На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 10 мая

Этот день в авиации. 10 мая

Этот день в авиации. 10 мая

1904 - Под Москвой в Кучино открылся первый в России Аэродинамический институт промышленника и мецената Д.П.Рябушинского.
GelberHund.jpg
1912
 - Была продемонстрирована германским военным разработка пулемета, стреляющего по полету самолета, причем пулемет был смонтирован на биплане с толкающим двигателем Flugmaschine Nr. 33 "Gelber Hund" ("Желтая собака"). Инженер фирмы "Euler-Werke" August Euler в 1912 году получил патент на конструкцию пулемета, стреляющего по полету самолета.
В 1915 году на фирме был разработан одноместный истребитель с таким же названием.
В носу был смонтирован 7.92-мм пулемет Maxim MG 08/15. На самолете был установлен двигатель Mercedes D II мощностью 120 л.с. Но "Gelber Hund" не был запущен в серийное производство и никакой документации на него не сохранилось.
 
Этот день в авиации. 10 мая

1913 - Первый полет биплана "Гранд" И.И.Сикорского, экипаж И.И.Сикорского. 
После пробных взлетов, первых кругов над аэродромом, показавших, что "Гранд вполне способен к полету даже с двумя моторами, Сикорский перешел к совершению ряда полетов в окрестностях Петербурга и над городом. 9 мая он завяз в болоте, причем поломалась одна из лыж шасси, и не мог подняться. 10 мая полет вышел очень удачным, аппарат легко отделился от земли. Он поднялся с Корпусного аэродрома и, на высоте около 400 м, направился к Гребному порту, оттуда к Исаакиевскому собору, затем пролетел над всем Невским проспектом, свернул у Знаменской площади, пролетел над Семеновским плацем, Царскосельским вокзалом и возвратился на Корпусной аэродром, где плавно опустился почти на том же месте, с которого поднялся. Весь полет продолжался полчаса. На борту, кроме Сикорского, Янковского и Панасюка, находились также летчики Алехнович, Раевский и Миллер.Первый гигантский аэроплан прозвали «Грандом». С этим Сикорский смириться не мог. Он был человеком славянофильских воззрений и не терпел «иностранщины». По его настоянию самолет переименовали в «Большой», просто переведя «неместное» название на русский. Конструктор дотошно объяснял репортерам, как именно называется самолет, а чтобы читатель не запутался, газеты именовали его так: «Большой» (бывший «Гранд»). Были в ходу также названия, связанные с построившим самолет заводом: «Гранд Балтийский» и «Большой Балтийский». Впоследствии Сикорский придумал своей машине еще одно имя – «Русский витязь».


1918
- Первый полет французского истребителя GL.I (Gourdou Leseurre GLa), на аэродроме Villacoublay. Оказалось что машина перетяжеленна, поэтому испытания проводились с одним (вместо двух) 7.7-мм пулеметом Виккерс и половинным запасом топлива. Ожидавшийся заказ на 100 серийных самолетов был отменен, так как к тому же еще требовалось усовершенствовать и усилить конструкцию крыла и подкосов. Решив этим не заниматься, конструкторы принялись за разработку GL-2 или Type В.

Этот день в авиации. 10 мая

1923 - Создана первая авиакомпания в Закавказье - АО "Закавиа".


1926
 - Норвежско-американо-итальянская экспедиция в составе 16 человек под руководством Р.Амундсена, Л.Элсуорта, У.Нобиле на дирижабле «Норвегия» начала первый в истории трансарктический перелет. 12 мая экипаж достиг Северного полюса. Всеь перелет до Аляски протяженностью 5400 км пройден за 72 часа.

