1904 - Родился летчик-испытатель Д.С. Зосим в городе Полтава. С 1928 жил в Москве. В 1928-1929 - токарь на авиационном заводе №22 (Фили).
С 1929 работал в ЦАГИ: техником (1929-1932), инженером (1932-1935). В 1935 окончил Московский авиационный институт и лётную школу при ЦАГИ.
В 1935-1938 - инженер-лётчик ЦАГИ. Провёл испытания первого высотного скафандра 4-1, участвовал в испытательных полётах на Р-5, УТ-2, И-15, И-153, Р-6, СБ.
В 1938 окончил экстерном курсы лётчиков при Центральном Управлении ГВФ. Автор приборов для лётных испытаний (самописца, фотокамеры). С марта 1941 по 1943 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл: испытания БОК-11, БОК-15 и специального оборудования для высотных полётов (1939-1941); испытания И-207 с ПВРД (1942). В 1943-1950 годах - заместитель начальника ЛИИ по лётной части. В 1944-1945 - начальник курсов повышения квалификации лётчиков-испытателей.<br />
В 1950-1960 работал в различных авиационных ОКБ, с 1960 - в ОКБ А.Н.Туполева.
Жил в Москве. Умер 9 января 1987 года.
1909 - Леон Делагранж на модифицированном Блерио XI (Blériot XI bis - версия с ротативным двигателем Gnôme 7 Omega мощностью 50 л.с.) установил мировой рекорд скорости 80 км/ч (на 10 км/ч выше рекорда Кертисса на Golden Flyer). Но лёгкая конструкция самолёта не была рассчитана на аэродинамические нагрузки, создаваемые относительно мощным мотором, и через 5 дней Делагранж погиб - самолёт разрушился в воздухе
1911 - Состоялось торжественное освящение Александро-Михайловского аэродрома близ Севастополя на берегу реки Кача
1916 - Родился Гедалий Моисеевич Кунявский, конструктор самолетных РЛС.
1918 - Окончание перелёта Vickers 0/1500 по маршруту Лондон-Рим-Мальта-Каир-Багдад-Карачи. Старт перелета - 13 декабря.
1919 - Родилась штурман, Герой Советского Союза Е.Б. Пасько, гвардии старший лейтенант. С Мая 1942 года в действующей армии. К Сентябрю 1944 года штурман эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) совершила 780 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники противника.
Указом Президиума ВС СССР от 26 Октября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза. Всего произвела около 800 успешных боевых вылетов.
1921 - Открылась первая Московская губернская конференция изобретателей, на которой Ф.А.Цандер впервые публично докладывает о своем проекте межпланетного корабля-аэроплана, который выгодно будет применять "для полета в высшие слои атмосферы, а также для спуска на планеты, обладающие атмосферой". "Двигательной силой в низших слоях атмосферы должен быть особый двигатель высокого давления, работающий топливом и жидким кислородом. Двигатель должен приводить в движение пропеллеры, которые могут быть построены либо с переставными, либо с обыкновенными лопастями. В последнем случае двигатель должен быть устроен так, чтобы он на земле работал с малым числом оборотов, а по мере увеличения высоты со все большим числом оборотов. Взамен винтомоторной группы можно применять ракету, приспособленную к летанию в воздухе и действующую своей толкательной силой по направлению полета. Под названием "ракета" здесь следует понимать раструб, аналогичный соплам турбин: через узенькое горлышко раструба под большим давлением поступают в него продукты горения; газообразные части, отталкиваясь от стенок раструба, быстро расширяются и получают по направлению оси раструба большую скорость, равную 4000-5000 м/сек. При скоростях полета, больших 400 м/сек, следует применять в качестве двигательной силы либо ракету, приспособленную к летанию в воздухе, либо обыкновенную чисто реактивную ракету. При скоростях, близких к 8 км/сек, выгодно вылететь из земной атмосферы под малым уклоном к горизонту, так как при этой скорости центробежная сила, развиваемая от кружения вокруг земного шара, равна силе притяжения Земли, т. е. аппарат, предоставленный самому себе, не будет падать обратно на Землю, а если он находится уже вне атмосферы, будет вечно кружиться вокруг Земли, как Луна. При желании перелететь на другие планеты необходимо довести скорость полета до 11,18 км/сек. В этом случае можно воспользоваться ракетой, но, вероятно, выгоднее будет лететь при помощи зеркал или экранов из тончайших листов. Экраны должны вращаться вокруг их центральной оси для придания им жесткости. Взамен экранов можно будет, по всей вероятности, применять кольца, по которым течет электрический ток, причем внутри кольца будет расположена железная пыль, удерживаемая вблизи плоскости кольца силами электрического поля. Пылинки должны быть наэлектризованы статическим электричеством для того, чтобы они держались на некотором расстоянии друг от друга. Если солнечный свет упадет на зеркало, экран или пылинки, он произведет на них определенное давление. При огромных расстояниях межпланетных пространств малые силы дают сравнительно большие скорости полета. Если в межпланетном пространстве будут устроены огромные вогнутые зеркала, которые будут вращаться вместе с астрономическими направляющими трубами вокруг планет, то солнечный свет, собранный зеркалами и направленный на пролетающий на другую планету межпланетный корабль, даст скорости, превышающие во много раз скорости ракет. На основании всех этих положений можно построить ряд межпланетных кораблей."
