Немецкая боевая техника, разбитая штурмовиками Ил-2.
1-й Белорусский фронт, июнь 1944 г. По поводу судьбы уже
выпущенных "Илов" с 37-мм авиапушками ОКБ-16
(по состоянию на 7 декабря 43-го таких самолетов было
выпущено 947 штук и к моменту окончания серийного производства
планировалось выпустить еще 228 машин) С.
Ильюшин, В.Коккинакии А.Кузнецов в письме на имя наркома авиапромышленности А.Шахурина
от 08.12.1943 г. указывали, что "...Основная масса указанных самолетов
по настоящее время простаивает без всякого использования и надлежащего
ухода, подвергаясь в своих деревянных частях загниванию. ...Для того чтобы
самолеты, стоящие в настоящее время без действия, не подвергались
дальнейшему разрушению, вносим предложение о немедленной передаче
самолетов Ил-2 с пушками 37 мм в действующие части...", сформировав на
их основе специальные противотанковые авиаполки, которые включить,
"по одному третьему полку", в состав штурмовых авиадивизий Красной Армии.
Однако и на этот раз командование ВВС КА и руководство страны не посчитало
целесообразным усилить наступательные возможности и противотанковую оборону
частей Красной Армии, введя в бой специализированные штурмовые авиаполки,
основной целью которых являлась бы только борьба с бронетехникой вермахта
. Как ни прискорбно, но необходимо признать, что процесс внедрения новой
пушки в строевых частях был серьезно осложнен допущенной ОКБ и НИИ ВВС КА
непростительной в военное время ошибкой, граничащей с преступной халатностью.
На фронт было отправлено оружие, не приспособленное для работы в зимних
условиях. В ноябре-декабре 1943-го, когда температура наружного воздуха упала
ниже минус 10-15°С, в штурмовых авиаполках, эксплуатирующих Ил-2 с НС-37,
столкнулись с массовыми отказами этих пушек.
При тщательном анализе оказалось, что гидротормоз пушки НС-37 снаряжался на авиазаводе водо-глицериновой смесью,
непригодной для работы при низкой температуре. Как всегда, положение спасла
природная смекалка русского солдата. Используя опыт самолетчиков, которые применяли
в гидротормозе шасси спирто-глицериновую смесь, вооруженцы опытным путем
определили необходимое процентное соотношение спирта и глицерина в аналогичной
смеси для пушки. Работа автоматики пушки и величина отката проверялась путем
отстрела на земле при различном соотношении спирта и глицерина. Оказалось,
что пушка уложилась в требуемые параметры и начала безотказно работать при
составе смеси 90% спирта и 10% глицерина. По сути, это практически чистый
спирт. После замены в гидротормозах пушек заводской смеси на спирто-глицериновую,
Ил-2 с НС-37 стали успешно вылетать на боевые задания. Указания Главного
инженера ВВС КА генерала А.И.Репина о применении в гидротормозах НС-37
керосина было разослано в части значительно позже - летом 1944 г. К сожалению,
вынужденное использование спиртовой смеси в пушках НС-37 приводило и к
известным заботам комсостава полков по обеспечению контроля за применением
смеси по назначению. Естественно, это не всегда удавалось... Интересно отметить,
что во время проведения войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 средний расход
боекомплекта к пушкам в одном боевом вылете в расчете на обе пушки составил
62 снаряда (60,6% от полного боекомплекта), что соответствовало средней п
родолжительности стрельбы около 6,6 сек (полное время непрерывной стрельбы
пушек -11,9 сек). Разброс расхода снарядов составил от 7 до 73%. Средний
расход боекомплекта к пулеметам ШКАС в одном боевом вылете в этих же условиях
составил всего 110 патронов на ствол, или 14,5% от полного боекомплекта, что
соответствовало продолжительности стрельбы одного пулемета всего 3,65 сек
(время непрерывной стрельбы до полного израсходования боекомплекта - 25 с).
Примерно за этот же период (по опыту боевых действий 17-й и 8-й воздушных
армий) средний расход боекомплекта к пушкам ШВАК и ВЯ в одном самолето-вылете
штурмовиков Ил-2 составил 72 и 68 снарядов соответственно, или 35,7% и 45,5%
от полного боекомплекта, что соответствует средней продолжительности стрельбы
для ШВАК - 5,04 сек (время непрерывной стрельбы 15,4 сек) и для ВЯ - 6,83 сек
(время непрерывной стрельбы 15 сек). Разброс расхода боекомплекта к этим
пушкам составил от 18 до 83%. В 1941г. средний процент расхода боеприпасов
к пушкам ШВАК и ВЯ в одном боевом вылете по опыту штурмовых авиаполков
западного направления не превышал 45% боекомплекта, а к пулеметам ШКАС -
не более 30%. Малый процент использования пулеметов ШКАС и сравнительно
высокий процент применения пушек указывает на то, что штурмовикам чаще
всего приходилось действовать по целям, неуязвимым для пулеметного огня.
Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боевого
опыта, показывают, что в условиях наиболее эффективной атаки наземной цели
, то есть высота подхода к цели 500-700 м, угол планирования - 25-30°, дальность
открытия огня 300-500 м, боекомплект к пушкам штурмовика Ил-2 при
оптимальном его расходовании обеспечивал производство (с учетом 15% остатка
боезапаса на обратный полет до своего аэродрома, как того требовали
инструкции) 5-6 прицельных заходов, а боекомплект к пулеметам ШКАС -
6-9 заходов. Летчики же в этот период войны, как известно, в большинстве
случаев производили в среднем 3 захода. Например, в 277-й шад в январе 1943
г. в среднем делалось 2-3 захода на цель (разброс от 1 до 6 заходов), летчики
5-й ВА в марте 43-го выполняли 2-4 захода на цель, а летчики 8-й ВА в декабре
этого же года производили от 1 до 4 заходов на цель. То есть размер
боекомплекта и состав стрелково-пушечного вооружения Ил-2 не
соответствовал условиям боевого применения штурмовика на советско-
германском фронте. Налицо явная ошибка заказывающих органов ВВС КА.
