В прошлом году был подписан контракт на крупносерийное производство истребителей 5 поколения Су-57, а затем началась сборка техники. Выполнение этого заказа займет несколько следующих лет и будет иметь некоторые любопытные особенности. Так, значительная часть планов прямо связана с перспективным двигателем под шифром «30».
Последние новости
Ранее неоднократно сообщалось, что в серийное производство в итоге пойдут Су-57 двух версий, отличающихся составом оснащения и оборудования. Прежде всего, отличия серий будут заключаться в типе силовой установки. Самолеты первых партий получат существующие двигатели, а позднее технику начнут оснащать новыми изделиями.
8 мая РИА Новости опубликовало выдержки из интервью с заместителем министра обороны Алексеем Криворучко, в т.ч. и на тему начатого производства самолетов Су-57. Замминистра рассказал о скором начале поставок серийной техники, а также отметил, что планы по двухэтапному серийному производству остаются в силе.
Как и сообщалось ранее, первые партии Су-57 будут иметь «двигатели 4 поколения», т.е. существующие серийные АЛ-41Ф1. Поставки техники в такой комплектации будут продолжаться до середины двадцатых годов. К этому времени планируется завершить все испытательные и конструкторские мероприятия, по результатам которых к серии будет подготовлен двигатель 5 поколения «Изделие 30».
Более точные сроки поставок, количество самолетов в той или иной комплектации и т.д. остались неназванными. В то же время, А. Криворучко указал на преимущества перспективных двигателей в виде сниженной стоимости жизненного цикла и повышенной топливной эффективности.
2 + 76 = серия
В рамках опытно-конструкторских работ по теме ПАК ФА было построено и испытано 10 летных прототипов; еще три изделия предназначались для различных наземных мероприятий. К настоящему времени все основные испытания завершены, что позволило приступить к серийному производству.
В августе 2018 г. на форуме «Армия» был подписан контракт на поставку двух первых серийных Су-57 в 2019 и 2020 гг. В конце июня 2019-го Минобороны выдало куда более крупный заказ. Новый договор предусматривает строительство 76 самолетов с поставкой в 2020-27 гг. Как следует из доступных материалов, работы по сборке техники стартовали уже в 2018 г.
В ноябре 2019 г. в отечественных СМИ появилась фотография самолета Су-57 с бортовым номером «01 синий» и серийным №51001 в сборочном цеху Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Минобороны уточняло, что до конца года машину передадут ВКС. В 2020 г. ожидалась сдача второго подобного самолета. По всей видимости, речь шла о выполнении заказа 2018 г. на две машины.
Всего через несколько недель, 24 декабря самолет «01 синий» потерпел крушение во время испытательного полета. Летчик-испытатель успешно катапультировался и был эвакуирован. В СМИ со ссылкой на различные источники публиковались возможные причины происшествия, но результаты официального расследования остаются неизвестными. Было объявлено, что их учтут при совершенствовании самолета.
В настоящее время в цехах КаААЗ на разных стадиях строительства находится уже несколько серийных Су-57. Это второй самолет контракта 2018 г., а также первые машины второго заказа. ВКС должны принять эту технику до конца текущего года. Следующая партия пойдет в войска уже в 2021-м, и подобные процессы будут продолжаться до 2027 г.
Как отмечал А. Криворучко в ноябре прошлого года, пока речь идет только о поставке единичных самолетов, но уже в 2020-21 гг. объемы строительства и сдачи вырастут в разы. Впрочем, и тогда, и в последнем интервью замминистра не стал раскрывать более точные цифры.
Вопрос двигателей
Пока в производстве остаются самолеты т.н. первого этапа, имеющие соответствующий состав бортового оборудования и силовой установки. Как потерянный в прошлом году, так и строящиеся сейчас самолеты оснащаются двигателями «117» / АЛ-41Ф1. Такие же агрегаты будут использоваться и на значительном количестве последующих Су-57.
Точное количество истребителей первого этапа пока не раскрывалось. Известно лишь то, что их будут производить до середины десятилетия, после чего начнется т.н. второй этап серии. «Изделия 30» будут устанавливаться на всех новых самолетах вплоть до завершения выполнения второго существующего заказа. Доля такой техники в общей численности ожидаемого парка самолетов тоже остается неизвестной.
