На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • НС
    нельзя ставить подножку авиапрому!  В такое сложное время у нас промышленность пытается возрождаться. а эти умники ис...Прилетели: «Татне...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    Великобритания начала. Постройка первого опытного образца D.H.106 завершилась в апреле 1949-го, а 27 июля прототип D...Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Спасибо Тимуру Латыпову, очень сильная статья и если выводы верны, то в Татнефть осуществляется экономическая диверси...Прилетели: «Татне...

Этот день в авиации. 7 января

Этот день в авиации. 7 января
Этот день в авиации. 7 января

1610 - Галилео Галилей открыл первые три спутника Юпитера – Ио, Европа и Ганимед.

Этот день в авиации. 7 января

1785 - Состоялся перелёт французского механика Ж.П.Бланшара и американского ученого Дж.Джефриса на аэростате через пролив Ла-Манш. Полёт длился 2,5 часа.

Этот день в авиации. 7 января

1786 - Родился Родился Карл Андреевич Шильдер — русский военный инженер.

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, сиистемы контрминной борьбы; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г. сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях.
Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в г Калараш.В октябре 1911 года по инициативе известного военного историка Г. О. Габаева и других офицеров лейб-гвардии Сапёрного батальона прах Шильдера был перенесён из Калараша в Санкт-Петербург и помещён в церковь лейб-гвардии Сапёрного батальона во имя Святых Косьмы и Дамиана...

Этот день в авиации. 7 января

1902 - Родился Сергей Александрович Худяков (настоящее имя — Арменак Артёмович Ханферянц) — советский военачальник, маршал авиации (1944), один из создателей советских ВВС.

Советский военачальник, участник Гражданской войны с 1918 г. В авиации с 1936 г. С 1940 г. был начальником штаба ВВС округа. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был начальником штаба и командующим ВВС фронта, начальником штаба ВВС РККА, командующим 1 ВА, 12 ВА. Участник Ялтинской конференции. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно в 1956 г.


1909 - Во Франции впервые в мире выданы лицензии на вождение самолетов.
Первые лицензии пилотов были выданы французским аэроклубом без каких-либо экзаменов всем пилотам, которые летали до декабря 1909 года. Список первых шестнадцати летчиков с лицензиями был опубликован 1 января 1910 года в алфавитном порядке, без учёта исторического первенства. По ошибке в этот список не попал Шарль Вуазен, считающийся первым во Франции пилотом самолета с мотором, в то время как некоторые другие "пилоты", упомянутые в списке, никогда не поднимались воздух. Позже лицензии начали выдаваться после сдачи соответствующего экзамена. Первым, получившим такую лицензию за номером 17, был Альфред Лебланк.

Этот день в авиации. 7 января

1910 - Родился Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский — один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской премии (1962) и двух Сталинских премий (1950, 1952). Автор многих проектов. Доктор технических наук. Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния», генерал-майор (1999).

По окончании Харьковского механико-машиностроительного института участвовал в проектировании первой отечественной паровой турбины большой мощности. В авиапромышленности с 1932 г. В 30-е годы, работая в ХАИ, занимался разработкой газотурбинных двигателей для самолётов.В ОКБ Артёма Ивановича Микояна с 1941 года. Участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». Главный конструктор с 1971 года. С 1975 года Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана». Главный конструктор (до 75-го года) самолёта-перехватчика «МиГ-31» (1975), параллельно принимал непосредственное участие в создании фронтового истребителя «МиГ-29» (1977). Руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль». Ведущий разработчик МТКК «Буран».Руководитель проекта многоразовой авиационно-космической системы «МАКС».

Жил и работал в Москве. Умер 28 ноября 2001 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Этот день в авиации. 7 января

1910 - Юбер Латам при полёте из Мормелона в Бои на самолёте Antoinette-7 впервые поднялся на высоту 1000 метров.

