На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Леонтьев
    ИЗ ПЛОСКОГО ШТОПОРА ТУ-154 НЕ ВЫВОДИТСЯ. ИМЕННО ПО ЭТОМУ Я ОТКАЗЫВАЛСЯ ОТ ПЕРЕУЧИВАН ИЯ НА НЕГО ДВАЖДЫ.Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    1Этот день в авиац...
  • Вячеслав Денисов
    10 лет корпеют над беспилотником! Сколько уже выжали бюджетных средств за 10 лет?! И сколько ещё впереди?.. А там или...«Грохот хороший б...

ПЯТЬ ЛЕТАЮЩИХ ТРИУМФОВ МАИ


 

20 марта 1930 года - дата основания знаменитого Московского авиационного института (МАИ), из стен которого вышло более 130 тысяч специалистов, свыше 100 из которых стали генеральными и главными конструкторами. Учебное заведение, в числе пяти специализированных инженерных вузов, выделили из состава Московского высшего технического училища.

МАИ получил сертификат разработчика авиационной техники.

В послужном списке вуза - целый ряд громких разработок, которые прославили российскую авиацию. Мы рассказываем о пяти летающих триумфах МАИ.

Спортивно-пилотажный самолет "Квант"

Лётно-технические данные
Год 1977
Тип двигателя АИ-14П
Мощность двигателя, л. с. 360
Максимальная взлетная масса, кг 920
Масса пустого самолета, кг 676
Нагрузка на крыло при взлете, кг/кв. м 107,5
Максимальная скорость, км/ч 380
Минимальная скорость, км/ч 110
Вертикальная скорость, м/с 16
Длина разбега, м 150
Эксплуатационные перегрузки -7 +9
Длина самолета, м 5,7
Размах крыла, м 7,5
Площадь крыла, кв. м 8,56
 
Общий вид
Квант. Общий вид


Студенческое конструкторское бюро было образовано на самолетостроительном факультете МАИ в 1965 году. Его целью стало создание экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. Самая первая разработка коллектива оказалась удачной: "Квант" оказался единственным студенческим самолетом, который был построен в металле (причем, даже не в одном экземпляре, а в двух) и прошел летные испытания в ЛИИ имени Громова.

Над созданием собственных воздушных судов в 60-70-е годы работали почти все авиационные вузы страны.

Однако триумфатором суждено было стать "Кванту". Именно этот спортивно-пилотажный самолет стал знаковым для МАИ: во время работы над ним были созданы КБ и опытное производство, составившие самолетостроительную базу института. На "Кванте" испытали несколько экспериментальных узлов и установок, а также систему непосредственного управления подъемной силой - в Советском Союзе ее впервые применили именно на самолете МАИ.

"Квант" имел достаточно сложную конструкцию, не уступавшую самолетам, летавшим во время Второй мировой войны. Разработчики использовали техническое описание Ла-11 - советского поршневого дальнего истребителя разработки ОКБ-301, которым руководил Семен Алексеевич Лавочкин. Каркас фюзеляжа цельнометаллического самолета представлял собой ферму из тонкостенных труб. В "Кванте" было полностью убирающееся шасси (это позволило достичь высоких разгонных характеристик).

Первая "ласточка" МАИ установила пять официально зарегистрированных мировых рекордов, в том числе, по скорости, времени набора высоты в 6000 метров и высоте горизонтального полета. Ресурс самых нагруженных элементов крыла "Кванта" оказался невелик - всего 80 часов, поэтому эксплуатировать самолет дальше не стали. Свою роль он выполнил: в ходе совместной работы сплотился коллектив энтузиастов. "Квант" считается символом МАИ - его установили на стеле возле кафедры проектирования самолетов.

