Фиделя и его «барбудос» не выпускают из США. Ситуация накаляется с каждым часом, и никто не знает, чем это может закончиться. Но тут на помощь приходят Никита Хрущёв и советские авиаторы…
Конец, могила колониальному рабству!
Тысяча девятьсот шестидесятый год. В мире, как всегда, стабильности нет. Отношения бывших союзников по Второй мировой — СССР и США — ухудшались.
В мире с хрустом и треском шла ломка колониальной системы. Тысяча девятьсот шестидесятый не зря назвали годом Африки. На карте континента появилось 17 новых независимых государств.
В это неспокойное время первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв отправился в оплот мирового империализма — США, — чтобы выступить на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это был уже второй его визит в Америку. Двадцать третьего сентября он выступил с речью, предлагая принять Декларацию о предоставлении независимости странам и народам, ещё не освободившимся от колониального гнёта.
Да, тремя неделями позднее произойдёт исторический эпизод с ботинком. Во время обсуждения процедуры рассмотрения Декларации, предложенной Хрущёвым, филиппинский представитель Лоренцо Сумулонг затроллил советскую сторону, заявив с трибуны, что документ должен относиться и к странам Восточной Европы, «поглощённым» СССР. Возмущённый Хрущёв стал кричать с места, пытаясь получить ответное слово для отлупа «холуя американского империализма». Он стучал кулаками по столу, а в какой-то момент снял туфлю и стал стучать или размахивать (свидетельства очевидцев расходятся) и ей: «Не заглушить вам голос народа, голос правды, который звучит и будет звучать! Конец, могила колониальному рабству!». И что-то добавил про кузькину мать.
Мастерство «фотошопа» 60-х. С трибуны ботинком Хрущёв всё-таки не размахивал
«Что этот Фидель себе позволяет!»
В работе Генеральной ассамблеи ООН принял участие ещё один «проклятый коммунист», заноза в карибском мягком подбрюшье США — Фидель Кастро. Двадцать шестого сентября он выступил с самой длинной речью в истории ООН. Его доклад «Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны» длился 4 часа 29 минут (почти в два раза превысив время Хрущева) и вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Что-что, а говорить он умел. Глава революционного правительства Кубы, который в январе 1959-го сверг проамериканский режим Батисты, жёг глаголом направо и налево. Он обвинял США в нападках на Остров Свободы. В том, что командующий американскими ВМС адмирал Бёрк недооценивает готовность большого советского брата защитить революционные завоевания кубинского народа ядерным оружием. «Он (адмирал Бёрк. — Прим. ред.) ошибается!» — поддерживал с места Никита Сергеевич.
Фидель Кастро громит поджигателей войны с трибуны ООН
Представляете, какую ярость вызвал десятидневный визит Фиделя у «вашингтонских ястребов»? Крейзи Кастро просто явился прямо в логово льва.
Прибыл он с товарищами ещё 18 сентября — и сразу кубинской делегации стали подкладывать свиней. Отогнали самолёт Кастро в самый дальний ангар аэропорта, а грузчики отказались разгружать багаж (явно не без подсказки администрации и ФБР). Отель «Шелбурн», куда поселились кубинцы, был блокирован силами конной полиции, а управляющий резко поднял плату, ссылаясь на сопутствующие неудобства, и затребовал депозит в 10 000 долларов — безумная сумма по тем временам. Разъярённый Фидель приказал купить палатки и разбить лагерь прямо в сквере возле здания ООН (нам, «барбудос», не привыкать!).
Но тут поступило предложение от сочувствующего владельца отеля «Тереза» в Гарлеме: «живите бесплатно!». Гарлем никогда в своей истории не видел столь высоких особ — президент Египта Гамаль Абдель Насер, индийский премьер Джавахарлал Неру и сам Никита Хрущёв приезжали в «чёрный квартал» для встречи с кубинским революционером.
Советско-кубинская дружба начиналась в Гарлеме
После разгромной речи неистового команданте американцы решили добить Фиделя танцем. Коктейльным зонтиком на бокале с «Куба либре» стал арест обоих самолётов авиакомпании «Кубана де Авиасьон». Шах и мат!
