На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 26 декабря

Этот день в авиации. 26 декабря

1783 - Первую в Европе демонстрацию псевдопарашюта осуществил француз Себастьян Ленорман. Воспользовавшись парашютом собственной конструкции с жёстким конусообразным куполом диаметром 0,76 метра, он прыгнул с крыши одноэтажного дома, а спустя несколько дней повторил прыжок с крыши высокой башни обсерватории в Монпелье.

Этот день в авиации. 26 декабря

1909 - Доклад князя Бориса Борисовича Голицына о необходимости развития воздушного флота в России в собрании членов Совета министров, Государственной Думы и Государственного Совета под председательством Петра Аркадьевича Столыпина (13 декабря ст. ст.).

1912 - Родился Алексей Николаевич Гринчик - лётчик-испытатель 1 класса, подполковник. Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 26 декабря

1916 - Родился Николай Фёдорович Кузнецов — лётчик-ас, военачальник, учёный, писатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза(1 мая 1943 года), Заслуженный военный лётчик СССР (8 июля 1967 года), доктор военных наук (1974).Участник трёх войн: советско-финской войны (1939—1940), Великой Отечественной войны (1941—1945), войны в Корее (1952—1953). Участник парадов Победы в 1945 и 1995 годах.

На фронтах Великой Отечественной войны совершил 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 25 и в группе 12 самолётов противника. После войны до 1978 г. продолжал служить в ВВС. Участник войны в Корее. В 1963-1972 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов. Автор книги «Фронт над землёй». Жил в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 5 марта 2000 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 26 декабря

1920 - Приказ Реввоенсовета Республики о реорганизации морской авиации Балтийского и Черного морей. На этих морях в целях объединения частей морской авиации для совместных действий с флотами и флотилиями были введены должности начальников Воздушных флотов Балтийского, Черного и Азовского морей. Штабы воздушных бригад преобразовали в штабы начальников воздушного флота морей. На Балтийском и Черном морях предусматривалось по два гидродивизиона, состоящих каждый из двух гидроотрядов и морского истребительного отряда. Начальником Воздушного флота Черного и Азовского морей стал морской летчик Михаил Михайлович Сергеев.

Этот день в авиации. 26 декабря

1922 - Введён в строй первый японский авианосец Хосё.

1928 - Родился Михаил Владимирович Петляков — Заслуженный лётчик-испытатель CCCР(16.11.1973), полковник.

Этот день в авиации. 26 декабря

1941 - В Казани в результате объединения двух заводов, (эвакуированного из Москвы №22 и №124) создан авиазавод им. С. П. Горбунова №22 (ныне Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев"). В годы Великой Отечественной войны здесь производились самолёты Пе-2 и Пе-8. После войны Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ил-62, Ту-22, Ту-22М2(М3), Ту-160, Ту-214.

Этот день в авиации. 26 декабря

1942 - Состоялся первый полёт истребителя И-220 (МиГ-11) конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна, лётчик-испытатель Александр Иванович Жуков. 26 сентября испытания И-220 No.01 были прекращены по просьбе главного конструктора А.И.Микояна. К моменту прекращения государственных испытаний И-220 No.01 уже полным ходом шли испытания истребителя И-225 с мотором АМ-42Б и турбокомпрессором ТК-ЗООБ, который должен был иметь более высокие лётные характеристики. Первый экземпляр И-225 построили на базе самолета И-220 №.02 путём замены силовой установки.

Этот день в авиации. 26 декабря

1942 - Первый полёт экспериментального скоростного самолёта Kawasaki Ki-78.

В 1938 году авиационный исследовательский институт Университета Токио начал проект KEN III. Команда инженеров под руководством Шороку Вада (Shoroku Wada) разрабатывала самолёт, который смог бы побить мировой рекорд скорости. Строился самолёт компанией Kawasaki Kokuki Kogyo K.K., которая присвоила ему обозначение Ki-78. У японских инженеров получился аэродинамически чистый низкоплан с убирающимся шасси. На Ki-78 был установлен немецкий двигатель Daimler-Benz DB 601A. Максимальная скорость, которой удалось достичь — 700 км/ч. Дальность полёта — 600 км. На Ki-78 было выполнено 32 исследовательских полёта. Планируемой скорости 850 км/ч достичь не удалось. Также были выявлены недостатки конструкции и проблемы с управляемостью. В 1944 году проект закрыли. Единственный построенный Ki-78 был уничтожен американскими войсками после капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Этот день в авиации. 26 декабря

1948 - Впервые в СССР на экспериментальном самолёте Ла-176 в полёте со снижением достигнута скорость звука — 1105 км/ч, лётчик-испытатель Олег Викторович Соколовский.

