На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 706 подписчиков

Свежие комментарии

Последний Полет Шаттла Challenger

28 января 1986 года космический челнок взорвался в самом начале десятой миссии. Трагедия унесла жизни семи астронавтов.

g348695_3d7fe4d401006fc6cb5417ced46537b3

30 лет назад, 28 января 1986 года, произошла одна из крупнейших катастроф в истории освоения космоса — спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал взорвался американский шаттл Challenger с семью астронавтами на борту.

Трагедия разворачивалась на глазах родственников астронавтов и миллионов американцев, следивших за стартом космического челнока в прямом эфире.

«Бросающий вызов»: о полетах шаттла в цифрах

Шаттл Challenger, в переводе с английского «бросающий вызов», стал вторым из шести кораблей, построенных США по программе Space Shuttle («Космический челнок»).

Шаттлы использовались для научных исследований, запусков спутников и их обслуживания, стыковок с российской станцией «Мир» и доставки экипажей на Международную космическую станцию.

Строительство Challenger, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд, велось с января 1979 года. В июле 1982 года он был передан в эксплуатацию и в апреле 1983 года совершил свой первый полет. Всего космический челнок выполнил девять успешных полетов, проведя в космосе около 62 суток.

В миссиях Challenger участвовали 46 человек, в том числе первая американскаяженщина-астронавт Салли Райд.

Десятая миссия и катастрофа Challenger

Во время десятого космического полета Challenger экипаж шаттла должен был вывести в космос спутник связи и наблюдать за кометой Галлея. С орбиты также планировалось провести уроки для школьников в рамках конкурса «Учитель в космосе».

В состав экипажа вошли семь человек: командир корабля подполковник ВВС Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, Эллисон Онизука, Рональд Макнейр, Джудит Резник, инженер Грегори Джарвис, учительница Криста Маколифф.

image24662228_7b07e7fdedf76961fb629d83f6

28 января 1986 года Challenger стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На 74 секунде полета, когда шаттл находился на высоте около 15 км над землей, произошел взрыв. Корабль разрушился в воздухе, оторвавшаяся кабина с экипажем, не оборудованная парашютами, разбилась.

image24662228_5641cc0281077708aed1e01d5a

Запуск транслировался по телевидению, и свидетелями трагедии стали миллионы американцев.

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты тела астронавтов и обломки корабля. Поиски велись семь месяцев, на них было израсходовано порядка $100 млн.

После катастрофы президент США Рональд Рейган выступил с обращением к нации.

По воспоминаниям вдовы командира шаттла Фрэнсиса Скоби, шок от произошедшей на ее глазах трагедии был настолько силен, что она не могла держаться на ногах.

ЦИТАТА

Было страшно. Мне было трудно самостоятельно спуститься по лестнице. Я упала, а сын бросился и помог мне. Я просто окаменела, меня практически парализовало от увиденного.
Джун Скоби

На Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне установили памятник с именами погибших астронавтов.

ЦИТАТА

Важно, чтобы мы никогда не забывали о тех, кто отдал свою жизнь во имя освоения космоса. Их жертвы не были напрасными, потому что они позволили нам стать более умелыми и двигаться дальше. Нам надо учиться на ошибках прошлого, чтобы не повторять их, когда мы будем идти вперед.
Роберт Кабана, директор Космического центра имени Кеннеди на космодроме на мысе Канаверал

Комиссия Роджерса и эксперимент Фейнмана

Для расследования крушения президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря Уильяма Пирса Роджерса. В комиссию вошел и известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. О своем участии в расследовании он подробно рассказал в книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?».

ЦИТАТА

Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракета-носителях во время полета <...> У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы, и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели.
Ричард Фейнман

В ходе слушаний по расследованию катастрофы Фейнман продемонстрировал эксперимент с резиной, стаканом и ледяной водой, который наглядно показал, что при низких температурах резина теряет эластичность.

Комиссия установила, что причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, которая привела к утечке газов. Они прожгли оболочку топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву.

Основой конструкции Шаттла является внешний топливный бак, в котором содержится ракетное топливо: сверху – жидкий кислород, внизу – жидкий водород. Три двигателя, сжигающие это топливо, расположены в задней части орбитальной ступени, закреплённой на внешнем баке. Экипаж располагается в передней части орбитальной ступени, в центре которой находится грузовой отсек. К внешнему баку слева и справа прикреплены твердотопливные ракеты-ускорители, которые во время запуска в течение около двух минут поднимают шаттл, а потом отделяются и падают в море. Через несколько минут от орбитальной ступени отделяется внешний топливный бак – это происходит гораздо выше в атмосфере, – который сгорает на траектории падения на землю.   

 

 

Рис. 1. Схема шаттла в стартовой комплектации

Рис. 1. Схема космического челнока (шаттла) в стартовой комплектации

       Твердотопливные ускорители состоят из нескольких секций. Между этими секциями существует два типа стыков (горизонтальные линии): «заводские соединения» собирают на заводе «Мортон Тиокол» в Юте, и « полевые соединения», которые собирают и герметизируют перед каждым полетом –– в Космическом Центре Кеннеди во Флориде. Вот через одно из этих соединений, нижнее полевое, и прорвались раскалённые газы, что привело к катастрофе. Конструкция стыка приведена на рисунке 2:      

 

 

Рис. 2. Схема полевого соединения

Рис. 2. Схема полевого соединения. Цветовые обозначения:
жёлтый – хвостовик стальной оболочки верхней секции, 
красный – вилка стальной оболочки нижней секции, синий – 
концевые элементы верхней и нижней секций теплозащитного 
покрытия, зелёный – цинкохроматная замазка и резиновые О-кольца,
коричневый – ракетное топливо.

