28 января 1986 года космический челнок взорвался в самом начале десятой миссии. Трагедия унесла жизни семи астронавтов.
30 лет назад, 28 января 1986 года, произошла одна из крупнейших катастроф в истории освоения космоса — спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал взорвался американский шаттл Challenger с семью астронавтами на борту.
Трагедия разворачивалась на глазах родственников астронавтов и миллионов американцев, следивших за стартом космического челнока в прямом эфире.«Бросающий вызов»: о полетах шаттла в цифрах
Шаттл Challenger, в переводе с английского «бросающий вызов», стал вторым из шести кораблей, построенных США по программе Space Shuttle («Космический челнок»).
Шаттлы использовались для научных исследований, запусков спутников и их обслуживания, стыковок с российской станцией «Мир» и доставки экипажей на Международную космическую станцию.
Строительство Challenger, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд, велось с января 1979 года. В июле 1982 года он был передан в эксплуатацию и в апреле 1983 года совершил свой первый полет. Всего космический челнок выполнил девять успешных полетов, проведя в космосе около 62 суток.
В миссиях Challenger участвовали 46 человек, в том числе первая американскаяженщина-астронавт Салли Райд.
Десятая миссия и катастрофа Challenger
Во время десятого космического полета Challenger экипаж шаттла должен был вывести в космос спутник связи и наблюдать за кометой Галлея. С орбиты также планировалось провести уроки для школьников в рамках конкурса «Учитель в космосе».
В состав экипажа вошли семь человек: командир корабля подполковник ВВС Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, Эллисон Онизука, Рональд Макнейр, Джудит Резник, инженер Грегори Джарвис, учительница Криста Маколифф.
28 января 1986 года Challenger стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На 74 секунде полета, когда шаттл находился на высоте около 15 км над землей, произошел взрыв. Корабль разрушился в воздухе, оторвавшаяся кабина с экипажем, не оборудованная парашютами, разбилась.
Запуск транслировался по телевидению, и свидетелями трагедии стали миллионы американцев.
В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты тела астронавтов и обломки корабля. Поиски велись семь месяцев, на них было израсходовано порядка $100 млн.
После катастрофы президент США Рональд Рейган выступил с обращением к нации.
По воспоминаниям вдовы командира шаттла Фрэнсиса Скоби, шок от произошедшей на ее глазах трагедии был настолько силен, что она не могла держаться на ногах.
ЦИТАТА
На Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне установили памятник с именами погибших астронавтов.
ЦИТАТА
Комиссия Роджерса и эксперимент Фейнмана
Для расследования крушения президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря Уильяма Пирса Роджерса. В комиссию вошел и известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. О своем участии в расследовании он подробно рассказал в книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?».
ЦИТАТА
В ходе слушаний по расследованию катастрофы Фейнман продемонстрировал эксперимент с резиной, стаканом и ледяной водой, который наглядно показал, что при низких температурах резина теряет эластичность.
Комиссия установила, что причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, которая привела к утечке газов. Они прожгли оболочку топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву.
Основой конструкции Шаттла является внешний топливный бак, в котором содержится ракетное топливо: сверху – жидкий кислород, внизу – жидкий водород. Три двигателя, сжигающие это топливо, расположены в задней части орбитальной ступени, закреплённой на внешнем баке. Экипаж располагается в передней части орбитальной ступени, в центре которой находится грузовой отсек. К внешнему баку слева и справа прикреплены твердотопливные ракеты-ускорители, которые во время запуска в течение около двух минут поднимают шаттл, а потом отделяются и падают в море. Через несколько минут от орбитальной ступени отделяется внешний топливный бак – это происходит гораздо выше в атмосфере, – который сгорает на траектории падения на землю.
Рис. 1. Схема космического челнока (шаттла) в стартовой комплектации
Твердотопливные ускорители состоят из нескольких секций. Между этими секциями существует два типа стыков (горизонтальные линии): «заводские соединения» собирают на заводе «Мортон Тиокол» в Юте, и « полевые соединения», которые собирают и герметизируют перед каждым полетом –– в Космическом Центре Кеннеди во Флориде. Вот через одно из этих соединений, нижнее полевое, и прорвались раскалённые газы, что привело к катастрофе. Конструкция стыка приведена на рисунке 2:
Рис. 2. Схема полевого соединения. Цветовые обозначения:
жёлтый – хвостовик стальной оболочки верхней секции,
красный – вилка стальной оболочки нижней секции, синий –
концевые элементы верхней и нижней секций теплозащитного
покрытия, зелёный – цинкохроматная замазка и резиновые О-кольца,
коричневый – ракетное топливо.
