На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 711 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ковалев
    вот тем китацы от нас и отличаются - берут и делают. а мы сегодня одной говорильней заняты. безответственной.«Если Boeing и Ai...
  • Sergey
    а сейчас у нас много своих самолетов сделали? 30 лет самолет делают! и все нас кормят завтраками.....  не будет боинг...«Если Boeing и Ai...
  • Alex Nемо
    Вместо дефективных менеджеров нужно брать на роботу профессионалов инженеров работавших в авиации. Хотя о чём я гово...«Если Boeing и Ai...

Отдал за учёбу два миллиона: история екатеринбуржца, который выучился на пилота, но не может летать

Лётчика не допускают к штурвалу из-за отсутствия одной бумажки.

Павел Семченко с детства хотел стать пилотом.

В апреле Росавиация аннулировала свидетельства более 400 пилотов, ещё тысячи лётчиков оказались под угрозой тоже остаться без документов. Дело в том, что Федеральное агентство воздушного транспорта решило допускать до полётов только тех, кто прошёл подготовку в госучреждении.

Пилоты, которые отучились в частной лётной школе, так и не смогли сесть за штурвал.

Одним из них оказался 29-летний екатеринбуржец Павел Семченко. О том, как тяжело в России стать пилотом, он рассказал E1.RU.

"В пилоты решил пойти в 27 лет"

Стать пилотом я мечтал с детства. Я тогда жил в Хабаровске, и с раннего возраста мы с родителями летали оттуда в Екатеринбург в гости к бабушке. В один из полётов, мне тогда было лет 5, у пилотов была открыта кабина, и я зашёл туда. Увиденное меня впечатлило, и, видимо, тогда внутри что-то щёлкнуло. Окончив школу, я не пошёл в лётное училище. Я выбрал инженерную стезю – направление, связанное с информационными технологиями и защитой информации. Но, отучившись по этой специальности и даже получив превосходный опыт работы по ней, я понял, что всё-таки хочу стать пилотом.

В 2014 году Павел пошёл учиться на пилота в частную лётную школу в Челябинске.

Чтобы пойти учиться на пилота, нужны были немалые деньги, поэтому я пошёл работать по первой приобретённой профессии. К 27 годам – это был 2014 год – я скопил необходимую сумму и начал выбирать учебное заведение. Было два варианта: ехать за границу (в США или Европу) или оставаться в России и учиться в частной школе.

Российское государственное учебное заведение я не рассматривал, потому что обучение там длится от 3 до 5 лет даже при наличии ранее полученного профессионального образования – куда это годится?!

Пообщавшись с авиационным сообществом, я узнал, что документы об обучении, полученные за границей, российскими авиационными властями не приветствуются. С иностранным свидетельством пилота в настоящее время фактически невозможно устроиться на работу в России. Я решил, что за рубежом учиться не стоит. Здесь я работать не смогу, а чтобы летать за границей, нужно гражданство той страны, где ты собрался работать. Тогда я решил пойти в российский частный авиационно-учебный центр.

В 2014 году у нас была одна такая школа, находилась она в Челябинске. У них там как в лучших школах мира: своя полоса с твёрдым покрытием, свои ангары, свои самолёты и гостиница. Если сравнивать с государственными лётными училищами, то это небо и земля. Я там жил 10 месяцев и учился летать. Там нам читали только профильные дисциплины. Уже ранее изученных в вузе математики, истории, философии там не было. Занятия проходили целый день с понедельника по субботу, всего более тысячи часов теории плюс лётная подготовка, если с нуля, то минимум 150 часов. Обучение в частной лётной школе обошлось мне в 1,9 миллиона рублей, при этом в том же государственном училище я бы отдал более 3 миллионов рублей.

"В Росавиации наши дипломы, выданные в частной лётной школе, считают нелегитимными", – говорит Павел.

"Решили, что я купил свой диплом"

Я выпустился, сдал английский язык – и тут начались проблемы. В авиакомпанию идёшь, тебе говорят: "Неси госдиплом". Хотя на самом деле нигде в законах это не прописано. Просто в Росавиации было совещание, на котором было рекомендовано принимать на работу лиц с государственным лётным образованием. Но у нас если сказано "рекомендовать", то это значит "обязать". В Росавиации наши дипломы, выданные в частной лётной школе, считают нелегитимными. Хотя в Министерстве образования заявили, что никаких проблем нет и образовательный процесс осуществлялся законно.

Подозрения, что выпускники частных заведений где-то покупают дипломы, начались после катастрофы в 2013 году в Казани. Тогда выяснилось, что пилоты того Boeing по факту купили подготовку. Теперь если ты не закончил государственное училище, то ты "по-любому что-то купил". С 2013 года любой человек, который выучился за рубежом или в частной российской школе, находится под угрозой, ведь у него в любой момент могут аннулировать свидетельство. Считаю, что это прямая угроза безопасности полётов. Людям в своей же собственной стране не дают жить и работать! При этом некоторые российские авиакомпании разместили объявления о наборе пилотов-иностранцев, которые явно не оканчивали российские государственные училища. Все эти иностранцы оканчивали частные авиационные учебные центры у себя на родине. А вот российскому гражданину, который отучится в этих же центрах, потом откажут в трудоустройстве с мотивировкой, что нет лётного образования!

