На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

"Илы" с 37-мм авиапушками

Немецкая боевая техника, разбитая штурмовиками Ил-2.

 

1-й Белорусский фронт, июнь 1944 г. По поводу судьбы уже

выпущенных "Илов" с 37-мм авиапушками ОКБ-16

(по состоянию на 7 декабря 43-го таких самолетов было

выпущено 947 штук и к моменту окончания серийного производства

планировалось выпустить еще 228 машин) С.

Ильюшин, В.Коккинаки

и А.Кузнецов в письме на имя наркома авиапромышленности А.Шахурина

от 08.12.1943 г. указывали, что "...Основная масса указанных самолетов

по настоящее время простаивает без всякого использования и надлежащего

ухода, подвергаясь в своих деревянных частях загниванию. ...Для того чтобы

самолеты, стоящие в настоящее время без действия, не подвергались

дальнейшему разрушению, вносим предложение о немедленной передаче

самолетов Ил-2 с пушками 37 мм в действующие части...", сформировав на

их основе специальные противотанковые авиаполки, которые включить,

"по одному третьему полку", в состав штурмовых авиадивизий Красной Армии.

Однако и на этот раз командование ВВС КА и руководство страны не посчитало

целесообразным усилить наступательные возможности и противотанковую оборону

частей Красной Армии, введя в бой специализированные штурмовые авиаполки,

основной целью которых являлась бы только борьба с бронетехникой вермахта

. Как ни прискорбно, но необходимо признать, что процесс внедрения новой

пушки в строевых частях был серьезно осложнен допущенной ОКБ и НИИ ВВС КА

непростительной в военное время ошибкой, граничащей с преступной халатностью.

На фронт было отправлено оружие, не приспособленное для работы в зимних

условиях. В ноябре-декабре 1943-го, когда температура наружного воздуха упала

ниже минус 10-15°С, в штурмовых авиаполках, эксплуатирующих Ил-2 с НС-37,

столкнулись с массовыми отказами этих пушек.

При тщательном анализе оказалось

, что гидротормоз пушки НС-37 снаряжался на авиазаводе водо-глицериновой смесью,

непригодной для работы при низкой температуре. Как всегда, положение спасла

природная смекалка русского солдата. Используя опыт самолетчиков, которые применяли

в гидротормозе шасси спирто-глицериновую смесь, вооруженцы опытным путем

определили необходимое процентное соотношение спирта и глицерина в аналогичной

смеси для пушки. Работа автоматики пушки и величина отката проверялась путем

отстрела на земле при различном соотношении спирта и глицерина. Оказалось,

что пушка уложилась в требуемые параметры и начала безотказно работать при

составе смеси 90% спирта и 10% глицерина. По сути, это практически чистый

спирт. После замены в гидротормозах пушек заводской смеси на спирто-глицериновую,

Ил-2 с НС-37 стали успешно вылетать на боевые задания. Указания Главного

инженера ВВС КА генерала А.И.Репина о применении в гидротормозах НС-37

керосина было разослано в части значительно позже - летом 1944 г. К сожалению,

вынужденное использование спиртовой смеси в пушках НС-37 приводило и к

известным заботам комсостава полков по обеспечению контроля за применением

смеси по назначению. Естественно, это не всегда удавалось... Интересно отметить,

что во время проведения войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 средний расход

боекомплекта к пушкам в одном боевом вылете в расчете на обе пушки составил

62 снаряда (60,6% от полного боекомплекта), что соответствовало средней п

родолжительности стрельбы около 6,6 сек (полное время непрерывной стрельбы

пушек -11,9 сек). Разброс расхода снарядов составил от 7 до 73%. Средний

расход боекомплекта к пулеметам ШКАС в одном боевом вылете в этих же условиях

составил всего 110 патронов на ствол, или 14,5% от полного боекомплекта, что

соответствовало продолжительности стрельбы одного пулемета всего 3,65 сек

(время непрерывной стрельбы до полного израсходования боекомплекта - 25 с).

Примерно за этот же период (по опыту боевых действий 17-й и 8-й воздушных

армий) средний расход боекомплекта к пушкам ШВАК и ВЯ в одном самолето-вылете

штурмовиков Ил-2 составил 72 и 68 снарядов соответственно, или 35,7% и 45,5%

от полного боекомплекта, что соответствует средней продолжительности стрельбы

для ШВАК - 5,04 сек (время непрерывной стрельбы 15,4 сек) и для ВЯ - 6,83 сек

(время непрерывной стрельбы 15 сек). Разброс расхода боекомплекта к этим

пушкам составил от 18 до 83%. В 1941г. средний процент расхода боеприпасов

к пушкам ШВАК и ВЯ в одном боевом вылете по опыту штурмовых авиаполков

западного направления не превышал 45% боекомплекта, а к пулеметам ШКАС -

не более 30%. Малый процент использования пулеметов ШКАС и сравнительно

высокий процент применения пушек указывает на то, что штурмовикам чаще

всего приходилось действовать по целям, неуязвимым для пулеметного огня.

Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боевого

опыта, показывают, что в условиях наиболее эффективной атаки наземной цели

, то есть высота подхода к цели 500-700 м, угол планирования - 25-30°, дальность

открытия огня 300-500 м, боекомплект к пушкам штурмовика Ил-2 при

оптимальном его расходовании обеспечивал производство (с учетом 15% остатка

боезапаса на обратный полет до своего аэродрома, как того требовали

инструкции) 5-6 прицельных заходов, а боекомплект к пулеметам ШКАС -

6-9 заходов. Летчики же в этот период войны, как известно, в большинстве

случаев производили в среднем 3 захода. Например, в 277-й шад в январе 1943

г. в среднем делалось 2-3 захода на цель (разброс от 1 до 6 заходов), летчики

5-й ВА в марте 43-го выполняли 2-4 захода на цель, а летчики 8-й ВА в декабре

этого же года производили от 1 до 4 заходов на цель. То есть размер

боекомплекта и состав стрелково-пушечного вооружения Ил-2 не

соответствовал условиям боевого применения штурмовика на советско-

германском фронте. Налицо явная ошибка заказывающих органов ВВС КА.

