1903 - Опубликована первая часть книги К.Э.Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", положившая начало научной космонавтике.
1911 - На стартовавшей 28 мая 1911 гонке по маршруту Париж - Рим победу одержал Жан Конно, летавший на Blériot XI под псевдонимом Андре Бомон (André Beaumont).
Он прибыл в столицу Италии 31 мая, пролетев 1465 км (910 миль) за 28 часов 5 минут. 7 июля того же года он же стал победителем первой гонки вокруг Европы (протяжённостью 1600 км).1915 - Первый воздушный налёт на Лондон осуществил цеппелин LZ-38. В ночь на 31 мая на северно-восточную часть британской столицы было сброшено 1360 килограммов бомб. Семь человек было убито, 14 ранено.
1917 - Штабс-капитан Дмитрий Александрович Макаров на боевом самолёте «Анатра-Д» сделал подряд две «мертвые петли».Это была первая фигура высшего пилотажа в истории русской авиации, сделанная на машине, предназначенной для корпусных авиаотрядов и не рассчитанной на высший пилотаж.
1919 - Состоялась первая свадьба в самолёте, на высоте 2000 футов над Хьюстоном. В бывшем бомбардировщике Хэндли Пейдж, Марджори Дюмон и лейтенант Р. У. Мид сочетались узами брака.
1923 - Авиакомпания Junkers Luftverkehr Russland открыла авиалинию в Закавказье по маршруту Москва – Тифлис. Трасса: Москва (Ходынка) - Харьков - Ростов - Новороссийск - Батум - Тбилиси. Летал Junkers F 13.
1925 - В стране начаты работы по вертолетостроению.
1929 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР Сухов Юрий Михайлович.
В 1947 окончил Одесскую спецшколу ВВС. В армии с августа 1947. В 1950 окончил Ворошиловградское ВАУЛ, до 1953 был в нём лётчиком-инструктором. В 1954 окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). Служил в строевых частях ВВС. В 1961 заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С октября 1957 по июль 1984 - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (2 Управление, СЛИ БА, с 1974 - 4 Управление). Провёл госиспытания Ту-22К, Як-28Б с пороховыми ускорителями (1962), Як-28У (1962-1963), Ту-16К-22 (1967-1969), Ту-142 (1970). Участвовал в госиспытаниях Ил-76МД, Ту-22М, Ту-95, Як-28И. Выполнил ряд испытательных работ на Ан-12, Ан-22, Ан-24. В июне-июле 1980 совершил 4 боевых вылета на Ил-76 с посадкой на аэродроме в Кабуле. С июля 1984 - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 29 декабря 2002 года. Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района.Награждён орденом Красного Знамени (12.01.1963), медалями.
1933 - Открылась Высшая парашютная школа Осоавиахима, первый начальник - Яков Давидович Мошковский - ученик организатора первых групповых прыжков в СССP (26 июня 1930 года, город Воронеж) Леонида Григорьевича Минова.
1935 - Первый полет Fairchild 45.
В 1934 году фирма "Fairchild" разработала деловой и административный моноплан с пятиместной кабиной под обозначением Fairchild 45. Это был свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с обычным свободнонесущим хвостовым оперением, убирающимся шасси с хвостовой опорой и звездообразным семицилиндровым поршневым мотором Jacobs L-4 мощностью 225 л.с. (168 кВт). В убранном виде колеса шасси частично выступали наружу из нижней поверхности крыла. Обычно самолёт оборудовался комфортным пятиместным салоном для обслуживания богатых бизнесменов.
На испытаниях самолёт Fairchild 45 показал удовлетворительные характеристики, был устойчивым и экономичным. Но маркетинговые исследования показали, что ему вряд ли удастся проникнуть на перенасыщенный авиарынок. В итоге собрали только один прототип Fairchild 45. Следующий самолёт Fairchild 45-A обрел улучшенные характеристики с установкой более мощного звездообразного мотора Wright R-760. Это еще более увеличило стоимость и без того довольно дорогого самолёта. В результате собрали только 16 таких машин.
