20 марта 1930 года - дата основания знаменитого Московского авиационного института (МАИ), из стен которого вышло более 130 тысяч специалистов, свыше 100 из которых стали генеральными и главными конструкторами. Учебное заведение, в числе пяти специализированных инженерных вузов, выделили из состава Московского высшего технического училища.
МАИ получил сертификат разработчика авиационной техники.
В послужном списке вуза - целый ряд громких разработок, которые прославили российскую авиацию. Мы рассказываем о пяти летающих триумфах МАИ.
Спортивно-пилотажный самолет "Квант" Лётно-технические данные |  |
Год | 1977 | Тип двигателя | АИ-14П | Мощность двигателя, л. с. | 360 | Максимальная взлетная масса, кг | 920 | Масса пустого самолета, кг | 676 | Нагрузка на крыло при взлете, кг/кв. м | 107,5 | Максимальная скорость, км/ч | 380 | Минимальная скорость, км/ч | 110 | Вертикальная скорость, м/с | 16 | Длина разбега, м | 150 | Эксплуатационные перегрузки | -7 +9 | Длина самолета, м | 5,7 | Размах крыла, м | 7,5 | Площадь крыла, кв. м | 8,56 | |  | |
Общий вид |  |
Студенческое конструкторское бюро было образовано на самолетостроительном факультете МАИ в 1965 году. Его целью стало создание экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. Самая первая разработка коллектива оказалась удачной: "Квант" оказался единственным студенческим самолетом, который был построен в металле (причем, даже не в одном экземпляре, а в двух) и прошел летные испытания в ЛИИ имени Громова.
Над созданием собственных воздушных судов в 60-70-е годы работали почти все авиационные вузы страны.
Однако триумфатором суждено было стать "Кванту". Именно этот спортивно-пилотажный самолет стал знаковым для МАИ: во время работы над ним были созданы КБ и опытное производство, составившие самолетостроительную базу института. На "Кванте" испытали несколько экспериментальных узлов и установок, а также систему непосредственного управления подъемной силой - в Советском Союзе ее впервые применили именно на самолете МАИ.
"Квант" имел достаточно сложную конструкцию, не уступавшую самолетам, летавшим во время Второй мировой войны. Разработчики использовали техническое описание Ла-11 - советского поршневого дальнего истребителя разработки ОКБ-301, которым руководил Семен Алексеевич Лавочкин. Каркас фюзеляжа цельнометаллического самолета представлял собой ферму из тонкостенных труб. В "Кванте" было полностью убирающееся шасси (это позволило достичь высоких разгонных характеристик).
Первая "ласточка" МАИ установила пять официально зарегистрированных мировых рекордов, в том числе, по скорости, времени набора высоты в 6000 метров и высоте горизонтального полета. Ресурс самых нагруженных элементов крыла "Кванта" оказался невелик - всего 80 часов, поэтому эксплуатировать самолет дальше не стали. Свою роль он выполнил: в ходе совместной работы сплотился коллектив энтузиастов. "Квант" считается символом МАИ - его установили на стеле возле кафедры проектирования самолетов.
Сверхлегкий самолет "Авиатика-МАИ-890"
Семейство сверхлегких самолетов, базой для которых послужило воздушное судно "Авиатика-МАИ-890", стало одним из самых успешных проектов института. В 1999 году за разработку и внедрение их в серию, указом президента РФ, коллектив был удостоен Государственной премии.
Одноместный легкий многоцелевой биплан "Авиатика-МАИ-890" совершил свой первый полет в 1989 году. В общей сложности было произведено около 300 таких воздушных судов. "Авиатика" предназначается как для тренировочных полетов, так и для проведения аэросъемок, патрулирования территорий с воздуха, авиационного туризма. Эта разработка МАИ относится к классу "очень легких самолетов" (very light airplane). Но, как и суда класса "ультралайт" (в Европе это понятие объединяет летательные аппараты, имеющие максимальный вес 495 килограмма - он установлен для двухместной амфибии или самолета на поплавках), "Авиатика-МАИ-890" отличается достаточно низкой стоимостью самой конструкции, он экономичен в эксплуатации, компактен и очень мобилен.
Разработчики МАИ сумели объединить в одном достоинства воздушных судов традиционной конструкции и класса "ультралайт". Эта особенность предопределила успех "Авиатики": благодаря тому, что самолет имеет стандартное управление по всем каналам, на нем могут тренироваться начинающие пилоты, которые потом планируют "пересесть" на легкие и средние воздушные суда. Машина получилась надежной: при потере скорости она не входит в штопор, а потому идеальной, в том числе, для новичков.
"Авиатика-МАИ-890" сертифицирована не только в России, но еще и во Франции, ЮАР и других странах. Самолет имеет ряд версий, в том числе, двухместную, а также сельскохозяйственную - "Авиатика-МАИ-890СХ". Это воздушное судно стало первым сертифицированным сельхозсамолетом в России. Его применяют для малообъемного опыления посевов.
Двухместный самолет "МАИ-223 Китенок"