Самолёт «Бристоль Британия» кубинской авиакомпании
Как возвращаться? Кораблём? Поездом, а потом морем? Задерживаться в США было опасно. Президент Америки Дуайт Эйзенхауэр за полгода до этого утвердил операцию по свержению правительства Кубы, а на острове американцы снабжали и координировали оппозиционные группы партизан. Можно себе представить, как точили зубы американские спецслужбы на лидера одного из первых государств‑изгоев.
В кубинском авиаотряде происходит замена
В это время в США летел новенький пассажирский лайнер Ил-18. Его эксплуатация на советских воздушных линиях началась только в апреле 1959-го. На международных «литерных» рейсах самолёт сопровождали представители ОКБ Ильюшина.
Опытный Ил-18 «Москва»
В этом полёте на борту был Генрих Новожилов — молодой заместитель Ильюшина, отвечавший за ввод в эксплуатацию турбовинтового дальнемагистрального самолёта. Он и не представлял, что из Нью-Йорка ему придётся везти не предсовмина СССР, а совершенно другого человека.
Генрих Васильевич Новожилов — генеральный конструктор ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1970–2005 годах, создатель самолётов Ил-76 и Ил-96, преемник Сергея Ильюшина. Родился в 1925 году. Мечтал стать пилотом, но не смог из-за сложного перелома ноги. Закончил МАИ. После преддипломной практики остался в ильюшинской фирме на всю жизнь. Занимал пост советника гендиректора ПАО «Ил» по науке до самой смерти в конце апреля 2019 года.
Ильюшин и Новожилов
Дорожка Ил-18 на американский континент была уже протоптана. Лайнер возил на выставку в Мексику Анастаса Микояна. И, хотя полёт обошёлся не без происшествий — долетели на последних каплях керосина, к тому же сломался новый радар «Эмблема», — больших трудностей от полёта в Нью-Йорк не ждали.
Ил-18 — советский турбовинтовой пассажирский самолёт. Создан инженерами ОКБ Ильюшина в конце 50-х. В зависимости от модификации перевозил от 75 до 122 пассажиров на крейсерской скорости более 600 километров в час. Дальность полёта — до 6500 километров. До 1978 года выпущено около 800 самолётов. Долго был флагманом «Аэрофлота» и служил бортом № 1 для глав СССР. На его базе созданы: противолодочный Ил-38, самолёт-разведчик Ил-20, самолёт РЭБ Ил-22. В отличие от своих одноклассников-современников «Локхид Электра» и «Виккерс Вэнгард», в небольшом количестве летает до сих пор. В основном в составе ВКС России.
Вообще одновременно прорабатывались три варианта возвращения советской делегации: Илом, Ту-114 или кораблём «Балтика», которым и прибыл Хрущёв сотоварищи. Но для Ил-18 определили другую задачу. Командир экипажа Иван Груба получил специальное указание Никиты Сергеевича — доставить кубинских представителей на Остров Свободы.
А сама наложит тола под корсет!
«Будьте готовы к любым провокациям», — предупредили наши «люди в штатском».
Но самолёт нужно было заправить и подготовить к вылету. В два часа ночи к Ил-18 подъехали цистерны с керосином. Бортинженеры стали проверять качество горючего. «Удельный вес керосина в одном заправщике отличается!». Начали проверять бумаги, после нескольких прочтений документов выдохнули: разница в удельном весе — из-за температуры нефтепродуктов. После этого все забрались в салон, закрыли двери и проспали без задних ног до семи утра.
Утром настала очередь продуктов для буфета-кухни. «Своего» практически не было. Тем временем борт окружили сотрудники ФБР. Экипаж, в свою очередь, выставил внутреннее кольцо оцепления. Чтобы не дай бог кто не подобрался и винтик какой не открутил. Обстановочка! Погрузка еды началась, замелькали упаковки с банками пива. «А вдруг в одной из них заряд взрывчатки?», — осенило прикомандированного кэгэбешника.
Обратились к начальнику отдела электрики, фронтовику-разведчику Анатолию Шапошникову, который охранял отсек шасси. Тот не моргнув глазом велел «пробулькивать»: если булькает — пиво, если нет… В салоне свободные от дежурства лётчики трясли банки. К счастью, всё пиво оказалось пивом.