Этот день в авиации. 26 декабря

1950 - В небо над Приморьем вторгся американский разведчик RB-29. Пара МиГ-15 сбила нарушителя. Американский самолёт упал в море. Экипаж пропал без вести.


1955 - Постановление Совета Министров СССР 1952-1047 «Разработка поисково-спасательного комплекса "Архангельск" на базе самолёта Ту-16», которое обязывало МАП в III квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в I квартале 1957 года. (Ту-16С)

Этот день в авиации. 26 декабря

1955 - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР создано СКБ-172 (артиллерийского вооружения) Пермского машиностроительного завода имени Ленина. На него были возложены работы по созданию образцов ракетной техники. В 1975 году на базе КБ машиностроения и Пермского завода химического оборудования было образовано производственное объединение "Искра", ставшее впоследствии ОАО "НПО "Искра".

Этот день в авиации. 26 декабря

1956 - Состоялся первый полёт истребителя-перехватчика F-106A Delta Dart фирмы Convair.

Этот день в авиации. 26 декабря
1960
 - Катастрофа Ил-18А (СССР-75651), Ульяновская область, близ Ульяновска, ШВЛП ГВФ.

Целью полёта была лётная тренировка командиров экипажей – слушателей ШВЛП. В 12:17 мск экипаж произвел взлёт в а/п Баратаевка для перелёта в а/п Курумоч, где самолёт произвел посадку в 12:53. В период с 12:53 по 18:00 было выполнено 10 учебных полётов. После их завершения на борт были взяты служебные пассажиры – бригада рабочих Воронежского авиазавода по ремонту самолётов и инженер по эксплуатации. В 18:00 самолёт произвел взлёт. Совершив один тренировочный заход по кругу, экипаж набрал эшелон 3 300 м и начал перелёт на Баратаевку. В 18:22 экипаж доложил СКП о подходе к аэродрому на высоте 3 300 м и получил разрешение на снижение до 1 000 м с докладом о пролёте ДПРС с МКпос=204°. Левое кресло занимал командир эскадрильи Моткин, правое – зам. ком. отряда Тарасов. После пролёта ДПРС экипаж получил разрешение на снижение до 400 м к началу второго разворота и дальнейший заход на посадку правой коробочкой. После четвёртого разворота экипаж вышел на визуальный полёт на высоте 350 м. Затем экипаж доложил пролёт ДПРС на высоте 200 м, передал, что видит ВПП, и запросил разрешение на посадку. РП разрешил посадку правее основной ВПП. Экипаж дал подтверждение и включил фары. Через несколько секунд полёта по глиссаде самолёт резко изменил траекторию движения, перешёл в пикирование, столкнулся с землей под углом 50-60° и загорелся. Резкое изменение траектории началось на высоте 120-150 м. Прогнозом погоды предусматривалось в облаках и осадках интенсивное обледенение. Фактическая погода на 18:10 – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 373 м, видимость 10 км. В соответствии с анализом метеообстановки, прогноза погоды, данных о погоде с бортов самолётов и непосредственным докладом экипажа погибшего самолёта установлено, что в облаках в районе Ульяновск-Курумоч имело место обледенение от слабого до интенсивного. Заход на посадку проходил с высоты 350-370 м визуально, при видимости старта, в обычных ночных условиях и обеспечивался включёнными системами ОСП и курсоглиссадной системой, а также светотехнической системой ночного старта. Место столкновения находится точно на линии захода на посадку с МК=204° на расстоянии 1 240 м с недолётом до БПРС на вспаханном поле. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 18:42 мск (19:42 м. вр.). Разброс обломков – 70х60 м. Все системы самолёта до столкновения с землей отказов не имели. В декабре 1960 г на самолёте двигатели НК-4 заменены на АИ-20 3-ей серии. Самолёт передан в ШВЛП 19.12.60.Всего погибших - 17, экипаж - 13, пассажиры - 4. Единственной причиной катастрофы является потеря управляемости после довыпуска закрылков на 40° в результате преждевременного срыва обтекания с нижней поверхности горизонтального оперения при нормальном пилотировании вследствие обледенения передней кромки стабилизатора. В сложившейся обстановке экипаж был лишён всякой возможности восстановить управляемость и предотвратить катастрофу.