1933 - Состоялся первый полет опытного экземпляра самолета И-16 (ЦКБ-12), Н.Н.Поликарпова с двигателем М-22, В.П.Чкалов. Истребитель-моноплан И-16 длиной 6 м развивал максимальную скорость 462 км/ч. Потолок высоты 9400 м. Вооружение И-16: два крыльевых пулемета ШКАС.
В 1936 году несколько машин было направлено воевать в Испанию. Тогда самолет показал себя самым лучшим в мире по техническим параметрам. И-16 стал первым в истории русской авиации скоростным истребителем-монопланом и состоял на вооружении армии СССР до 1943 года;
Для своего времени это был лучший истребитель в своем классе, на нём В.П.Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. Силуэт его легко угадывался на плакатах, изображающих вождей могучего государства, стаи этих маленьких самолетиков наполняли детские книги, а в кинофильмах предвоенной поры крутили немыслимые фигуры высшего пилотажа. Все это - о первом скоростном истребителе - И-16 конструкции Поликарпова. Непривычно обрубленный спереди фюзеляж, плавно сопряженный мощными зализами с широкими крыльями, массивное оперение, убирающееся шасси, придавали И-16 неповторимый облик фантастического лобастого насекомого. Советские летчики называли ею "ишачком", любили его и ругали, как любят и ругают привычный предмет, приносящий не только радость, но и огорчения. Впервые поднял его в воздух летчик-испытатель авиазавода №39 Валерий Чкалов. Уже в феврале 1934 года обе опытные машины были подготовлены для первого этапа Государственных испытаний. Обратил внимание на новый самолет и сам Иосиф Сталин. Однажды в ноябре 1934 года на Ходынку приехали Сталин, Орджоникидзе, Каганович, Микоян и другие партийные руководители. Интересовались И-16. В самолет сел Чкалов и от души открутил весь пилотаж перед правительственной делегацией. Когда пришло время приземляться, капризное шасси как обычно застряло на выходе. Чкалов, уже неоднократно проделывая это ранее, дожал шасси перегрузкой, крутанув несколько эффектных "мертвых" петель. Последнее особенно понравилось Сталину - после приземления он пожелал познакомиться с отважным пилотом. Опрашивая других присутствующих летчиков завода и НИИ ВВС, вождь интересовался их мнением о новом истребителе. Все опрошенные самолет хвалили. На вопрос "Так что, нужен нам такой самолет?" отвечали - "Очень нужен, товарищ Сталин!". Тогда же было решено построить на авиазаводе №39 пять специально облегченных И-16 для парадной пилотажной группы. Заказ на их изготовление получил название "Сталинское задание". Эти машины были готовы в марте 1935 года. Пятерка состояла из летчиков Коккинаки (ведущий), Шевченко, Супруна, Евсеева, Премана. Самолеты были окрашены в ярко красный цвет, лишь капоты в соответствии с неписаными традициями завода №39 были черными. "Красные пятерки" летали вплоть до самой войны, а во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. И-16 впервые был использован в боевой обстановке. Ужас встречи с внезапно появившимися И-16 у националистов первоначально был столь велик, что они дали ему прозвище "Рата" (крыса), а республиканцы ласково называли своего защитника "Моска" (муха). Авиационные издания всего мира окрестили новинку "Боингом", утверждая при этом, что самолет разработан на этой известнейшей американской фирме. В самый разгар испанской войны камни аэродромов другой далекой страны начали вылетать из-под колес газующих на взлете "ишачков". Япония, включившись в процесс передела мира, начала в 1937 году захват территории Китая. Чан Кайши, который любил русских, пожалуй, даже меньше, чем японцев, в поисках поддержки вынужден был пойти на переговоры со Сталиным. Ряд соглашений между гоминдановским Китаем и Советским Союзом предусматривал военные поставки, среди которых были и самолеты. Только в первые годы войны с октября 1937 года по сентябрь 1939 года в Китай поступило 885 советских самолетов (до 1941 г. поступило 1250 самолетов), среди которых находилось 216 истребителей И-16 тип 5 и тип 10. Кроме поставок боеспособных самолетов, в городе Урумчи был построен завод для постройки И-16. Получили И-16 и свое новое - китайское прозвище - здесь их стали называть "ласточкой". Повоевал "ишачок" и во Вторую мировую.
