1909 - При Петербургском политехническом институте открылись воздухоплавательные курсы – первая высшая авиационная школа России, имевшая право выдавать дипломы и свидетельства об авиационном образовании. В 1912 для теоретической подготовки офицеров, изъявивших желание стать военными летчиками, при том же отделении института были открыты Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, носившие имя В.
В.Захарова, в честь крупного западноевропейского промышленника русского происхождения, который жертвовал средства на развитие авиации в России. В число предметов теоретического характера входили: краткие сведения по истории воздухоплавания и авиации, курс авиации, в который включались необходимые сведения по аэромеханике, сведения об устройстве аэропланов, изучение воздушных винтов, специальный курс двигателей и др.
1913 - Впервые в истории выполнена фигура высшего пилотажа на гидросамолете. В этот день летчик И. И. Кульнев в Либаве впервые в истории совершил фигуру высшего пилотажа - полет вниз головой на гидросамолете "Сикорский-10". Лейтенант Илья Ильич Кульнев - потомок героя Отечественной войны 1812 года генерала Я.П. Кульнева. Родился в 1885 году, в Софии. 28 января 1904 года был выпущен из Морского кадетского корпуса мичманом.
Принял участие в русско-японской войне. Побывал в плену. Много плавал. Совершил две кругосветки. Заинтересовался авиацией в 1912 году. Вначале он окончил теоретические курсы авиации при Петербургском политехническом институте, затем учился в Севастопольской авиационной школе (Каче). В июне 1913г. получает назначение в морскую авиацию Балт.флота, где ранее проходила его служба на кораблях.
1915 - Начались испытания первого опытного образца самолета, получившего обозначение "Лебедь-ХII". Их проводил летчик Гренадерского корпусного авиаотряда поручик Слепцов, командированный по этому случаю с фронта.
1920 - Родился Ю.А.Мозжорин (1920–1998) – один из пионеров РКТ, организатор и руководитель работ в области ракетно-космической науки, выдающийся ученый, директор ЦНИИмаш (1961–1990), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской премии (1958), участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин г. Королева. Умер 15 мая 1998 года.
1926 - Imperial Airways начинает почтовое и пассажирскоесообщение Англия - Индия. Пассажирский самолет de Havilland DH.66 из аэропорта Кройдон возле Лондона вылетел в Дели
1928 - Полёт первого прототипа польского лёгкого вспомогательного (связного) самолёта PWS-5. Прототип был облетан Рутковским.
1929 - Первый полет бомбардировщика-торпедоносца Mitsubishi B2M. Построен Mitsubishi по проекту фирмы Блэкберн и эксплуатировался Императорским японским флотом.
1931 - Образовано Главное управление авиационной промышленности (Глававиапром, или ГУАП) ВСНХ)
1933 - Родился Е.А. Пигин, российский конструктор и ученый в области радиолокационной техники, разработки вооружения войск ПВО, кандидат технических наук. Окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (1958). К. т. н. (1993). Член-корреспондент РАРАН (1993). Работал в научно-исследовательских организациях Министерства радиопромышленности. Главный конструктор - начальник научно-исследовательского отделения НИИ приборостроения (1987). Конструктор и ученый в области радиолокационной техники, разработки вооружения войск ПВО. Руководитель и участник создания радиолокационных и зенитных ракетных комплексов. Автор научных трудов и изобретений в области радиолокации и специального вооружения. Лауреат Государственных премий (1993, 1999).
1936 - Была произведена закладка авианосца «Граф Цеппелин», (строительный номер корабля - 252).
На церемонии спуска на воду, проходившей 8 декабря 1938 года, командующий Люфтваффе Герман Геринг произнёс речь, а графиня Хелла фон Цеппелин исполнила ритуал крещения корабля.
1938 - Первый полет британского скоростного сухопутного лайнера De Havilland DH-95 Flamingo. До начала Второй Мировой войны он использовался на линиях, соединяющих Британию с островами Гернси и Джерси, на ближневосточных линиях BOAC.
1938 - Поднялся в воздух первый серийный бомбардировщик-разведчик B-26 Botha фирмы Blackburn.
