1896 г. – родился Б.И. Черановский, создатель самолётов схемы «бесхвостка» и «летающее крыло».
1922 г. – родился П.С. Плешаков, министр радиопромышленности (1974-1987 гг.).
1934 г. – родился А.С. Елисеев, бортинженер космических кораблей «Союз-4» –»Союз-5», «Союз-8», «Союз-10», лётчик-космонавт СССР № 15, дважды Герой Советского Союза (22.
01.1969 и 22.10.1969). В 1957 г. окончил Московское ВТУ им. Н.Э. Баумана. Работал в ОКБ-1 (конструкторское бюро, руководимое С.П. Королёвым), где принимал участие в создании образцов космической техники. С 1966 г. – в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», орбитальных станциях типа «Салют», а также для полёта на Луну. Совершил три космических полёта в качестве бортинженера КК типа «Союз». Первый – 15-17.01.1969 г. на корабле «Союз-5» (командир КК – Волынов Б.В., инженер-исследователь – Хрунов Е.В.). Впервые в мире космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. осуществили переход через открытый космос в корабль «Союз-4» (командир КК – Шаталов В.А.), на котором возвратились на Землю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22..01.1969 г. за успешное выполнение задания и проявленные при этом мужество и героизм А.С. Елисееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10716). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.10.1969 г. Елисеев А.С. награждён второй медалью «Золотая Звезда» за успешное осуществление полёта на КК «Союз-8», участвовавшем в групповом полёте космических кораблей «Союз-6» и «Союз-7».
Третий полёт в космос совершил 23-25.04.1971 г. на корабле «Союз-10», совместно с командиром КК Шаталовым В.А. и инженером-исследователем Рукавишниковым Н.Н. Впервые в мире была осуществлена стыковка космического корабля и орбитальной станции «Салют», но предполагавшаяся 3-недельная работа на борту орбитальной станции не состоялась из-за возникших технических неисправностей. По завершении космических полётов А.С. Елисеев в 1971-1975 гг. работал в Центре управления полётами. Доктор технических наук (1973). В 1975-1985 гг. являлся заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». В 1985-1991 гг. – ректор Московского ВТУ им. Н.Э. Баумана. Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1981-1991 гг. – председатель Президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»). В 1991-1992 гг. – председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация «Родина»). Член-корреспондент Международной академии астронавтики. Награждён 3 орденами Ленина, иностранными орденами. Герой Социалистического труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Германской Демократической Республики. Удостоен Золотой медали им. Ю.А. Гагарина, Золотой медали им. К.Э. Циолковского АН СССР, Почётного диплома им. В.М. Комарова и медали де Лаво (FAI).
1942 г. – образовано Тушинское МКБ «Союз».
1944 г. – родился В.М. Чиркин, лётчик-испытатель Государственного Лётно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (г. Ахтубинск Астраханской обл.), Герой России (17.08.1995). В Вооружённых Силах СССР с 1963 г. В 1967 г окончил Армавирское ВВАУЛ войск ПВО. Служил пилотом-инструктором в уап, был командиром учебной аэ. В 1974 г. с отличием окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС в г. Ахтубинск и переведён для прохождения службы в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, с февраля 1974 г. был там лётчиком-испытателем, а с июля того же года стал уже старшим лётчиком-испытателем, командиром аэ. В 1978 г. без отрыва от службы окончил Ахтубинский филиал Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе по специальности «самолётостроение». С 1980 г. заместитель начальника центра лётной подготовки; с 1981 г. командир испытательной эскадрильи; с 1983 г. заместитель начальника службы лётных испытаний – старший лётчик-испытатель; с 1984 г. заместитель начальника управления – старший лётчик-испытатель. В 1986 г. был переведён в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова на должность заместителя начальника ГЛИЦ по лётной работе. За период испытательной работы освоил свыше 80 типов и модификаций самолётов, имеет налёт свыше 3500 часов. Был ведущим лётчиком-испытателем таких прославленных самолётов, как Су-27, МиГ-29М, МиГ-31 и МиГ-31М. Имеется в биографии В.М. Чиркина и космическая страница – одно время он был кандидатом в отряд космонавтов по программе «Буран-Энергия», в 1978 г. отобран в группу кандидатов в космонавты ГК НИИ ВВС и в 1979-1980 гг. проходил космическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Однако командование не захотело терять талантливого испытателя и после окончания курса подготовки В.М. Чиркин был отозван на испытательную работу. Когда позднее был создан отряд лётчиков-космонавтов по программе «Буран-Энергия», В.М. Чиркин в его состав включён не был. Указом Президента Российской Федерации от 17.08.1995 г. за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, доводке и освоении новой авиационной техники, генерал-майору авиации Чиркину В.М. присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 203). С 22.10.1999 г. генерал-майор авиации В.М. Чиркин – в запасе. Однако с любимым делом не расстался и продолжает работать в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова старшим научным сотрудником. Генерал-майор авиации (25.04.1990), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1988), лётчик-испытатель 1-го класса (1980), военный лётчик 1-го класса (1970). Награждён орденом Красной Звезды (17.02.1984), медалями, именным огнестрельным оружием – 9-мм пистолетом Макарова (15.08.1995).
1950 г. – первый полёт пассажирского самолёта Ил-14, экипаж В.К. Коккинаки.
1955 г. – принята на вооружение первая оперативно-тактическая ракета Р-11 на долгохранимом топливе, ОКБ С.П. Королёва, дальность полёта 270 км.
1959 г. – мировой рекорд высоты с грузом 1 т – 20.456 м, лётчик-испытатель В.П. Смирнов на самолёте Як-25РВ.
1969 г. – запуск РН «Протон» АМС «Луна-15».
1969 г. – в НПП «Аэросила» создан винтовой преобразователь ВП-2 для изменения стреловидности крыла Ту-22М.
1983 г. – девять мировых рекордов скорости на 1.000-км замкнутом маршруте без груза и с грузами от 1 до 30 т – 2.031,55 км/ч, экипаж С.Т. Агапова на Ту-144Д. Рекорды не превышены.
1984 г. – установлено почётное звание «Заслуженный парашютист-испытатель СССР». Упразднено 22.08.1988 г.
Свежие комментарии