Под обозначением JK-1 один самолёт Fairchild 45-A реквизировали на военную службу, также были обозначены две реквизированные машины Fairchild 24.
1935 - Robert Goddard осуществил близ города Роквелл (штат Нью-Мексика, США) пуск очередной ракеты собственной конструкции. Ракета достигла высоты 2250 метров.
1938 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР Макаров Аркадий Павлович.
В 1956 окончил 10 классов школы в Москве и 1-й Московский городской аэроклуб. В армии с октября 1956. В 1957 окончил 93-е ВМАУПОЛ (посёлок Лебяжье), в 1958 - Забайкальское ВАУЛ. С апреля 1958 - в запасе. В 1958-1970 работал пилотом в ГВФ (Восточно-Сибирское управление). В 1970 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. С декабря 1970 по апрель 1988 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл ряд испытательных работ на Ка-25, Ка-26, Ка-32, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и их модификациях. Участвовал в отработке методики транспортировки грузов на внешней тросовой подвеске с помощью двух вертолётов (на Ми-8 и Ми-26). В мае и августе-сентябре 1986 на Ми-26 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 8 июля 1987 года совершил аварийную посадку на Ми-26. Живёт в городе Жуковский Московской области. Награждён орденами Мужества (19.12.1996), Трудового Красного Знамени (21.12.1979), медалями.
1938 - Военный лётчик капитан Антон Алексеевич Губенко, воевавший в Китае в качестве добровольца, успешно таранил японский истребитель
1940 - Ввод в эксплуатацию карбюраторного завода №339, ныне Пермское агрегатное объединение "ИНКАР".
1940 - На одном из бельгийских легких многоцелевых самолётов SV-5 6-й разведывательной эскадрильи ВВС Латвии предпринял попытку бегства в СССР лейтенант Леонс Вайдерс. Самолёт советские власти вернули, и уже 4 июня у города Гулбене на нем разбился пилот Морканс.
Личный состав авиации Латвии делал свой выбор. Причем иногда врагами становились лётчики одного экипажа - так, во время перелета разведчика SV-5 в Россию латвийский авиатор застрелил коллегу и сел на занятой немцами территории. Подавляющая часть тех латышских лётчиков, которые не были арестованы или депортированы, вступили в эскадрилью ночных бомбардировщиков Люфтваффе - INSG-12, а потом эмигрировали на Запад. Что характерно, в ВВС РККА тоже была ночная эскадрилья ПО-2, но тех, кто ранее служил в латвийских ВВС, в ней оказалось лишь немногим больше десятка.
1940 - В НИИ ГВФ начались испытания пассажирского самолёта ПС-5 с двигателем М-25В конструкции Иосифа Григорьевича Немана. Ведущий инженер Спиваковский Семён Давыдович, лётчик-испытатель Табаровский Станислав Антонович. Самолёт допустили к полётам на дневных линиях ГВФ, но об эксплуатации подобных машин в "Аэрофлоте" сведений нет. Опытный ПС-5 использовался некоторое время для заводских перевозок и вскоре разбился при посадке с пассажирами из-за ошибки лётчика.
1940 - Приказом НКАП № 245, на основании решения Комитета Обороны № 224 от 25 мая, истребитель И-200 был официально запущен в серийное производство на заводе №1 им. Авиахима. Лётные характеристики и взлётно-посадочные свойства И-200, зафиксированные в процессе испытаний, совпадали с аэродинамическим расчётом и соответствовали почти всем предъявляемым тактико-техническим требованиям.В соответствии с утвержденной программой выпуска на 1940 год заводу предписывалось сдать 125 самолётов И-200. К разряду основных недостатков И-200 военные отнесли недостаточную дальность полёта, малую продольную и поперечную устойчивость. Также на заседании техсовета при НИИ ВВС конструкторам предложили увеличить мощность стрелкового вооружения истребителя за счёт установки еще двух пулемётов БС или ШКАС. Кроме того, учитывая острую необходимость снабжения частей ВВС РККА истребителями типа И-200, необходимо было скорее провести войсковые испытания этих самолётов. Устранение выявленных на войсковых испытаниях И-200 недостатков привело к появлению модифицированного самолёта, получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в декабре 1940 года.
