1907 - В России на основе воздухоплавательного отдела Русского технического общества создан научно-конструкторский центр по дирижаблестроению (комиссия генерал-лейтенанта Нила Львовича Кирпичёва). |
1910 - Родился Сэр Дуглас Роберт Стюарт Бадер (англ. Douglas Robert Steuart Bader) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны. Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника. В августе 1941 года Бадер был сбит над окуппированой Францией и захвачен в плен. Там он познакомился с Адольфом Галландом, известным немецким асом. Причины, по которым Бадер был сбит, до конца не выяснены, возможно он стал жертвой дружественного огня. Спасаясь из сбитого самолёта, он полетел в одну сторону, а один из его протезов, зажатый в кокпите, в другую. Оказавшись на земле,Бадер был схвачен и оказался в лагере. Германские власти попросили британцев сбросить пленнику запасной протез,что и было выполнено. Обращались с ним хорошо; почти каждый опытный офицер люфтваффе, которому случалось попасть в те края, считал своим долгом заглянуть к Бадеру и развлечь его. Но Дуглас тратил всё своё время и силы на подготовку побега. Бадер побывал во многих лагерях для военнопленных, последним из которых стал лагерь в замке Колдиц, из которого лётчик был освобождён в апреле 1945 года американскими военными (1-я армия США). Сразу же после освобождения он отправился в Париж и потребовал себе "Спитфайр", но получил отказ. Бадер покинул Королевские ВВС в феврале 1946 году, и в дальнейшем работал в топливной индустрии. В 1950-х вышли фильм и книга про его жизнь и карьеру во время войны. Бадер был возведён в ранг рыцаря-бакалавра в 1976 году и продолжал летать до 1979 года.Скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа...
1915 - Родился Юрий Александрович Антипов — участник Великой Отечественной войны, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959г.), Герой Советского Союза (1957г.), полковник(1950г.).
1916 - Немецкий дирижабль LZ-47 (LZ-77) подвергается атаке английских истребителей и становится первым в мире подожжённым цеппелином.
1928 - Лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов впервые поднял И-3 с заснеженного Ходынского аэродрома.
1928 - Первый полёт британской цельнометаллической трансатлантической летающей лодки - Short S.8 Calcutta.
1930 - Собралась первая макетная комиссия по АНТ-6 (ТБ-3) и макет утвердили. Примечательно, что строительство уже велось.
1931 - Около города Дессау (Германия) был проведен первый испытательный пуск, первой жидкостной ракеты в Европе, "HWR-1" (HWR - Хюккель-Винклер-ракета). Иоганн Винклер, который уже не являлся председателем «Немецкого ракетного общества», но оставался его действительным членом, при финансовой поддержке фабриканта Хюккеля построил и запустил ракету «HWR-1» с жидкостным двигателем, застолбив таким образом свой приоритет на этом поприще. Ракета Винклера имела в длину 60 сантиметров и весила примерно 5 килограммов, из которых на долю топливных компонентов приходилось 1,7 килограмма. Она была похожа на призму, состоявшую из трёх трубчатых баков, частично закрытых алюминиевой обшивкой, которая придавала ракете вид коробчатого воздушного змея. В одном баке находился сжиженный метан, в другом — жидкий кислород, а в третьем — «инертный газ под давлением» (так Винклер называл сжатый азот). Двигатель представлял собой кусок цельнотянутой стальной трубы без швов длиной 457 миллиметров, расположенной по оси ракеты. Первое испытание было проведено 21 февраля 1931 года на учебном плацу недалеко от города Дессау, но вследствие технической неисправности ракета взлетела всего лишь на 3 метра от земли. При вторичном испытании, 14 марта 1931 года, ракета Винклера отклонилась от вертикальной траектории и потому не достигла расчётной высоты, которая должна была составить 500 метров, но в остальном эксперимент прошёл успешно.
