На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 13 мая

Этот день в авиации. 13 мая
Этот день в авиации. 13 мая

1911 - Лейтенанты Х. Х. Арнольд и Т. Д. Миллинг стали первыми пилотами школы военных лётчиков Райт.

Этот день в авиации. 13 мая

1913 - Первый удачный полёт аэроплана "Русский витязь". Четырехмоторный (первый в мире?) аэроплан (общая масса около 5 000 кг, построен на Русско-Балтийском заводе) сконструирован Игорем Сикорским.

Конструкторские разработки, применяемые в этом аэроплане, легли в основу первого русского бомбардировщика "Илья Муромец", который использовался во время Первой мировой войны.

c8W.jpg
1929
- Пилот Питкерн предпринял на автожире C-8W перелет из Питкерн Филд (Пенсильвания) в Ленгли Филд (Вирджиния). Это был первый перелет автожира за океаном.


1930
- Изобретателю Винсенту Бурнелли (Vincent Justus Burnelli) был выдан патент США № 1758498 на самолёт с фюзеляжем, создающим подъемную силу, то есть, имеющий форму толстого крыла (подана она была еще 6 января 1921 года). В заявке указывалось, что такая схема не только улучшит взлетно-посадочные характеристики машины, но и увеличит полезный объем фюзеляжа, а также безопасность экипажа и пассажиров, так как фюзеляж можно сделать весьма жестким. Самолеты Бурнелли представляли собой нечто среднее между "классическими" аппаратами и "летающими крыльями". Фюзеляж действительно получался шире и вместительнее, а размах крыльев можно было слегка уменьшить, но из-за резкого перепада между фюзеляжем и крылом аэродинамическое качество аппаратов Бурнелли было намного ниже, чем у "настоящих" летающих крыльев. Однако, ещё летом 1921 года в небо поднялся самолёт RB-1 (Remington-Burnelli 1), который Бурнелли спроектировал именно по такой схеме.

1939 - Первый прототип английского тяжелого бомбардировщика "Стирлинг" выкатили за ворота сборочного цеха фирмы в Рочестере. Ввиду задержки с поставкой двигателей Бристоль "Геркулес" I, прототип оснастили двигателями "Геркулес" II мощностью 1375 л.с., что было гораздо меньше расчетной. Испытания проходили далеко не блестяще. В первом же полете 14 мая 1939 года самолет потерпел аварию. После короткого успешного полета на пробеге лопнула арка в стойке шасси, выполненная из алюминиевого сплава, что привело к блокировке тормозов. Скорость еще не была погашена, и самолет просто снес обе стойки шасси, причем удар был такой силы, что оторвало левый внутренний двигатель. Восстанавливать машину не стали. Эту аварию можно объяснить отсутствием опыта в создании колесных шасси, ибо все предыдущие самолеты фирмы Шорт были летающими лодками.

Этот день в авиации. 13 мая

1940 - Первый полет вертолета Воут-Сикорский VS-300 (S-46). Летал сам И.И.Сикорский.

VS-300 доказал всему миру эффективность классической одновинтовой схемы, которая и в настоящее время является господствующей. Его успехи были столь впечатляющи, что ряд конструкторов и среди них будущие ведущие специалисты мирового вертолетостроения А.Янг, Ф.Пясецкий, Р.Хафнер и другие занялись схемой с хвостовым рулевым винтом.

Этот день в авиации. 13 мая

1940 - Первый полет палубного истребителя Bell XFL-1 Airabonita

Этот день в авиации. 13 мая

1940 - Первый полет палубного General Aircraft G.A.L.38 - британского патрульного самолета дальнего действия. Но вскоре концепция флотского патрульного самолета была заменена разработанной в военное время эффективной бортовой РЛС для действий против надводных целей (Air to Surface (ASV) radar), которая могла быть установлена на патрульных самолетах дальнего радиуса действия, таких как Consolidated Liberator I, и поэтому в феврале 1941 года Королевский Флот отменил проекты по спецификации S.23/37.