1929 - Впервые взлетел американский экспериментальный самолет Avion Model 1 Flying Wing. Самолет был спроектирован под четырехцилиндровый 90-сильный двигатель "Менаско А-4", соединенный длинным валом с двухлопастным металлическим толкающим винтом. Открытая кабина пилота находилась слева от плоскости симметрии самолета. В ходе летных испытаний, в которых участвовали летчики Эдди Белланд, совершивший первый полет, и Джон Мейерс, в конструкцию самолета вносились изменения. Так, толкающий винт был заменен на тянущий, экипаж увеличен до двух человек, а вместо А-4 установлен 95-сильный двигатель "Керрис". По отзывам летчиков, самолет был устойчив и легко управляем. Flying Wing, не имевший коммерческого успеха, серийно не выпускался.


1930
 - Родился ученый в области теории управления и динамики движения ракет Л.И.Волков.


1932
- Впервые поднялся в воздух поплавковый разведчик GL-820HY, с двигателем Hispano-Suisa 9Ab (730 л.с.), но он не показал значительных преимуществ перед серийными вариантами и не был принят к серийному производству. Дорабатывать конструкцию GL-820 не было большого смысла, так как она полностью исчерпала свой ресурс.


1936
- Летчик-испытатель А.П.Чернавский совершил на автожире А-12 первые пробежки с подлетами, при которых была обнаружена неустойчивость машины в воздухе из-за наличия больших люфтов в головке ротора. 
Проведением ряда мер, в том числе установкой пружин, существенно уменьшили люфты, и 27 мая Чернавский смог выполнить первый полет продолжительностью 10 минут.
Построенный в апреле 1936 г. одноместный экспериментальный ЦАГИ А-12 отличался самой передовой для своего времени конструкцией и напоминал внешне истребитель И-15, у которого бипланную коробку крыльев заменили на ротор. В носу фюзеляжа стоял закрытый капотом НАКА Райт "Циклон" большой мощности - 650 л.с. Он приводил в действие двухлопастной воздушный винт изменяемого шага. Хорошо обтекаемый фюзеляж был сделан ферменным и цельнометаллическим. Полотняной оставалась только обшивка его средней и хвостовой частей. 

fa223.jpg

1937 - Летчик Эвальд Рольф на первом из двух построенных прототипов FW61 немецкого вертолета Fa.223 Drache, с бортовым номером D-EBVU, успешно выполнил первую посадку на авторотации


1938
- Вышло Постановление правительства о разработке в КБ-29 под руководством Чижевского высотного самолета БОК-15. Новая машина должна была удивить мир, показать в очередной раз, что СССР - великая авиационная держава. (К этому времени Бюро особых конструкций переехало из Смоленска в подмосковные Подлипки и вошло в состав КБ-29, сохранив прежнее обозначение своих изделий.)

Этот день в авиации. 10 мая

1939 - Первые полеты, включая взлет и посадку, "телемеханических" (радиоуправляемых) самолетов - У-2 и ТБ-1

Этот день в авиации. 10 мая

1940 - Проведены войсковые испытания в 135-м бомбардировочном авиационном полку первых 16 машин ББ-1

Этот день в авиации. 10 мая

1940 - Завершены испытания противотанкового ударного ПБ-100 (Пе-2), созданного в ЦКБ-29 НКВД Петляковым. 23 июня на Московском заводе № 22 запущен в серию и к концу года изготовлен первый самолёт. 1 мая 1941-го на воздушном параде над Красной площадью пролетел уже полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

1940 - Четыреста вооруженных немецких десантников высадились из сорока одного планера DFS 230 у бельгийского форта Эбен-Эмаель и захватили его. Позднее, уже на острове Крит, немецкие "коммандос" выпрыгивали из дверей планеров DFS 230, чтобы обеспечить посадку транспортных самолетов с тяжелым вооружением. В этот день Германия силами 135 дивизий вторгается в Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Начало французской кампании вермахта, завершившейся разгромом французской армии и оккупацией значительной части Франции.


1940
 - Cовершил свой пробный полет первый прототип тяжёлого истребителя, пикировщика и разведчика Ar-240.

1941 - Заместитель Гитлера Рудольф Гесс, сам пилотируя «Мессершмитт-110», тайно вылетел из Аугсбурга и направился к имению лорда Гамильтона, где все было готово для встречи фашистского руководителя с симпатизировавшими Германии членами английского истеблишмента. В 22 часа 15 минут Гесс покинул самолет и на парашюте приземлился в Шотландии, где сдался англичанам в плен.