Подозрения были не совсем беспочвенными. Бесконечная череда покушений на Фиделя только разгоралась. К нему уже подсылали наёмного убийцу в партизанский лагерь, пытались отравить с помощью соратника и даже любовницы. Всё это не без участия ЦРУ, которое подрядило на это даже итальянскую мафию. Всего таких попыток насчитывают от 200 до 634. Так что как знать — могло и хватить духу подсунуть пару сотен грамм тротила, которых было достаточно, чтобы самолёт упал где-нибудь над Карибским морем (а мы тут при чём? это все некачественная советская техника и пьяные пилоты в ушанках).
Аста ла виста, Нью-Йорк
Прибыли кубинцы. Фиделю предложили салон-спальню в хвосте. Тот лишь помотал головой — слишком буржуазно — и занял кресло рядом с кабиной пилотов, где по правому борту было «купе» для отдыха экипажа.
Хрущёв в салоне Ил-18. Никита Сергеевич не страдал политической аллергией на фрукты
«Юнайтед фрут компани», — показал пальцем Кастро на вазу с фруктами и тоже попросил убрать. В Латинской Америке этот передовой отряд капиталистических янки недолюбливали.
На предложение угоститься виски, коньяком и шампанским, переводчица Фиделя, сказала, что команданте будет только русскую водку. А её-то родимой и не было.
И тут снова своим НЗ из чемоданчика спас ситуацию предусмотрительный фронтовик Шапошников. «Шапкин, давай!», — скомандовал Новожилов.
Обстановка стала разряжаться… Постепенно в небольшую кабину, где сидел Фидель, собралась вся кубинская братия. Долетели с песнями и в атмосфере советско-кубинской дружбы. Вечером перед их взором предстала залитая огнями Гавана. Советский экипаж встречали, как годом позднее будут по всему миру встречать Юрия Гагарина. Кубинцы приветствовали советских братьев, которых в открытых автомобилях доставили прямо на митинг.
На подъезде к площади Хосе-Марти улицы были запружены народом. Лес рук тянулся, поскольку из первой машины кортежа объявляли, что едут советские лётчики, привёзшие Фиделя. «Руки потом день болели от рукопожатий», — вспоминает Новожилов. «Мы поднялись на трибуну, сотни тысяч людей стояли плотной стеной, такое количество людей я видел ещё раз по телевизору, когда Ельцин произносил свою речь с танка». Затем Фидель коротенько доложил об итогах визита — часа так на три — и позвал своих новых друзей на ужин, который продлился до рассвета.
За столом Кастро внезапно задал вопрос: «Неженатые есть среди вас?». Холостой Новожилов, почуяв, чем дело пахнет, решил дипломатично промолчать. Попутно отдавливая ногу пытающемуся встать боевитому Шапошникову: «Толя, молчи-и-и».
Фидель окинул всех взором: «Жаль… я построил бы красавиц в ряд. Вы бы выбрали лучшую, а мы — устроили карнавал по этому поводу». С женщин перешли на политику. «Нам, кубинцам, с нашим темпераментом ракеты давать нельзя, шарахнем ещё по США!», — прозорливо рассудил Фидель. Скоро ракеты окажутся на Кубе, но останутся в руках советских военных. На следующий день Ил-18, спасший вождя кубинской революции, отправился в Нью-Йорк.
Надежды экипажа на то, чтобы отоспаться и погулять по Большому Яблоку, быстро развеялись — срочная диппочта Никиты Сергеевича. Заправляйтесь — и в Москву! Вскоре полёт Москва-Нью-Йорк-Гавана-Нью-Йорк-Москва благополучно завершился. «Рейс занял пять дней, из них спали мы не больше 10-12 часов. Такое бывает», — спокойно резюмирует в своей книге Генрих Новожилов.
Пока Фидель был в США, в Пентагоне вовсю верстался план высадки десанта на Кубе. Семнадцатого апреля 1961 года бригада кубинских эмигрантов, вооружённая и обученная американцами, попыталась высадиться в заливе Свиней. С катастрофическими, впрочем, для себя последствиями. ЦРУ и кубинцам-эмигрантам оставалось только продолжать свои бесплодные попытки убить Фиделя, которые не помешали ему прожить до 90 лет.
P.S. Как говорили раньше, «когда этот материал готовился к печати», стало известно, что 28 апреля 2019 года скончался Генрих Новожилов. Он был на год старше своего особо важного пассажира и пережил его на два с лишним года. Светлая память создателю прекрасных самолётов…
Алексей Бортников
Свежие комментарии