1939 - Поднялся в воздух первый экземпляр японского истребителя А6М2 Рейзен (сокращенно от "Рейсики зентоки" - "Истребитель ноль") фирмы Mitsubishi с мощным двигателем Hакадзима NK1C "Сакае"-12. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня "Зеро" остается символом японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых боях на Тихом океане, когда в течение шести месяцев он не знал серьезного отпора. Флот тут же заказал установочную партию А6М2, которые практически сразу направили на войсковые испытания. Hесмотря на то, что после 1943 г истребитель уже явно устарел, японцы продолжали выпускать его до конца войны. В результате "Зеро" стал самым массовым японским самолетом.
1943 - Начались заводские испытания Як-9У (улучшенный) с новым более мощным (1500 л.с.), высотным двигателем ВК-107А и трехлопастным винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м.
1943 - Предпринята единственная известная попытка боевого применения четырехмоторных бомбардировщиках FW200C "Кондор" в качестве ракетоносца и сорвалась она из-за того, что английская патрульная летающая лодка "Сандерленд" перехватила четырёхмоторный бомбардировщик с двумя подвешенными Hs293 прежде, чем тот вышел в район цели.
1945 - Первый полет XOSE-1 фирмы EDO Aircraft Corp., прототипа многоцелевого гидросамолета Edo OSE. Главный конструктор Борис Вячеславович Корвин-Круковский.
1948 - В НИИ ВВС начались Госиспытания двухместного варианта американский истребитель Р-63 "Кингкобра", изготовленного на 321 АРБ. Переделка серийных "кингкобр" в УТИ Р-63. была организована на нескольких авиационных ремонтных базах ВВС (АРБ ВВС) в связи с отсутствием его у американцев. В качестве кабины инструктора использовали основную кабину самолета, а перед ней разместили кабину для тренируемого летчика. Оценивалась система аварийного сброса фонаря передней кабины и возможности покидания, в случае необходимости, самолета его экипажем. Всего было выполнено 11 полетов. Вывод - положительный. Ведущими инженерами по испытаниям были инженер-полковник А.И. Грызлов и инженер-подполковник Е.Я. Матицын. Летчик-испытатель - известный летчик В.Е. Голохвастов. Прыжки совершались выдающимся парашютистом подполковником В.Г. Романюком. Всего построили несколько сот таких самолетов.
1949 - Первый полет серийного МиГ-15 на Нижегородском авиазаводе; Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г.
1954 - Первый полёт легкого многоцелевого вертолета Nord 1750 Norelfe французской фирмы Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord (SNCAN). Оснащен турбовальным двигателем Turbomeca Artouste I мощностью 260 л.с. Для компенсации реактивного момента от вращения несущего винта через лонжерон хвостовой балки проходила и выбрасывалась через подвижную трубу с педальным управлением струя газов от двигателя. При скорости более 80 км/час эта система автоматически отключалась, реактивный момент компенсировался двухкилевым вертикальным оперением. Серийно выпускался испанской компании Aerotecnica SA под обозначением AC-13A.
1957 - Начались контрольные испытания в ГК НИИ ВВС первого серийного учебно-тренировочного самолёта Як-18А
1958 - Завершены Государственные совместные испытания фронтового истребителя Су-7
1958 - С полигона "Владимировка" (Астраханская область) осуществлен 9-й испытательный пуск межконтинентальной крылатой ракеты "Буря". Авария после 309-ти секунд полета.
1966 - С 28 декабря 1966 г. по 6 февраля 1967 г. проводились заводские испытания самолета Як-28Р №6960305, оснащенного телевизионной аппаратурой воздушной разведки ТАРК-1 (телевизионный авиационный разведывательный комплекс). Передающая часть комплекса размещалась на разведчике, а приемная - на командном пункте. Одновременно с передачей телевизионного изображения на командный пункт могла производиться фотосъемка на пленку шириной 190 мм. Станцию "Инициатива-2Р" сняли, а под текстолитовым обтекателем расположили передающую антенну аппаратуры ТАРК-1. 6 апреля самолет передали на войсковые испытания, проходившие с 1 сентября по 15 декабря 1967 г. В итоге комплекс приняли на вооружение, и он устанавливался на некоторых разведчиках Як-28Р.
