1804 - Состоялся первый в России полет на аэростате с научными целями (академик Яков Дмитриевич Захаров). Для этого был приглашен бельгийский воздухоплаватель Робертсон. В процессе полета удалось провести некоторые опыты, в частности, было выяснено, что на каждые 100 метров температура падает на 0,75 градуса, с помощью рупора установлено, что отраженный от земли звук доходит до гондолы и, следовательно, можно определить высоту полета.
1914 - Родился конструктор ракетно-космической техники В.Н. Челомей.
В 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем.
В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.
С 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н.Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области).
В 1952 году стал профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана, в 1962 году — академиком АН СССР.
Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС и т. п.
В. Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита». Однако же, один из крупнейших проектов учёного — интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс — не был реализован и остался невостребованным советской и российской оборонной промышленностью.
Основные научные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Посмертно академик В. Н. Челомей в 1986 г. стал соавтором открытия (вместе с д.т. н. О. Н. Кудриным и А. В. Квасниковым) «Явления аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей».
Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Умер 8 декабря 1984 года.
1916 - Первый полет летающей лодки Dornier Rs.II. На борту находились летчик-испытатель Бруно Шрётер, инженер Шульте-Фролинде, доктор-инженер Адольф Рорбах, инженер Линднер и четыре механика-моториста. Dornier Rs II был четырехмоторной двухэтажной летающей лодкой, базирующейся на Боденском озере, где был расположен завод Dornier времен Первой мировой войны.
Dornier Rs.II никогда не достиг предназначенной для него роли: эксплуатационных испытаний на Северном море. Тем не менее, он был очень полезным испытательным стендом. Ценные уроки, извлеченные из всех его модификаций, имели большое влияние на будущие работы компании Dornier. Широкий корпус, тандемная установка двигателей, сложные металлические конструкции и приспособляемость проектов стали отличительным признаком Dornier.
1917 - Родился Генеральный конструктор "Завода им. В.Я.Климова" С.П.Изотов.
В 1935 году поступил в Запорожский индустриальный институт, но через два года, в 1937 году, он перевелся в ЛПИ имени М. И. Калинина (энергомашиностроительный факультет, специальность «Автомобили и тракторы»), который окончил в январе 1941 года. Доктор технических наук.
Трудиться начал в январе 1941 года инженером-политехником в конструкторском бюро авиадвигателей жидкостного охлаждения, возглавляемом В. Я. Климовым, в Рыбинске (Ярославская область). С ноября 1941 года работал на эвакуированном в Уфу моторном заводе № 26, с 1943 года — заместитель начальника конструкторского отдела предприятия.
За годы войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова и др. На каждом третьем самолете стоял уфимский двигатель. В конце войны в опытно-конструкторском бюро был выпущен двигатель ВК-108, с которым на самолете конструкции А. С. Яковлева удалось достигнуть скорости 745 километров в час. Это высшее достижение для самолетов с поршневым двигателем.
В 1946 году С. П. Изотов назначен заместителем Главного конструктора ОКБ № 117 в Ленинграде, в 1960 году — Главным конструктором ОКБ-117 и руководителем Ленинградского научно-производственного объединения имени В. Я. Климова. В 1960 году началась новая специализация ОКБ — газотурбинные двигатели для вертолетов. Разработанными двигателями оснащались вертолеты М. Л. Миля: Ми-2, Ми-8, Ми-14, Ми-24 и др. В ОКБ С. П. Изотова впервые в СССР для вертолетов были созданы двигатели со свободной турбиной и разработаны основные принципы регулирования таких двигателей.
В 1981 году назначен Генеральным конструктором ЛНПО имени В. Я. Климова.
Умер 6 мая 1983 года.
1923 - В Великобритании поднялся в воздух первый образец Bugle I (J6984) среднего бомбардировщика Boulton-Paul P.25 Bugle. Это был трехместный трехстоечный биплан оснащенный двумя двигателями Bristol Jupiter II мощностью 400 л.с. Бомбовая нагрузка состояла из шести 51-кг или трех 104-кг бомб, подвешиваемых под крыльями.