Этот день в авиации. 7 января

1916 - Первый полёт летающей лодки М-9 Дмитрия Павловича Григоровича. Этот самолёт получил большое распространение, так как обладал мощным двигателем и большой грузоподъёмностью. Он использовался не только как разведчик, но и в качестве бомбардировщика. На этом гидросамолёте летчиком Яном Иосифовичем Нагурским была выполнена «петля Нестерова». Единственным недостатком самолёта являлась его тихоходность (максимальная скорость достигала 100-110 км/ч).В России и за её пределами этот самолёт пользовался большой популярностью.


1920 - Первый полет Boeing Model 7 (BB-1).

Вслед за первым гражданским самолетом Боинга - В-1 появилась другая летающая лодка, построенная по той же схеме, но несколько меньшего размера - ВВ-1 (Боинг Модель 7). Самолет тоже мог перевозить двух пассажиров, но в отличие от В-1, имевшего отдельные пассажирскую и пилотскую кабины, на ВВ-1 пилот и пассажиры размещались в общей кабине. Особенностью конструкции были межкрыльевые стойки, расположенные при виде спереди V-образно (такое решение было редкостью в практике американского самолетостроения). На самолете стоял двигатель "Холл-Скотт Л-4" мощностью 130 л. с. Как и в случае с В-1, был построен единственный экземпляр (зав. No.87); он совершил первый полет 7 января 1920 года, а затем был продан канадской компании "Эйркрафт Маньюфэкчуринг Кампани оф Ванкувер".

Этот день в авиации. 7 января
1921 - Родился Юрий Петрович Кирпичёв — конструктор РЛС, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. Заслуженный машиностроитель РФ.

Участник войны: сначала — стрелок-радист, после обучения — пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2, с 1943 служил в минно-торпедной дивизии авиации Северного флота, с 1944 — в авиации Черноморского флота. Окончил политехнический институт. С 1946 г. в НИИ-17 занимался разработками БРЛС «Изумруд» для МиГ-15 и кормового прицела «Аргон» для Ту-4. С 1955 г. работал в филиале НИИ-17 в г. Жуковский (Московская область). В 1958—1993 гг. на заводе № 339 («Фазотрон-НИИР»). Первый зам. главного консмтруктора РЛС «Смерч-А» для МиГ-25, главный конструктор БРЛС «Сапфир-23» (с 1969) для МиГ-23, «Сапфир-25» для МиГ-25 и Н-019 для МиГ-29 (1982—1992). Принимал участие в разработке БРЛС «Смерч». Умер 02.01.2009. Похоронен на Перепечинском кладбище.

Этот день в авиации. 7 января

1927 - Родился Лев Аронович Лановский — советский и российский авиаконструктор ОАО «Туполев», главный конструктор самолёта Ту-204, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации (2003).

Скончался 18 марта 2015 года. Похоронен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища.

Этот день в авиации. 7 января

1928 - Состоялся первый полёт второго (модернизированного) опытного экземпляра самолёта У-2 (По-2) Николая Николаевича Поликарпова с двигателем М-11, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов.

24 июня 1927 г. состоялся первый полёт У-2, пилотировал который знаменитый лётчик-испытатель М.М. Громов. Не доведённый до рабочих характеристик двигатель М-11 доставлял немало проблем, и конструкторскому коллективу на первых порах пришлось доводить не столько самолёт, сколько капризный двигатель. В целом учебный биплан получил хорошую оценку, однако был перетяжелён и обладал низкой скороподъёмностью: 2000 м достигались за 29 мин.

Устранить обнаруженные при испытаниях недостатки удалось на второй машине. Профиль крыла стал тоньше, законцовки крыльев и оперения сделали эллиптическими, а руль направления — необычайно большим. 7 января 1928 г. модернизированный У-2 совершил первый полёт. К концу 1928 г. завершились испытания опытной серии У-2, после чего был начат его серийный выпуск на заводе №23 Ленинграда.

