1888 - Родился Иван Иванович Сидорин — советский учёный в области металловедения, профессор (1929), доктор технических наук (1958), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1962). Основоположник отечественного авиационного материаловедения, создатель российского дюралюминия — кольчугалюминия. Лауреат Государственной премии СССР (1986, посмертно) за учебник «Материаловедение», 1986г. Скончался 11 марта 1982 (94 года),похоронен на Даниловском кладбище... 1896 - Родился Юлиан Иванович Пионтковский — советский лётчик-испытатель.
|
1904 - Родился Алексей Иванович Шахурин — нарком авиационной промышленности СССР (1940—1946), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941). В 36 лет был назначен наркомом авиационной промышленности.В целом производство боевых самолётов за всю войну характеризуется следующими показателями: 1941 год (июль—декабрь) — 8,2 тыс.; 1942-й — 21,7 тыс.; 1943-й — 29,9 тыс.; 1944-й — 39,2 тыс.; 1945-й (январь—август) — 19,1 тыс. боевых самолётов. А всего за всю войну выпущено 112,1 тыс. боевых самолётов. Умер 3 июля 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище... |
1907 - Родился Иван Иванович Торопов — конструктор авиационного вооружения, лауреат Сталинской премии (1950). Его имя носит ГМКБ «Вымпел». В 1930-х годах он работал в ЦАГИ. В 1943-1949 гг. был начальником КБ завода № 43. С 1949 г. возглавлял Завод опытного вооружения (ЗОВ, позже МКБ «Вымпел»). Под его руководством разработаны системы комплексной огневой защиты ПВ-20, ПВ-23, ракеты К-7, К-13 (P-3С), К-25, Р-13, P-23, P-24. Умер в 1977 г. в возрасте 70 лет...
1914 - И.И. Сикорский на самолёте «Илья Муромец» установил 14 мировых рекордов с 8-15 пассажирами продолжительности полёта 18 мин и высоты 300 м.
1914 - Летчик Гаро установил мировой рекорд, достигнув высоты 3 050 метров на аэроплане Шмитта No.7 «Schmitt 7», это был крупный биплан со 160-сильным двухрядным ротативным мотором "Гном" и механизмом, изменяющим угол установки крыльев относительно продольной оси фюзеляжа. Именно этот рекордный "Шмитт-7" в июле 1914 года победил на конкурсе аэропланов военного назначения и стал прототипом бомбардировщика, принятого на вооружение французской авиации.
1919 - Родился Жак Андре (фр. Jacques Andrе) — французский лётчик, Герой Советского Союза(1945).
Родился в Париже в семье известного французского аса Первой мировой войны. Лётное образование получил в городе Бурж. В вооружённых силах Франции с 15 апреля 1939 года. В начале июня 1940 года, когда итальянские войска оккупировали юг Франции, вместе с другими лётчиками эвакуировался в Северную Африку. Продолжил службу на территории Сирии, Алжира. В конце декабря 1943 года прибыл в СССР, где в городе Туле пополнялся личный состав поредевшего в боях французского авиаполка «Нормандия». За 33 боевых вылета и 3 сбитых самолётов противника награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (1944). Всего на советско-германском фронте им совершено 113 боевых вылетов, сбито 15 фашистских самолётов. По числу индивидуальных побед Андре стал самым результативным лётчиком-истребителем полка «Нормандия-Неман». Указом Президиума ВС СССР от 23.02.1945 года младший лейтенант Жак Андре награждён орденом Красного Знамени за 50 успешных боевых вылета, сбитых 4 лично и 2 в группе самолётов противника,уничтожение 3 автомашин и 2 паровозов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1945 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, 41 боевой вылет, 14 воздушных боев и 10 сбитых самолётов противника,гражданину Французской республики младшему лейтенанту Андрэ Жаку присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 2 апреля 1988 года.
1926 - Лётчик-испытатель Владимир Николаевич Филиппов выполнил на двухместном истребителе 2И-Н1 (ДИ-1), конструкции Николая Николаевича Поликарпова, два первых полёта.