И это после того, как после кризиса 2014 года и краха "Трансаэро" все лучшие российские командиры уехали работать в Китай и арабские страны! Вся эта политика приведёт к тому, что некому будет передать свои знания новой смене, придётся готовить командиров воздушных судов и пилотов-инструкторов в авральном режиме, что отнюдь не поспособствует повышению безопасности полётов.

Павел является кандидатом технических наук.

"Вместо того чтобы работать, я учусь, чтобы получить заветную бумажку"

Я же хочу трудоустроиться здесь и не хочу уезжать из своей страны. Хотя за границей зарплата пилотов в разы выше. У нас командиры воздушного судна в реальности получают до 300 тысяч рублей в месяц, а вторые пилоты до 150–200 тысяч рублей, это если они летают на больших воздушных судах. В Китае, например, командир получает в месяц до 25 тысяч долларов. Но в Китай уходят не за зарплатой, а за отношением. У нас, по слухам, из пилотов выжимают все соки – их просят взять больше лётных часов, а если они отказываются, то могут сделать так, что те присядут на полгода. В итоге люди работают на износ, не видят своих семей и родных. За рубежом нет такого, там так не эксплуатируют. Если ты долетал свою норму – ты идёшь отдыхать и тебя больше никто не трогает…

Недавно я прошёл отбор в одной из авиакомпаний, которая смотрит не на бумажки, а на способности человека. Но меня без диплома гособразца туда пока не берут, потому что есть позиция Росавиации. Конечно, мы с этой позицией не согласны: не только потому, что сами от неё страдаем. Дело в том, что такая политика, мы уверены, ухудшит положение в авиационной отрасли страны. Кому будет лучше? Авиакомпаниям придётся распрощаться с первоклассными лётчиками, им, в свою очередь, уехать за границу – просто от безысходности! Наверное, кому-то всё это выгодно, но кому – это может выяснить только суд и прокуратура. Могу сказать одно: выпускники частных учебных центров не прекращают борьбу всеми законными методами. Сейчас проверку ведёт генпрокуратура, у многих есть желание обращаться в Европейский суд по правам человека.

Что значит обучаться в государственном лётном училище? Значит закончить школу и пойти за мечтой. А если к 17 годам ты ещё не созрел как личность и не знаешь твёрдо, чем хочешь заниматься? А тем временем государство тратит на обучение одного пилота от трёх миллионов бюджетных рублей. При этом выпускники совсем не обязаны работать по специальности, а некоторые даже не очень-то и ценят то, что далось им даром!

После того как Павел отучился в частной лётной школе, ему пришлось идти ещё на программу среднего специального образования.

Совсем другая ситуация с теми, кто осознанно вложил своё время и немалые деньги в обучение. Можно с уверенностью сказать, что каждый такой человек имеет высочайшую мотивацию быть отличным специалистом и работать именно пилотом. Я знаю это на личном опыте. Пилоту нужно многое знать и уметь. Не только учиться "нажимать кнопки" на приборной панели. Мы изучаем аэродинамику, воздушную навигацию, метеорологию, должны великолепно знать авиационный английский язык. И хотя многие обыватели считают, что пилоты неоправданно получают свои зарплаты, нужно понимать, что требования к ним очень высоки. Я и другие выпускники частных училищ сознательно выбрали свой путь, добросовестно учились, и теперь мы просто не можем понять, почему нам не дают летать. Это немыслимый абсурд.

Я лично составляю материалы в разные инстанции, консультирую своих уже летающих в российских авиакомпаниях коллег. Многих деятельность Росавиации просто застала врасплох: при этом люди не первый год летают, не имеют никаких нарушений. У всех этих пилотов тоже какая-то жизнь сложилась: конечно, это семьи, ипотека, обязательства. И враз кто-то решил, что эти профессионалы – и не профессионалы вовсе, что они якобы незаконно занимаются лётной работой. Я уже собаку съел на этом, перечитал множество нормативных актов и теперь могу их по памяти цитировать. И дух, и буква закона на нашей стороне! Но до тех пор, пока люди с вполне известными именами в кабинетах Росавиации имеют своё мнение на счёт происходящего, сотни человек просто выдавливаются из профессии: устными ли распоряжениями по телефонному звонку в авиакомпании, абсурдными телеграммами или просто из-за того, что авиакомпании не хотят связываться с такими "проблемными" пилотами.

Но деваться некуда, и от безысходности я поступил ещё в училище в Челябинске на программу среднего специального образования, чтобы заново послушать всю теорию, которую уже и так знаю. И неважно, что ты кандидат технических наук. И вот сейчас, вместо того чтобы работать, я учусь – только для того, чтобы получить заветную бумажку – диплом гособразца. Без этого в Росавиации не проставят квалификационные отметки, а значит, я не смогу устроиться в авиакомпанию. На обучение в училище у меня уйдёт ещё 1 год и 10 месяцев. Быстрее получить диплом не получится. Поэтому я сейчас заново слушаю теорию, которую и так знаю, и плачу в год 120 тысяч рублей. В итоге диплом я получу в августе 2018 года.

Текст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: личный архив Павла СЕМЧЕНКО

Ссылка на первоисточник
наверх