1924 - Родился главком РВСН (1985-1992) Ю.П.Максимов
1927 - На пассажирские линии вышел французский авиалайнер LeO-21 созданный на базе ночного бомбардировщика LeO-20. Был лишь разработан новый, более широкий фюзеляж. И по схеме и по компоновке самолёт напоминал Farman F-60. Впереди была небольшая пассажирская кабина на 6 человек, затем открытая пилотская кабина, за ней пассажирская кабина на 12 мест. Большая по тем временам вместимость - 18 пассажиров, была вызвана тем, что лайнер создавался для самой загруженной линии Европы из Парижа в Лондон.
1931 - Первый полёт тяжелого бомбардировщика ТБ-5 конструкции Д.П. Григоровича в ЦКБ-39; Б. Бухгольц
1932 - Совершила свой первый полет транспортная летающая лодка S.14 Sarafand. S.14 Sarafand - транспортная летающая лодка, разработанная английской фирмой Shorts. Следующим, еще большим вариантом, после летающей лодки Short S.11 Valetta стал Short S.14 Sarafand. Он был дальней летающей лодкой с размахом крыла 36,58 м, оснащенной шестью двигателями Rolls-Royce Buzzard мощностью 815 л.с., которые были установлены тандемными парами.
1932 - Состоялся первый полёт трёхмоторного авиалайнера Fokker F.XVIII, прославившегося рекордными перелётами. В 1930-е фирма Fokker начала сдавать позиции. В то время как другие разрабатывали авиалайнеры нового поколения, голландцы продолжали возиться со схемой Fokker F.VII/3m. На его базе возникли более крупные модели F.IX, F.XII, F.XVIII. Несмотря на улучшение характеристик, они уступали и Junkers Ju52/3m и новым американским лайнерам. Не вызвав особого интереса у авиакомпаний, эти самолёты, в отличие от F.VII/3m, были выпущены всего лишь в нескольких экземплярах. Тем не менее, они оставили заметный след в истории гражданской авиации. Особенно F.XVIII, который прославился рекордными достижениями на дальних маршрутах.
1934 - Экипаж в составе Громова, Филина и Спирина на АНТ-25 (РД) отправился в первый продолжительный экспериментальный полет, одной из целей которого было "выяснение вопроса о выполнении технических требований к военному варианту самолета". В начале все шло хорошо. Взлетев со Щелковского аэродрома (Чкаловская), самолет долетел до Качи, вернулся в Москву, сбросив по пути над ногинским полигоном условный бомбовый груз - 1000 кг дроби, и снова устремился к Каче. Через 27 часов 21 минуту из-за нарушения работы топливопитания полет прекратили с посадкой в Каче. И хотя попытка длительного полета не удалась, был получен первый практический результат - подтверждена возможность использования РД в качестве бомбардировщика с радиусом действия 2000 км.
1937 - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 16440 м, М. Дж. Адам (Великобритания) на экспериментальном Bristol 138A. Рекордный полёт продолжался 2 час. 15 мин., собственно набор высоты - 95 мин. Этот полёт проходил весьма драматично. Плохие погодные условия усложнили полёт. Густая мгла скрывала наземные ориентиры, а на высоте 12000 м вся кабина изнутри покрылась сильной изморозью. Когда стрелка высотомера достигла деления 55000 футов (16760 м), самолёт прекратил набор высоты. Лётчик выключил двигатель и, планируя, совершил посадку с неработающим двигателем на аэродроме Фарнборо.
1938 - Взлетел первый английский серийный многоцелевой истребитель Boulton Paul Defiant (К8620 ), через пять лет после заключения контракта.
1938 - Летчик-испытатель фирмы Koolhoven Томас Копперс впервые поднял FK-55 с аэродрома Велшап. Машину временно оснастили неубираемым шасси. 12-цилиндровый Lorraine Petrel 12Hars, установленный на прототипе, в дальнейшем планировалось заменить на более мощный двигатель с наддувом Lorraine Sterna (1200 л. с. на взлете, 900 л.с. на высоте 4000 м). Полет продолжался всего две минуты, но после него было принято решение самолет больше в воздух не поднимать.
