На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 21 января

Этот день в авиации. 21 января
1885 - Родился Умберто Нобиле Умберто Нобиле (итал. Umberto Nobile) — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал.
Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.
В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме.
Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну, 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.
После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.
В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.
Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.
В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом.
Во время второй полярной экспедиции 1928 года потерпел неудачу - дирижабль "Италия" обледенел и упал на льды.
Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Сам Нобиле был спасен лётчиком шведских ВВС Эйнаром Лундборгом. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин».

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами.

В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в Советском Союзе нескольких дирижаблей полужёсткого типа. В первой половине 1932 года он прибыл в СССР вместе с небольшой группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих. Под руководством Нобиле на Дирижаблестрое (Долгопрудный) были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».

В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 году уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской коммунистической партии. Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет...

Этот день в авиации. 21 января

1904 -Родился Макс Аркадьевич Тайц — учёный в области аэродинамики, теории реактивных двигателей и лётных испытаний воздушных судов, один из заместителей начальника Лётно-исследовательского института (1956—1974), доктор технических наук (1955), профессор (1957), дважды лауреат Сталинской премии (1949 и 1953), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961).

Окончил МВТУ (1929), работал в ЦАГИ (1929—41), в ЛИИ (1941—80, начальник самолётной лаборатории, заместитель начальника института). Член технической комиссии по подготовке рекордных полётов самолёта АНТ-25 (1934—37). Преподавал в МВТУ (1938—40), Московском авиационном технологическом институте (1940—41), Московском физико-техническом институте (1955—80). Основные труды в области устойчивости и управляемости ЛА и методов определения их лётных характеристик. Проводил лётные исследования самолётов (Ту-2, Ту-4, Ту-134, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-19, Су-9 и др.). Макс Аркадьевич Тайц умер 23 июля 1980 года, похоронен в Жуковском на Быковском кладбище...

Этот день в авиации. 21 января
1917
 - Родился Ефрем Семёнович Молчанов — лётчик-испытатель 1-го класса (1960), старший лейтенант. Окончил Пермскую ВАШЛ. Участник Великой Отечественной войны: в июне-декабре 1941 - лётчик 89-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный фронт); в декабре 1941-августе 1944 - командир звена 736-го истребительного авиационного полка (Ленинградский и Северо-Западный фронты, Московский фронт ПВО); в июле-октябре 1944 - командир звена 67-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944-мае 1945 -командир звена 736-го истребительного авиационного полка (Московский фронт ПВО); совершил 217 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 и в группе 4 самолёта противника. В 1949 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ. В 1948-1960 -лётчик-испытатель НИИСО; занимался испытаниями различного оборудования на Як-3, Як-7Б, Як-9, Ту-2. С 1960 на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института. Умер 14 сентября 1967 года после аварии 5 сентября 1967 года на Ту-16ЛЛ...

aa-1.jpg
1917
 - Первый полёт единственного истребителя "Нильсен и Винтер" (тип Aa), спроектированного в Дании и запущенного в серийное производство (компания Nielsen & Winther, Дания).

Этот оригинальный одноместный аэроплан напоминал гибрид фюзеляжа и оперения английского истребителя Бристоль "Скаут" с типично "ньюпоровской" бипланной коробкой. Конструкция машины цельнодеревянная, обшивка - полотно по всем поверхностям, за исключением передней части фюзеляжа, покрытой фанерными листами. Самолёт был оснащён шведским ротативным мотором "Тулин-А" мощностью 100 л.с. Вооружение - ручной пулемёт "Мадсен", установленный на стойках над верхним крылом для стрельбы поверх диска вращения винта.

vickers161-2.jpg

1931 - Первый полёт прототипа истребителя Vickers Type 161 COW Gun Fighter (J.9566) (компания Vickers, Великобритания). Разработан в рамках создания истребителя бомбардировщиков с тяжёлой 37-мм пушкой COW (Coventry Ordnance Works).

Этот день в авиации. 21 января

1932 - Вся сельскохозяйственная авиация СССР передана в состав Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР (Аэрофлота).

Этот день в авиации. 21 января
1936
 - Первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Ae.C.3G (компания FMA, Аргентина).

Этот день в авиации. 21 января

1937 - Родился Владимир Павлович Демьяновский — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.12.1989), мастер спорта СССР международного класса.