1937 - Первый задокументированный успешный полёт летающего автомобиля. В Калифорнии были проведены успешные испытания (совершен первый полёт) модели под названием "Стрелобиль" (Arrowbile). Главным отличием от предыдущей модели "Arrowplane" стала возможность передвижения самолёта по шоссе "по автомобильному". Для этого демонтировалось крыло, стопарился (или даже снимался) пропеллер, привод переключался на задние колёса - и "Стрелобиль" мчался по автодорогам. Фактически, "Стрелобиль" стал первым успешным, действительно летающим автомобилем. Конструктором "Стрелобиля" был Уалдо Уотермен (Waldo Waterman). "Стрелобиль" был двухместным, на земле мог разгоняться до 110 км/час и до 200 км/час в воздухе. Двигатель - шестицилиндровый автомобильный Studebaker мощностью в 100 л.с., привод на колёса через обычный дифференциал, на пропеллер - через ременный привод. В конструкции широко использовались элементы серийных автомобилей. На приборной панели красовались компас, высотомер и индикатор лётной скорости. Предполагалось, что "Стрелобили" будут продаваться без крыльев (без крыльев аппарат регистрировался как мотоцикл), а крылья можно будет брать в аренду и прицеплять на аэродромах. C 1934 по 1957 было изготовлено пять летающих машин, из них три по первоначальному проекту, остальные две уже в 40х-50х с различными изменениями в конструкции.
1938 - Первый полёт Miles M.17 Monarch под управлением Х. Скиннера (H. Skinner). M.17 Monarch был создан в 1938 году и представлял собой трёхместный самолёт с двойным управлением и большей, чем у предшественника M.11 Whitney Straight, дальностью полёта. Выполненное из одного куска плексигласа лобовое стекло Monarch-а было глубже, чем у M.11, и давало существенно лучший обзор. Входная дверца была перенесена на правый борт, позволяя пассажирам заходить в салон и выходить из него, в то время как пилот оставался на своем месте. Консоли крыла, которые не складывались, были взаимозаменяемыми с соответствующими узлами M.14 Magister, который в то время находился в серийном производстве. В конструкцию M.17 Monarch были включены многочисленные стандартные узлы, что делало самолёт привлекательным с точки зрения ремонтопригодности. Всего было построено 11 самолётов M.17 Monarch. Машины этого типа, как и более ранние самолёты братьев Майлзов, участвовали в авиагонках и имели в них успех.
1938 - Начальник ВВС Александр Дмитриевич Локтионов писал: «Директор НИИ N 3 Борис Михайлович Слонимер и профессор Вячеслав Иванович Дудаков предлагают построить экспериментальный самолёт для окончательного установления приемлемого для эксплуатации оснащения стартовых ракет на самолёте исходя из предыдущего опыта работ на самолёте ТБ-1 в 1932, ТБ-3 в 1934 г. Считаю, что проблема ракетного старта представляет большой интерес для ВВС, т.к. предыдущие опыты показали, что разбег самолёта сокращается на 50-70% длинны в зависимости от величины заряда. Прошу Ваших указаний о включении данной работы профессора Дудакова в план экспериментальных работ ПГУ на 1938. Однако, считаю, что строить новый самолёт не следует, а для этих целей может быть использован серийный самолёт СБ или ДБ-3. Одновременно считаю необходимым отметить, что до сих пор, несмотря на давность начала работы профессора Дудакова, окончательного ответа на вопрос о возможности удачного конструктивного осуществления ракетного старта в ВВС ещё нет».
1938 - Многоцелевой самолёт С3-2 ("Сталинское задание") разработки бригады Павла Осиповича Сухого в КБ Андрея Николаевича Туполева проходит государственные испытания.