       И ещё одно важное обстоятельство, относящиеся к функционированию ускорителя. В момент запуска за счёт приложения давления более тонкие по сравнению со стыком стенки секций приобретают бочкообразную форму, при этом хвостовик несколько проворачивается и резиновые кольца выходят из контакта с ним; зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. Это явление называется ротацией стыка (Рис. 3). Для обеспечения уплотнения резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, но, в любом случае, при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием функционирования данной конструкции.  

 Рис. 3. Ротация стыка (слева)

Рис. 3. Ротация стыка (слева)

       Вот что говорит «Отчёт...»:    «Заключение» главы IV «Отчёта...»  названо «Причины катастрофы»:      
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    На основании полученных данных Комиссия заключила, что причиной катастрофы «Челленджера» была неисправность изоляции давления в полевом соединении кормовой части правого твёрдотопливного ракетного ускорителя. Неисправность явилась следствием дефектов проекта, недопустимым образом чувствительного ко множеству факторов. Этими факторами были: эффекты температуры, физические характеристики, характер материалов, возможные эффекты многократного использования, обработки и реакции соединения к динамической нагрузке ( 6 июня 1986 p.40, стр.81)».

image24662228_2d1a03c0f6836fc1ec947c132d

Выброс серого дыма из правого ускорителя через 0,678 секунд после старта. Позднее выяснилось, что выброс произошел из-за разгерметизации

Как выяснилось в ходе расследования, о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец ответственным руководителям NASA было известно еще в 1977 году. Кроме того, запуск Challenger проходил при низкой температуре воздуха — 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как для взлета была рекомендована температура 11 и более градусов выше нуля.

ЦИТАТА

Это свидетельство выявило проблемы во взаимодействии, которые привели к решению запуска миссии 51L, основанному на неполной, а иногда и недостоверной информации, конфликту между инженерными данными и руководящими решениями, и которые позволяли руководству NASA обходить проблемы безопасности полета в обход ключевых фигур программы Space Shuttle.
Отчет комиссии Роджерса

После катастрофы программа Space Shuttle была приостановлена. В августе 1986 года было принято решение о строительстве нового корабля Endeavour, который заменил Challenger. Полеты по программе возобновились лишь в конце сентября 1988 года и завершились в июле 2011 года.

ЦИТАТА

Нельзя продолжать жить, не прощая. Мы все живые люди, и у всех нас есть свои недостатки. NASA извлекло серьезный урок, сейчас написаны даже учебники о том, как избегать таких несчастных случаев, как с Challenger.
Джун Скоби, вдова командира шаттла

«Забытые пленки»

Хотя со времени трагедии прошло 30 лет, американцы продолжают восстанавливать ход событий до и после катастрофы. Телеканалу National Geographic Channel удалось отыскать уникальную пленку, запечатлевшую встречу Джорджа Буша-старшего, который на тот момент занимал поствице-президента США, с первым американским астронавтом и сенатором Джоном Гленном. Встреча прошла в центре космических полетов в Хьюстоне вечером 28 января 1986 года уже после катастрофы Challenger.

Буш-старший назвал этот день «одним из тяжелейших, если не самым тяжелым» в истории NASA. Гленн, в свою очередь, сказал:

ЦИТАТА

В действительности, если говорить начистоту и быть честными перед самим собой, то даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества.

Эти фрагменты включены в документальный фильм «Катастрофа Challenger: забытые пленки» (Challenger Disaster: Lost Tapes), премьера которого состоялась на канале National Geographic Channel 25 января.

Исполнительный продюсер и режиссер ленты Том Дженнингс горд тем, что ему удалось получить из архива NASA такую реликвию.

«Я спрашивал всех, кто мог помнить о пленке. Никто не мог припомнить ничего подобного. Мы просмотрели массу документальных фильмов о Challenger, и никто и никогда не использовал эти кадры. Если бы мы не интересовались, их так никто и не увидел бы», — заметил он.

Три катастрофы

День памяти погибших астронавтов отмечается в США в конце января — именно на этот период приходятся все три катастрофы американских пилотируемых кораблей. Первая из них произошла 27 января 1967 года, когда при подготовке к полету Apollo-1 на его борту возник сильный пожар. Погибли три члена экипажа, а программа Apollo была задержана на 18 месяцев.

Через 19 лет, 28 января 1986 года, мир потрясла катастрофа шаттла Challenger.

1 февраля 2003 года в небе над Техасом при возвращении на Землю загорелся и развалился на части еще один шаттл — Columbia. Как было установлено, несколько плиток его теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы, и корабль разрушился. Его экипаж также состоял из семи человек.

В общей сложности эти три катастрофы унесли жизни 17 астронавтов.

В подготовке материала принимали участие Инна Климачева (ТАСС-ДОСЬЕ), Иван Лебедев и Алексей Качалин (корр. ТАСС в Вашингтоне и Нью-Йорке), Юлия Щепилова, Сергей Мазаев, Максим Макаров (tass.ru).

http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:oYduZlX...

Рекомендуем
Популярное
наверх