1968 - Родилась С.В. Капанина, летчица-инструктор, чемпионка мира по высшему пилотажу на Су-26, Су-29 и Су-31М
1968 - В ответ на захват арабскими террористами самолёта авиа-компании "Эль Аль" 22.7.68 и на нападение на самолёт авиакомпании в Афинах 26.12.68, Израиль провёл операцию, под кодовым названием "Тшура" (Дар). Отряд, состоявший из бойцов "саерет цанханим" (спецназ ВДВ) и "саерет маткаль" (спецназ Генштаба), под командованием полковника Рафаеля Эйтана (Рафуля) прибыл на вертолётах в Бейрутский аэропорт "Хальда". Захватив аэропорт, спецназовцы взорвали 14 самолётов арабских авиакомпаний, находившихся на лётном поле.
1971 Первый полет истребителя Су-17М, Е.С.Соловьев
1972 - Впервые в отечественной практике принята на вооружение твердотопливная ракета МБР РТ-2П (SS-13, Savage). Оснащённая комплексом средств для преодоления противоракетной обороны вероятного противника она заменила РТ-2.
1972 - Принята на вооружение ракета УР-100К (15А20) РС-10 - модификация ракеты УР-100 с увеличенной энергетикой и усовершенствованной системой управления.
1979 - Катастрофа Ан-26 Камчатская область, близ а/п Ключи, Министерство обороны СССР, ВВС РВСН, 84 осап (Ключи). Упал в лес, не долетев до ВПП. Заход на посадку выполнялся со стороны Усть-Камчатска. Погибло: экипаж - 6.
1985 - Совершил первый полет пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности Fokker 50
1988 - Cостоялся первый полет легкого многоцелевого транспортного самолета LET L-610. В конце 1970-х годов, после успеха двухдвигательного турбовинтового самолета LET L-410, авиакомпания «Аэрофлот» обратилась к чехословакам с просьбой разработать замену самолета Ан-24.
LET L-610 был спроектирован как турбовинтовой самолет с двумя двигателями, оснащенный новым чешским двигателем Walter M602 , вместимостью 40 человек. Летные испытания были отложены из-за того, что разработка двигателя заняла больше времени, чем разработка планера. В конце концов турбовинтовые двигатели мощностью 1358 кВт (1822 л.с.) были закончены, и самолет впервые вылетел 28 декабря 1988 года. В серии не строился.
1989 - На Воронежском АПО начались испытания Ил-96-300
1991 - Лётчик-испытатель С.А.Агров выполнил первый полёт вертолета Ка-32К. Ка-32К - вертолет-летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора с электродистанционным управлением и уникальной системой гашения колебаний подвешенного на тросе груза на висении и в полете, дополнительно снабжен двухкамерной и двухэкранной системой для наблюдения за подъемом и монтажом груза и за поведением его в полете. Предназначен для выполнения "ювелирных" монтажных и демонтажных работ
1993 - Первый полет легкого самолета СМ-92 "Финист" В.П.Кондратьева, аэродром Смоленского авиазавода
1994 - Умер Герой Советского Союза летчик-испытатель Георгий Филиппович Байдуков, генерал-полковник авиации, окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов "слепых" полётов и посадок. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. В начале 1941 поднял в небо ТБ-7 4М-40. Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 – заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 – командир штурмового авиационного корпуса. После войны – на командных должностях в ВВС.
1994 - Совершил первый полет легкий транспортный конвертируемый самолет Ан-74ТК-100.
1999 - Самолет Ан-28, летевший из Киева в Анкару, принадлежавший "Гвинения экваториал айрлайнз", упал в море в 70 км от побережья Турции. На борту находились 6 украинских граждан - двое членов экипажа и четверо авиатехников.
2001 - Первый коммерческий полет модернизированного крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрія». "Мрiя" вылетела из Гостомеля (Киевская область) в Штутгарт (Германия), где взял на борт 187,5 тонны гуманитарного груза, который был доставлен в Оман.