1941 - Приказ НКО о предании начальника НИИ ВВС генерал-майора авиации А.И.Филина суду военного трибунала. Кроме того, начальника штаба НИИ ВВС, а также многих начальников отделений и ведущих инженеров отстранили от должности как несоответствующих своему служебному положению. Все они были необоснованно обвинены во вредительстве и торможении внедрения новой авиационной техники. В частности в приказе указывалось, что испытания новых самолётов, в том числе и МиГ-3, проходят неправильно.
1942 - Английская бомбардировочная операции Millennium ("Тысячелетие"). То, что называлось "линией Каммхубера" (полоса прожекторных полей, батарей зенитной артиллерии и секторов перехвата ночных истребителей под управлением наземных РЛС обнаружения и наведения вдоль границ Рейха от Швейцарии до Норвегии) было просто дезорганизовано огромной массой бомбардировщиков (1047 машин), направленных на Кёльн.
1943 - Впервые поднял в воздух первый экземпляр МиГ-ЗУ (Д-01) лётчик-испытатель Савкин Виктор Никитович. В течение июня-августа было построено еще пять истребителей - Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06. В отличие от других машин на самолете Д-04 было установлено крыло с размахом 11,14 м и площадью 18,22 м2. К концу июля 1943 г. на МиГ-ЗУ (Д-01) была выполнена программа испытаний, самолёт совершил 28 полётов с налетом 13 час. 26 мин. Во время заводских испытаний основные проблемы вызвала доводка температурных режимов ВМГ, в особенности маслосистемы. 23 июля машину перегнали в НИИ ВВС на государственные испытания, которые проходили в период с 28 июля по 6 августа 1943 года. Ответственными за их проведение были назначены ведущий инженер капитан Розанов Александр Сергеевич и лётчик-испытатель подполковник Хомяков Валентин Иванович.Из-за недоведенности двигателя от самолетов серии «Д» отказались.
1945 - Постановления Государственного Комитета Обороны
№ 8818 «О вывозе оборудования и материалов с филиалов немецких заводов фирм: "Хейшель" в г. Берлин, "Арадо" в Бабельсберге (район Потсдама) и с мастерских по производству самолетных агрегатов в г. Хохенофен на предприятия Наркомавиапрома».
№ 8819 « О вывозе с авиасборочного завода в г. Хайлигенбайль (Восточная Пруссия) металлоконструкций завода для Наркомавиапрома».
№ 8820 « О вывозе оборудования с немецкого завода фирмы "Зингер" в г. Виттенберг на радиолокационный завод № 283 Наркомавиапрома в г. Ленинград».
№ 8821 « О вывозе немецкого самолета-бомбардировщика АРАДО-234 для Наркомавиапрома».
№ 8822 « О вывозе самолетов "Мессершмидт-262" из района г. Прага для Наркомавиапрома».
№ 8823 « О вывозе оборудования, материалов и образцов узлов реактивных снарядов с германского реактивного научно-исследовательского института в г. Пеннемюнде (остров Узедом)».
№ 8852 « О вывозе оборудования и материалов с завода по обработке алюминиевых сплавов "Мефа" Дюринского металлургического товарищества в районе г. Варен (Германия) на заводы № 496 и 150 Наркомавиапрома и на базы Главного управления государственных материальных резервов при СНК СССР».
№ 8872 « О вывозе оборудования немецких фабрик искусственного шелка в г. г. Берлин и Штеттин».