Этот день в авиации. 13 мая

1942 - Родился летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза В.А.Джанибеков.

В 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище. Поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, но через год, выдержав вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, стал курсантом.
По окончании училища в 1965 году, служил лётчиком-инструктором в ВВС СССР.
30 апреля 1974 года был назначен космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления.
С 1970 года — в отряде космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют».
Самый опытный космонавт СССР, совершивший наибольшее число космических полётов — пять, причём все — в качестве командира корабля. Это непревзойдённый пока мировой рекорд. Даже летавшие 6 и 7 раз астронавты и космонавты этот рекорд не превзошли, а повторил его один лишь Джеймс Уэзерби, но в шестом полёте, поскольку в первом он не был командиром. Рекорд был повторён лишь через 17 лет. Большее число полётов среди отечественных космонавтов (6) совершил один Сергей Крикалёв, но уже в России, а не в СССР.
Первый полёт на корабле «Союз-27» (командир корабля) и орбитальной станции «Салют-6» (10—16 января 1978 года). Продолжительность полёта 5 суток 23 часа.
Второй полёт на корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6» (22—30 марта 1981 года).
Третий полёт на корабле «Союз Т-6» и орбитальной станции «Салют-7» (24 июня — 2 июля 1982 года).
Четвёртый полёт в качестве командира корабля на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» (17—29 июля 1984 года). Пребывание в открытом космосе 3 часа 35 мин.
Пятый полёт в качестве командира на корабле «Союз Т-13» и орбитальной станции «Салют-7» (6 июня — 26 сентября 1985 года). Продолжительность полёта 115 суток. Считается самым сложным с технической точки зрения полётом в истории мировой космонавтики. После сбоя основного оборудования командной радиолинии, сбоя по питанию и выдачи неверных команд из ЦУПа станция «Салют-7» перешла в полностью неуправляемый полёт. Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных. С корабля демонтировали систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, были улучшены средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки: на иллюминатор справа от командира корабля установили лазерный дальномер и прибор ночного видения, размещены дополнительные запасы воды, питания и кислорода. Подвод корабля к станции был осуществлён при участии наземных и космических средств системы ПРО, что доказало, в том числе, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами. В ходе полёта им был неожиданно для него самого обнаружен эффект вращения тела, закрученного вокруг оси со средним моментом инерции. «Эффект Джанибекова» не являлся открытием, а всего лишь демонстрацией, которая наиболее эффектна в условиях невесомости. Сложное вращение математически описано впервые в теореме вращения Эйлера в 1775 году.
За успешное выполнение задач этого полёта Джанибеков получил звание генерал-майора авиации. 
С 1985 по 1988 год командир отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
С 1988 по 1997 год начальник Управления теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
После выполнения второго полёта в космос и присвоения Владимиру Джанибекову звания дважды Героя Советского Союза в центре Ташкента на проспекте Космонавтов в 1984 году был установлен памятник-бюст в честь летчика-космонавта.
В 1991—1994 годах в составе американо-российского экипажа участвовал в нескольких попытках совершить кругосветный беспосадочный перелёт на воздушном шаре. В США прошёл необходимую подготовку и сдал экзамены на сертификат пилота аппаратов легче воздуха с допуском к испытательным полётам. На различных летательных аппаратах этого типа налетал около 100 часов.

1946 - Постановление правительства СССР о развертывании работ по ракетной технике, началась реорганизация военной промышленности. Образуется ряд новых КБ, заводов и НИИ, реорганизуются существующие, в том числе и НИИ-1 МАП. В частности, из этого института выделены в самостоятельные организации двигательные отделы (КБ) А.М.Люльки (1946 год), М.М.Бондарюка (1950) и Л.С.Душкина (1955). Кроме того, в июне 1946 года преобразуется в самостоятельное ОКБ и филиал № 1 - завод № 293 в Химках. Директором завода и главным конструктором ОКБ-293 при нем назначается М.Р.Бисноват, заместителями - И.И.Дракин, В.Н.Елагин.