1929 - (с 1 января) под командованием майора Карла Спаатца Atlantic-Fokker C-2a «Вопросительный знак» устанавливает рекорд продолжительности полёта с дозаправками (США) - 150 часов 45 минут.
Полет на модифицированном самолете Atlantic-Fokker C-2A завершился после того, как он преодолел около 11 000 миль и был заправлен 43 раза — 12 из них ночью — 5660 галлонами топлива и 245 галлонами масла. Самолет приземлился через 150 часов 45 минут — почти семь дней в воздухе.

На изображении может находиться: самолет, небо и на улице
1934 - Состоялся первый полёт опытного палубного истребителя Curtiss XF13C. Один из первых проектов истребителя-моноплана для ВМС США. Успели построить 3 прототипа Curtiss XF13C.
Этот день в авиации. 7 января

1934 - Родился Виктор Павлович Потапов — советский и российский военачальник. Командующий авиацией Военно-Морского Флота (1988—1994), генерал-полковник авиации (1985). Заслуженный военный лётчик СССР (1975).

С 1994 года — в запасе. Жил в Москве. Работал директором Московского филиала холдинговой компании «Ленинец», создающей новые авиационные радиоэлектронные комплексы для различных типов самолётов. В честь Виктора Потапова в 2017-м году был назван противолодочный самолёт Ил-38, переданный в Ейск в ЦБП и ПЛС морской авиации ВМФ РФ. Скончался 23 июня 2021 года...

Этот день в авиации. 7 января

1935 - Родился Валерий Николаевич Кубасов — 18-й лётчик-космонавт СССР и 40-й космонавт мира, дважды Герой Советского Союза (1969, 1975), Герой ВНР (1980), к.т.н. (1968). В 1958-1966 гг. работал конструктором в ОКБ-1. В отряде космонавтов с 1966 г. Совершил 3 полёта в космос (1969, 1975, 1980). В общей сложности в космосе провёл налетал 18 суток 17 часов 57 минут. Удостоен Золотой медали им. К.Э.Циолковского АН СССР, Золотой медали им. Ю.А.Гагарина (FAI). Почётный гражданин ряда городов разных стран. Бронзовый бюст установлен в г. Вязники Владимирской обл. Автор книг «Межпланетные полёты», «Прикосновение космоса»

Скончался от инсульта 19 февраля 2014 года. Похоронен 22 февраля на Троекуровском кладбище...

 
Этот день в авиации. 7 января

1942 - Лётчик-испытатель Николай Васильевич Герасимов поднял в воздух первый собранный в Ташкенте на эвакуированном заводе № 84 самолет ПС-84 (Ли-2).

Этот день в авиации. 7 января

1942 - Запорожскими моторостроителями на эвакуированном в Омск заводе № 29 восстановлено серийное производство двигателей М-88Б.

Этот день в авиации. 7 января

1942 - Первый полёт палубного истребителя Supermarine Seafire.

К 1941 году стало очевидно, что британская палубная авиация не может на равных сражаться с немецкими истребителями. В кратчайшие сроки приняли решение создать новый палубный истребитель на базе знаменитого Supermarine Spitfire. Новый самолёт назвали Seafire (как сокращение от Sea Spitfire). Seafire конструктивно не отличался от своего «родителя» — всё тот же низкоплан с убирающимся шасси. Был установлен посадочный крюк и крюк для катапульты, усилена конструкция центроплана и крыла, которое могло складываться. Вооружение отличалось у разных модификаций — от 2 × 20-мм пушек Hispano до 4 × 7,70-мм пулемётов + пушки + ракеты. Двигатель Rolls-Royce Merlin позволял развить скорость до 578 км/ч. Было выпущено 2646 истребителей Seafire. Основной эксплуатант — Воздушные силы флота Великобритании. Самолёты были списаны как устаревшие в 1953 году. На сегодня сохранилось 6 экземпляров Seafire.

Этот день в авиации. 7 января

1950 - При заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) в СМУ разбился самолёт Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа.

