| 1909 - совершил первый полёт французский «Блерио XI» конструкции Луи Блерио (Louis Blériot). Аппарат стал самым удачным монопланом, построенным перед Первой мировой войной. На своём разведывательном самолёте французский авиатор впервые в истории пересечёт пролив Ла-Манш. Самолет был сконструирован на фирме Блерио несколькими конструкторами, под руководством Raymond'а Saulnier.
Фюзеляж прямоугольного сечения обтягивался полотном только в носовой части. Крыло крепилось на растяжках от стоек на фюзеляже. Поперечное управление осуществлялось перекашиванием крыла ("гошированием"). Стабилизатор - под фюзеляжем в хвостовой части, сначала с цельноповоротными законцовками, позднее стали устанавливать обычный руль высоты. Впереди - оригинальное шасси с рычажно-пружинной амортизацией и самоориентирующимися колесами, рама которого придавала самолету характерный вид. В качестве костыля использовалось колесо или две перекрещивающиеся металлические дуги. Ручка управления у пилота имела типичный для Блерио вид - сверху она имела "руль" (который не крутился, а служил просто удобной ручкой), а снизу - колоколообразную конструкцию (cloche), к которой крепились тросы управления. Самолет производился в больших количествах до самой войны, как самой фирмой, так и другими по лицензии и без нее. |
| 1911 - Родился летчик-испытатель Н.П.Баулин, капитан. Окончил Оренбургскую ВАШЛ. Участник советско-финляндской войны: в 1940 — командир авиаэскадрильи 49-го истребительного авиационного полка. Лётчик-испытатель авиационного завода № 1 (г.Москва); испытывал серийные И-153. После гибели А.Н.Екатова в 1941 г. продолжил испытания МиГ-3. Приказом НКАП N 379с от 26 апреля 1941 г. был назначен летчиком-испытателем для проведения заводских испытаний опытного самолета МиГ-7 с двигателем АМ-37. Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 — заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт); в воздушных боях сбил лично 5 и в группе 2 самолёта противника. (402-й иап был сформирован из лётчиков-испытателей; им командовал П.М.Стефановский). Погиб в воздушном бою 5 октября 1941 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-3 с двигателем АМ-38. |
| 1919 - Родился Герой Советского Союза, летчик-испытатель Н.А.Мостовой, полковник. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Командир эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (321-я бомб. авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) гвардии капитан Мостовой к маю 1945 совершил 213 боевых вылетов на дальнюю разведку и бомбардировку важных объектов в тылу противника, а также на переднем крае его обороны. В 1955 окончил Военно-воздушную академию, командовал авиационным полком. Находился на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. |
| 1922 - Родился штурман-испытатель 1-го класса Г.И.Пронин, полковник. Окончил Ташкентскую ВАШ стрелков-бомбардиров и 2-ю Ивановскую высшую школу лётчиков и штурманов АДД. Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1944-мае 1945 — штурман самолёта 5-го гвардейского авиационного полка (Авиация дальнего действия). Участник советско-японской войны 1945 в должности штурмана самолёта 5-го гвардейского авиационного полка (Авиация дальнего действия). Штурман-испытатель НИИ-4. Участвоваол в испытаниях различного вооружения на Ту-16. Провёл ряд испытательных работ на Ил-28, Ту-16, Ту-22 и других бомбардировщиках. Погиб 22 апреля 1967 года при выполнении испытательного полёта на Ту-22Р (лётчик — В.И.Корчагин). 1922 - Построен прототип лёгкого гоночного самолета Bristol Rаcer (Bristol Type 72), (компания Bristol, Великобритания). Разработан Роем Федденом на базе нового на тот момент девятицилиндрового двигателя с воздушным охлаждением Bristol Jupiter. Фюзеляж имел смешанную конструкцию. Оригинальными были шасси, названные "паутинкой" за характерную форму. Самолет получил гражданское обозначение G-EBDR и был окрашен полностью красным. Впервые поднялся в воздух в июле 1922 года. Однако первая попытка поднять в воздух окончилась неудачей, как впрочем вторая и третья. После чего работы по проекту прекратили. 1925 - Первый полёт прототипа лёгкой летающей лодки Bleriot 118 (компания Bleriot, Франция). Самолет представлял собой двухместную амфибию оборудованную двумя двигателями Hispano-Suiza 8Ab мощностью 180 л.с. Летающая лодка Bleriot 118 была выпущена в одном экземпляре. |