В 1954 окончил 10 классов школы и Запорожский аэроклуб. В армии с сентября 1954. В 1957 окончил Ейское ВМАУЛ. Служил в морской авиации (Черноморский флот). С мая 1966 - в запасе. В 1968 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. С июня 1966 по 1996 - лётчик-испытатель ОКБ Г.М.Бериева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-126ЛЛ (15.08.1977), А-50 (19.12.1978), А-60/2 (29.08.1991), восстановленного Бе-32 (12.05.1993). Провёл испытания по отработке заправки А-50, испытания А-50 на больших углах, в условиях обледенения, при низких температурах. Участвовал в испытаниях А-40, Бе-12, Бе-30, Ту-142МР, 14М1П. Установил 90 мировых авиационных рекордов (из них 70 - вторым пилотом): в 1991 - 60 рекордов скорости и скороподъёмности на гидросамолёте и амфибии А-40; в 1992 - 30 рекордов скороподъёмности гидросамолете и амфибии А-40. Живёт в городе Таганрог Ростовской области. Работал руководителем полётов в ТАНТК имени Г.М.Бериева.

pcams141-9.jpg

1938 - Первый полёт патрульной летающей лодки Potez 141. 2 июня 1943 года, летающая лодка Потэ-CAMS 141 потопила немецкую подводную лодку U-105 в 35 милях от Дакара.

Этот день в авиации. 21 января

1939 - Тушинский авиазавод № 81 передан в Наркомат авиапромышленности, где находился в составе 1-го главного управления.

Образован в 1932 г. в подмосковном п.Тушино как завод №62 ГУ ГВФ. В декабре 1936 г. переименован в Государственный союзный завод номер 81 Наркомата оборонной промышленности, он же завод имени Молотова. В Тушине выпускали истребители ДИ-6 и Як-1, лёгкие бомбардировщики Як-4. В 1941 г. заводу передан Тушинский аэродром НИИ ГВФ. В июле 1941 г. завод эвакуирован в Омск и вошёл в состав завода №166 НКАП.

Этот день в авиации. 21 января
1939
 - Первый полёт опытного среднего бомбардировщика Amiot 351-01 (компания Amiot, Франция).

Этот день в авиации. 21 января

1940 - Первый полёт тяжёлого истребителя сопровождения Та-3 (советский авиаконструктор Всеволод Константинович Таиров).

Этот день в авиации. 21 января

1941 - Решением СНК СССР был создан Ленинградский авиационный институт (с 1945 г. авиационного приборостроения; ЛИАП). С ноября 1997 г. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Этот день в авиации. 21 января

1943 - Была издана директива англо-американского объединённого комитета начальников штабов об организации "воздушного наступления" против промышленных центров Германии.

Этот день в авиации. 21 января

1943 - Началось серийное производство двигателей АМ-38Ф А.А.Микулина для Ил-2 на авиазаводе № 45 (ныне ММПП «Салют»).

Этот день в авиации. 21 января

1945 - У острова Тайвань (Формоза) контратака камикадзе привела к повреждению авианосцев «Тикондерога» и «Лэнгли», причём «Тикондерогу» пришлось отправить на доковый ремонт. В 19:45 21 января 1945 г. самолёт камикадзе спикировал на авианосец «Лунга Пойнт», а через 5 минут ещё два камикадзе врезались в лётную палубу авианосца «Бисмарк Си», пожар вскоре добрался до погребов, и после взрыва корабль затонул. Это был последний американский авианосец, потерянный во Второй Мировой войне.

1950 - Решение Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) о введении института заместителей командиров рот, батарей, эскадронов и эскадрилий по политической части и об изменении структуры партийных организаций.

Этот день в авиации. 21 января
1950
 - На полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск баллистической ракеты Р-5М конструкции Сергея Павловича Королёва с ЖРД Валентина Петровича Глушко, на базе которой 2 февраля 1956 г. был произведён первый пуск Р-5М, оснащённой ядерной боеголовкой.

Этот день в авиации. 21 января

1950 - Состоялся первый полёт самолёта Ту-75 (транспортный вариант Ту-4). Машину пилотировал экипаж во главе с лётчиком-испытателем Вячеславом Павловичем Маруновым, второй пилот - Алексей Дмитриевич Перелёт.

Этот день в авиации. 21 января

1952 - Совершил свой первый полёт в Швеции экспериментальный SAAB 210 с дельтавидными крыльями.