По официальной версии, Ли-2 разбился потому, что был дезориентирован сигналами приводной радиостанции с находившегося рядом военного аэродрома «Арамиль». Радиостанции двух аэропортов по халатности работали на одних и тех же частотах, в результате чего экипаж в конце концов потерял ориентировку в пространстве (визуально садиться было невозможно из-за сильного снега), и самолёт рухнул на землю.

Этот день в авиации. 7 января

1951 - Родился Талгат Амангельдиевич Мусабаев - советский и российский космонавт. Герой Российской Федерации (1994), Народный Герой Казахстана (1995), генерал-майор Российской Федерации (2003), генерал-лейтенант авиации Республики Казахстан (2007), доктор технических наук (2008).

В 1974 году закончил Рижский институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола по специальности «Радио-электронное оборудование». В 1993 — Актюбинское высшее лётное училище. 6 марта 1991 года приказом министра обороны СССР призван на действительную военную службу и зачислен кандидатом в космонавты-исследователи 4 группы отряда космонавтов. Совершил 3 полёта в космос. Общая продолжительность пребывания в космосе — 341 день 9 часов 48 минут 41 секунду.

Этот день в авиации. 7 января

1953 - Президент Трумэн объявил о наличии у США водородной бомбы.

Этот день в авиации. 7 января

1958 - Американский пилот Джон Льюис совершил первый перелёт Антарктиды из конца в конец на одномоторном самолёте.

Этот день в авиации. 7 января
1960 - Экипаж Ан-10 (СССР-11172) под управлением экипажа Украинского территориального управления ГВФ во главе с П.Шульженко пересёк Гималаи и доставил в столицу Индии Дели на Международную сельскохозяйственную выставку одного быка, четырёх коров и четырёх породистых рысаков. Необычные путешественники чувствовали себя в полёте продолжительностью 8 ч 20 мин вполне удовлетворительно.

Согласно Постановлению СМ СССР № 137-59 от 9 февраля 1959 года в ОКБ разработали документацию на переоборудование Ан-10А в грузо-пассажирский вариант Ан-10АС. Эта машина предназначалась для перевозки 16,3 т грузов, включая животных. Переоборудованию подвергались передний и задний пассажирские салоны, в которых демонтировали кресла, багажные полки, туалеты и устанавливали на пол грузовые настилы со швартовочными узлами, а борта закрывали защитными облицовками. Допустимая нагрузка на пол в переднем салоне составляла 800 кгс/кв.м, в заднем — 600 кгс/кв.м. Средний пассажирский салон и багажно-бытовой отсек оставались без изменений. Переоборудование предполагалось производить непосредственно в подразделениях Аэрофлота, для чего на воронежском авиазаводе изготовили 30 специальных комплектов. В действительности в Ан-10АС переоборудовали четыре самолёта. Два Ан-10 (серийные №№ 06-01 и 13-01) предназначались для проведения испытаний в ГосНИИ ГВФ и ГК НИИ ВВС. Ещё два самолёта (основной и дублер) подготовили для полётов в США и Индию. После возвращения в СССР этот самолёт и его дублер переделали в исходный вариант.

Этот день в авиации. 7 января

1963 - Начало регулярных полётов самолётов Аэрофлота на Кубу. Его на самолете Ту-114Д СССР-76480 выполнили экипажи командиров корабля Н.И.Груненышева и Н.И.Торицына под руководством А.К.Витковского.
Началось всё ещё в июле 1962 года, когда состоялся первый полёт Ту-114 на Кубу с промежуточной посадкой в Конакри (Гвинея). В дальнейшем выполнялись рейсы с посадками в Алжире и Дакаре (Сенегал). Однако вскоре обе эти страны под давлением США отказались предоставлять гарантии по заправке Ту-114. Возникла идея организовать беспосадочные полёты через Северный полюс и Атлантику, чтобы больше не зависеть от иностранных услуг и политических моментов. Были подготовлены три специальных самолёта Ту-114Д с пассажировместимостью всего 60 человек, но с увеличенной ёмкостью топливных баков. И, после этих доработок, Ту-114 смог преодолевать без посадки расстояние в 10900 км, отделяющее Мурманск от Гаваны.
С минимальным запасом топлива Ту-114 взлетал в Москве, садился на военном аэродроме в Мурманске, чтобы заправиться там «под завязку», и далее уже следовал над океанами к пункту назначения. Обычно керосина на перелёт в Гавану хватало, но иногда из-за сильного встречного ветра расход горючего возрастал, и тогда приходилось выполнять вынужденную посадку на американской военной базе в Нассау (Багамские острова) для дозаправки.
Над Северной Атлантикой ветер дует обычно с запада на восток. Это мешает полёту из Старого Света в Америку, но зато благоприятствует движению в обратном направлении, экономя горючее и увеличивая дальность полёта. 
В силу указанного обстоятельства обратные полёты из Гаваны в Москву нередко обходились даже без промежуточной посадки в Мурманске.