Этот день в авиации. 10 мая

1941 - На реактивном истребителе Мессершмитт Me.163 Комет впервые преодолён рубеж 1000 км/ч. Точная скорость самолёта составила 1003,9 км/ч. Рекорд продержался до 1947-го.


1942
- Прототип итальянского истребителя Re.2005 Sagittario (серийный № ММ494) был поднят в воздух летчиком-испытателем Да Прато. В июне он прошел цикл летных испытаний на аэродроме испытательного центра Гвидония, а в августе - стрельбы из бортового оружия на полигоне в Фурбаре. В ходе испытаний достиг максимальной скорости горизонтального полета 678 км/ч и 980 км/ч при пикировании. Позже летчик- испытатель утверждал, что достиг 1100 км/ч, но это, скорее всего, из области "охотничьих рассказов". Тем более, что имеется и документальное подтверждение - автограф летчика на снимке самолета, с цифрами 980.
К моменту капитуляции Италии были поставлены два прототипа и двадцать девять из 34 самолетов нулевой серии. В производстве находилось множество агрегатов и, фактически, была готова сборочная линия. После капитуляции немецкое командование захватило все доступные и исправные Re.2005 и потребовало продолжения производства. Предполагался монтаж комплектных германских силовых установок на итальянские фюзеляжи. Как уже упоминалось, второй прототип перелетел в область Плоешти, а самолеты с серийными номерами ММ096100-04 и ММ096106-11 были переданы в ПВО Берлина. Еще перед капитуляцией, несколько Re.2005 получила 22 истребительная авиагруппа базировавшаяся в области Неаполь-Каподичино, имевшая задачу обороны города и окрестностей. Один из истребителей Re.2005 этого подразделения после принятия капитуляции попал к американцам, которые доставили его в США и интенсивно испытывали до 1946 года. По отзывам американских испытателей это был один из лучших неприятельских истребителей, которые им довелось испытать.

Этот день в авиации. 10 мая

1943 - Первый полет штурмовика Ил-8.
Ил-8 тяжёлый штурмовик-бомбардировщик, разработанный опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1943 году. Этот самолёт должен был стать усовершенствованной модификацией штурмовика Ил-2. Так, предполагалось, что самолёт будет иметь повышенную бомбовую нагрузку, улучшенные аэродинамические свойства и вооружение. Однако тяжёлый штурмовик Ил-8 так никогда и не был запущен в серийное производство.

Этот день в авиации. 10 мая

1946 - Начало исследований в США верхних слоев атмосферы с помощью трофейных ракет А-4 (Фау-2)

1949 - С ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская область) осуществлен второй пуск ракеты Р-1А


1950
- Впервые поднялся в воздух опытный образец самолета D.H.114
Компания de Havilland спроектировала увеличенный вариант самолета Dove под обозначением de Havilland D.H.114 Heron (цапля). Простота и надежность были ключевыми свойствами нового самолета, который обеспечивал размещение экипажа из двух человек и 14 пассажиров (в варианте компоновки без туалета он мог перевозить 17 пассажиров). Неубирающееся трехколесное шасси упростило гидросистему, а отличные взлетно-посадочные характеристики были обеспечены хорошо спроектированным крылом в сочетании с применением винтов изменяемого шага двигателей Gipsy Queen 30.

Этот день в авиации. 10 мая

1951 - Первый планёрный полёт экспериментального самолёта 346 с «матки» Ту-4; лётчик-испытатель Вольфганг Цизе.