1934 - Первый полёт пассажирской летающей лодки Martin 130 China Clipper.
1934 - Первый полёт скоростного бомбардировщика СБ-2ИС ("Испано-Сюиза")(АНТ-40-2). От СБ-2РЦ он отличался не только моторами, но и некоторыми размерами. Выросли размах (до 20,33 м) и площадь крыла (до 52,9 м2), так же как площадь горизонтального оперения. Почти вдвое увеличился объем бензобаков. Полетный вес возрос до 4850 кг (максимальный - до 5530 кг). На АНТ-40-2 ставились два мотора "Испано-Сюиза" по 780' л.с. Винты двухлопастные металлические фиксированного шага. Ступицы винтов прикрывались небольшими коками. Форма и размеры мотогондол были близки к АНТ-40-1, но в передней части капоты имели не круглую, а овальную форму. Охлаждение моторов обеспечивалось лобовыми сотовыми радиаторами. Спереди они прикрывались горизонтальными жалюзи, а на выходе поток воздуха регулировался поворотными совками.
1938 - Транспортный самолет Piaggio P.23R установил мировые рекорды, перевезя полезную нагрузку в 5000 кг на расстояния 1000 км и 2000 км со средней скоростью 405,259 км/ч и 403,908 км/ч соответственно. В целях дезинформирования противника некоторое время самолет выдавался за стратегический бомбардировщик Р.123, способный наносить удары по Парижу и Лондону.
1939 - Первый полёт второго прототипа БШ-2 (ЦКБ-55), будущего Ил-2. Пилот В.К. Коккинаки. 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух первый прототип. 30 декабря Коккинаки поднял в воздух второй прототип, его испытания продолжались до 26 марта 1940 года. По их результатам было принято решение после устранения недостатков выпустить небольшую партию самолётов БШ-2 для проведения войсковых испытаний.
1939 - Первый полёт истребителя-биплана И-190. На самолете стоял безредукторный мотор М-88БРЛ с винтом изменяемого шага АВ-2Л, летчик А.И.Жуков. Во время испытаний (на самолете летали также Давыдов, Логинов, Уляхин) И-190 показал скорость, близкую к расчетной - 420 км/ч у земли, 488 км/ч на высоте 6000 м, 450 км/ч на высоте 7050 м. Был достигнут потолок 12400 м.
1942 - первые в СССР успешные стендовые испытания ПуВРД. Двигатель УС-1 Б.С. Стечкина, г. Казань, ОТБ-4
1945 - Приказом наркома вооружения СССР Д.Ф.Устинова за № 463 под Москвой в Подлипках на артиллерийском заводе № 88 было организовано КБ по изучению "новой техники - трофейного немецкого ракетного оружия". Во главе КБ поставили П.И.Костина. Ныне знаменитое РКК “Энергия".
1947 - Первый полет опытного самолета И-310 «С» (прототипа МиГ-15), пилот В.Н. Юганов. МиГ-15 - одноместный истребитель с турбореактивным двигателями РД-45 и РД-45Ф. Максимальная скорость - 1076 км/ч, потолок набора высоты 15 500 м, дальность полета 1330 км. Масса пустого самолета - 3681 кг, максимальная взлетная масса - 6050 кг. Вооружение самолета: 37-миллиметровая пушка Н-37, две 23-миллиметровые пушки НС-23, до 500 кг бомб. Проектирование опытного самолета И-310 «С» началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01), оснащенный английским двигателем "Нин-1", совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г.