Лётно-технические данные |  |
|  |  |  | | для веса 495 кг | для веса 540 кг | для веса 610 кг | Размах крыла, м | 8,19 | 8,19 | 8,19 | Площадь крыла, м2 | 11,4 | 11,4 | 11,4 | Длина самолета, м | 6 | 6 | 6 | База шасси, м | 4,58 | 4,58 | 4,58 | Колея шасси, м | 1,58 | 1,58 | 1,58 | Скорость максимальная (ГП), км/ч | 195 | 192 | 190 | Скорость крейсерская, км/ч | 160…180 | 160…180 | 160…180 | Скорость сваливания, км/ч | 65 | 70 | 73 | Скороподъемность у земли, м/с | 6,0 | 5,4 | 4,5 | Потолок практический, м | 6900 | 6300 | 5500 | Дальность максимальная, км | 570 | 650 | 530 | Перегрузки эксплуатационные | —3; +6 | —3; +6 | —2; +4 | Угловая скорость по крену, рад/с | 2,5 | 2,5 | 2,5 | Прочность грунта минимальн., г/см2 | 3 | 3 | 4 | Длина разбега (G=max), м | 80 | 100 | 170 | Длина пробега, м | 65 | 80 | 120 | Скорость отрыва, км/ч | 70 | 73 | 77 | Посадочная скорость, км/ч | 70 | 73 | 75 | Масса пустого самолета, кг | 305 | 320 | 320 | Объем топливного бака, л | 70 | 70 | 70 | Мощность двигателя, л. с. | 100 | 100 | 100 | Примечание: Характеристики приведены для комплектации с двигателем Rotax 912S, пилотами массой по 77 кг каждый, МСА, H=0 |
"Китенок", который является продолжением серии "Авиатика-МАИ-890", - совершенно новая, не похожая на предшественника разработка. За рубежом этот сверхлегкий самолет окрестили "перестройкой в ультралайтах". Конструкторы МАИ придумали нечто революционное: воздушное судно поставляется в виде сборкомплектов (или, как их еще называют, "китов"). Благодаря упрощенной технологии, собирать его можно не только в цехах авиазаводов, но и в домашних мастерских. Получился этакий "народный" самолет.
Первый полет "Китенок" совершил в октябре 2004 года. Управление воздушным судном штурвальное, спаренное: два человека в закрытой кабине МАИ-223 располагаются в буквальном смысле бок о бок. Это, как считают сами производители, имеет большой плюс во время обучения пилотов - общаться в таком варианте намного комфортнее. Самолет можно эксплуатировать и вне аэродромов. Шасси легко заменяется на лыжи или поплавки; крылья "Китенка" складываются, благодаря чему его можно хранить в обычном гараже.
В августе прошлого года на Дне инноваций Министерства обороны РФ, который прошел в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2013", многоцелевой "Китенок" был представлен руководителю военного ведомства Сергею Шойгу. Он заявил, что министерство может закупить до 300 таких самолетов.
Автожир "Авиатика-МАИ-890А"

Созданный также на базе "Авиатики-МАИ-890", этот летательный аппарат пришел на смену автожиру МАИ-205. Гироплан или гирокоптер (так еще называют автожир) - это винтокрылое воздушное судно, которое представляет собой самолет без крыльев, но со свободно вращающимся (без соединения с двигателем) вертолетным винтом. Когда автожир движется, винт раскручивает набегающий поток воздуха, создается подъемная сила. В России эти аппараты распространены не сильно, а вот, например, в Америке их тысячи.
Лётно-технические данные |  |
Год | 1994 | Тип двигателя | Rotax—582 | Мощность двигателя, л. с. | 64,4 | Максимальная взлетная масса, кг | 360 | Масса пустого автожира, кг | 195 | Масса топлива в баке, кг | 40 | Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 135 | Минимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 40 | Крейсерская скорость полета, км/ч | 90 | Максимальная скороподъемность, м/с | 4 | Длина разбега, м | 30...50 | Длина пробега, м | 5...6 | Максимальный расход топлива, л/ч | 25 | Крейсерский расход топлива, л/ч | 12 | Длина автожира (по винту), м | 7,2 | Колея, м | 1,6 | Высота на стоянке, м | 2,8 | |  | |
Общий вид |  |
Отличительная особенность "Авиатики-МАИ-890А" - закрытая кабина, что в российских условиях - важная деталь. По задумке авторов этого проекта, владелец самолета может сам смонтировать автожирную приставку, убрав крылья, а затем перестроить конструкцию обратно. Эта разработка МАИ уже прошла летные испытания.
Одноместный самолет "Авиатика-МАИ-900 "Акробат"

"Авиатика-МАИ-900" - это одноместный акробатический самолет чемпионатного класса. Он предназначен для выполнения фигур современного высшего пилотажа и, по мнению разработчиков, способен конкурировать с лучшими подобными самолетами мира.
Лётно-технические данные |  |
Год | 1992 | Тип двигателя, л. с. | М-14П | Мощность двигателя, л. с. | 360 | Взлетная масса, кг | 715 | Масса пустого самолета, кг | 590 | Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 315 | Взлетная скорость, км/ч | 110 | Посадочная скорость, км/ч | 110 | Эксплуатационные перегрузки | -11 +11 | Длина самолета, м | 5,7 | Размах крыла, м | 7,15 | Площадь крыла, кв. м | 10 | |  | |
Общий вид |  |
Разработчики оснастили "Акробат" целым рядом технических решений, которые, прежде всего, позволили снизить вес не в ущерб прочностным характеристикам, повысить тяговооруженность, благодаря чему пилот может быстрее разогнать самолет и лучше выполнить вертикальные маневры высшего пилотажа. Воздушное судно имеет оригинальные капот и фонарь. Опытный образец самолета прошел все летные испытания в ЛИИ имени Громова. В 2004 году литовский пилот Юргис Кайрис на "Акробате" стал победителем Гран-При FAI по высшему пилотажу.
Свежие комментарии