Поставки серийных двигателей «30» на КнААЗ пока остаются делом отдаленного будущего, но уже осуществляются необходимые мероприятия. С декабря 2017 г. проводятся летные испытания опытного самолета с двигателем «30». На подобные испытания планировалось потратить около трех лет. Насколько известно, пока испытывается самолет с комбинированной силовой установкой. В ближайшем будущем он получит два «Изделия 30».
По всей видимости, заказчик и исполнитель не намерены торопиться и форсировать работы по перспективному двигателю. Все мероприятия осуществляются в соответствии с установленным графиком и без спешки, способной навредить проекту. Преимущества такого подхода к выполнению работ очевидны.
Два двигателя
Истребители Су-57 первого этапа получают двигатели АЛ-41Ф1, показывающие весьма высокие характеристики. Изделия с форсажной тягой 15 тыс. кгс способны разгонять самолет до высоких сверхзвуковых скоростей, а также обеспечивать подобный полет без применения форсажа. Сопловой аппарат оснащен средствами управления вектором тяги. Система управления выполнена полностью электронной с максимальной степенью автоматизации. Также двигатели отличаются высокой экономичностью и выдающимся ресурсом.
Доработанный вариант двигателя «117», АЛ-41Ф1С, уже производится большой серией и активно используется войсками на истребителях Су-35С. Базовый АЛ-41Ф1 прошел полный цикл испытаний на опытных Т-50 / Су-57 и рекомендован к применению на серийных самолетах.
О двигателе второго этапа «30» до сих пор известно не слишком много. Сообщалось, что при разработке двигателя использован накопленный опыт, но он не является прямым развитием какой-либо из существующих конструкций. За счет применения современных технологий и решений удалось повысить все основные характеристики – хотя точные параметры до сих пор не раскрываются.
Ожидается, что новое «Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 более высокой тягой на всех режимах при меньшем удельном расходе топлива. Двигатель получит полностью электронную автоматическую систему управления, самостоятельно обеспечивающую работу всех агрегатов в оптимальных режимах. Сохранится сопло с УВТ.
Новые двигатели «30» обеспечат рост тяговооруженности. При использовании изделий «117» этот параметр для Су-57 с максимальной взлетной массой не превышает 0,85-0,9. Установка двигателей «30» позволит превысить 1. При нормальной взлетной массе ожидается рост тяговооруженности с 1-1,15 до 1,2-1,35. Соответственно, вырастут все основные взлетно-посадочные и летные характеристики, грузоподъемность и т.д.
Отдаленное будущее
Самолеты Су-57 с двигателями второго этапа, как ожидается, будут выгодно отличаться от более ранних машин всеми основными характеристиками, зависящими от силовой установки. Впрочем, техника первого этапа и без «Изделий 30» будет показывать весьма высокие характеристики, едва ли не за пределами возможностей самолетов предыдущих поколений.
Ожидаемое количество самолетов первого и второго этапов пока остается неизвестным. Учитывая объявленные сроки и объемы заказа, можно представить примерные темпы производства. Чтобы успеть сдать 76 машин к 2027 г. включительно, промышленность должна будет выпускать ок. 10 самолетов ежегодно. В таком случае, начиная с середины десятилетия (в 2025-27 гг.), удастся изготовить не более нескольких десятков истребителей второго этапа, а основную массу техники составят самолеты с двигателями «117».
Насколько можно судить, нынешние контракты на 78 серийных самолетов не станут последними, и в 2027 г. строительство Су-57 не закончится. Таким образом, не позднее 2028 г. следует ожидать начало поставок техники следующих партий. По всей видимости, они будут в комплектации «второго этапа». Также нельзя исключать, что к тому времени появится какой-либо проект модернизации самолета. При этом условный Су-57М будет комплектоваться уже привычными для своего периода «Изделиями 30», которые в наше время все еще остаются отдаленной перспективой.
В рамках обширной программы ПАК ФА удалось разработать и освоить в производстве массу новых изделий разного назначения. Одним из ключевых компонентов программы стал перспективный двигатель «30». Он пока остается на стадии испытаний, но в обозримом будущем ситуация серьезно изменится. Результатом этого станет появление Су-57 в его итоговой конфигурации – со всеми требуемыми характеристиками и возможностями.
Кирилл Рябов
Свежие комментарии