1927 - Чарльз А. Линдберг заключает контракт с Ryan Airlines Company, чтобы спроектировать и построить одномоторный моноплан для полёта из Нью-Йорка в Париж. Этот самолёт прославится под именем Дух Сент-Луиса (Spirit of St. Louis). Стоимость его составляет $10580. Главный конструктор - Дональд А. Хол (Donald A. Hall).
1928 - Альфред Фронвал, на своем самолёте Morane-Saulnier Type AI (F-ABAO) 1111 раз выполнил "мёртвую" петлю за четыре часа 56 минут над аэродромом Виллакублэй.
1932 - Постановлением СНК СССР вместо ВО ГВФ (Всесоюзное Объединение Гражданского Воздушного Флота) образовано Главное Управление ГВФ при СНК СССР, на которое возлагалось регулирование всей деятельности гражданской авиации.
1935 - Павел Игнатьевич Гроховский защитил изобретение самолёта-таран — с опущенными крыльями, штырем на носу и троссами, а также режущей кромкой по крылу. Его стали проектировать и строить в мастерских ЦАГИ с участием Сергея Григорьевича Козлова, Виктора Фёдоровича Болховитинова, А.Е.Каминова по договору во внерабочее время и назвали Г-39 «Кукарача».
1936 - Первый полёт самолёта АНТ-37бис (ДБ-2Б) «Родина» с двигателями М-86, лётчик-испытатель Михаил Юлианович Алексеев.
1937 - Начал испытываться опытный образец германского лёгкого многоцелевого самолёта Fh 104V1. Второй прототип, уже обозначенный как Fh.104 Hallore, получил новую кабину и двигатели Hirth. Всего было выпущено 49 экземпляров самолёта. Все построенные Fh 104 поступили в части Люфтваффе. Они использовались как штабные и связные на протяжении всей войны. Fh 104 сняли с производства в мае 1942 г.
1941 - Германский тяжелый транспортный планер Messerschmitt Me.321 Gigant впервые поднялся в воздух. Хотя задумывались планеры для вторжения на британские острова , использовались в основном для снабжения войск в котлах окружения под Ельней и Сталинградом. Постоянно испытывался дефицит самолётов,способных буксировать «Гиганта». В конечном итоге пришлось создать специальный буксировщик Хейнкель Не 111Z Zwilling (близнец). Его получили путём соединения двух бомбардировщиков Не 111Н-6 с помощью специально спроектированных секций крыла и стабилизатора, а также установив пятый двигатель по оси симметрии аппарата. Суммарная мощность силовой установки самолёта, состоявшей из моторов "Юнкерс-Юмо 212А-2", достигла 6750 л.с. Управлять этим монстром было непросто, но он мог обеспечить взлёт "Гиганта" с полной загрузкой. Всего построили 12 "Близнецов".
1945 - Первый полёт многоцелевого истребителя Bell ХР-83, Джек Вулэмс. Основа конструкции полностью осталась от Р-59, с некоторыми изменениями, касавшимися установки новых двигателей и увеличенного до 1500 галлонов объёма внутренних топливных баков (ещё два ПТБ на 250 галлонов можно было подвесить под крылом). Стандартный состав вооружения включал шесть 12,7-мм пулемётов с боезапасом 300 патронов, однако рассматривалась возможность установки четырёх 20-мм или 37-мм пушек. Но ЛТХ самолёта уступали конкуренту Lockheed P-80 Shooting Star, это привело к отмене проекта XP-83 в 1947 году.
1945 - Начало налётов Boeing B-29 "Superfortresses" на Японию. 1667 тонн зажигательных бомб разрушают территорию в 15 квадратных миль в Токио.
1945 - С испытательной вышки был произведён первый испытательный полёт "Наттера" по полной программе в беспилотном варианте (с манекеном) реактивного истребителя перехватчика Bacham "Ва-349" "Наттер". Работа ускорителей "Шмиддинг" оставляла желать лучшего. Время работы и тяга варьировались. Произошло несколько взрывов на старте. Автопилот "Патин" не обеспечивал устойчивости, и его работу было трудно синхронизировать. Обещания поставок двигателя "Вальтер"-509А так и остались обещаниями. Фактически первый двигатель "Вальтера" поступил Бахему только в феврале 1945 года. В результате первый испытательный полёт "Наттера" по полной программе смог состояться только 25 февраля. Когда истребитель достиг заданной высоты, автоматика привела в действие спасательный комплекс позволивший совершить парашютную посадку на землю манекену и спасаемым частям истребителя.