И ещё одно важное обстоятельство, относящиеся к функционированию ускорителя. В момент запуска за счёт приложения давления более тонкие по сравнению со стыком стенки секций приобретают бочкообразную форму, при этом хвостовик несколько проворачивается и резиновые кольца выходят из контакта с ним; зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. Это явление называется ротацией стыка (Рис. 3). Для обеспечения уплотнения резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, но, в любом случае, при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием функционирования данной конструкции.
Рис. 3. Ротация стыка (слева)
Вот что говорит «Отчёт...»: «Заключение» главы IV «Отчёта...» названо «Причины катастрофы»:
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании полученных данных Комиссия заключила, что причиной катастрофы «Челленджера» была неисправность изоляции давления в полевом соединении кормовой части правого твёрдотопливного ракетного ускорителя. Неисправность явилась следствием дефектов проекта, недопустимым образом чувствительного ко множеству факторов. Этими факторами были: эффекты температуры, физические характеристики, характер материалов, возможные эффекты многократного использования, обработки и реакции соединения к динамической нагрузке ( 6 июня 1986 p.40, стр.81)».
Выброс серого дыма из правого ускорителя через 0,678 секунд после старта. Позднее выяснилось, что выброс произошел из-за разгерметизации
Как выяснилось в ходе расследования, о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец ответственным руководителям NASA было известно еще в 1977 году. Кроме того, запуск Challenger проходил при низкой температуре воздуха — 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как для взлета была рекомендована температура 11 и более градусов выше нуля.
ЦИТАТА
После катастрофы программа Space Shuttle была приостановлена. В августе 1986 года было принято решение о строительстве нового корабля Endeavour, который заменил Challenger. Полеты по программе возобновились лишь в конце сентября 1988 года и завершились в июле 2011 года.
ЦИТАТА
«Забытые пленки»
Хотя со времени трагедии прошло 30 лет, американцы продолжают восстанавливать ход событий до и после катастрофы. Телеканалу National Geographic Channel удалось отыскать уникальную пленку, запечатлевшую встречу Джорджа Буша-старшего, который на тот момент занимал поствице-президента США, с первым американским астронавтом и сенатором Джоном Гленном. Встреча прошла в центре космических полетов в Хьюстоне вечером 28 января 1986 года уже после катастрофы Challenger.
Буш-старший назвал этот день «одним из тяжелейших, если не самым тяжелым» в истории NASA. Гленн, в свою очередь, сказал:
ЦИТАТА
Эти фрагменты включены в документальный фильм «Катастрофа Challenger: забытые пленки» (Challenger Disaster: Lost Tapes), премьера которого состоялась на канале National Geographic Channel 25 января.
Исполнительный продюсер и режиссер ленты Том Дженнингс горд тем, что ему удалось получить из архива NASA такую реликвию.
«Я спрашивал всех, кто мог помнить о пленке. Никто не мог припомнить ничего подобного. Мы просмотрели массу документальных фильмов о Challenger, и никто и никогда не использовал эти кадры. Если бы мы не интересовались, их так никто и не увидел бы», — заметил он.
Три катастрофы
День памяти погибших астронавтов отмечается в США в конце января — именно на этот период приходятся все три катастрофы американских пилотируемых кораблей. Первая из них произошла 27 января 1967 года, когда при подготовке к полету Apollo-1 на его борту возник сильный пожар. Погибли три члена экипажа, а программа Apollo была задержана на 18 месяцев.
Через 19 лет, 28 января 1986 года, мир потрясла катастрофа шаттла Challenger.
1 февраля 2003 года в небе над Техасом при возвращении на Землю загорелся и развалился на части еще один шаттл — Columbia. Как было установлено, несколько плиток его теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы, и корабль разрушился. Его экипаж также состоял из семи человек.
В общей сложности эти три катастрофы унесли жизни 17 астронавтов.
В подготовке материала принимали участие Инна Климачева (ТАСС-ДОСЬЕ), Иван Лебедев и Алексей Качалин (корр. ТАСС в Вашингтоне и Нью-Йорке), Юлия Щепилова, Сергей Мазаев, Максим Макаров (tass.ru).
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:oYduZlX...
Свежие комментарии