№ 8880 « О вывозе оборудования и наглядных пособий с классов, лабораторий и мастерской немецкой Высшей летно-технической школы в военном городке Альтес-Лагерь для ВВС Красной Армии».
1946 - Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова образовано ОКБ О.К.Антонова (тогда Опытно-конструкторское бюро ОКБ-153). Главным конструктором назначили Антонова Олега Константиновича. Сразу ОКБ было дано задание на создание сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года. Летом 1952 г. ОКБ переезжает в Киев. Созданы и запущены в серию: Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 с модификациями, Ан-28, Ан-38, Ан-72(74), Ан-124, Ан-225 "Мрия", Ан-70 (в серию не пошёл), Ан-140, Ан-148(158).
Названия в разные годы: 1930 — планерное КБ Осоавиахима 1933—1938 — Конструкторское бюро планерного завода в Тушино 1945 — филиал ОКБ-115 А. С. Яковлева (г. Новосибирск) 1946 — ОКБ-153 1952 — ГСОКБ-473 (г. Киев) 1966 — Киевский МЗ 1983 — ОКБ им. О. К. Антонова 1989 — АНТК «Антонов» 2005 — Государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“» 2009 — Государственный авиастроительный концерн «Антонов». В июне 2016 года была создана Украинская авиастроительная корпорация, в состав которой вошли ГП «Антонов».
1946 - Постановлением правительства был организован ряд новых конструкторских бюро и среди них ОКБ-21 главного конструктора Семёна Михайловича Алексеева, созданное на базе серийного самолётостроительного завода № 21 (г. Горький). До ликвидации ОКБ в июне 1948года в нём спроектировали и построили тяжёлые одноместные истребители И-211 и И-215. Остался незавершенным двухместный истребитель сопровождения И-212. Эти самолёты имели по два двигателя, расположенные на крыле.
1951 - ВМС США выдали фирмам "Конвэр" и "Локхид" заказ на полно-масштабную разработку первого в мире истребителя ВВП с турбовинтовыми двигателями. Оба конкурента - и XFY-1 фирмы "Конвэр", и XFV-1 фирмы "Локхид"- были оснащены спаренными двигателями YT-40 (5850 э.л.с.) фирмы "Аллисон", представлявшими собой спарку двух ТВД Т-38 с общим редуктором и соосными винтами противоположного вращения. Хотя контрактами оговаривалась постройка двух экземпляров ЛА каждого типа, но фирмы сделали лишь по одному самолёту. В качестве вооружения (установлено не было предусматривались две или четыре 20-мм пушки либо 48 неуправляемых ракет со складывающимися стабилизаторами. На обоих самолётах на законцовках крыла и вертикального оперения в обтекателях размещалось шасси с четырьмя самоориентирующимися колёсами.
1951 - Состоялся первый полёт стендовой модели самолёта ВВП фирмы "Райен". Наконец-то мечта инженеров "Райен" стала обретать реальные формы.Джон Салмон представил летающий дистанционно управляемый стенд, который представлял собой трубчатую раму с двигателем J33, к удлинительной трубе которого присоединялось с помощью шарнирного соединения отклоняемое сопло. Часть горячих газов отводилась по жаропрочным трубопроводам к двум небольшим поворотным рулевым соплам, дифференциальное отклонение которых позволяло поворачивать аппарат вокруг продольной оси. Стенд построили на заводе в Сан-Диего. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала его подвесили на тросе, а испытательную площадку огородили стальными листами. Управление осуществлялось по кабелю.
1952 - Самолет МиГ-15бис (СД-21) предъявлен на госиспытания, которые прошел с положительными результатами.
Для расширения боевых возможностей самолета МиГ-15бис в соответствии с Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 г. и приказом МАП от 26 декабря 1951 г. в ОКБ-155 проводились работы по оснащению его авиационной реактивной системой АС-21 для борьбы с наземными целями. В марте - апреле 1952 г. переоборудован один самолет МиГ-15бис (СД-21). На каждой консоли крыла, между стойкой шасси и замком ПТБ, было установлено по одной балке, на которые крепились пусковые устройства ПУ-21, предназначенные для стрельбы реактивными снарядами С-21.