Самолет представлял собой выдающийся, революционный для того времени проект - V-образный двигатель водяного охлаждения размещался за кабиной пилота, вблизи центра тяжести, он приводил в движение винты противоположного вращения. Воздух для охлаждения водо- и маслорадиаторов поступал из щелевых воздухозаборников в носовой части фюзеляжа. Кулховен понимал, что для "доведения до ума" столь революционного самолета ему не хватит ни сил, ни времени, ни средств.
1938 - Hе.116-V1, оснащенный четырьмя стартовыми ракетами, пролетел за 46 ч 18 мин 9940 км со средней скоростью 215 км/ч
1941 - Образование СКБ при заводе "Компрессор" для создания реактивного оружия "Катюша"
1941 - Первый таран воздушной и наземной цели в одном бою, экипаж П.С.Игашева. Экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3Т 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии Краснознаменного Балтийского флота в составе летчика младшего лейтенанта П.С. Игашова, штурмана лейтенанта Д.Г. Парфенова, бортстрелков В.Л. Новикова и А.М. Хохлачёва выполнял боевую задачу по нанесению бомбового удара по мосту в районе города Двинска. Полет проходил без прикрытия истребителями сопровождения. После уничтожения моста по возвращении самолет был атакован тремя фашистскими истребителями Me-109F, по другой версии, четырьмя истребителями. Игашов повернул свой самолет им навстречу и правым крылом снес хвостовое оперение одного «мессершмита». После этого обрушил горящий самолет на мотоколонну противника, пытавшуюся форсировать Западную Двину. При этом весь экипаж, кроме Игашова, погиб. Сам командир был схвачен немцами и расстрелян.
1943 - ВВС США заказали фирме Northrop 200 бомбардировщиков B-35 Фирма Northrop должна была предать ВВС первый серийный бомбардировщик к июню 1945 года.
1944 - Первый прототип NN660 английского истребителя Supermarine Spiteful поднялся в воздух под управлением Дж. Куилла (J. K. Quill). Правда машину эту следовало бы назвать предпрототипом, поскольку она представляла собой гибрид фюзеляжа Spitfire XIV с мотором Griffon 61 и пятилопастным винтом Rotol и крыла Type 371. Самолет не был оснащен полным набором необходимого оборудования, а жизнь его оказалась короткой - 13 сентября того же года он разбился в местечке Хай Пост (High Post), где был расположен заводской аэродром, похоронив под своими обломками пилота Фрэнка Фарлонга (Frank Furlong), известного в Британии тем, что в 1935 году он выиграл Большие Национальные скачки (Grand National) на лошади по кличке Рейнольдс Таун (Reynold's Town).
1947 - Первый полет Vickers Valetta, летчик-испытатель Матт Саммерс. Это военно-транспортный самолет, разработанный на базе компактного гражданского авиалайнера Vickers VC.1 Viking. Этот самолет быстро стал основным элементом деятельности Транспортного командования RAF и участвовал в различных британских военных операциях, проведенных в 1950-х и 1960-х годах.
1947 - Родился летчик-испытатель Ю.П. Шеффер.
В армии с 1967. В 1970 окончил Качинское ВВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1975 - в запасе. В 1977 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1980 - Московский авиационный институт. С июня 1977 по декабрь 1985 - лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н.Туполева. Провёл испытания крылатых ракет и комплекса вооружения Ту-95МС; специальные испытания Ту-22М2 и Ту-22М3 с комплексом ракетного вооружения; испытания комплексов оперативно-тактической воздушной разведки в варианте лазерной разведки на летающей лаборатории Ту-22М2; испытания по расширению диапазона ограничений минимальных скоростей и эксплуатационных углов атаки на Ту-134 и Ту-154. Участвовал в испытаниях Ту-144Д.
С января 1986 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Участвовал в испытаниях Ту-144ЛЛ, МАИ-89, Бе-200. Провёл лётные исследования на Ту-154ЛЛ с опытным боковым пультом управления, а также ряд испытательных работ на МиГ-29, Ил-76, Ту-154.
В 2000 установил (вторым пилотом) 12 мировых авиационных рекордов скороподъёмности на амфибии Бе-200.