2010 - Катастрофа военно-транспортного самолёта Ан-22А «Антей» российских ВВС, в Чернском районе Тульской области у границы с Орловской областью, при этом погибли 12 человек.
Доставив в Воронеж истребитель МиГ-31 в качестве учебного пособия для обучения курсантов Воронежского военного авиационного университета, основной и сменный экипажи возвращались на свой аэродром. Самолет произвел взлет с аэродрома Балтимор в 20:51. На 30-й минуте полета, когда самолет находился в горизонтальном полете на высоте 7 167 м с приборной скоростью 373 км/ч, произошло резкое (менее чем за 2 сек.) отклонение руля направления с возникновением левого крена, скольжения и боковой перегрузки. Тяжёлая машина начала быстро входить в левый крен, а затем перешла в скольжение. Экипаж попытался исправить ситуацию, отклонив штурвалы вправо примерно на 2/3 хода, а также нажимая на педали управления рулём направления, пытаясь вернуть его в нейтральное положение, причём для этого им пришлось преодолевать усилие в 100 килограмм. Но левый крен быстро рос со скоростью 10° в секунду, а также за три секунды появилась отрицательная перегрузка в 0,38 единиц. Самолёт начал терять высоту, поэтому лётчики потянули штурвалы «на себя», то есть пытаясь поднять нос, но позже вернули их в первоначальное положение. Из-за этих действий вертикальная перегрузка достигла 1,38 единиц. «Антей» вышел на закритический угол атаки, при том, что уже находился в глубоком скольжении, после чего перешёл в штопор. В процессе падения из-за высоких аэродинамических перегрузок начала разрушаться конструкция планера. В 21:23 под углом 75° самолёт врезался в лес и полностью разрушился. На месте падения образовалась воронка диаметром 22 метра при глубине 4 метра.
Расследование катастрофы заняло около трёх месяцев, а 8 апреля 2011 года была названа основная причина катастрофы — отказ системы рулевого управления. Из-за нарушений в работе механизма автотриммирования произошло резкое отклонение руля направления на 11,6 — 14,3°, вследствие чего самолёт перешёл сперва в глубокий левый крен, после чего в скольжение, а затем начал снижаться по спирали. Лётчики попытались вывести «Антея» из снижения, но в результате только вывели его на закритические углы атаки, что привело ко входу в штопор. Сбой в работе механизма автотриммирования возможно был вызван разрушением кинематики привода датчика обратной связи, либо разрушением крепления кронштейна датчика. Способствовало катастрофе то обстоятельство, что лётный экипаж борта 09343 не сообщал своевременно должностным лицам авиационной части, что на этом самом самолёте за последний месяц уже были два случая, когда во время полёта происходило нарушение в работе системы управления рулём направления: 11 декабря, при следовании из Твери в Краснодар, а также 13 декабря, при следовании из Краснодара в Карши (Узбекистан). Кроме того в «Инструкции экипажу самолета Ан-22» в разделе «Особые случаи в полете» не было нужной и достаточной информации, как определить отказ электромеханизмов триммерного эффекта и какие действия надо предпринимать при его возникновении.
2018 - Первый полет совершил глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М с аэродрома Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. Полет проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут.
В рамках глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолет получил новое навигационное, связное, прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолетом, упростить его техническое обслуживание и предполетную подготовку. Бортовое радиоэлектронное оборудование Ту-22М3М унифицировано с аналогичными системами Ту-160М. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса.
2018 - В Казани с аэродрома Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова совершил первый полет после переборудования самолет-летающая лаборатория Ту-214ЛМК (регистрационный номер 64507), переделанный на Казанском авиационном заводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» из пассажирского самолета Ту-214 (заводской номер 42305007, серийный номер 507, регистрационный номер RA-64507) постройки 2003 года. Самолет переоборудован в летающую лабораторию многофункционального летно-моделирующего комплекса ЛМК-214 ПАО «Туполев» для проведения испытаний нового радиолокационного комплекса модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 (а в перспективе - ПАК ДА), в связи с чем оснащен соответствующим носовым обтекателем.
Свежие комментарии