На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

"Кислород кончался, шла кровь носом.."

"Кислород кончался, шла кровь носом.."

false


21 декабря родился Александр Беляков, ставший известным как штурман "легендарной тройки" двух мировых рекордов. Он вместе с Чкаловым и Байдуковым перелетел Северный полюс, а также отправился из Москвы в Америку.

В 1930-е годы читатели газет уже не удивлялись новостям про полеты: авиация в Союзе развивалась семимильными шагами.

К примеру, перемещение на аэропланах стало делом привычным. И публикации про это уже не делали.
Но необычный полет - 56 часов без посадки - журналисты пропустить не могли. Спустя год после публикации - это 1936-й - об этом странном и смелом рекорде заговорил весь мир.
Перелет над Северным Ледовитый океаном смогли совершить Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.
Из Москвы на остров Удд в Охотском море они добрались на новой машине АНТ-25. Почти тысячу километров они провели над Северным Ледовитым.
За полет на Восток по сталинскому маршруту эта тройка смелых так и вошла в историю. И были награждены орденами. Могли ли они в детстве мечтать о том, куда приведет их жизнь, и что об этом рекорде будут говорить по сей день, а ни много ни мало — 83 года спустя.
Александр Беляков выполнял роль штурмана. На момент полета ему было 38 лет. А родился он в деревне Беззубово Московской губернии. Все свое детство провел в палисадниках и огорода соседнего села Большие Дворы. Когда ему исполнилось 11 лет, семья переехала в деревню Починки.

false
Александр Беляков делает памятный снимок после второго рекорда. Фото: globallookpress.com
Там Беляков окончил школу. В 1916 году он поступил в Петроградский лесной институт. Через год отправился на Западный фронт. После Первой мировой войны Белякову пришлось отправиться на Гражданскую. Там он проявил себя, сражаясь с Колчаком и белыми казаками.
Когда война закончилась, Беляков посвятил себя авиации. Сохранилось несколько воспоминаний его друзей-современников, которые говорили: "Беляков — ответственный, умный и упорный. И грезит о небе".
Спустя несколько лет его самая, пожалуй, дерзкая мечта сбылась. Его направили готовиться к трансарктическому перелету. К тому моменту он уже окончил экстерном авиационную школу летчиков.
Однако одним перелетом дело не ограничилось. Спустя два года, уже в 1937 году, на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа Беляков совершил беспосадочный полет Москва - Северный полюс - Ванкувер. Сам он в своих рассказах писал позже, что легендарный летчик Сигизмунд Леваневский подошел к нему и сказал: "Самолет Туполева. Надо приспособить его для полетов в Арктику да махнуть из Москвы в Америку через Северный полюс". Помолчав, он добавил, что этой идее дали зеленый свет и сейчас он самолично ищет экипаж.


false

Было трудно и страшно. Но герои верили в свой успех. Иначе зачем нужно покорять небо? Фото: globallookpress.com

"Не примете ли участие в качестве основного или запасного штурмана?" - спросил Леваневский. Беляков согласился. В экипаж взяли также и Чкалова, и Байдукова. Первые в мире летчики поставили такой рекорд на 8,504 км.

Разумеется, было трудно и страшно. Так, к примеру, мощный облачный фронт настиг экипаж над американскими Кардильерами. Позже они рассказывали, что положение стало критическим. Беляков и Чкалов использовали весь свой кислород, а у Чкалова пошла из носа кровь.
Внезапный выброс воды из системы охлаждения поставил экипаж на грань катастрофы. Поэтому, чтобы заполнить бак системы охлаждения, в ход пошло все: чай из термосов, вода и даже моча. Бак удалось частично заполнить, и система охлаждения все же заработала.
Примечательно то, что тогда в мире авиации господствовали французы. Именно им принадлежали значимые рекорды того времени. Активно развивалась и немецкая авиация. А тут рекорд ставит Россия. О тройке отчаянных и о российских гениях, конечно, заговорил мир. И это был поистине триумф отечественной авиации.
Однако после череды успеха, чествования и славы жизнь круто изменилась. Началась Великая Отечественная война. И Беляков, конечно, отправился на фронт. Он прошел много боев, участвовал в Берлинской операции. Но не переставал грезить о новых рекордах. Вот, война закончится…
Но даже после мая 1945 года пришлось подождать. Только спустя десять лет Белякову удалось поучаствовать в экспедиции "Север-7". Тогда он совершил четыре дальних полета на Ту-4.
Помимо своих рекордов, Беляков оставил труды по аэронавигации. Его именем названы остров в Охотском море, горный пик в Дагестане, школа в Ногинске и несколько улиц в Москве, Новосибирске, Рязани, а также в Могилёве, Мариуполе, Мелитополе и других городах.


false
Слава об Александре Белякове ушла далеко за пределы Северного Ледовитого океана и даже за пределы страны. Фото: globallookpress.com

ДОСЬЕ

Александр Беляков родился 21 декабря 1987 года.
За выполнение беспосадочного перелёта Москва - остров Удд и проявленное при этом мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позже вручили и медаль "Золотая Звезда" № 9.
Участник трех войн. Герой Советского Союза.
Получил доктора географических наук в 1938 году и звание генерал-лейтенант авиации в 1943 году.
Автор таких произведений, как "Чкалов" и "Полет сквозь годы".


https://tsargrad.tv/special...

Картина дня

наверх