В 1986-2001 - космонавт-испытатель ОКПКИ. В 1987 окончил Центр подготовки космонавтов. Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Су-7У, Су-17М, МиГ-21УМ, МиГ-25ПУ, МиГ-25РБК, МиГ-31, Ту-154ЛЛ, Ил-62. В процессе испытаний первым осуществил посадку Ту-22М2 в бездвигательном варианте с имитацией захода на посадку по схеме снижения космического корабля многоразового использования «Буран». Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 5 июня 2001 года.
1947 - Первый полет Avions Fairey Junior. Этот одноместный самолет был одним из серии легких самолетов, разработанных и названных бельгийской дочерней компании Fairey Aviation, - Avions Fairey
1948 - Совершил первый полет опытный самолет N.1221 Norelan, для него было выбрано неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Самолет был оснащен перевернутым V-образным двигателем Mathis 8G-20 мощностью 180 л.с.
1949 - Авиационную гонку Air Challenge Cup в Шерберн-он-Элмет (Sherburn-on-Elmet) выиграл шеф-пилот фирмы Blackburn Питер Лоуренс (Peter G.Lawrence) на английском палубном истребителе-торпедоносце Firebrand (EK621).
1951 - Состоялся первый полёт фронтового истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой
1952 - Первый полёт американского ХН-26. Вертолёт был спроектирован в соответствии с требованиями ВВС в отношении одноместного, который мог быть быстро разобран и упакован в контейнеры для сбрасывания на парашютах. Вес с оборудованием - 318 кг, максимальная скорость полёта - 128 км/ч, продолжительность - 1,5 часа.
1953 - Во время своего тридцатого полета прототип "001" французского истребителя-перехватчика SNSACO (Sud-Ouest) SO.4050 Vautour IIN превысил (в пологом пикировании) скорость звука, и стал первым европейским двухмоторным двухместным самолетом сделавшим это.
1959 - Завершены испытания первого отечественного ТРДДФ Р11Ф 300
1959 - На вооружение армии США начали поступать первые серийные шестиместные вертолеты UH-1A, оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолетов было вооружено двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм. и приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолетов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.
1961 - Cостоялся первый полет японской модификации "Старфайтера" - F-104J. По конструкции она ничем не отличалась от F-104G, а буква "J" обозначает лишь страну-заказчика (J - Japan). 8 марта 1962-го первый "Старфайтер" японской сборки выкатили за ворота завода "Мицубиси" в городе Комаки. Всего же японские Силы Самообороны получили 20 "Старфайтеров" из США и еще 210 машин местного производства.
1962 - Cовершил первый полет серийный образец North American RA-5 Vigilante. Несмотря на высокие для того времени летно-тактические характеристики ударного варианта, ему по целому ряду причин не суждено было стать одним из основных самолетов авианосной авиации флота США.
1962 - Катастрофа в Берёзовском районе Красноярского края. Ту-104А а/к Аэрофлот выполнял рейс из Иркутска в Омск, но спустя час полёта перешёл в крутое снижение и через две с половиной минуты разбился, при этом погибли 84 человека. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Советском Союзе. При исследовании тел погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.
Самолёт упал в покрытую лесом ложбину. По сбитым верхушкам сосен установили, что падал он не вертикально, а по пологой траектории. Задев деревья, фюзеляж лайнера переломился. Этими обстоятельствами и объяснялась большая площадь обломков. В процессе изучения обломков комиссией обнаружили фрагмент обгоревшей обшивки фюзеляжа с левого борта. Изначально эта часть конструкции находилась в районе 20-го шпангоута у иллюминаторов первого салона. В куске металла зияло отверстие диаметром 20 сантиметров. Причём обгоревшей была не внешняя сторона обшивки, а внутренняя. При этом изнутри фрагмент был механически повреждён. Некий предмет пробил обшивку лайнера и взорвался внутри. Сначала комиссия по расследованию пришла к выводу, что её причиной явилось сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолёт. Причиной экстренного снижения был предположительно назван пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине.
Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Было сообщено, что одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолёт и поразила его в левый борт.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 49-й испытательный полет ракетного самолета "Х-15" № 1. Аппарат пилотировал летчик Джон МакКэй (John McKay). Достигнута высота 30358 м при скорости 5364 км/час.
