член-корреспондент АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1956). Лауреат Ленинской премии (1957) и Сталинской премии второй степени (1943). С 1954 года до 1986 года - научный руководитель и Главный конструктор в НИИ-885. Участвовал в разработке радиосистем для баллистических ракет, а впоследствии для космических ракет-носителей, спутников, межпланетных станций. Когда С. П. Королев создал знаменитый «Совет Главных конструкторов», одним из членов Совета стал Рязанский. Скончался 5 августа 1987 года. Похоронен на Новом Донском кладбище, участок 1.
1919 - Лейтенант Роже совершил перелёт на французском бомбардировщике-разведчике Breguet Br.XIV из Лиона в Рим и затем в Ниццу, а впоследствии новый французский рекорд дальности был установлен Коли и Роже, когда они пролетели дистанцию длиной 1900 км между Ле Бурже и Кенитрой (Марокко).
1923 - Родился Анатолий Семенович Липко — лётчик-испытатель 1-го класса, старший лейтенант запаса (1965).
1932 - Постановление СНК СССР "О состоянии и развитии противовоздушной и противохимической обороны", определившие основы организации ПВО страны.
1932 - Первый полёт многомоторного пассажирского самолёта Airspeed AS-4.
1939 - Поднялся в воздух первый серийный английский бомбардировщик "Уитли" IV (Armstrong Whitworth Whitley IV) с моторами "Мерлин" IV. Моторы были заключены в хорошо обтекаемые капоты, радиаторы расположили в нижней части мотогондол. Ступицы ВИШ-автоматов "Ротол" прикрыли коками, плавно продолжавшими очертания капотов. Поскольку "Мерлины" расходовали больше горючего, запас бензина увеличили, добавив баки ёмкостью 846 л в передней секции крыла между моторами и фюзеляжем. Дополнительным внешним отличием "Уитли" IV стал характерный "зуб" остекления места бомбардира, улучшавший обзор. Этот "зуб" потом установили и на самолётах более раннего выпуска. Всего изготовили 33 "Уитли" IV. Ещё семь машин собрали с более мощными моторами "Мерлин" X и обозначили "Уитли" IVA. "Мерлин" X имел двухскоростной нагнетатель, что давало ему преимущество на разных диапазонах высот. На взлёте он развивал 1065 л.с. (по сравнению с 880 л.с. у "Мерлина" II), а максимум имел на высоте 1720 м - 1145 л.с.
1940 - Первый полёт истребителя И-200 (в серии Миг-1), лётчик-испытатель Аркадий Никифорович Екатов. В серию самолёт был запущен под обозначением МиГ-1, затем МиГ-3. Двигатель АМ-35 мощность 1350 л.с. Взлётный вес - 3355 кг, максимальная скорость - 640 км/ч. На таком самолёте Александр Иванович Покрышкин провёл свои первые воздушные бои с фашистскими лётчиками и одержал первые победы.
1942 - Создан завод №122, ныне Первый московский приборостроительный завод им. Василия Александровича Казакова.
1942 - В бою с немцами во время операции по прикрытию бомбардировщиков был подбит самолёт Як-1,управляемый Алексеем Петровичем Маресьевым, районе «Демянского котла» (Новгородская область) . Маресьев сумел дотянуть самолёт до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Удостоен звания Герой Советского Союза(24 августа 1943).
1942 - Поднялся в воздух первый прототип испанского учебно-тренировочного самолёта HS-42. Заказчик остался доволен предъявленными показателями и в том же году была заказана партия серийных самолётов. HS-42 успешно эксплуатировался на протяжении почти 30 лет и последние самолёты были списаны только в начале 1970-х годов.
1943 - Эскадрилья «Нормандия — Неман» (будущий полк) приступила к боевым действиям в составе 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии. На фото Альбер Прециози и Альбер Дюран.
1943 - Катастрофа самолёта И-185, лётчик-испытатель п-к Василий Андреевич Степанчонок. Это был 3 полёт Василия Андреевича на И-185 . Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчёте, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил. По словам лётчика-испытателя Петра Ермолаевича Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты. Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал. Василий Андреевич накренил самолёт вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолёт в окно. Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель. Один человек погиб, шестеро было ранено. Лётчик скончался через час. В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанченок...