Сверхлегкий самолет "Авиатика-МАИ-890"

МАИ-890
Aviatika-MAI 890U.jpg
Авиатика-МАИ 890У, апрель 2008 года.
Тип сверхлёгкий самолёт
Разработчик ОСКБЭС МАИ
Производитель ОАО РСК «МиГ»
Уральский завод гражданской авиации
Главный конструктор К. Жидовецкий
Первый полёт 1989
Начало эксплуатации 1989
Статус эксплуатируется
Единиц произведено



Семейство сверхлегких самолетов, базой для которых послужило воздушное судно "Авиатика-МАИ-890", стало одним из самых успешных проектов института. В 1999 году за разработку и внедрение их в серию, указом президента РФ, коллектив был удостоен Государственной премии.

Одноместный легкий многоцелевой биплан "Авиатика-МАИ-890" совершил свой первый полет в 1989 году. В общей сложности было произведено около 300 таких воздушных судов. "Авиатика" предназначается как для тренировочных полетов, так и для проведения аэросъемок, патрулирования территорий с воздуха, авиационного туризма. Эта разработка МАИ относится к классу "очень легких самолетов" (very light airplane). Но, как и суда класса "ультралайт" (в Европе это понятие объединяет летательные аппараты, имеющие максимальный вес 495 килограмма - он установлен для двухместной амфибии или самолета на поплавках), "Авиатика-МАИ-890" отличается достаточно низкой стоимостью самой конструкции, он экономичен в эксплуатации, компактен и очень мобилен.

Разработчики МАИ сумели объединить в одном достоинства воздушных судов традиционной конструкции и класса "ультралайт". Эта особенность предопределила успех "Авиатики": благодаря тому, что самолет имеет стандартное управление по всем каналам, на нем могут тренироваться начинающие пилоты, которые потом планируют "пересесть" на легкие и средние воздушные суда. Машина получилась надежной: при потере скорости она не входит в штопор, а потому идеальной, в том числе, для новичков.

"Авиатика-МАИ-890" сертифицирована не только в России, но еще и во Франции, ЮАР и других странах. Самолет имеет ряд версий, в том числе, двухместную, а также сельскохозяйственную - "Авиатика-МАИ-890СХ". Это воздушное судно стало первым сертифицированным сельхозсамолетом в России. Его применяют для малообъемного опыления посевов.

Двухместный самолет "МАИ-223 Китенок"

МАИ-223

 

Лётно-технические данные
 
  для веса 495 кг для веса 540 кг для веса 610 кг
Размах крыла, м 8,19 8,19 8,19
Площадь крыла, м2 11,4 11,4 11,4
Длина самолета, м 6 6 6
База шасси, м 4,58 4,58 4,58
Колея шасси, м 1,58 1,58 1,58
Скорость максимальная (ГП), км/ч 195 192 190
Скорость крейсерская, км/ч 160…180 160…180 160…180
Скорость сваливания, км/ч 65 70 73
Скороподъемность у земли, м/с 6,0 5,4 4,5
Потолок практический, м 6900 6300 5500
Дальность максимальная, км 570 650 530
Перегрузки эксплуатационные —3; +6 —3; +6 —2; +4
Угловая скорость по крену, рад/с 2,5 2,5 2,5
Прочность грунта минимальн., г/см2 3 3 4
Длина разбега (G=max), м 80 100 170
Длина пробега, м 65 80 120
Скорость отрыва, км/ч 70 73 77
Посадочная скорость, км/ч 70 73 75
Масса пустого самолета, кг 305 320 320
Объем топливного бака, л 70 70 70
Мощность двигателя, л. с. 100 100 100

Примечание:
Характеристики приведены для комплектации с двигателем Rotax 912S, пилотами массой по 77 кг каждый, МСА, H=0


"Китенок", который является продолжением серии "Авиатика-МАИ-890", - совершенно новая, не похожая на предшественника разработка. За рубежом этот сверхлегкий самолет окрестили "перестройкой в ультралайтах". Конструкторы МАИ придумали нечто революционное: воздушное судно поставляется в виде сборкомплектов (или, как их еще называют, "китов"). Благодаря упрощенной технологии, собирать его можно не только в цехах авиазаводов, но и в домашних мастерских. Получился этакий "народный" самолет.