1947 - Катастрофа Ли-2 (СССР-Л4214), близ Златоуста, Аэрофлот (СССР) Московское ТУ ГВФ, 24 ато. Самолет выполнял обратный рейс в Москву. На борту находилось 2 пассажира и 2 298 кг груза. Борт был выпущен из аэропорта Челябинска без данных о фактической погоде в районе Казани и согласия ее аэропорта на прием. Эшелон полета был задан 1 500 м, хотя по маршруту были горы с высотой до 1 155 м. Во время полета по маршруту в 105 км западнее Челябинска самолет столкнулся с горой Таганайского горного хребта на высоте 1 145 м в 10 м от вершины, разрушился и сгорел. Обломки обнаружены на следующий день. Всего погибших - 6, экипаж - 4, пассажиры - 2.
1948 - Начались заводские испытания самолета Ил-28 с серийными двигателями РД-45Ф.
Эскизный проект Ил-28 Ильюшин утвердил 12 января 1948 г., а уже 8 июля 1948 г. летчик-испытатель В.К.Коккинаки поднял в первый полет Ил-28, оснащенный двумя ТРД "Rolls Royse Nene". 30 декабря 1948 г. начались заводские испытания Ил-28 с серийными отечественными двигателями РД-45Ф - лицензионным вариантом английского двигателя. Но решение судьбы самолета затянулось до 14 мая 1949 г., когда было принято решение Совета Министров об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. Уже через три месяца, 8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1. Всего за шесть лет серийного производства в СССР (1949-1955 гг.) было построено 6316 Ил-28 различных модификаций на авиазаводах: №30 в Москве (головной), №64 в Воронеже, №166 в Омске, № 1 в Куйбышеве и № 39 в Иркутске.
1954 Принята на вооружение система К-5 НПО «Алмаз» – первая в СССР система управляемого ракетного оружия класса «воздух-воздух» с ракетой РС-1У МКБ «Факел» и самолётом-носителем МиГ-17ПФУ.
1955 - Первый запуск БР Р-11М – оперативно-тактической ракеты сухопутных войск, ОКБ С.П. Королёва.
Тактическая баллистическая управляемая ракета. Первая баллистическая ракета с ядерным боезарядом, первый мобильный комплекс 9П19, принятый на вооружение Сухопутных войск. Головная организация – ОКБ-1. Главный конструктор – Сергей Королев. Разработка начата в 1951 г. Летно-конструкторские испытания проходили на полигоне Капустин Яр с 1955 г. по 1956 г. Принята на вооружение 1 апреля 1958 г. Серийное производство развернуто на машиностроительном заводе № 385 в Златоусте. В 1959 г. серийное производство переведено в Воткинский машиностроительный завод. Одноступенчатая баллистическая ракета с неотделяемой ГЧ. Оснащена маршевым ЖРД на хранимом высококипящем топливе конструкции КБ химического машиностроения, возглавляемого Алексеем Исаевым. ПУ установлена на гусеничное шасси тяжелого танка ИС. Транспортные и заправочные агрегаты ракеты разработаны в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова. Максимальная дальность стрельбы – 200 км (по другим данным, – 270 км). Стартовая масса – 5,39 т. Длина ракеты – 10,5 м. Наибольший диаметр корпуса – 0,88 м. Масса ГЧ – 0,97 т. Масса гусеничной ПУ – 38 т. Мощность ядерного боеприпаса моноблочной ГЧ – 10 кт.
1956 - XB-58 стал первым в мире бомбардировщиком, превысившим скорость звука
1958 - Начались огневые испытания и первые отстрелы имитаторов самолета-снаряда «121» (Ту-121 (С)) ОКБ А.Н.Туполева на полигоне в Фаустово, позднее на полигоне во Владимировке; Разрабатывался и испытывался в 1957-1960 гг., произведено 5 пусков.
1961 - Постановлением СМ № 1261-537 была принята на вооружение ракета КСР-2
1961 - Постановление ЦК и Совмина о создании космического комплекса УС-К раннего предупреждения о массовом запуске МБР. Головной организацией по разработке ракетно-космического комплекса назначено ОКБ-52 (В.Н.Челомей), по разработке комплекса управления - КБ-1 (А.А.Расплетин, А.И.Савин).
1965 - Катастрофа самолёта Ил-14, Камчатская область, близ Петропавловска-Камчатского. Самолет выполнял пассажирский рейс в канун Нового года. Во время полета над Камчаткой отказал правый двигатель. От службы УВД поступила команда на посадку на ближайшем аэродроме, но КВС принял решение продолжить полет до аэропорта назначения. Погода была ниже метоминимума, начался сильный снегопад. Во время разворота при снижении в облаках самолет крылом задел склон горы Юрчик, потерпел катастрофу и разрушился. Спасательные работы были начаты с большой задержкой по причине погодных условиях, что не позволило спасти кого-либо из находившихся на борту. Весь экипаж и пассажиры погибли, точное число неизвестно.