Этот день в авиации. 26 декабря

1964 - Первый полк с МБР Р-9А/SS-8/“Sasin” комплекса “Десна-В” шахтного базирования заступил на боевое дежурство под городом Козельск.

p-12.jpg
1969
 - В ночь с 26 на 27-е декабря подразделение израильского спецназа высадилось с вертолётов в районе расположения египетской радиолокационной станции в Рас Араб. Ликвидировав охрану, спецназовцы демонтировали, находившуюся там радарную установку П-12 советского производства, прикрепили её к двум вертолётам CH-53, которые доставили её на территорию Израиля.

j12-2.jpg
1970
 - Первый полёт многоцелевого лёгкого истребителя с КВПв J-12. ОКБ авиазавода в Наньчане под руководством главного конструктора Лю Хианпенга в 1969 году начало проектирование самолёта J-12 со взлётной массой 4500 кг. Окончательный облик машины определился в августе 1969 г. после завершения серии продувок моделей в аэродинамических трубах. Предельно простой и технологичный самолёт, рассчитанный на трансзвуковую скорость, был оснащён одним китайским бесфорсажным двигателем WР-6В тягой 4050 кгс с носовым нерегулируемым воздухозаборником. При взлёте и посадке с целью защиты двигателя от попадания посторонних предметов воздух к нему поступал через вспомогательные воздухозаборники, расположенные по бокам верхней части фюзеляжа. В конструкции планера широко использовались титановые сплавы, сотовые и многослойные панели, а также крупногабаритные панели, выполненные методом химического фрезерования. Стреловидное крыло малого удлинения было снабжено двухсекционными закрылками. В центроплане размещался интегральный топливный бак. Вооружение истребителя состояло из двух встроенных пушек НР-30 калибром 30 мм. На внешних узлах подвески могли размещаться ракеты с тепловой головкой самонаведения, НАР или авиабомбы небольшого калибра. РЛС отсутствовала, а применение оружия осуществлялось только с использованием оптического прицела и радиодальномера в носовом конусе.

Этот день в авиации. 26 декабря

1972 - Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты МР-УР-100. 15А15 (РС-16А) разработки КБ «Южное» под руководством Владимира Фёдоровича Уткина.

Этот день в авиации. 26 декабря

1972 - 117 бомбардировщиков Б-52 "Stratofortress" совершили налёт на Ханой (операция Linebacker II), крупнейшей воздушной бомбардировки с времени войны во Вьетнаме по настоящее время.

Salyut-4 diagram.gif

1974 - Ракетой-носителем «Протон-К» выведена на орбиту станция «Салют-4», проработавшей на орбите 774 дня.

Орбитальная станция «Салют-4» (КБ Королёва) представляла собой модифицированную станцию «Салют-1». Вместо четырёх солнечных батарей, установленных попарно на переходном и агрегатном отсеке, были установлены три поворотные на цилиндрической части малого диаметра рабочего отсека. Площадь солнечных батарей была увеличена с 28 м2 (на «Салюте-1») до 60 м2, генерируемая электрическая мощность — до 4 кВт. После гибели экипажа «Союза-11» (Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев) космические корабли серии «Союз» стали двухместными, соответственно станция была рассчитана на полёт двух космонавтов. Также были другие изменения.

Этот день в авиации. 26 декабря

1975 - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на втором опытном самолёте Су-25 (Т8-2).

Этот день в авиации. 26 декабря

1975 - Начались первые в мире полёты с коммерческими грузами сверхзвукового самолёта Ту-144 по трассе Москва — Алма-Ата. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт. При взлётной массе 195т и грузоподъёмности 15т при крейсерской скорости 2200 км/ч он имел расчётную дальность 6500 км. На самолёте имелись турбореактивные двигатели НК-144. Впервые Ту-144 достиг скорости звука 5 июня 1969 г., скорости 2М — 26 июня 1970 г. В 1971 г. начались демонстрационные полёты по разным странам.

Этот день в авиации. 26 декабря

1976 - Первый успешный полёт самолёта с мускульным приводом «Госсамер Кондор», П. Б. Маккриди (США).