1940 - Советскими самолётами, в ходе Советско-финской войны, по ошибке подвергся бомбёжке шведский посёлок Паяла (Pajala), находящийся на северо-востоке страны. В общей сложности было сброшено около 150 бомб. Но, по невероятному везению, человеческих жертв зафиксировано не было, хотя два местных жителя получили лёгкие ранения. Несколько зданий сгорело, были повреждены телефонные линии. После того, как факт бомбардировки шведской территории дошёл до правительства страны, от Швеции была направлена официальная нота протеста Советскому Союзу. Представители СССР ответили, что никакой бомбардировки не было и они понятия не имеют о чём речь. И только 5 марта, когда отрицать участие советской авиации в конфликте было бы уже глупо, факт бомбардировки был признан. Ещё позже, на месте случившегося происшествия, побывала специально созданная комиссия из СССР, что бы оценить масштабы случившегося. В результате, ущерб был оценён в 40 000 крон и выплачен Швеции. В результате сброшенных бомб в поселке начался пожар, но здесь не было пожарной станции и весь огонь жители тушили своими силами. Один из самолётов, который принимали участие в этом налёте, на обратном пути на базу в Мурманске, из-за нехватки бензина, долететь не смог и совершил аварийную посадку на территории Финляндии. Три члена экипажа пытались на лыжах выйти на территорию СССР, но были захвачены финскими войсками.
1942 - Первый полёт самолёта с двигателем Allison" V-1710-47, получившего обозначение Bell-23 ХР-39Е. Под названием ХР-39Е фигурировал экспериментальный вариант, проект которого под названием "модель 23" был предложен в феврале 1941 года. Впоследствии самолёт был оснащён двигателем с двухступенчатым наддувом с механическим приводом.
1945 - Первый полёт палубного многоцелевого истребителя Sea Fury (SR661) (компания Hawker, Великобритания). Он был самым скоростным поршневым истребителем британского военно-морского флота. Производился фирмой Hawker Aircraft Ltd. с 1945 до 1955 года. Почти все самолёты «Си Фьюри» были выведены из боевой эксплуатации к концу 1950-х годов, пакистанские самолеты «Фьюри» оставались на службе до 1973 года.
1945 - У острова Иводзима группой камикадзе потоплен эскортный авианосец "Бисмарк Си" (погибло 318 моряков), повреждён авианосец «Саратога». Группа камикадзе «Митате № 2» в составе 32 самолётов (12 бомбардировщиков «Сусей», 8 торпедоносцев «Тензан» и 12 эскортирующих их истребителей «Зеро»). В результате этой атаки авианосец получил серьёзные повреждения (123 человека убитыми, 192 раненными, 42 самолёта сгорели или были сброшены за борт) и отправился для ремонта в США.
1949 - Постановлением Совмина от 21 февраля 1949-го ОКБ Яковлева поручено разработать истребитель-перехватчик с двигателем ВК-1 взлётной тягой 2700 кг который должен был развивать скорость 1135 км/ч на высоте 4200 м, подниматься на высоту 10 км за 3-3,5 мин, иметь потолок 15-16 км и продолжительность полёта 40-45 мин. В основу аэродинамической компоновки перехватчика положили проект Як-60. Впервые в практике ОКБ на самолёте использовали велосипедное шасси с двухколёсной основной и одноколёсной носовой опорами. Заданием предусматривалось вооружение из двух 23-мм или одной 37-мм пушек, но выбрали первый вариант с боезапасом до 185 патронов. В состав оборудования входил стандартный набор радиотехнических средств, включая РЛС "Коршун". Бронирование кабины лётчика состояло из передних бронестекла толщиной 60 мм и 8-мм бронеплиты, а также 10-мм бронезаголовника. В результате был разработан истребитель-перехватчик Як-50 (первый).
1950 - СМ СССР постановил построить опытную серию из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1 на заводе №3 в Москве.