la17-2.jpg
1948
- Начались (до 19 октября) экспериментальные полигонные испытания старта самолёта-снаряда 10Х с катапульты.
Было запущено 12 самолетов-снарядов: четыре - с катапульты длиной 40 метров и восемь - с катапульты длиной 30 метров. Полученные результаты показали, что основные характеристики выбраны правильно. Однако из-за разрывов камер стартовых ускорителей 4 самолета-снаряда упали и испытания пришлось приостановить: понадобилось провести ряд доработок. На 10Х усилили крепление нижнего полоза, металлические крылья заменили на деревянные большего размаха, а на катапульте установили третий рельс, облегчили салазки.
Для запуска использовался стартовый ускоритель конструкции 81-го завода МАП, включавший в себя пакет из шестнадцати камер реактивных снарядов М-31.

Этот день в авиации. 13 мая

1948 - Первый полет самолета Percival P.50 Prince

Этот день в авиации. 13 мая

1949 - Первый полет бомбардировщика Инглиш Электрик «Канберра» A-1, первого английского реактивного бомбардировщика, поступившего на вооружение ВВС Великобритании. Летчик-испытатель П.Бьюмонт, аэродроме в Уортоне.

Этот день в авиации. 13 мая

1949 - Катастрофа пассажирского самолёта Ил-12 Аэрофлота близ Новосибирска, при этом погибли 25 человек.

Экипаж выполнял пассажирский рейс 17 из Москвы в Красноярск. В 12:13 авиалайнер вылетел из Омска, где совершал промежуточную остановку, и направился к следующему промежуточному пункту — Новосибирску.
Над Новосибирском небо было полностью затянуто облаками, шёл ливневый дождь с градом, дул сильный шквалистый ветер, а видимость падала до 100—200 метров. Примерно в 14:07 в 6—8 километрах северо-восточнее аэропорта Ил-12 вошёл в облако, и затем свидетели наблюдали его в облаках до 14:10. После этого, вероятно, командир попытался выйти из облачности, так как совершил резкий правый разворот со снижением. На высоте 70—100 метров авиалайнер вышел из облака, но находился в этот момент в крутом крене. Продолжая терять высоту, в 12 километрах от аэропорта самолёт с правым креном 65° врезался в четырёхметровую земляную насыпь карьера, в результате чего разрушился, при этом часть обломков перелетела через насыпь, и загорелся. Все 25 человек на борту погибли. 
В выводах комиссия назвала непосредственной причиной попадание в грозовое облако и поражение двух членов экипажа ударом молнии. В условиях дождя и града, остальные два члена экипажа были дезориентированы, при этом, вероятно из-за паники, не следя за показаниями приборов и не выдерживая безопасную высоту. Во многом катастрофе способствовали следующие факторы:
Не предусмотренная в прогнозе погоды гроза.
Вхождение в облако произошло с его тыловой части, откуда оно выглядело не столь опасным.
Нарушения в управлении и контроле за полётом, включая неверный прогноз погоды, неустойчивую радиосвязь, экипаж не был оповещён о грозовом положении, а также плохо работала связь между метеослужбами аэропортов по маршруту.


1952
- При выполнении бомбового удара во время войны в Корее сбит командир 4 ИАКр подполковник Уокер М. Махурин (Walker М. Mahurin). Во Второй Мировой войне Махурин, имея 21 победу, являлся одним из ведущих американских асов в Европе. В Корее он успел одержать 3,5 победы. Подполковник Махурин имел высокую популярность не только среди своих коллег, но и среди летчиков противника. Практически каждый наш ветеран помнит об «американском командире с русской фамилией». На допросе Махурин рассказал, что он возглавлял группу F-86,переделанных в истребители-бомбардировщики, которая выполняла один из первых боевых вылетов в этом новом для себя качестве. По словам Махурина, над целью его сбили зенитчики, а по версии советской стороны - летчики 190-й ИАД. Кроме "Сэйбра" Махурина, американцы признали в тот день потерю одного F-80C из 80-й ИБЭ.