1952 - Начало программы Государственных испытаний бомбардировщика 88/1 (прототипа Ту-16).
1954 - Первый полёт Convair R3Y Tradewind. Это транспортно-грузовая версия гидросамолёта-бомбардировщика XP5Y-1. Все 11 построенных серийных "Трэйдуиндов" вошли в 1956-м в состав транспортной эскадрильи VR-2 на базе Аламеда. Однако эксплуатация гигантской летающей лодки получилась неудачной. Постоянно возникали проблемы из-за ненадёжной работы турбореактивных двигателей и соосных винтов.
1957 - Первый полёт прототипа лёгкого многоцелевого самолёта Cessna 210 Centurion (компания Cessna, США).
1958 - Состоялся первый полёт экспериментального американского армейского конвертоплана с ВВП Doak VZ-4 (фирменное обозначение Doak Model 16). Выпущен один экземпляр, серийный номер 56-9642 в настоящее время находится на экспозиции Музея транспорта Армии США в Форт Юстис.
1960 - С полигона на мысе Канаверал (База ВВС США на мысе Канаверал, шт. Флорида, США) был осуществлён первый испытательный пуск оперативно тактической ракеты (ОТР) "Першинг-1" (Pershing). Оперативно-тактическая ракета 2-го поколения, запускалась с мобильной (автошасси) установки. Система управления автономная. Масса - 4.66 т, длина - 10.4 м, максимальный диаметр - 1.02 м, дальность стрельбы 185 - 740 км, коэффициент вероятного отклонения (КВО) - 1 км, ГЧ снаряжалась атомным зарядом от 40 до 400 Кт. На вооружение была принята в 1962 году, позднее ракеты размещены в западной Европе, в противовес советских ракет.
1961 - Поль Ф.Бикли устанавливает рекорд высоты полёта для одноместного планера - 12894 м. Он летит над пустыней Мохаве (штат Калифорния), пилотируя планер Швейцер SGS-1-23E.
1963 - Первый полёт прототипа тактического военно-транспортного самолёта Transall C-160 (компания Transall, Франция, Германия).
1965 - Первый полёт в США пассажирского самолёта DC-9. На опытном самолёте были установлены два ТРДД Pratt & Whitney JT8D-5 тягой по 5440 кгс. В конце ноября 1965 г. он был сертифицирован и под обозначением DC-9-10 в начале декабря поступил в эксплуатацию в авиакомпании "Дельта Эр Лайнз".
1965 - Катастрофа прототипа Ил-62 МАП в Жуковском. Первое авиапроисшествие с участием Ил-62. Погибли 10 человек. Экипаж лётчиков и инженеров-испытателей завода №240 выполнял испытательный полёт на первом опытном Ил-62 по маршруту Раменское - Ташкент - Ашхабад. Для борта это был уже 127-й полёт. Пилотировал его экипаж из 17 человек, состоящий из лётчиков и инженеров-испытателей завода № 240. Командиром экипажа был лётчик-испытатель 1-го класса Анатолий Семёнович Липко. При взлёте с максимальным полётным весом самолёт отделился от ВПП с большим углом атаки на недостаточной скорости (вероятно, из-за потери тяги одним или двумя двигателями вследствие помпажа), набрал высоту не более 3-4 м, после чего столкнулся с железобетонным ограждением аэродрома, упал на землю и загорелся. В катастрофе погибли 10 человек: А. С. Липко — командир экипажа; В. Ф. Воскресенский — штурман-испытатель; И. Б. Кюсс — бортинженер; Л. В. Краснопевцев — бортинженер; Н. К. Беляев — бортрадист; С. С. Декаленков — ведущий инженер; Н. В. Буров — авиатехник; Б. Я. Михеев — авиатехник; И. П. Курчиков — инженер; П. В. Казаков — ведущий инженер. Всего на борту было 19 человек, выжило 9. Погибшие похоронены на Ваганьковском кладбище, за колумбарием...