1944 - Самолёт Miles M.33 "Monitor" был спроектирован во время войны как высокоскоростной буксировщик мишеней. Был получен контракт на 600 экземпляров этих самолётов, но война окончилась ещё до полного завершения разработки, и контракт был уменьшен сначала до 200 самолётов, затем до 50 и окончательно расторгнут после поставки 20 машин. Но и эти машины практически не использовались по назначению в Королевских военно-воздушных силах. Позже у военных получил своё боевое имя - Monitor TT Mk. I (для ВВС) и Mk. II (для Флота).Только 10 аппаратов Монитор были кратковременно введены в эксплуатацию под обозначением Monitor ТТ.МкII до того, как были заменены самолётами de Havilland Mosquito.
1945 - Завершились совместные заводские и государственные испытания Ту-2Т №9/14 (начались 13 февраля). Машина испытывалась как с одной, так и с двумя торпедами. По результатам испытаний комиссия пришла к выводу:"1. Самолёт Ту-2Т 2 АШ-82ФН №9/14 в варианте низкого торпедоносца с подвешенными одной и двумя торпедами испытания выдержал.
2. Рекомендовать самолёт Ту-2Т принять на вооружение ВВС Военно-морского флота для целей низкого торпедометания".
1946 - Постановлением Совета Министров СССР 18-я воздушная армия выделена из состава Военно-воздушных сил и на её основе создана Дальняя авиация ВС СССР.
1948 - Экипаж самолёта Vickers 610 Viking 1B британской авиакомпании British European Airways — BEA (G-AIVP) выполнял полёт по маршруту Лондон (Великобритания)– Берлин/База ВВС Великобритании Гатов (Западный Берлин). На борту находилось 10 пассажиров и 4 члена экипажа. При выполнении захода на посадку самолёт на встречных курсах столкнулся с советским военным самолётом-истребителем Як-3, выполнявшем фигуры высшего пилотажа, на борту которого находился один лётчик. Гражданский самолёт потерял управление и начал по спирали снижаться после чего столкнулся с землей. Все на его борту, как и военный летчик, погибли...
Причиной авиационного происшествия были названы действия советского лётчика, которые шли в разрез с заключенным четырёхсторонним соглашением о выполнении полётов в районе Берлина.
1950 - Впервые взлетел самолёт Br.890, (бортовой номер F-WFRF) с английскими моторами Bristol Hercules 739 мощностью 2030 л.с. Прототип базовой модели Breguet Br.890H Mercure являл собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, конструкция - цельнометаллическая, исключая полотняную обшивку поверхностей управления хвостового оперения. Силовая установка состояла из двух звёздообразных моторов Bristol Hercules 739 мощностью по 2000 л.с. Новым конструктивным решением стала отклоняемая для облегчения погрузочно-разгрузочных работ хвостовая часть фюзеляжа с оперением и наличие рампы. На потолке грузовой кабины крепились рельсы с подъёмником/лебедкой, предназначенным для выполнения загрузки непосредственно из грузовиков как через заднюю, так и через боковую двери. Самолёт успешно закончил испытания, однако до серийного производства дело не дошло.
1952 - Совершил первый полёт американский бомбардировщик В-36Н. Новая машина отличалась от предыдущей модификации "F" в основном доработками по системам целевого оборудования: была проведена доработка прицельной бомбардировочной системы по программе "Blue square", за счёт внедрения современных радиоэлектронных компонентов удалось значительно уменьшить массы и габариты входивших в систему блоков, улучшить условия работы и обслуживания этой системы в полёте и при техническом обслуживание; было усовершенствовано рабочее место второго инженера; была внедрена более эффективная двухантенная прицельная РЛС кормовой стрелковой установки типа AN/APG-41A. Максимальная скорость самолёта В-36Н составила 670 км/ч и потолок в районе цели - 13400 м. Как и в случае с B-36F, одновременно с бомбардировочным вариантом в серию был запущен самолёт-разведчик RB-36H, полностью соответствовавший по целевому оборудованию RB-36F. Всего с мая 1952 по июль 1953 года заводы фирмы Конвэр выпустили 83 бомбардировщика и 73 разведчика модификации "Н". Три самолёта В-36Н в период с 1953 по 1955 гг были переоборудованы в специальные самолёты DB-36H, предназначавшиеся для работ по программе отработки самолёта-снаряда класса "воздух-поверхность" GAM-63, в дальнейшем эти машины использовались как бомбардировщики-танкеры.