Этот день в авиации. 7 января

1970 - Начались Государственные совместные испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (Т-6).
Этот день в авиации. 7 января
1973 - Английская компания Cameron Balloons впервые запускает единственный в мире использующий горячий воздух дирижабль (G-BAMK).

Этот день в авиации. 7 января
1982 - Катастрофа Л-410М (CCCP-67290), Краснодарский край, близ Геленджика, Грузинское УГА, Сухумский ОАО.
Экипаж выполнял полёт по ПВП. Находясь в зоне УВД аэропорта Геленджик, экипаж в 12ч 29м. после доклада диспетчеру о расхождении со встречным бортом, дал расчётное время выхода из зоны 12ч 40м. По истечении расчётного времени выхода из зоны экипаж на связь не вышел и на запрос диспетчера не отвечал. Организованными поисками самолёт был обнаружен на удалении 22 км от аэропорта Геленджик на склоне горы высотой 365 м на отметке 350 м, полностью разрушенным и частично сгоревшим. На маршруте экипаж попал в СМУ (облака). Продолжая полёт по ПВП, экипаж неправильно определил угол сноса и снизился ниже минимально безопасной высоты для выхода на визуальный полёт. Взлётный вес превышал допустимый на 177 кг. Самописец САРПП-12 не был заправлен пленкой. Всего погибших:18, экипаж-2, пассажиры-16. В заключении отчёта комиссии причиной катастрофы была названа ошибка экипажа, который нарушил правила визуальных полётов, в том числе не следил за своим местонахождением, а также снизился ниже безопасной высоты полёта, установленной над пролетаемой местностью. Сопутствовало катастрофе то обстоятельство, что на данном маршруте нельзя было вести радиолокационный контроль на всём его протяжении, так как это не позволяли возможности используемых радиолокационных и радиотехнических средств при работе на побережье горной местности.

Этот день в авиации. 7 января

1983 - Самолёт F/A-18 официально поступил на вооружение.

Этот день в авиации. 7 января

2007 - Впервые посадка двух вертолётов Ми-8МТВ-2 на Южном полюсе. Руководители: проекта – директор ФСБ Николай Платонович Патрушев, экспедиции – вице-спикер ГД РФ, президент Ассоциации полярников Артур Николаевич Чилингаров, лётной группы – начальник Управления авиации ФСБ Николай Фёдорович Гаврилов.

Этот день в авиации. 7 января

2020 - Со стартового комплекса SLC-40 Станции ВВС США “Мыс Канаверал” (шт. Флорида, США) осуществлён пуск РН Falcon-9 v1.2b5 (F9-079) с 60-ю спутниками интернет-вещания типа Starlink (Starlink-1073 и ещё 59). Во время пуска в 4-й раз использовалась первая ступень В1049. После выполнения программы она совершила посадку на морскую платформу ‘Of Course I Still Love You’ ("Конечно, я все ещё люблю тебя"), находившуюся в акватории Атлантического океана. Попытка поймать створки головного обтекателя с помощью сети на специализированном судне ‘Go Ms Tree’ не удалась. Спутник Starlink-1087 уже 29 мая 2020 года сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы.

Картина дня

наверх