1958 - Основан завод "Электроприбор", г.Алатырь. С 2004 г. - в составе холдинга "Аэроэлектромаш"


1959
- Состоялся первый полет MD.415. MD.415 Communaute - легкий транспортный самолет, разработанный французской фирмой Dassault Aviation. С началом войны в Алжире командование ВВС Франции опубликовало требование на многоцелевой транспортный самолет, который возможно было бы использовать как легкий транспортный, связкой и для противопартизанских действий. В конце 1957 года конструкторское бюро Dassault разработало по этой спецификации два проекта самолета, первый MD.410 был в первую очередь предназначен для противопартизанских действий, а второй - MD.415 для роли транспортного самолета. Communaute мог перевозить до десяти пассажиров и имел довольно внушительное вооружение - две 30-мм пушки, а так же мог нести бомбы и неуправляемые ракеты.


1959
- Под г.Симферополем в Перевальном поставлен на боевое дежурство первый полк (командир И.А.Курилов) с ракетами Р-5М SS-3/Shyster. Во время учений в этот день полк провел учебное развертывание БР Р-5М с ядерными боеголовками.

Этот день в авиации. 10 мая

1961 - В 1930 году пионер авиации Луи Блерио создал Blériot Trophy, который должен будет вручён авиатору, который пролетит со скоростью 2000 километров в час (1242,7 миль в час) в течение 30 минут. Для достижения этой цели понадобилось три десятилетия.

В этот день экипаж бомбардировщика Стратегического авиационного командования ВВС США Convair B-58A-10-CF Hustler, в составе КВС Элмера Мерфи, штурмана майора Юджина Мозеса и оператора Дэвида Дикерсона, полетел 669,4 миль (1077,3 км) за 30 минут 45 секунд. Их средняя скорость составила 1302,07 миль в час (2095 километров в час).

Этот день в авиации. 10 мая

1972 - Начинается воздушная наступательная операция США “LineBacker I”.

Целями операции было оказание давления на северовьетнамское руководство, чтобы заставить его прекратить наступление, начатое 30 марта (Пасхальное наступление), также нарушить линии коммуникации и снабжения, по которым наступавшая армия получала боеприпасы, продовольствие и подкрепления.
По американским данным, 10 мая авиация США потеряла 2 самолёта в воздушных боях и 2 сбитыми с земли, сообщаяя о сбитии 11 вьетнамских истребителей. По современным российским данным, опирающимся на вьетнамскую статистику, в этот день только вьетнамской авиацией было сбито 7 американских самолётов при потере 5 своих. С этого дня начались ежедневные авианалёты на Северный Вьетнам, целями которых становились железнодорожные мосты, военные аэродромы, нефтехранилища и другие ключевые объекты гражданской и военной инфраструктуры страны. Среди прочего, был уничтожен знаменитый мост «Пасть дракона», который успешно выдержал многочисленные бомбардировки во время операции «Rolling Thunder».
Авиации США удалось, по мнению американских исследователей, нанести значительный ущерб ВВС Северного Вьетнама и завоевать превосходство в воздухе. Это частично подтверждается российскими источниками, отмечающими, что уже летом 1972 года воздушные бои утратили прежнюю интенсивность и стали носить эпизодический характер.
Ущерб от бомбардировок и неудача Пасхального наступления помешала Северному Вьетнаму выиграть войну в 1972 году. Изменение позиций СССР и Китая, заинтересованных в скорейшем прекращении войны, заставили руководство Северного Вьетнама пойти на диалог с американской делегацией в Париже. Значительный прогресс на переговорах привёл к тому, что 23 октября операция «Linebacker I» была закончена. Через три дня глава американской делегации Генри Киссинджер заявил: «Мы уверены, что мир у нас в кармане». Бомбардировки Северного Вьетнама южнее 20-й параллели продолжались для нарушения линий снабжения, ведущих на юг.


