1887 - Наблюдение солнечного затмения с воздушных шаров, летали Д.И. Менделеев, С.К.Джевецкий и Л.Н. Зверинцев


Родился в семье капитана буксирного парохода и оперной певицы.
В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус.В октябре 1917 г. 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию. В Красной Армии с мая 1919 года. Воевал на Южном фронте. После демобилизации в октябре 1920 года Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии, работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота — курьером, в Центропечати — агентом, в Волгосудстрое — на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород — электромонтёром.
В 1924—1933 гг. служил в ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова. Сотрудник ГПУ — помощник начальника особого отдела дивизии, уполномоченный отделения ОО или КРО центральных управлений. В 1929 году вступил в ВКП(б).
В 1931—1933 гг. был прикомандирован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома.
В 1932 году окончил лётную школу ОСОАВИАХИМа. С 1933 по 1941 годы работал в «Аэрофлоте», где занимал должность пилота, командира отряда, начальника управления и шеф-пилота.В январе 1935 года был назначен начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (Иркутск).
В 1937 году был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». Комиссия партийного контроля выяснила, что исключён он ошибочно, но в Иркутск Александр Евгеньевич уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших лётчиков гражданской авиации.В 1938 году газеты писали о нём как о «лётчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров. Голованов был награждён знаком «Отличник Аэрофлота» и знаками «За безаварийный налёт» 300 000 и 500 000 км. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
В январе 1941 года, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 года Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года — командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Генерал-майор авиации (25 октября 1941). В декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования.
В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (5 мая 1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26 марта 1943). С декабря 1944 года — командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны).
В своих воспоминаниях Голованов упоминает о перелёте (подготовленном им лично) Сталина и всех советских представителей на Тегеранскую конференцию. Летели два самолёта. Голованов лично управлял вторым, на первом, которым управлял Виктор Грачёв, летели Сталин, Молотов и Ворошилов.
В 1944 году Голованов тяжело заболел — внезапно появлялись спазмы в организме (остановка дыхания, перебои в работе сердца), что стало следствием постоянного недосыпания, значительно разрушившего центральную нервную систему.
Маршал авиации (3 августа 1943 года), Главный маршал авиации (19 августа 1944 года). За три с половиной года поднимается от подполковника до Главного маршала авиации. Это рекорд в Советских Вооружённых силах.
С апреля 1946 года — командующий дальней авиацией СССР.
В 1948 году был снят с поста. В 1950 году окончил общевойсковой факультет Академии Генерального штаба с золотой медалью и курсы «Выстрел». По окончании Академии не получил назначения в войска и был вынужден написать об этом Сталину. После этого, с мая 1952 года по апрель 1953 года командовал 37-м гвардейским воздушно-десантным корпусом. Это было понижение, не имеющее аналогов в истории — за всю историю Вооружённых Сил СССР корпусом никогда не командовал главный маршал рода войск. Голованову было предложено написать заявление в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой понизить ему звание с Главного маршала авиации до общевойскового генерал-полковника, на что он не согласился.
В 1953 году, после смерти Сталина, отправлен в запас. С 1958 года работал заместителем начальника НИИ Гражданской авиации по лётной службе. С 1966 года — на пенсии.
Александр Евгеньевич Голованов умер 22 сентября 1975 года.

1910 - Начало первого группового кругового перелёта (окончание 17.08.), пилот А. Леблан (Франция) на Blériot XI.

1914 - 7 – 31 августа морской лётчик Я.И. Нагурский с механиком Е.В. Кузнецовым на поплавковом биплане Maurice Farman MF.11 Hydro совершили первые полёты на самолёте в Арктике в район Новой Земли в поисках экспедиции Г.Я. Седова, достигнув 76° с.ш.

1933 - Приказом Реввоенсовета песня "Все выше" объявлена маршем Воздушных сил СССР - "Авиамаршем"

1933 - Абсолютный мировой рекорд дальности полёта по прямой - 9104 км (5 657 миль); пилоты Морис Росси и Павел Коде (Франция) на рекордном самолёте Blériot 110. Перелёт из Нью-Йорка до авиабазы Раяка (Сирия, ныне Ливан) за 55 часов.

1935 - Утвержден новый Воздушный кодекс СССР

1937 - Первый подлёт летчиком Гусаровым самолёта "Стрела" конструкции А.С. Москалёва. Схему и форму крыла "Стрелы» можно считать прообразом схем современных сверхзвуковых самолётов.

1939 - Вышел приказ Наркома М.М. Кагановича о назначении П.О.Сухого главным конструктором на завод №135 и организации опытного конструкторского отдела

1941 - В.В.Талалихин в ночном бою таранил и сбил немецкий бомбардировщик на подступах к Москве

1941 - Первый полёт опытного дальнего двухмоторного истребителя Пе-3. Он поднялся в воздух под управлением заводского лётчика-испытателя майора Фёдорова.

1942 - Родился летчик-испытатель В.В.Рындин.
В 1961 окончил 2 курса Харьковского авиационного института.
В армии с августа 1961. В 1965 окончил Черниговское ВВАУЛ, был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С июня 1970 - в запасе.
В 1971 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1975 - Московский авиационный институт. С сентября 1971 по декабрь 1989 - лётчик-испытатель ОКБ имени А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания головного МиГ-27 Иркутского авиазавода (1973), МиГ-29 («9-13») (4.05.1984), «053» (МиГ-31М/3) (28.06.1988). Участвовал в испытаниях МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. Живёт в городе Жуковский Московской области. Работает инженером в ОКБ имени А.И.Микояна.

1942 - Начало лётных испытаний под Москвой проекта А-40 («Летающий танк», «Крылья танка»). Это летательный аппарат, созданный О.К. Антоновым на базе танка Т-60. Изначально танк был предложен в качестве поддержки для партизан. Работа над планёром велась с декабря 1941-го. Был изготовлен в апреле 1942-го в Тюмени в единственном экземпляре. Первый полёт «КТ» состоялся 2 сентября 1942-го. Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал П.А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планёров. Планёром управлял лётчик-испытатель опытно-испытательного полигона ВДВ Красной Армии С.Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3, со скоростью 130 км/ч. И всё же скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт-танк едва достиг высоты 40 м.

1943 - Состоялся первый полёт бомбардировщика Ил-6 с двигателями АЧ-30Б; экипаж В.К.Коккинаки.

1944 - Совершил первый полёт первый вертолёт с перекрывающимися несущими винтами, испытанный в США - Келлет ХR-8; экспериментальный вертолёт с маленьким бочкообразным фюзеляжем и двумя несущими винтами перекрещивающейся схемы. Построено два экземпляра.

1951 - Первый полёт палубного истребителя McDonnell F3H Demon

1961 - Мировой рекорд скорости по прямой для гидросамолетов - 912 км/час, экипаж Н.И.Андриевского на Бе-10. Рекорд не превышен.

1966 - В Тушино открылся чемпионат мира по высшему пилотажу, все призовые места заняли летчики на Як-18ПМ

1967 - Первый полет УТС Як-18Т, Ю.В.Петров

1968 - Вышло в свет постановление правительства о создании самолета Т-58М в варианте в крылом изменяемой стреловидности - будущего фронтового бомбардировщика Су-24

1981 - Запуск РН "Восток" спутника "Интеркосмос-Болгария-1300"

1992 - Первый полёт первого серийного Ил-114, экипаж И.Р. Закирова.

2000 - Состоялся первый полет опытного двухместного истребителя Су-35УБ, экипаж в составе: Ю.М.Ващук, А.В.Пуленко
Свежие комментарии