1951 - Серийный бомбардировщик Канберра В.Мк.2 совершил беспосадочный трансатлантический перелёт Алдерегроу (Сев. Ирландия) - Гэндер (Ньюфаундленд). Расстояние в 3335 км было преодолено за 4 ч 37 мин. После этого бомбардировщик Canberra прибыл в Балтимор для оценочных испытаний представителями ВВС США. После всесторонних испытаний американцы решили наладить лицензионное производство силами фирмы Мартин. Фирма значительно изменила конструкцию самолёта, в результате чего появился бомбардировщик В-57 (Мартин 272). Поскольку он конструктивно сильно отличался от "Канберры", рассматриваться будет как отдельный самолёт.
1951 - Катастрофа Ил-28. погиб экипаж: лётчик-испытатель 1-го класса Николай Константинович Фёдоров, М.Ф.Таран – штурман, П.С.Гордиенко – бортрадист.
1953 - Первый полёт одной из версий лёгкого вертолёта В-2 (компания Brantly, США). В серии не был.
1958 - По программе исследований верхних слоев земной атмосферы в Советском Союзе осуществлён первый запуск геофизической ракеты Р-5А. Был установлен мировой рекорд для одноступенчатой ракеты — впервые достигнута высота 473 км с полезным грузом массой 1520 кг и спасён объект весом 1350 кг. Начальная масса ракеты составляла 29314 кг, а максимальная скорость — 2636 м/с. Из-за разгерметизации кабины животные (собаки Пальма и Пушок) погибли. Всего с полигона Капустин Яр в период с 21 февраля 1958 года по 21 октября 1961 года было выполнено десять пусков ракет Р-5А.
1958 - Первый полёт опытного перехватчика ПТ-8-4 ОКБ Павла Осиповича Сухого, лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин.
1961 - В США с космодрома Cape Canaveral (База ВВС США на мысе Канаверал, шт. Флорида, США) в рамках программы подготовки полёта человека в космос с помощью ракеты-носителя "Атлас-Д" (Atlas) был осуществлён беспилотный полёт по суборбитальной траектории КК "Меркурий" (Mercury) №6. Второй запуск ракеты "Атлас-Д" с беспилотным КК "Меркурий" для испытания последнего в реальном полёте. КК пробыл в состоянии невесомости 4 минуты 45 секунд, после чего успешно приводнился. Максимальная высота полета составила 182 км, длительность - 17 минут 56 секунд.
1962 - В серии рекордных полётов по программе High Jump на F4H-1 (F-4B) было уставлено несколько рекордов скороподъёмности. 21-го февраля 1962 года в авиационном центре ВМФ было поставлено сразу два рекорда. Самолёт, пилотируемый подполковником ВМФ Джоном Янгом, достиг высоты в 3000 метров за 34,523 секунды. А полковник Лонгтон забрался на 6000 метров за 48,787 секунд.
1965 - В СССР произведён запуск искусственных спутников Земли «Космос-54», «Космос-55» и «Космос-56».
1969 - Первый испытательный полёт Н-1 №3Л. В случае успешного запуска, автоматический корабль 7К-Л1С, оснащённый многими системами корабля Л3 и мощной фотоаппаратурой должен был выйти на орбиту Луны, сделать её качественные фотоснимки и доставить их на Землю. Хотя между 3-й и 10-й секундами полёта система КОРД (контроль работы двигателей) ошибочно отключила два из 30 двигателей 1-й ступени, ракета все же продолжала полёт за счёт избыточной тяговооружённости. На 66-й секунде полёта из-за сильной вибрации оборвался трубопровод окислителя одного из двигателей и начался пожар. Ракета могла бы ещё лететь, но на 70-й секунде, на высоте 14 км, система КОРД отключила сразу все двигатели, и ракета упала в степь в 52 км от старта.