 

Этот день в авиации. 21 января
1956 - День основания ГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение».
 
Этот день в авиации. 21 января
1959 - Первый полёт СВВП Ryan VZ-3RY Vertiplane.

Этот день в авиации. 21 января

1960 - С ракетного полигона на острове Уоллапс (штат Вирджиния, США) осуществлен пуск по суборбитальной траектории "Little Joe-1B".В головной части ракеты находилась кабина с обезьяной Мисс Сэм (Miss Sam). Это был испытательный пуск в интересах проверки системы аварийного спасения американского космического корабля «Меркурий» проведённый в рамках одноимённой пилотируемой программы НАСА. Во время полёта вся автоматика работала по заложенному алгоритму; космический корабль достиг высоты в 14 км, улетел на расстояние 19 км, с максимальной скоростью 3307 км/ч. Через тридцать минут после запуска, вертолёт поиска вернул космический корабль и его обитателя на остров Уоллопс. 'Мисс Сэм' была в хорошем состоянии, цели испытания были успешно выполнены.
 
Этот день в авиации. 21 января
1963 - Состоялось первое испытание летательного аппарата "Martlet-1", разработанного и изготовленного бельгийским инженером Жеральдом Бюллем (Gerald Vincent Bull). Основной задачей испытания являлась проверка правильности выбора концепции доставки на околоземную орбиту спутников, когда в качестве средства выведения используются супер-пушки. ЛА был выстрелен из гигантской пушки, расположенной на острове Барбадос. В ходе 145-секундного рейса аппарат достиг максимальной высоты 26 км, после чего перешёл на траекторию возвращения и упал в 11 км от места выстрела.
 
Этот день в авиации. 21 января
1968 - Авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии, когда после возникновения пожара на борту стратегического бомбардировщика B-52 экипаж был вынужден экстренно покинуть самолёт над базой ВВС США Туле в Гренландии, и неуправляемая машина потерпела крушение вблизи от базы. Бомбардировщик выполнял боевое патрулирование в рамках операции «Хромированный купол» и нёс четыре термоядерные бомбы B28FI. В результате падения самолёта, оставленного экипажем, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. В марте 2009 годажурнал «Time» включил инцидент в список наиболее серьёзных ядерных катастроф.

Этот день в авиации. 21 января

1970 - Бросковые испытания ракеты Р-36М с целью отработки системы минометного старта.
 
Этот день в авиации. 21 января
1972 - Первый полёт палубного противолодочного самолёта Lockheed S-3A Viking.
Этот день в авиации. 21 января

1973 - Катастрофа Ан-24Б Северо-Кавказского УГА в Пермской области, близ дер. Петухово, Большесосновский район, в результате чего погибли 39 человек.

Экипаж 241 лётного отряда выполнял рейс №6263 Краснодар – Пермь с посадками в Волгограде, Саратове и Казани. В 23:48 самолёт находился в 130 километрах от аэропорта по азимуту 240°. В 23:54 передал диспетчеру о расчётном времени начала снижения, в ответ на что получил разрешение снижаться до высоты 4500 метров с докладом. Экипаж подтвердил получение информации. Эта была последняя радиопередача с самолёта, который на последующие вызовы уже не отвечал. В 23:56:40 перевёрнутый авиалайнер с приборной скоростью свыше 860 км/ч и вертикальной 45 м/с плашмя рухнул в поле на глубокий снег (70 см). На следующий день в 14:00 место падения было найдено в 900 метрах северо-северо-западнее деревни Петухово (ныне не существует) Большесосновского района Пермской области в 91 километре от КТА Большое Савино по азимуту 240°. Правые и левые части крыла были обнаружены в 550—800 метрах от самолёта, части хвостового оперения — в 300—900 метрах, люк радиоотсека и отражатель антенны радиолокатора находились примерно в 2 километрах, а части обтекателя радиолокатора и куски звукоизоляционного материала — в 5 километрах от основного места падения. Некоторые выжившие после падения пассажиры скончались в первые часы среди обломков от ран и мороза. Был найден выживший пассажир, пытавшийся доползти до ближайшего дома, но по пути в больницу он умер от ран. Таким образом, все 39 человек на борту самолёта погибли...