Этот день в авиации. 13 мая

1953 - Начало летных испытаний летающей мишени «201» (в серии - Ла-17)

Этот день в авиации. 13 мая

1954 - Свой первый полёт совершил американский экспериментальный Kellett KH-15, оснащённый маленькими жидкостными реактивными двигателями, которые установили на концах лопастей несущего винта. Первый, по мнению некоторых спецов, практический реактивный винтокрылый летательный аппарат, совершивший полёт.

Этот день в авиации. 13 мая

1956 - Родился летчик-космонавт Ю.А.Калери.

В 1979 году окончил факультет аэрофизики и космических исследований МФТИ.

С 19 сентября 1979 года работал инженером 016-го отдела ГКБ НПО «Энергия». Участвовал в разработке проектной и технической документации, натурных испытаниях ОК «Мир». Занимался исследованием собственной внешней атмосферы в эксперименте «Астра» на ОС «Салют-7», а также одной из модификаций корабля «Союз Т» и модуля для ОК «Мир», создаваемого на базе этого же корабля.

С середины ноября 1985 года – по октябрь 1986 года. В ЦПК имени Ю.А.Гагарина проходит общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года согласно решению Межведомственной комиссии присвоена квалификация космонавт-испытатель. Много раз проходил космическую подготовку с экипажами, совершавшими полеты на станцию «Мир». Не один раз был дублером бортинженеров различных экипажей серии кораблей «Союз ТМ». Первый свой полет Александр Юрьевич совершил 17 марта 1992 года, он успешно закончился 10 августа текущего года.
Первый полет он совершал в должности бортинженера корабля «Союз ТМ-14». Это была 11-я основная экспедиция на «Мир». Продолжительность экспедиции составила 145 дней. На «Мире» на 2 часа и 3 минуты выходил в открытый космос. В марте 1994 года становится заместителем начальника 291- го отдела РКК «Энергий» (отряд космонавтов).
С августа 1996 года по 2 марта 1997 года осуществил свой второй полет на борту корабля «Союз ТМ-24» в должности бортинженера космического корабля. Это была 22-я экспедиция на борт станции «Мир». Продолжительность ее составила 196 дней, дважды выходил в открытый космос продолжительностью 12 часов 36 минут.
Третий космический полет Александра Калерии длился в период с 3 апреля по 16 июня 2000 года. Опять в должности бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-30», в 28 основной миссии на борт станции «Мир». Ее продолжительность составила 72 дня.
Начиная, с 1 октября 2002 года А. Ю. Калери приступает к подготовке полета на МКС-7 в составе основного экипажа, в качестве бортинженера. Полет планировался с участием Э. Лу и Ю. Маленченко. Но по причине изменений программы полетов космонавтов на МКС, в связи с катастрофой «Колумбии» А. Ю. Калери переводится в дублирующий экипаж экспедиции на МКС. Он проходит подготовку совместно с М.Фоулом.
13 марта 2003 года решением МВК Калери назначен членом основного экипажа МКС-8 ( его старт планируется на октябрь 2003 года на ТК «Союз ТМА-3»). 18 и 19 июня 2003 года в ЦПК им. Ю.А.Гагарина по решению заседания международной комиссии МСОЗ, Калерии утверждают членом экипажа МКС-8 в качестве бортинженера. В период с июня по октябрь 2003 года Калерии вместе с Фоулом и Дуке проходят подготовку к полету.
Четвертый космический полет Калерии совершил 18 октября 2003 года успешно завершившийся 30 апреля 2004 года. Во время экспедиции вышел в открытый космос на 3 часа 55 минут. Выход в космос был сокращен, по причине неисправности скафандра А. Ю. Калери.


1959
- Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Болбасово (Орша), 402 тбап, КК к-н Фургайло Н.Н. При выполнении учебно-тренировочного полета самолёт столкнулся с землёй, экипаж, 7 человек, погиб.