1966 - Первый полёт Alon A-4. Alone INC. из Макферсона, штат Канзас, была образована двумя бывшими руководителями Beechcraft в 1963 году. Это был одномоторный низкоплан цельнометаллической конструкции с не убирающимся трёхколесным шасси.
1969 - Катастрофа вертолёта Ми-8Т. ДПМУ, из-за отрыва лопасти несущего винта вертолёт разрушился в воздухе. Обломки упали на землю в 42 км от Алдана, Якутская АССР, 6 человек погибло. Причиной лётного происшествия явилось разрушение лопастей несущего винта в воздухе (первоначально лопасти №2) из-за отказа системы управления вертолётом, приведшей к повышенным колебаниям лопастей и их ударам о двигатели.
1970 - "Trans World Airlines" (TWA) первой в мире приступила к эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров, выпустив 25 февраля 1970 года Boeing 747 на линию Нью-Йорк - Лос-Анджелес. TWA сняла все свои Boeing 747 с эксплуатации к 1998 году.
1970 - Катастрофа Ил-14 в Усть-Мае — авиационная катастрофа самолёта Ил-14М с заводским номером 146000937 и серийным 09-37(бортовой номер сменился на CCCP-61637), произошедшая у аэропорта Усть-Мая, при этом погибли 5 человек.
Выводы комиссии, расследовавшей ЛП:
1) Взлет с недопустимо передней центровкой, усложнившей пилотирование самолёта;
2) Недисциплинированность экипажа, записавшего в полётном задании центровку 13,5% САХ при фактической 10,8% САХ, что ввело в заблуждение диспетчера аэропорта Усть-Мая, выпустившего самолёт с недопустимо передней центровкой.
Основной причиной катастрофы является выполнение первого разворота в сторону превышения местности на высоте, ниже установленной, вследствие допущенных командиром корабля нарушений требований РЛЭ самолёта Ил-14, ИПП на а/д Усть-Мая и §322 НПП ГА-66. Происшествию способствовала недопустимая центровка самолёта.
1971 - Постановлением Совета министров СССР задана модификация самолёта Су-15бис (Т58бис) с двигателями Р25.
1972 - На Землю взлетной ракетой АМС "Луна-20" (запуск 14.02.1972г) доставлена колонка лунного грунта. В 19:12 в 40 километрах северо-западнее города Джезказган совершила мягкую посадку возвращаемая ступень автоматической станции "Луна-20".
1972 - Лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах на втором Як-36М впервые совершил полёт "по полному профилю": вертикальный старт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка.
1975 - На авиабазе Edwards Air Force, Калифорния, бригадный генерал Чарльз Э. Йегер, ВВС США, совершил свой последний полёт в качестве действующего пилота ВВС на McDonnell Douglas F-4E Phantom II. За время своей карьеры, он налетал 10131,6 лётных часов на 180 различных типов самолетов. Йегер на самолёте Bell X-1 стал первым человеком, превысившим скорость звука в управляемом горизонтальном полёте. Впоследствии он внёс большой вклад в развитие военной авиации и космонавтики в США. Его авиационная карьера продолжалась более чем 60 лет.
1979 - Запуск «Союз-32», командир — Ляхов Владимир Афанасьевич (1 полёт) и бортинженер — Рюмин Валерий Викторович (2 полёт).
Третья основная экспедиция орбитальной научной станции «Салют-6». Во время пребывания на станции космонавты приняли три грузовых корабля «Прогресс-5, −6 и −7». 15 августа космонавты Ляхов и Рюмин совершили выход в открытый космос продолжительностью 1 час 23 мин. Во время пребывания Ляхова и Рюмина на станции планировалась экспедиция посещения на корабле «Союз-33». Однако стыковка корабля «Союз-33» из-за проблем с основным двигателем не состоялась. Предполагалось, что экспедиция посещения вернётся на Землю на корабле «Союз-32», а корабль «Союз-33» должен был остаться для основной экспедиции станции. Ресурс корабля «Союз-32» был рассчитан на 90 суток, и он истекал 26 мая. На замену корабля «Союз-32», 6 июня был послан корабль «Союз-34» без экипажа, на этом корабле космонавты Ляхов и Рюмин вернулись на Землю. Экипаж установил новый рекорд продолжительности пребывания в космосе — 4200 ч 36 м (175 дней 0 ч 36 м). Валерий Рюмин установил новый рекорд суммарной продолжительности пребывания в космосе за два полёта — 4249 ч 22 м (177 дней 1 ч 22 м).