Согласно предварительным выводам, причиной катастрофы стал быстро развивающийся правый крен, который привёл к резкому снижению Ан-24 и увеличению скорости выше запредельной, что привело к разрушению в воздухе. Основная версия возникновения крена-столкновение в воздухе с посторонним предметом, который либо разрушил систему управления, либо оказал воздействие на экипаж.

Этот день в авиации. 21 января

1975 - Комплекс перехвата Су-15-98М (с истребителем-перехватчиком Су-15ТМ) принят на вооружение постановлением № 72-26 от 21 января 1975 года. В ходе совершенствования комплекса вооружения самлёта Су-15 он был оснащён новой РАС «Тайфун-М» (РП-26) и ракетами К-98М с увеличенной дальностью и защищенностью от помех. Диапазон перехвата по высоте полёта целей расширился до 24 ООО м, по скорости - до 2500 км/ч, вдвое возросла дальность пуска Р-98МР. На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ - на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.

Этот день в авиации. 21 января

1976 - Начало коммерческой эксплуатации франко-английского сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпаниями «British Airways» и «Air France» с одновременным вылетом из Парижа в Рио де Жанейро и из Лондона в Бахрейн.

Этот день в авиации. 21 января

1977 - Авиационная катастрофа в небе над Новгородской областью в районе посёлка Крестцы с участием двух самолётов советских ВВС. при этом погибли 9 человек.

Министерство обороны СССР проводило ночные учения, в ходе которых проверялась готовность Московской зоны ПВО. Для этого (по некоторым данным — из Печоры) в Шяуляй вылетели три самолёта Ан-12ППС — постановщики помех, которые были из 117-го авиаполка радиоэлектронной борьбы (авиабаза Шяуляй). Согласно поставленной задаче, эти самолёты должны были ставить активные и пассивные помехи. Однако эти же три самолёта являлись и учебными целями, для перехвата которых с авиабазы Хотилово были подняты два истребителя-перехватчика Су-11. При лунном свете лётчики истребителей обнаружили первый Ан-12 и выполнили учебную атаку по нему, после чего ведущий истребитель, выходя из атаки, пролетел у него под хвостом. Но лётчики Су-11 не знали, что это был не единственный постановщик помех, а лишь один из трёх. Набирая в темноте высоту, ведомый перехватчик, пилотируемый старшим лейтенантом А. Г. Бубновым, столкнулся со вторым постановщиком помех, командиром которого был старший лейтенант В. Н. Саяпин. Су-11 врезался в левую плоскость крыла Ан-12 в районе между двигателями. От удара плоскость вместе с обоими двигателями отделилась, после чего обе машины рухнули на землю. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 9 человек: 8 в Ан-12 и 1 в Су-11.

Этот день в авиации. 21 января

1984 - Первый испытательный запуск противоспутниковой ракеты с самолёта F-15/ASAT.

Этот день в авиации. 21 января

1987 - Катастрофа самолёта Су-25, подвиг лётчика старшего лейтенанта Константина Григорьевича Павлюкова.

Пара Су-25 взлетала в аэродрома Баграм на прикрытие самолёта Ил-76. Ведомый самолёт во время набора высоты был сбит ракетой ПЗРК. Лётчик катапультировался на высоте 250м. При снижении на парашюте получил несколько ранений. Превозмогая боль, лётчик после приземления принял неравный бой с душманами в течение часа, которые попытались его захватить. Израсходовав патроны, лётчик подорвал себя и душманов гранатой. В этом бою лётчику удалось уничтожить более 20 душманов.
Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1987г. старшему лейтенанту Павлюкову К.Г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Лётчик – выпускник Барнаульского ВВАУЛ-83г. Его бюст установлен в БВВАУЛ в 1990 г. Похоронен на аллее Героев Власихинского кладбища Барнаула...

Этот день в авиации. 21 января

1991 - Осуществлён захват и угон в Болгарию самолёта Ту-154 рейса Ташкент – Грозный - Одесса одним преступником (Г.Ю. Ган). Жертв нет.

Этот день в авиации. 21 января
1997
 - Начата программа создания среднемагистрального 70-местного пассажирского самолёта Bombardier CRJ 700 для местных авиалиний, разработанного канадской фирмой Bombardier Regional Aircraft.

Этот день в авиации. 21 января

2010 - Самолёт-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полёт с двигателем ПАК ФА "изделие 117"...

Картина дня

наверх