1970 - Экипаж самолёта Convair CV-990-30A-6 Coronado швейцарской авиакомпании Swissair (HB-ICD) выполнял рейс по маршруту Цюрих (Швейцария) – Тель-Авив (Израиль). На борту находилось 38 пассажиров и 9 членов экипажа. Через 7 минут после выполнения взлёта в носовом грузовом отсеке произошёл взрыв. В этот момент высота полёта самолёта составляла 4300 метров, он находился в 41 километре к югу от аэродрома вылета. Экипаж доложил о разгерметизации и возвращении в Цюрих. Через пять минут экипаж объявил бедствие, сообщил, что на борту пожар, запросил немедленную посадку и полицию и уведомил диспетчеров о проблемах с навигацией. Из-за дыма в кабине пилотов экипаж не мог видеть показания приборов. Ещё через 13 минут произошёл полный отказ электропитания. Самолёт перешёл в крутое пикирование и столкнулся с землей. Все погибли. В ходе расследования инцидента с австрийским самолётом и катастрофы швейцарского было установлено, что в обоих случаях на борту произошёл взрыв бомбы в багажном отделении. Сами бомбы были замаскированы под радиоприёмники, а в действие их приводили высотомеры, то есть бомба взрывалась, когда самолёт уже находился высоко в воздухе. Обломки высотомеров были найдены и показаны по телевизору, после чего в полицию позвонил владелец магазина приборов во Франкфурте и сообщил, что за несколько дней до терактов такие же высотомеры у него приобрели два палестинских студента. По наводке продавца эти два студента были арестованы, а вскоре по допросам задержанных был установлен глава группы — Суфиан Каддуми, который скрывался в Иордании. Как было установлено, бомбы были направлены авиапочтой из Франкфурта в Тель-Авив. То, что одна из бомб оказалась в швейцарском авиалайнере, было просто роковой случайностью. Посылку доставили из Франкфурта в Цюрих, после чего должны были доставить в Израиль самолётом авиакомпании El Al. Однако израильский самолёт опаздывал с прибытием, поэтому груз был направлен попутным швейцарским рейсом SR-330. Ответственность за взрывы самолётов взяла на себя организация Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Что до задержанных палестинских студентов, то швейцарские власти их вскоре отпустили, мотивируя это нежеланием связываться с палестинскими террористами. В 2000 году федеральный суд Швейцарии пришёл к заключению, что не может точно определить организаторов теракта.
1972 - Был осуществлён вертикальный взлёт, переходный режим, полёт по кругу и посадка по самолётному самолёта ВВП Як-36М,лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах.
1972 - Советская автоматическая станция "Луна-20" (запуск 14.02.1972) совершила мягкую посадку на поверхность Луны северо- восточной оконечности Моря Изобилия. После прилунения станции были переданы на Землю изображения лунной поверхности и произведён забор образцов лунного грунта.
1973 - Первый пуск из шахтной пусковой установки по минометной схеме (в рамках ЛКИ) сверхтяжёлой жидкостной МБР третьего поколения Р-36М ("Сатана"). Разработчик КБ “Южное”.
1973 - Катастрофа Boeing 727-224 с бортовым номером 5A-DAH (заводской — 20244, серийный — 650) на Синае — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в окрестностях города Исмаилия на Синайском полуострове, когда в результате атаки истребителей израильских ВВС разбился Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines, в результате чего погибли 108 человек.
Самолёт был перехвачен двумя истребителями McDonnell F-4E Phantom II израильских ВВС (после арабо-израильской войны 1967 года Синайский полуостров был оккупирован Израилем). Попытки заставить самолёт сесть в одном из аэропортов были безуспешными, а экипаж гражданского самолёта начал разворот в западном направлении. После этого трассирующими снарядами была повреждена и загорелась законцовка правого крыла. Экипаж выполнил аварийную посадку с убранными шасси в пустыне, но самолёт разрушился и загорелся. Погибли 100 пассажиров и 8 членов экипажа.В происшествии выжил второй пилот и 4 пассажира. Поначалу Израиль отрицал свою вину в катастрофе, но 24 февраля были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером. Тогда израильские военные признали уничтожение авиалайнера, а всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолёта взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар.
1976 - На боевое дежурство заступил первый ракетный полк с ракетным комплексом "Темп-2С" - РС-14 (Плесецк, Архангельская обл.).