1984 - Четыре серийных боевых вертолёта АН-64 "Апач" прибыли в Форт-Худ для формирования первого соединения, имеющего на вооружении вертолёты АН-64А "Апач". В сентябре 1984 года первые строевые экипажи осуществили практические пуски ПТУР Хэллфайр.
Специально для серийной постройки Апачей в городе Меса (штат Аризона) был построен завод. 30 сентября 1983 года из ворот его сборочного цеха выкатили первый серийный АН-64А, получивший "фирменный" индекс PV-01 (Production Vehicle - серийная машина). С момента первого взлёта AV-02 прошло 8 лет. Армия США получила эффективное оружие для борьбы с танками на поле боя.
1984 - Самолёты F-105 Thunderchief выведены из эксплуатации. Последний самолёт типа F-105D из 466-й эскадрильи 508-го авиакрыла совершил свой последний полёт.
1986 - Впервые в мире посадка тяжёлого самолёта на ледовую взлётно-посадочную полосу в Антарктиде Ил-76 тд, руководитель технического рейса главный штурман МГА Виталий Филиппович Киселёв.
1987 - Осуществлён 11-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики-испытатели Игорь Петрович Волк и Римантас Антанас Станкявичюс.
1992 - Создание Российского космического агенства (РКА) во главе с Юрием Николаевичем Коптевым, ныне Росавиакосмос.
2009 - Катастрофа Boeing 737 авиакомпании «Turkish Airlines» под Амстердамом (также известная как Польдербаанская катастрофа). При заходе на посадку самолёт внезапно потерял высоту и пластом рухнул на землю в 1,5 километрах от аэропорта Схипхол. При ударе самолёт развалился на три части, хвост лайнера был оторван и смещён относительно остальных частей фюзеляжа. Двигатели были сорваны и остались в 100 метрах от фюзеляжа.Из находившихся на его борту 135 человек (128 пассажиров и 7 членов экипажа), погибли 9, ещё 86 получили ранения различной степени тяжести. Рейс 1951 снижался по глиссаде с включёнными автопилотом и автоматом тяги. Но на высоте 609,6 метров левый радиовысотомер выдал сбойное значение высоты (-2,13 метра), что привело к переходу автомата тяги в режим малого газа.Пилотам нужно было отключить нештатно сработавший автомат тяги и увеличить режим работы двигателей.Скорость в это время упала на 74 км/ч ниже минимально допустимой скорости при выполнении захода на посадку, что привело к срабатыванию системы предупреждения приближения сваливания на высоте 149 метров.Второй пилот-стажёр увеличил режим работы двигателей, но не отключил автомат тяги. После этого КВС взял управление самолётом на себя. Второй пилот-стажёр отпустил рычаги управления двигателями, и автомат тяги снова убрал их режим на малый газ.Только через 6 секунд двигатели были выведены на повышенный режим работы, но было уже слишком поздно, чтобы предотвратить катастрофу.
2011 - С заводского аэродрома в Форт Уорте совершил свой первый полёт первый серийный F-35A - AF-6, самолётом управлял лётчик-испытатель компании Локхид Мартин Билл Гиглиотти.
2020 - Американский первый спутник-буксир "MEV-1" (Mission Extension Vehicle-1, аппарат продления миссии, запуск 09.10.2019 с космодрома Байконур) состыковался со старым выработавшим ресурс телекоммуникационным спутником "Intelsat 901" (запуск 9.06.2001) который работал на геостационарной орбите с 2001 года и в 2016 году был переведен на орбиту захоронения. Связка "MEV-1" и "Intelsat 901" в конце марта 2020 года опустилась на геостационарную орбиту (ГСО находится ниже орбиты захоронения), и проработает там 5 лет, после чего "MEV-1" вновь переместит "Intelsat 901" на орбиту захоронения и продолжит свою миссию с другим аппаратом...
Свежие комментарии