1967 - Катастрофа Ан-24Б (СССР-46215), Латвийская ССР, близ Лиепаи, Латвийского УГА в Лиепае, Латвийское УГА, Рижский ОАО, рейс: Л-51
Экипаж 106 летного отряда выполнял полет с 42-я взрослыми пассажирами и 4-мя детьми на борту. Погода на маршруте и по пункту посадки отвечала требованиям безопасности полета – облачность 10-10 баллов, кучево-дождевая высотой 540 м, видимость 10 км, давление 752 мм рт.ст. Установив связь с диспетчером, экипаж доложил расчетное время прибытия и получил условия подхода и захода на посадку с МК=248°. Затем экипаж подтвердил сообщение диспетчера о пролете ДПРМ, но на вопрос видит ли экипаж полосу, ответа не было, и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. При пролете ДПРМ на высоте 300 м на борту создалась аварийная ситуация, приведшая к резкому вертикальному снижению, в результате чего самолет в 1 800 м после пролета ДПРМ и в 250 м левее огней подхода первоначально соприкоснулся с землей с МК=233° и углом тангажа 0° нижней частью фюзеляжа с убранными шасси. На заснеженном поле остался след от касания фюзеляжем длиной 22 м, а также след от касания лопастями левого винта. В 70 м от места первого касания земли обнаружена оторванная левая створка передней опоры шасси. Отделившись, самолет пролетел 140 м и ударился правой плоскостью крыла о столб телефонной линии. В результате часть правой плоскости длиной 3 м вместе с частью элерона оторвалась и была обнаружена в 74 м от места удара о столб. Пролетев еще 1 270 м с разворотом вправо, неуправляемый самолет с правым креном 48° ударился о землю и полностью разрушился. Разброс обломков составил 210 м. Пожара не возникло. Второе столкновение с землей произошло в 1 410 м от места первого касания, в 210 м от БПРМ в сторону торца ВПП практически на линии посадки. 3 члена экипажа и 40 пассажиров погибли, 4 пассажира и два члена экипажа (КВС и штурман) тяжело ранены, 2 пассажира легко ранены. Катастрофа произошла в 08:36 (ночью). На стрелках полностью сохранившихся приборов зафиксированы следующие показания: РТМС (мгновенный расход топлива) – 0 левого двигателя и 325 кг/ч правого двигателя, ИТЭ-2 (указатель оборотов) – 4% левого двигателя и 107% правого двигателя, генераторы СТГ-18ТМ и ГО-16 левого двигателя были выключены на электрощитке. Лопасти ВВ левого двигателя находись во флюгерном положении. После пролета ДПРМ вертикальная скорость снижения достигала 18 м/с. По показаниям КВС, после доклада штурмана о пролете ДПРМ на высоте 300 м, он принял решение об уходе на второй круг (установленная высота пролета ДПРМ – 200 м). КВС взялся за секторы газа (РУД). В этот момент начал быстро развиваться правый крен.
Всего погибших - 43, экипаж - 3(5), пассажиры - 40(46).
1968 - ГРПЗ начал выпуск семейства бортовых РЛС «Сапфир-23» для МиГ-23
1969 - Получен сертификат типа Boeing 747 (первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года).
1974 - Первый полёт МиГ-23БК (с 1980 г. он стал называться МиГ-27К). Параллельно с модернизацией МиГ-23БМ велась разработка еще двух модификаций, отличавшихся более совершенным прицельным оборудованием. Приоритетное значение отдавалось первому из них, именовавшемуся также МиГ-23БК по названию готовившейся для него прицельной системы "Кайра". "Кайра", основанная на новых принципах и технологиях, обещала значительное расширение возможностей самолета.
Боевая эффективность МиГ-27К по сравнению с предшественником увеличилась многократно. Так, для выполнения задания, для которого требовалось семь МиГ-27, достаточно было всего четырех "Кайр". Возможности МиГ-27К были весьма серьезными, даже на фоне более мощного бомбардировщика Су-24. До конца 70-х годов ему не было равных во фронтовой авиации СССР, да и после начала в 1979 году выпуска Су-24М он практически не уступал ему по номенклатуре применяемых средств поражения и точностным характеристикам. Уступая бомбардировщику по массе боевой нагрузки, МиГ-27К (да и обычные МиГ-27) существенно превосходили Су-24 "без буквы" по точности удара: круговое вероятное отклонение при маловысотном бомбометании с горизонтального полета для МиГов оказывалось почти вдвое лучшим, чем у "сушки".