Первый полет "Китенок" совершил в октябре 2004 года. Управление воздушным судном штурвальное, спаренное: два человека в закрытой кабине МАИ-223 располагаются в буквальном смысле бок о бок. Это, как считают сами производители, имеет большой плюс во время обучения пилотов - общаться в таком варианте намного комфортнее. Самолет можно эксплуатировать и вне аэродромов. Шасси легко заменяется на лыжи или поплавки; крылья "Китенка" складываются, благодаря чему его можно хранить в обычном гараже.

В августе прошлого года на Дне инноваций Министерства обороны РФ, который прошел в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2013", многоцелевой "Китенок" был представлен руководителю военного ведомства Сергею Шойгу. Он заявил, что министерство может закупить до 300 таких самолетов.

Автожир "Авиатика-МАИ-890А"

Автожир Авиатика-МАИ-890А



Созданный также на базе "Авиатики-МАИ-890", этот летательный аппарат пришел на смену автожиру МАИ-205. Гироплан или гирокоптер (так еще называют автожир) - это винтокрылое воздушное судно, которое представляет собой самолет без крыльев, но со свободно вращающимся (без соединения с двигателем) вертолетным винтом. Когда автожир движется, винт раскручивает набегающий поток воздуха, создается подъемная сила. В России эти аппараты распространены не сильно, а вот, например, в Америке их тысячи.

Лётно-технические данные
Год 1994
Тип двигателя Rotax—582
Мощность двигателя, л. с. 64,4
Максимальная взлетная масса, кг 360
Масса пустого автожира, кг 195
Масса топлива в баке, кг 40
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 135
Минимальная скорость горизонтального полета, км/ч 40
Крейсерская скорость полета, км/ч 90
Максимальная скороподъемность, м/с 4
Длина разбега, м 30...50
Длина пробега, м 5...6
Максимальный расход топлива, л/ч 25
Крейсерский расход топлива, л/ч 12
Длина автожира (по винту), м 7,2
Колея, м 1,6
Высота на стоянке, м 2,8
 
Общий вид
Автожир Авиатика-МАИ-890А


Отличительная особенность "Авиатики-МАИ-890А" - закрытая кабина, что в российских условиях - важная деталь. По задумке авторов этого проекта, владелец самолета может сам смонтировать автожирную приставку, убрав крылья, а затем перестроить конструкцию обратно. Эта разработка МАИ уже прошла летные испытания.

Одноместный самолет "Авиатика-МАИ-900 "Акробат"

Авиатика-МАИ-900



"Авиатика-МАИ-900" - это одноместный акробатический самолет чемпионатного класса. Он предназначен для выполнения фигур современного высшего пилотажа и, по мнению разработчиков, способен конкурировать с лучшими подобными самолетами мира.

Лётно-технические данные
Год 1992
Тип двигателя, л. с. М-14П
Мощность двигателя, л. с. 360
Взлетная масса, кг 715
Масса пустого самолета, кг 590
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 315
Взлетная скорость, км/ч 110
Посадочная скорость, км/ч 110
Эксплуатационные перегрузки -11 +11
Длина самолета, м 5,7
Размах крыла, м 7,15
Площадь крыла, кв. м 10
 
Общий вид
Авиатика-МАИ-900. Общий вид


Разработчики оснастили "Акробат" целым рядом технических решений, которые, прежде всего, позволили снизить вес не в ущерб прочностным характеристикам, повысить тяговооруженность, благодаря чему пилот может быстрее разогнать самолет и лучше выполнить вертикальные маневры высшего пилотажа. Воздушное судно имеет оригинальные капот и фонарь. Опытный образец самолета прошел все летные испытания в ЛИИ имени Громова. В 2004 году литовский пилот Юргис Кайрис на "Акробате" стал победителем Гран-При FAI по высшему пилотажу.

Источники:

http://www.oskbes.ru

газета «Российская газета»

 

наверх