21 марта 1942г. самолет ТБ-7 «зав№42055» выпущенный заводом №124 в июне 1941года производил полет по проверке техники пилотирования ст. лейтенанта Ковалева и испытания моторов М-30 на надежность , на минимальных расходах горючего на высоте , с одновременным снятием площадок на высотах 8000-6000-4000-2000 метров .
Продолжительность полета 3-3,5 часа.Внешний вид дизельного двигателя М-30 конструкции А.Д.Чаромского (подробнее о нем можно прочитать вот здесь)
Экипаж:
Командир - Ковалев А.Х., ст.лейтенант
2 пилот - Угрюмов М.М., майор.
Штурман - Хуртак П.С., капитан.
Борттехник - Кудрявцев М.В., воентехник 1-ранга.
Пом. Борттехника - Сычков П.Г., воентехник 2-ранга.
Радист - Андриянов Н.Л., ст. сержант.
Стрелок спинной установки - Ключарев И.С., ст. сержант.
Инженер-испытатель - Жилин Н.С., в.инженер 1-ранга.
Основной экипаж налетал на этом самолете около 80 часов.
Бомбардировщик взлетел в 13часов 15минут , с полетным весом в 28000кг. Взлет был произведен нормально и самолет пошел с набором высоты. Согласно радиограмм с бомбардировщика набор высоты до 8000метров протекал нормально и по сообщению майора Угрюмова на борту было все нормально. В 14часов 10минут с самолета была получена радиограмма « течь водяного радиатора №4 , иду на посадку- Угрюмов», в 14ч.35мин. новое сообщение «выключился мотор, связь кончаю». В последней радиограмме, полученной в 14час.40мин. Угрюмов сообщил «иду на посадку Казань, связь кончаю».
Вскоре после этого с аэродрома завода был замечен самолет ТБ-7 «№42055», заходящий с южной стороны аэродрома с остановленным винтом 4-го мотора «крайнего правого» и выпущенными щитками.
Расчет на посадку был произведен «с промазом» и самолет, имея высоту над границей аэродрома в 30-40 метров дал полный газ моторам и пошел на второй круг.Самолет медленно набирал высоту, идя с левым креном и скольжением влево, затем крен был убран и бомбардировщик стало медленно сносить вправо и разворачивать вправо. На высоте около 200м. самолет резко развернулся вправо на 90 градусов без всякого крена, потерял скорость и пошел на нос и сделал полвитка правого штопора, врезался в землю с работающими двигателями. В момент удара произошел разрыв топливных баков и взрыв. Экипаж погиб. Аварийная комиссия созданная после катастрофы дала свое заключение «Ошибка летчика в технике пилотирования при уходе на второй круг с неработающим правым мотором и выпущенными щитками».
Фото с места падения данного самолета (из отчета о расследовании данной катастрофы)
Экипаж похоронили в Казани, в Кировском районе, на кладбище №1, с 60-годов это кладбище закрыто и сейчас представляет убогое зрелище.
В конце лета 2004 года мне позвонил директор музея КМПО Жмурченко Г.И. и сообщил , что в музее нашел папку с выходными данными на Жилина С.Н., оказалось , что , последний являлся директором 82-го авиационного завода , в начале войны этот завод был эвакуирован в Казань , располагался на территории 16-го моторостроительного завода , выпускал дизельные двигатели М-30 . Скорей всего директор лично хотел убедиться как работают двигатели выпускаемые его заводом .
Автор: Ильдар Валеев
Опубликовано в "Аэрокосмическом обозрении" "Издательский дом Бедретдинов "
http://www.id-bedretdinov.ru/journals/journal-aero/post-aero...
Свежие комментарии