Простейшие оценки показывают, что, не ухудшая летных свойств Ил-2,
вполне можно было бы за счет снятия пулеметов и уменьшения боекомплекта
к пушкам увеличить число пушечных стволов до четырех. Это позволило бы
увеличить вес секундного залпа штурмовика и, как следствие, вероятность
поражения наземной цели в одном заходе. Например, установка на Ил-2 двух
пушек ШВАК и двух пушек ВЯ увеличивало вероятность поражения в одном
заходе легкобронированных и небронированных наземных целей вермахта
в среднем в 2,15 раза по сравнению с "Илом", вооруженным пушками ШВАК, в
1,4 раза по сравнению с Ил-2 с ВЯ и в 3,4 раза по сравнению с Ил-2 с НС-37.
При этом вес всего пушечного вооружения на штурмовике (пушки, снаряды и
пушечные установки на самолете) не превысил бы 380 кг (нормальный вес
стрелково-пушечного вооружения Ил-2 с пушками ВЯ), а боекомплекта к
пушкам (328 снарядов к пушкам ШВАК и 96 снарядов к пушкам ВЯ) вполне
хватило бы (с учетом 15% остатка на обратный путь) для выполнения 3-4
заходов на цель. В этом случае одиночный Ил-2, пилотируемый летчиком-
штурмовиком, имеющим хорошую летную и стрелковую подготовку, с
планирования под углом 30° при дистанции открытия огня в каждом заходе
около 300 м, гарантированно поражал один немецкий бронетранспортер
SdKfz 251. Самолет типа Не111Н на аэродроме и автобензоцистерна
поражались одиночным Ил-2 с усиленным подобным образом составом вооружения
уже в первом заходе, а паровоз - с вероятностью 0,73. Вероятность поражения
легких танков панцерваффе оставалась практически на прежнем уровне.
Примерно такие же результаты можно было бы достичь при установке на
Ил-2 четырех пушек ШВАК с боезапасом по 218 снарядов на ствол.
Возможное число заходов в этом случае увеличивалось до 6-7, однако,
исключалось поражение легких танков вермахта. К сожалению, с
пециалисты ВВС КА ни до войны, ни во время войны так и не удосужились
должным образом провести анализ эффективности действия по типовым
наземным целям различных составов стрелково-пушечного вооружения
перспективного самолета-штурмовика с целью определения оптимального
состава вооружения, размера боекомплекта и размещения вооружения
на штурмовике... 20 августа 1943 г. приказом Наркома авиапромышленности
№ 507 во исполнение Постановления ГКО С.В.Ильюшину было дано задание
к 5 октября 1943 г. построить и предъявить на испытания самолет Ил-2,
вооруженный двумя пушками калибра 45 мм конструкции ОКБ-16 (в серии НС-45
), а НИИ ВВС КА обязывалось до 20 ноября провести государственные
испытания нового штурмовика. Это решение обуславливалось тем, что
разрушающее действие используемого в НС-45 штатного фугасно-осколочного
снаряда (масса 1065 гр.) от 45-мм противотанковой пушки было вдвое выше,
чем у снаряда к пушке НС-37. Последнее требовалось для гарантированного
поражения тяжелых немецких танков. 10 сентября 1943 г. опытный экземпляр
самолета Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками А.Э.Нудельмана и
А.С.Суранова НС-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол был предъявлен
на государственные испытания в НИИ ВВС КА. Ввиду сложностей с доводкой
автоматики пушки и проведения некоторых доработок на самолете испытания
новой машины затянулись до 8 февраля 1944 г.Полигонные испытания Ил-2 с
НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в
воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи
пушек при стрельбе - максимальная сила отдачи авиапушки на наземном
станке достигала 7000 кг. В результате было принято решение машину в
серию не запускать. Необходимо было уменьшить силу отдачи пушек, по
крайней мере, до 4000 кг. Позже для уменьшения отдачи при стрельбе ствол
НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии
отдачи пушки (модификация НС-45М). Был установлен дульный тормоз и на
пушку НС-37 (вариант НС-37М). Энергия отдачи поглощалась на 40%.
Однако попыток установки таких пушек на Ил-2 не делалось. Кроме НС-45,
на Ил-2 АМ-38ф планировалась установка 45-мм пушек ОКБ-15 конструкции
Б.Г.Шпитального - Ш-45. Последние испытывались на Як-9Т. Но поскольку
испытан НС-45 дали отрицательный результат, пушки Ш-45 на Ил-2
устанавливать не стали
Надо признать, такое, скажем, невнимательное отношение ВВС КА
к боевым свойствам как 37-мм пушки Б.Г.Шпитального Ш-37, имевшей
значительно меньшую отдачу при стрельбе, чем НС-37, так и
модернизированных пушек НС-37М и НС-45М является грубейшей
ошибкой, не позволившей в течение войны обеспечить необходимые
противотанковые свойства советской авиации...
Ил-2 с 45-мм пушками НС-45. Государственные испытания, февраль 1944 г
Свежие комментарии