1984 - Катастрофа самолёта Ту-16З, аэродром Спасск-Дальний, КК м-р Баранов В.А.
Экипаж из 3-й эскадрильи заправщиков вылетел на воздушную разведку погоды по маршруту Спасск-Дальний, далее в направлении Комсомольска-на-Амуре. На высоте 8100м произошла постепенная разгерметизация передней кабины, лётчики потеряли сознание. Штурман Карпов В.Я., видя, что его команды о доворотах пилоты не выполняют, откатившись в кресле назад, обнаружил, что они потеряли сознание. Он дал команду ВШК: «Подтянуть лётчикам кислородные маски!» Пытаясь им помочь, ВШК отстегнулся от кресла, снял свою маску и пошёл к лётчикам, но потерял сам сознание и упал в проходе. На 52 минуте полёта самолёт сделал большой крен, перешёл в крутую спираль с возрастанием скорости и стал падать. ШК сбросил крышку люка и катапультировался. Самолёт, набрав большую скорость, от перегрузок развалился по 12-му шпангоуту в воздухе. Передняя кабина и остальная часть с-та упали на землю на расстоянии около 700м одна от другой, взорвались и сгорели в тайге примерно в 200км к юго-востоку от Хабаровска, экипаж погиб. ШК подобрали спасатели через несколько часов, помогла аварийная радиостанция. Из-за снегопада место падения самолёта и тела членов экипажа искали около трёх суток. ПКК не нашли.
1995 - Стив Фоссет на наполненном гелием воздушном шаре пересёк Тихий океан. Преодолев 8748,11 километров от Олимпийского стадиона в Сеуле, Южная Корея, до Мендхэма, пр. Саскачеван, Канада, с 17 по 21 февраля 1995 года. Это был первый одиночный перелёт через Тихий океан.
1996 - В России с космодрома Байконур в Казахстане с помощью ракеты-носителя "Союз-У"/SL-4 был осуществлён запуск пилотируемого КК "СоюзТМ-23" (11Ф732 №72). Полёт по программе 21-й основной экспедицией на околоземную орбитальную станцию "Мир", в составе: командир «Союза ТМ-23» — Юрий Иванович Онуфриенко (1 полёт) и бортинженер — Юрий Владимирович Усачёв (2 полёт). Стыковка с ОС МИР 23 февраля. Посадка корабля 2 сентября 1996 года.
2002 - Катастрофа самолёта Ан-26 б/н 07 ВВС СФ ВС РФ, аэродром Лахта возле Архангельска. Экипаж: м-р Козырев, п-к Попков, к-н Хрульков, м-р Корельских, к-н Косухин, пр-к Обухов.Экипаж 403 осап ВВС СФ выполнял полёт по перевозке личного состава по маршруту Североморск-1 – Кипелово – Лахта – Североморск-1 ночью в СМУ (на борту находились офицеры, возвращавшиеся с совещания командования). Руководитель полётов на аэродроме передал экипажу метеоусловия в районе АС «Лахта», не соответствующие фактической погоде: «…нижний край кромки 200 м, на 2 км, низовая метель, условия жесткие». Фактическая погода была ниже минимума аэродрома.
На предпосадочной прямой на удалении 2700м от торца ВПП самолёт находился ниже глиссады на 30 м. Достигнув высоты 120 м - минимума аэродрома, экипаж не ушёл на второй круг, а диспетчер такой команды не дал. На высоте 90-100 м сработал речевой информатор опасной высоты, но командир экипажа приказал выключить его и продолжил снижение с увеличением вертикальной скорости до 4-6 м/с.
Самолёт задел верхушки деревьев на высоте 18-20 м, рухнул на заснеженное поле у опушки леса в 1475 м от ВПП и в 52 м левее её створа и развалился на части.6 членов экипажа и 11 пассажиров погибли. 2 члена экипажа и 1 пассажир получили травмы различной степени тяжести...
Свежие комментарии