1972
 - Пилот л-т Р.Каннингэм и оператор л-т У.Дрискол на F-4J из 96-й эскадрильи 9-го палубного истребительного авиакрыла (авианосец "Констеллэйшн") сбили в одном бою три МиГ-17Ф. Пилот л-т Р.Каннингэм и оператор л-т У.Дрискол стали первыми асами вьетнамской войны. Вот как Каннингэм вспоминал один из эпизодов того боя: "Когда я отбомбился и уходил от цели, два МиГ-17 проскочили мимо самолета Брайана (ведомый Каннингэма. - Авт.) в каких-нибудь 150 м. Я был метрам в 300 впереди Брайана, когда он передал: "Дьюк (позывной Каннингэма. - Авт.), пара МиГ-17 в позиции 7 часов!" Я выровнял самолет, оглянулся и успел заметить, как "семнадцатый" зашел мне в хвост и принялся стрелять трассерами. Я инстинктивно сделал маневр навстречу ему, чтобы выйти из-под обстрела, но тут же подумал: "Два дня назад я сделал то же самое, и он вышел прямо на меня!" Тут я увидел, что МиГ очень быстро сближается со мной. На большой скорости у МиГ-17 ручка управления становится очень тугой; его пилот тащил ручку на себя изо всех сил, чтобы довернуть на меня, но сил у него не хватило, и он проскочил. Но его ведомый, который был метрах в 200 сзади, сделал бочку со скольжением и попытался достать меня снизу. Мой ведомый крикнул: "Дьюк, я разберусь с тем, который у тебя сзади!" Я пристроился к тому, который проскочил мимо меня, выпустил по нему "Сайдвиндер", и МиГ взорвался в воздухе. К тому времени он был метрах в 700 впереди, вот как разогнался!"


1972 - Первый полет самолета непосредственной поддержки наземных сил Фэрчайлд А-10А "Тандерболт" II, США. Машину пилотировал летчик-испытатель Говард "Сэм" Нельсон.

1972
- Подписано Соглашение между АН СССР и Индийской организацией космических исследований о развитии сотрудничества в области космических исследований, предусматривающее запуск первого индийского ИСЗ с помощью советской РН.
 

1977
 - Вертолёт ВВС Израиля Сикорский СН-53D «Стэллион» влетел в холм в Синае. В результате крушения 54 человека погибло

F-15S_MTDF-15BACTIVE.jpg

1989 - На самолете-демонстраторе F-15S/MTD (STOL/Maneuvering Technology Demonstrator - демонстраторе технологий короткого взлета и посадки и маневренности), построенному на базе первого предсерийного двухместного учебно-боевого истребителя F-15B (серийный №71-0290), было осуществлено первое изменение вектора тяги в полете. На этой машине применили переднее горизонтальное оперение (ПГО), а также плоские сопла с управлением вектором тяги (УВТ) в вертикальной плоскости и реверсом.
 

1991
 - Состоялся первый полет опытного самолета Canadair Regional Jet 100 (CRJ100). Canadair Regional Jet 100 (CRJ100) - среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный канадской фирмой Canadair (теперь входит в состав Bombardier Aerospace). Представляет собой пассажирский вариант административного самолета Canadair CL-600 Challengar 601. Отличается увеличенной на 6,09 м длиной фюзеляжа и большим размахом крыла. На концах крыла установлены вертикальные аэродинамические поверхности. Предварительные исследования проекта начались в ноябре 1987 года. Официально программа началась в конце марта 1989 года.

1995 - Образовано авиационное предприятие МЧС России

Этот день в авиации. 10 мая

1997 - Первый полет первого серийного Ил-96Т Воронежского авиазавода

Этот день в авиации. 10 мая

2008 - состоялся первый полёт дирижабля Au-37, разработанного и построенного для участия сборной России в Чемпионате мира и дальнейшего установления ряда мировых рекордов.

Этот день в авиации. 10 мая

2009 - Вертолёт Bell 407 с четырьмя людьми на борту, выполняя полет над окрестностями Байкала, потерпел крушение в 18 км от посёлка Листвянка в районе урочища Малышкино. Все находившиеся на борту погибли. На борту вертолёта находились: губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Михаил Штонда, сотрудник ВОХР Александр Шостак (телохранитель) и пилот Виктор Кунов. 
По свидетельству очевидцев, вертолёт летел слишком низко над землей и, задев деревья, взорвался в воздухе. Такой же вывод сделала комиссия МАК, заявив, что вертолёт задел дерево высотой до 25 м.

Картина дня

наверх