1967 - Опытный ударный самолет укороченного взлета и посадки Т6-1 выполнил первую пробежку, летчик-испытатель В.С. Ильюшин
1967 - Погибли заслуженный лётчик-испытатель СССР С.Г. Петухов (командир), лётчик-испытатель Д.В. Иванов (второй пилот), штурман-испытатель А.Я. Селеннов - при выполнении испытательного сброса груза с Ан-12. Производилось испытание бесплатформенной парашютно-реактивной системы десантирования техники «Шельф».
Основным грузом для «Шельфа» был «Объект 915» – боевая машина десанта БМД-1. Открылся грузовой люк Ан-12, вышел вытяжной парашют, но БМД заклинило, замок не отпустил её… БМД, выходящую из грузового отсека, развернуло, и она встала. Через мгновение сработала парашютная система, и четыре купола, каждый площадью 1400 квадратных метров, раскрывшись позади самолёта, потянули БМД с огромной силой. Самолёт шел со скоростью 400 км/час, и парашюты все-таки вытащили груз наружу, буквально разорвав фюзеляж самолёта и оторвав ему хвост...
Самолёт, полностью заправленный, упал на поле и взорвался. Погиб и весь экипаж парашютистов-испытателей - В. Галайда, О. Романов, В. Рачков, А. Краснов и В. Козлов. Экипаж самолёта похоронен на Введенском кладбище Москвы.
1968 - Первый полёт Lockheed C-5 Galaxy. Этот военный транспортник представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и оперением с четырьмя двигателями TF-39-Е1. При максимальной полезной нагрузке 77 т самолёт мог совершать полёт на дальность 5740 км. Серийно были произведены 81 такая машина.
1969 - Вышел приказ МОМ о разработке сверхтяжелой РН "УР-700М" и ее морского варианта "МК-700". Разработка РН была поручена ОКБ-52 - возглавляемого В.Н.Челомеем.
1971 - При возвращении на Землю после 24-суточного полёта корабля "Союз-11" и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1", погиб его экипаж - Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев. Когда они уже спускались на Землю неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой. Давление в спускаемом аппарате резко упало, космонавты потеряли сознание, и не смогли закрыть клапан. Из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж погиб.
1971 - Стратегическому авиационному командованию США (SAC) передан последний бомбардировщик General Dynamics FB-111. Всего было произведено 77 экземпляра самолета, включая прототип.
1977 - Президент Картер отменяет программу бомбардировщика Rockwell B-1 "Lancer". Несмотря на это, с конца 1981 года на вооружение ВВС США начали поступать серийные В-1B Lancer.
1978 - Совершил полет опытный самолет Defiant. Defiant - легкий многоцелевой самолет, разработанный американским конструктором Албертом (Бурт) Рутаном. В 1974 году Рутан основал компанию Rutan Aircraft Factory (RAF) в Мояве (Калифорния). Вариант Model 40 Defiant был первым самолетом, сошедшим с новой сборочной линии, и являлся по существу увеличенной и усовершенствованной моделью VariEZ с четырехместной кабиной и двигателями Avco Lycoming мощностью 160 л.с. Планировалось выпускать этот тип самолета как Model 74 Defiant с двигателями мощностью 180 л.с. и пятиместным салоном. Однако самолет Defiant продавался только в чертежах (было продано около 200 комплектов).
1979 - Первое испытание космического радиотелескопа КРТ-10
1984 - Первый полет спортивно-пилотажного самолета Су-26, Е.И.Фролов
1990 - Осуществлён захват и угон в Швецию (Стокгольм) самолета Ту-154 одним преступником (А.Михайленко). Жертв нет. Ту-154Б-2 (СССР-85334) со 159 людьми на борту выполнял рейс 8678 Львов—Ленинград, когда 19-летний Анатолий Михайленко угрожая ручной гранатой потребовал следовать в Стокгольм, после посадки в котором попросил политического убежища. Граната оказалась без запала; 17 июля угонщик был возвращён в СССР.
1994 - Международный транспортный самолет SATIC A300-600ST Beluga торжественно выкатили из цеха
Свежие комментарии