0-1.jpg

00-5.jpg

1976 - Впервые осуществлён подводный пуск твердотопливной баллистической ракеты Р-31 из шахты подводного крейсера К-140 в Кандалакшском заливе Белого моря на глубине 50 м при скорости лодки 5 узлов. Головной разработчик комплекса – КБ «Арсенал». Новая ракета Р-31 при стартовой массе 26,84 т, близкой к уже стоявшей к тому времени на вооружении жидкотопливной Р-29, имела вдвое меньшую дальность, вдвое меньший забрасываемый вес и низкую точность. Поэтому было решено в серийное производство комплекс Д-11 не запускать, и в 1989 он был снят с вооружения. Всего было выпущено 36 серийных ракет Р-31, из них 20 были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года министерство обороны приняло решение об утилизации всех имеющихся ракет этого типа методом отстрела. С 17 сентября по 1 декабря 1990 все ракеты были успешно запущены, после чего 17 декабря 1990 лодка К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл.

Этот день в авиации. 26 декабря

1980 - Первый полёт самолёта Ил-86 с пассажирами по маршруту Москва-Ташкент.

Этот день в авиации. 26 декабря

1986 - Состоялся первый полёт вертолёта Ми-34, лётчик-испытатель Борис Васильевич Савинов.

Этот день в авиации. 26 декабря

1986 - Первый полёт Ил-76ЛЛ3 (Ил-76МД СССР 76492) для испытания двигателя Д-90А (ПС-90А).

Этот день в авиации. 26 декабря

1989 - Первый полёт Hongdu N-5. Это сельскохозяйственный самолёт, производимый китайской корпорацией Hongdu Aviation Industry Group (HAIG). Разработка машины  была начата в середине 1980-х годов компанией Nanchang.  После успешных испытаний в 1992 году в серию была запущена первая серийная модификация - N-5A. Это был двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащённый американским восьмицилиндровым двигателем Textron Lycoming IO-720-D1B мощностью 400 л.с. (300 кВт).  Сертифицирован FAA для использования в США 26 февраля 2007 года.

Этот день в авиации. 26 декабря

1992 - F-16 ВВС США сбили иракский МиГ-25 в "бесполетной зоне" на юге Ирака.

Этот день в авиации. 26 декабря

1993 - Катастрофа самолёта Ан-26Б (RA-26141) "Авиалинии Кубани - АЛК", аэропорт Гюмри (Ленинакан), КВС Аристархов.

Экипаж выполнял рейс Краснодар (Пашковская) – Ленинакан (Гюмри). Самолёт перевозил два плохо закреплённых автомобиля и бочки с бензином, был перегружен и имел предельно заднюю центровку. Самолёт официально выполнял грузовой рейс, однако на борту находился 31 пассажир, из которых только 6 были официально заявлены на рейс. Остальные были самовольно взяты экипажем непосредственно перед взлётом. Экипаж выполнял заход на посадку ночью в тумане (видимость - 600 м - ниже минимума КВС).
Несмотря на отсутствие надёжного визуального контакта с ВПП, пилот продолжил снижение ниже ВПП. Затем, при запоздалой попытке попытке уйти на второй круг, самолёт потерял скорость на высоте 5-7м, в 50м в стороне от ВПП задел землю правой плоскостью крыла и с правым креном 60º упал левее ВПП в 2990м от её входного торца в перевернутом положении и загорелся. Погибли 5 членов экипажа и 30 из 31 пассажиров (по другим данным погибло 45 человек), 1 выжил.
Причины: ошибка в технике пилотирования, невыдерживание скорости полёта, принятие решения о посадке, несмотря на погодные условия ниже минимума, снижение ниже ПМВ при отсутствии надёжного визуального контакта с ВПП и запоздалое решение об уходе на второй круг, превышение предельно задней центровки и максимального посадочного веса.

Этот день в авиации. 26 декабря

1994 - Образован ГНПЦ «Звезда-Стрела».

2013 - Транспортный самолёт Ан-12 Иркутского авиазавода (б/н 12162), выполняя заход на посадку на аэродром Иркутск-2, столкнулся с наземными сооружениями между БПРМ (расположенным в 1700 м от порога ВПП) и порогом ВПП (на удалении около 760 м от порога ВПП, с боковым уклонением вправо на 90 м от оси ВПП) на территории расположенного вблизи аэродрома военного склада (109 арсеналГРАУ). Погибли все 9 человек, находившиеся на борту самолёта...

Картина дня

наверх