Устанавливался прицел АП-21, обеспечивающий прицельную стрельбу РС на дальность от 400 м до 800 м и из артиллерийского оружия - от 180 м до 800 м.
В 1953-1954 гг. системой АС-21 оборудовано 150 самолетов МиГ-15бис.
1956 - По программе биологических исследований с ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская обл., Россия) был проведен высотный пуск ракеты "Р-1Е" (модификация "Р-1"/SS-1/Scunner) с собаками Малышка и Минда на борту. В полёте были проведены исследования по программе Академии Наук СССР, получены физиологические данные. Собаки испытали перегрузку 5,2 g.
1974 - Осуществлен первый полёт самолёта Су-15Т со штангой дозаправки топливом в воздухе.
1975 - Создано Европейское космическое агентство (ЕКА).
1990 - Запуск модуля "Кристалл" для ОКК "Мир".
1990 - Погиб летчик-испытатель Полухин Сергей Анатольевич. При выполнении испытательного полёта на самолёте Су-24 (штурман – штурман-испытатель 1-го класса Кетов Владимир Васильевич). Самолёт проходил специальные лётные испытания на расширение боевых возможностей: выполнение полётов с боевым применением в горах, с огибанием рельефа местности в директорном (ручном) и автоматическом (САУ) режиме. После взлёта с военного эродрома вблизи г. Капетнари (Грузия) и уборки шасси, на высоте около 100 метров, самолёт резко вошел в левый крен, зацепил землю левой консолью крыла, перевернулся и взорвался, упав в границах аэродрома. Причина катастрофы не установлена. Предположительная причина – неуборка правого закрылка. Имитация такого отказа на тренажере показала, что в этом случае развивается крен с угловой скоростью около 60 градусов в секунду, с которым справиться практически невозможно. Экипаж был обречен...
1991 - Состоялся первый полёт опытного экземпляра Р.01 самолёта Pilatus РС-12, второго самолёта - в середине 1992 года. Самолёт Pilatus РС-12 представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. О создании этого самолёта было объявлено на выставке Национальной ассоциации служебной авиации (NBAA) в 1989 года.
1999 - Катастрофа вертолёта Ми-2. RA-14682
Столкнулся с землёй в Хабаровском крае. Экипаж выполнял полёт между метеостанциями Кур и Ниран по перевозке пассажиров по заявке одной из строительных фирм Хабаровска. Во время полёта в 11:35 экипаж не ответил на вызов диспетчера. Позднее потерпевший катастрофу Ми-2 и раненый бортмеханик были найдены в тайге на берегу реки Жутиха в 140 км северо-западнее Хабаровска. Погодные условия на маршруте ухудшились - пошёл сильный дождь и появился туман. В условиях ограниченной видимости вертолёт задел верхушки деревьев.Погибло 5 человек.
2003 - Последний рейс сверхзвукового лайнера «Concorde» авиакомпании «Air France». После возвращения из Нью-Йорка самолёт занял место в музее.
2008 - Из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) осуществлён пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (123-й полет МТКК; программа полёта STS-124 [ISS-1J]) с космическим кораблем OV-103 Discovery (35-й полёт ОС). Корабль пилотирует экипаж в составе: КЕЛЛИ Марк Эдвард, ХЭМ Кеннет Тодд, НАЙБЕРГ Карен Луджин, ГЭРАН Рональд Джон, ФОССУМ Майкл Эдвард, ХОСИДЕ Акихико, ШАМИТОФФ Грегори Эррол. Стыковка с МКС 2 июня. Посадка 14 июня. При запуске шаттла "Дискавери" была серьёзна повреждена стартовая площадка, сам шаттл не получил повреждений...
Свежие комментарии