Этот день в авиации. 13 мая
1961 - Первый полет первого серийного истребителя-перехватчика Ту-128, экипаж летчика-испытателя А.И.Вобликова
 
Этот день в авиации. 13 мая
 
1963 - лётчица Бетти Миллер, 37-летняя инструктор из Санта-Моники, Калифорния, стала первой женщиной, совершившей в одиночку трансокеанский перелёт. Самолет Piper PA-23-160 Apache H. Старт был в Окленде, Калифорния и через 7400 миль океана, 51 часов 38 минут в воздухе и несколько посадок на тихоокеанских островах приземлилась в Брисбене, Австралия.
Этот день в авиации. 13 мая

1963 - Последний полёт в космос космического корабля Mercury. Астронавт Гордон Купер.

13 мая 1964 года произошла трагедия в небе над Цимлянским морем
1964
- Катастрофа 2-х самолётов Ту-16. Во время дозаправки топливом в воздухе произошло столкновение Ту-16ЗЩ, КК м-р Захаров П.И. и Ту-16К-10, КК замкомандира АП п/п-к Буренков М.А. Самолеты разрушились от удара и упали в Цимлянское водохранилище. 7 человек погибло.
В экипаже Буренкова остались живы ШК и КОУ, ПКК погиб от полученных тяжелых травм. КК, ПШК и ВСР пропали без вести. В экипаже Захарова выжили ПКК, ПШК и ВСР. КК, ШК и КОУ не найдены.


1967
- На самолете Centurion установлен мировой рекорд высоты в 12905 м. Cessna 210 Centurion - легкий многоцелевой самолет, разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Co. Самолет Cessna Model 210, поднявшийся в воздух в январе 1957 года, являлся первым высокопланом компании, сочетавшим в себе убирающееся шасси со стреловидным вертикальным оперением. Серийный самолет с двигателем Continental IO-470-E мощностью 260 л. с., совершил первый полет в декабре 1959 года. С тех пор он подвергался постоянным улучшениям. Кабина модели 1961года имела увеличенную высоту и улучшенную систему кондиционирования. С 1963 года на самолет устанавливался автопилот. В январе 1965 года Model 210Е Centurion получила двигатель Continental IO-520-А мощностью 285 л.с.


1975
- Катастрофа самолета ЗМ, аэродром Энгельс, КК м-р Крылов.
Пожар на борту ЗМ м-ра Крылова привел к взрыву и почти мгновенному разрушению машины в воздухе. Все находившиеся на борту, включая командира 1230 ТБАП п-ка Блинкова, погибли. Причиной гибели экипажа и самолёта стал прорыв горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы с последующим воспламенением жгутов электрических проводов.

Этот день в авиации. 13 мая
1980 - первый полет сельскохозяйственного самолета Ан-3 конструкции ОКБ О.К.Антонова, С.А.Горбик, П.Д.Игнатенко
 
Этот день в авиации. 13 мая

1982 - Запуск КК «Союз Т-5», А.Н.Березовой, В.В.Лебедев. Старт первой основной экспедиции к орбитальной станции "Салют-7", выведенной на орбиту 19 апреля 1982 года.

Этот день в авиации. 13 мая

1989 - Самолет Ан-225 «Мрия» перевез космический корабль многоразового использования «Буран» из города Жуковский на космодром Байконур.


1992
- Состоялся первый полет самолета Avro RJ100 (Regional Jet 100). Avro RJ100 (Regional Jet 100) - среднемагистральнй пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанная английской фирмой Avro (сейчас - авиаконцерн British Aerosoace). Самолет является дальнейшим развитием семейства BAe.146.

Этот день в авиации. 13 мая

1998 - На КнААПО прошла презентация грузопассажирского самолета Су-80ГП

Этот день в авиации. 13 мая

2004 - Состоялся испытательный полет ракетного самолета «SpaceShipOne», спроектированного и построенного частной компанией «Scaled Composites» (США). «SpaceShipOne» достиг высоты 64,477 км


2005
- Впервые поднялся в воздух административный широкофюзеляжный самолет Falcon 900DX. Falcon 900DX был разработан на базе Falcon 900 и предназначен для полетов на средние и дальние расстояния.

Профессиональное пилотское в США. Получить лицензию за $36000

Картина дня

наверх