1975 - На вооружение РВСН был принят ракетный комплекс РС-20 «Воевода» (по классификации НАТО SS-18 "Сатана"), разработанный в КБ "Южное" под руководством В.Ф.Уткина, а также МР-УР-100 и МБР УР-100Н
1980 - Завершены Государственные совместные испытания штурмовика Су-25
1985 - Первый полёт аргентинского лёгкого многоцелевого штурмовика IA.58C Pucara.
1989 - катастрофа Ми-8 (СССР-22815), Армянская ССР, Геташен, Армянское УГА Экипаж выполнял полет по маршруту Варданис - Геташен. Кроме пассажиров на борту находилось 400 кг груза. При прибытии на место назначения экипаж произвел осмотр посадочной площадки и обнаружил, что на ней находится много людей и груз, что не позволяло произвести безопасную посадку. Было принято решение произвести посадку неподалеку на неподготовленную, подобранную с воздуха площадку. После приземления бортмеханик вышел для определения состояния грунта и возможности уменьшения общего шага. После уменьшения шага до 4 градусов вертолет стоял устойчиво. Была произведена высадка пассажиров и выгрузка груза. Сразу после ее завершения вертолет внезапно опрокинулся на левый борт. Ударами лопастей было убито 12 пассажиров вертолета, только что покинувших борт. Точная причина не установлена из-за отсутствия записей средств объективного контроля. Вероятной причиной опрокидывания стало: - пониженная прочность грунта под колесом левой опоры шасси. - смещение центровки вперед и вверх после высадки пассажиров и выгрузки груза и воздействия на правый борт вертолета ветра. - неосторожное воздействие экипажа на органы управления на облегченном вертолете. Всего погибших - 12, пассажиры - 12(22). |
1991 - В Москве образован Межгосударственный авиационный комитет (МАК). МАК учрежден на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" (далее Соглашение).
Данным Соглашением МАК определен исполнительным органом 12 государств бывшего Союза ССР по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства. Участниками Соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Основные направления деятельности: Разработка и формирование структуры единых авиационных правил и процедур в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в регионе СНГ; Создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами; Сохранение для государств-участников СНГ профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств Содружества, но и за их пределами; Защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов; Координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств-участников Соглашения; Борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; Развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации в целях интеграции государств-участников Соглашения в Мировое авиационное сообщество.
1998 - Начало боевого дежурства в РВСН ракетных комплексов "Тополь-М". Комплекс 15П065 был поставлен на опытно-боевое дежурство (2 ракеты) в 60-й ракетной дивизии РВСН 27-й гвардейской ракетной армии (г. Татищево Саратовской области, гарнизон Светлый) в декабре 1997 года. Первый полк (10 ракет) в полном составе заступил на боевое дежурство 30.12.1998 года, второй - в 1999 году. Третий, четвертый и пятый полки с БРК заступили в полном составе на боевое дежурство в 2000, 2003 и 2005 годах, соответственно. Планировалось, что шестой и последний полк Татищевской дивизии, перевооруженный на новый БРК, заступит на боевое дежурство уже к концу 2008 года, однако данное событие произошло только в декабре 2010 г., когда на боевое дежурство встали командный пункт полка и 2 ШПУ ОС с МБР (планируется, что полностью полк встанет на боевое дежурство до конца 2012 г.). Общее число МБР "Тополь-М" с базированием в ШПУ ОС к январю 2011 года достигло, по ряду оценок, 52 штук.
2002 - РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» вывела на орбиту спутник связи Nimiq2. Этот запуск стал первым коммерческим стартом РБ «Бриз-М».
Космический аппарат "Nimiq-2" разработан и изготовлен специалистами компании Lockheed Martin Commercial Space Systems на базе спутниковой платформы А2100АХ по заказу канадской компании "Telesat Canada".
2002 - Самолет М-101Т «Гжель» получил международный Сертификат летной годности, а в первых числах 2003-года - Сертификат типа FAA.
2005 - Официально принят на вооружение сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
Свежие комментарии