Простейшие оценки показывают, что, не ухудшая летных свойств Ил-2,

вполне можно было бы за счет снятия пулеметов и уменьшения боекомплекта

к пушкам увеличить число пушечных стволов до четырех. Это позволило бы

увеличить вес секундного залпа штурмовика и, как следствие, вероятность

поражения наземной цели в одном заходе. Например, установка на Ил-2 двух

пушек ШВАК и двух пушек ВЯ увеличивало вероятность поражения в одном

заходе легкобронированных и небронированных наземных целей вермахта

в среднем в 2,15 раза по сравнению с "Илом", вооруженным пушками ШВАК, в

1,4 раза по сравнению с Ил-2 с ВЯ и в 3,4 раза по сравнению с Ил-2 с НС-37.

При этом вес всего пушечного вооружения на штурмовике (пушки, снаряды и

пушечные установки на самолете) не превысил бы 380 кг (нормальный вес

стрелково-пушечного вооружения Ил-2 с пушками ВЯ), а боекомплекта к

пушкам (328 снарядов к пушкам ШВАК и 96 снарядов к пушкам ВЯ) вполне

хватило бы (с учетом 15% остатка на обратный путь) для выполнения 3-4

заходов на цель. В этом случае одиночный Ил-2, пилотируемый летчиком-

штурмовиком, имеющим хорошую летную и стрелковую подготовку, с

планирования под углом 30° при дистанции открытия огня в каждом заходе

около 300 м, гарантированно поражал один немецкий бронетранспортер

SdKfz 251. Самолет типа Не111Н на аэродроме и автобензоцистерна

поражались одиночным Ил-2 с усиленным подобным образом составом вооружения

уже в первом заходе, а паровоз - с вероятностью 0,73. Вероятность поражения

легких танков панцерваффе оставалась практически на прежнем уровне.

Примерно такие же результаты можно было бы достичь при установке на

Ил-2 четырех пушек ШВАК с боезапасом по 218 снарядов на ствол.

Возможное число заходов в этом случае увеличивалось до 6-7, однако,

исключалось поражение легких танков вермахта. К сожалению, с

пециалисты ВВС КА ни до войны, ни во время войны так и не удосужились

должным образом провести анализ эффективности действия по типовым

наземным целям различных составов стрелково-пушечного вооружения

перспективного самолета-штурмовика с целью определения оптимального

состава вооружения, размера боекомплекта и размещения вооружения

на штурмовике... 20 августа 1943 г. приказом Наркома авиапромышленности

№ 507 во исполнение Постановления ГКО С.В.Ильюшину было дано задание

к 5 октября 1943 г. построить и предъявить на испытания самолет Ил-2,

вооруженный двумя пушками калибра 45 мм конструкции ОКБ-16 (в серии НС-45

), а НИИ ВВС КА обязывалось до 20 ноября провести государственные

испытания нового штурмовика. Это решение обуславливалось тем, что

разрушающее действие используемого в НС-45 штатного фугасно-осколочного

снаряда (масса 1065 гр.) от 45-мм противотанковой пушки было вдвое выше,

чем у снаряда к пушке НС-37. Последнее требовалось для гарантированного

поражения тяжелых немецких танков. 10 сентября 1943 г. опытный экземпляр

самолета Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками А.Э.Нудельмана и

А.С.Суранова НС-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол был предъявлен

на государственные испытания в НИИ ВВС КА. Ввиду сложностей с доводкой

автоматики пушки и проведения некоторых доработок на самолете испытания

новой машины затянулись до 8 февраля 1944 г.Полигонные испытания Ил-2 с

НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в

воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи

пушек при стрельбе - максимальная сила отдачи авиапушки на наземном

станке достигала 7000 кг. В результате было принято решение машину в

серию не запускать. Необходимо было уменьшить силу отдачи пушек, по

крайней мере, до 4000 кг. Позже для уменьшения отдачи при стрельбе ствол

НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии

отдачи пушки (модификация НС-45М). Был установлен дульный тормоз и на

пушку НС-37 (вариант НС-37М). Энергия отдачи поглощалась на 40%.

Однако попыток установки таких пушек на Ил-2 не делалось. Кроме НС-45,

на Ил-2 АМ-38ф планировалась установка 45-мм пушек ОКБ-15 конструкции

Б.Г.Шпитального - Ш-45. Последние испытывались на Як-9Т. Но поскольку

испытан НС-45 дали отрицательный результат, пушки Ш-45 на Ил-2

устанавливать не стали

Надо признать, такое, скажем, невнимательное отношение ВВС КА

к боевым свойствам как 37-мм пушки Б.Г.Шпитального Ш-37, имевшей

значительно меньшую отдачу при стрельбе, чем НС-37, так и

модернизированных пушек НС-37М и НС-45М является грубейшей

ошибкой, не позволившей в течение войны обеспечить необходимые

противотанковые свойства советской авиации...

Ил-2 с 45-мм пушками НС-45. Государственные испытания, февраль 1944 г

Рекомендуем
Популярное
наверх