1959 - На аэродроме ЛИИИ лётчик-испытатель Рудольф Духон поднял в небо первый прототип XL-29 (ОК-70) с английским двигателем Bristol Siddeley "Viper" Mk.20, с тягой 795 кг, поскольку предназначавшийся для него двигатель М-701 еще не прошёл весь цикл испытаний. Третий прототип XL-29 (OK-14), также летавший с двигателем "Viper", в действительности был вторым лётным экземпляром, а второй прототип был использован для статических испытаний. ОК-14 внешне отличался от первого прототипа - была изменена форма фонарей кабин, в месте соединения вертикального и горизонтального оперения установлен веретенообразный обтекатель автоматического электропривода перестановки угла стабилизатора в зависимости от положения закрылков. Кроме того, оказалось, что при выпуске тормозных щитков начиналась сильнейшая вибрация хвостового оперения. Для её устранения изменили обводы хвостовой части и сделали в тормозных щитках по 16 сквозных отверстий. Прототип "00031" (а позже - ОК-02), на котором уже был установлен чешский двигатель М-701Б, взлетел в июле 1960 года. Именно тогда этому Л-29, а, в дальнейшем, и всем самолётам данного типа, дали красивое название "Дельфин".
1963 - Автоматическая станция Луна-4Е (запущенная 2 апреля с космодрома Байконур) из-за отклонения траектории полёта от расчётной прошла на расстоянии 8500 километров от поверхности Луны и затерялась в космосе. Предполагалось, что АМС осуществит мягкую посадку на поверхность Луны.
1970 - В г. Гагарин (Смоленская область) открыт мемориальный дом-музей Юрия Алексеевича Гагарина.
1973 - Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолёт Су-15ТМ).
1975 - Запущен КК «Союз 18-1». Экипаж: командир — Василий Григорьевич Лазарев (2-й космический полёт) и бортинженер — Олег Григорьевич Макаров (2-й космический полёт). Из-за отказа третьей ступени РН суборбитальный полёт продолжался 21 мин. 27 сек. Из-за отказа третьей ступени полёт закончился в аварийном режиме. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, ракету стало раскачивать. Сработала система аварийного спасения, отстрелившая возвращаемый аппарат. Во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку 20 g.
1978 - Ил-76, принадлежащий Центральному управлению международных воздушных сообщений, выполнил первый международный рейс в Болгарию.
1979 - Впервые взлетел фронтовой истребитель МиГ-29 (9-12) №908, - первый самолёт, построенный на ММЗ "Знамя труда".
1990 - Состоялся первый пуск американской крылатой ракеты-носителя "Пегас". «Пегас» (Пегасус, Pegasus) — американская крылатая ракета, ракета-носитель лёгкого класса с возможностью воздушного старта. Разработана корпорацией Orbital Sciences Corporation. Старт производится с помощью самолёта L-1011 фирмы Lockheed Corporation, специально для этого оборудованного. Отделение ракеты от самолёта-носителя происходит на высоте порядка 12 км. Основную тягу двигателя создают три основных ступени ракеты, работающие на твердом топливе. В варианте Pegasus HAPS дополнена блоком маневрирования, работающим на гидразине.
1990 - Взлетел серийный самолёт Антонов АН-72П (патрульный самолёт для погранвойск КГБ СССР).
1991 - Пилотажная группа "Русские витязи" создана на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка. Выполняла групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманёвренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. В 2016 году группа начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ.
1991 - В США по программе STS-37 запущен космический корабль "Atlantis №8" с астронавтами Стивеном Нэйджилом (Steven Nagel, 3-й полёт), Кеннетом Камероном (Kenneth Cameron, 1-й полёт), Джерри Россом (Jerry Ross, 3-й полёт), Линдой Годвин (Linda Godwin, 1-й полёт) и Джеромом Аптом (Jerome Apt, 1-й полёт) на борту. В ходе полёта на орбиту в этот же день выведена 17-ти тонная гамма-обсерватория "Compton" ("GRO", Gamma Ray Observatory) - сведена с орбиты 4 июня 2000 года. Посадка КК 11 апреля 1991 года.
1996 - Катастрофа Ил-76ТД(RA-76752) а/к 'Красэйр' на Камчатке, Петропавловск-Камчатский, 40 км от а/п Елизово (Петропавловск-Камчатский). Погибли 9 членов экипажа и 11 пассажиров.
В процессе снижения до высоты 900 м к третьему развороту по схеме захода на посадку по кратчайшему расстоянию самолёт уклонился вправо от заданного маршрута и, следуя в облаках на высоте 900 м, столкнулся со склоном сопки высотой 1190 м. Из-за ошибки при вводе в бортовой управляющий вычислительный комплекс координат последнего поворотного пункта маршрута (153° 20' СШ вместо 53°20' СШ) комплекс утратил возможность выполнять свои функции по обеспечению навигации ВС. В дальнейшем экипаж не использовал все средства самолётовождения в результате чего произошло уклонение от заданного маршрута. Служба УВД не вела радиолокационного контроля полёта, что не позволило выявить уклонение. О пролёте контрольных пунктов экипаж не докладывал, а служба УВД докладов не потребовала. Диспетчер круга разрешил снижение до 900 м, а КВС начал его, несмотря на отсутствие информации о местоположении самолёта. Бортовое радионавигационное оборудование работало неустойчиво. В процессе снижения Ил-76 вошёл в зону сплошной облачности. Высоту 900 м экипаж занял в 45 км от аэропорта и в 23 км правее трассы. Данная высота была ниже минимально безопасной для этого района. В последние три минуты полёта четырежды срабатывала ССОС, но её сигналы были проигнорированы. Взлётный вес превышал допустимый на 17 тонн. По документам вес груза (мясные продукты и стиральный порошок) составлял 44 тонны. Взвешивание груза не проводилось. Реальный вес равнялся 57 тоннам. Взлётная масса превысила допустимую на 17 тонн.
1996 - Состоялся первый полёт C-130J-30 Super Hercules. "nj дальнейшее развитие С-130Е, самолёт оснащён новой тормозной системой, более мощными двигателями Т56 серии IV, двухместной кабиной с бортовой электронно-измерительной аппаратурой (EFIS).
2010 - В США с Космического центра имени Кеннеди (мыс Канаверал) по программе STS-131 осуществлён запуск корабля многоразового использования "Discovery №38" с астронавтами Аланом Пойндекстером (Alan Poindexter, 2-й полёт), Джеймсом Даттоном (James Dutton, 1-й полёт), Дороти Меткалф-Линденбургер (Dorothy Metcalf-Lindenburger, 1-й полёт), Стефани Уилсон (Stephanie Wilson, 3-й полёт), Ричардом Мастраккио (Richard Mastracchio, 3-й полёт), Наоко Ямазаки (Япония, 1-й полёт) и Клейтоном Андерсоном (Clayton Anderson, 2-й полёт) на борту. Стыковка с МКС 7 апреля. Посадка корабля 20 апреля 2010 года.
2010 - В возрасте 74 лет скончался дважды Герой Советского Союза(1970, 1975), лётчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов. Совершил два полёта в космос - в 1970 ("Союз-9" ) и 1975 ("Союз-18" - "Салют-4") годах. Продолжительность полётов - 80 суток 16 часов 19 минут 03 секунды. Похоронен на Останкинском кладбище рядом с могилой жены.
2011 - Компания SpaceX (глава Элон Маск (Elon Musk)) представила проект новой сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, которая будет способна выводить на низкую орбиту 53 тонны - в два раз больше груза, чем существующие тяжелые носители. Самый мощный из существующих носителей - американский Delta IV - может вывести на орбиту груз в 22,9 тонны, российский "Протон" и европейский Ariane - 21 тонну.
2019 - Японская межпланетная станция «Хаябуса-2» (запуск 3.12.2014г) в поверхность астероида с высоты 500 метров произвела выстрел медной 15 кг болванкой с помощью 4,5-килограммового заряда взрывчатого вещества для получения образцов глубокого грунта с астероида (162173) 1999 JU3 Рюгю.
Свежие комментарии