| 1927 - Образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству — ОСОАВИАХИМ (позже ДОСААФ, ныне — РОСТО). |
| 1934 - Первый полёт транспортного самолета Vickets Type 212 Vellox (компания Vickers, Великобритания). Построен в единственном экземпляре для гражданских воздушных перевозок. Его кабина вмещала 10 пассажиров и бортпроводника. Самолет оснащался двумя звездообразными двигателями Bristol Pegasus IM3 мощностью 600 л.с. Был приобретен авиакомпанией Imperial Airways. Использовался в основном для перевозки грузов. 1934 - Первый полет Berliner-Joyce XF3J. В июне 1932 года ВМС США заказали последний истребитель-биплан с неубираемым шасси. Прототип XF3J-1, построенный в единственном экземпляре, выполнил первый полет в январе 1934 года. В апреле того же года аппарат передали заказчику для дальнейших испытаний, но он показал летные данные даже худшие, чем Grumman XF2F-1, поэтому в конце 1935 года его утилизировали. Отказ потенциального заказчика от XF3J-1 стал крахом для фирмы - "Berliner-Joyce" была поглощена фирмой "North American Aviation". 1937 - Первый полёт прототипа фронтового разведчика Caproni Ca.134 (компания Caproni, Италия). Он представлял собой цельнометаллический биплан оборудованный двигателем Isotta Fraschini Asso XI. RC.40 мощностью 900 л.с. Вооружение самолета состояло из 12.7-мм пулемета направленного вперед и одного 7.7-м пулемета на турели у наблюдателя. Испытания самолета продолжались целых два года. Больше о судьбе этого самолета ничего не известно. 1941 - Состоялся первый полет серийного истребителя ЛаГГ-3, А.И.Никашин. |
| 1942 - Первый полет истребителя Як-7 с двигателем М-82, летчик-испытатель П.Я.Федрови. |
| 1944 - Начало испытаний истребителя-штурмовика Як-9К с 45-мм пушкой НС-45, В.Е.Голофастов. Этот истребитель предназначался главным образом для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника. 1948 - Состоялся первый полёт малого авиалайнера DHA-3 Drover (Пастух). Он был создан компанией De Havilland Australia для замены DH.84 Dragon на местных линиях. Проект Drover базировался на проекте DH.104 Dove, но оснащался тремя поршневыми двигателями с перевернутым расположением цилиндров Gipsy Major 10 Mk 2 мощностью 145 л. с. (108 кВт) и шасси с неубирающимся хвостовым колесом. Самолет Drover совершил первый полет 23 января 1948 года. Предлагались версии с винтами переменного и фиксированного шага - Drover Mk 1 и Drover Mk 1F соответственно; самолет Drover Mk 2 имел двухщелевые закрылки. Ограниченный выпуск самолетов начался в 1949 году, до завершения производства в сентябре 1953 года собрали 20 самолетов. Самолеты Drover заказали компании "Qantas", "Trans-Australia Airlines" и "Fiji Airways", которая стала единственным иностранным заказчиком. При эксплуатации в компании, ныне называющейся "Royal Flying Doctor Service", самолет Drover перевозил два штата врачей и двое носилок. В 1960 году все шесть самолетов переделали, установив моторы Lycoming O-360 и воздушные винты марки "Hartzell" с целью улучшения летных характеристик и увеличения максимальной взлетной массы, такая модификация получила обозначение Drover Mk 3. Последние самолеты списали из компании "RFDS" в 1970 году. |
| 1948 - Построен скоростной реактивный бомбардировщик «Е» (Су-10) с четырьмя турбореактивными двигателями ТР-1А. |
| 1951 - Первый полет самолета Дуглас F4D-1 «Скайрэй». Разработка палубного истребителя «Скайрэй» была начата в 1945 г. Первый из двух опытных образцов «Скайрэй» — Х F4D-1 — совершил первый полет 23 января 1951 г. с турбореактивным двигателем Аллисон J-35-А-17 (тяга 2270 кг). Для дальнейших испытаний на самолете вместо двигателя J-35-A17 был установлен турбореактивный двигатель Вестингауз XJ-40-WE-6 с тягой 3180 кг, который в свою очередь был заменен двигателем XJ-40-WE-8, развивающим тягу 5260 кг при использовании системы дожигания. С этим двигателем второй опытный образец XF-4D-1 установил 3 октября 1953 г. мировой рекорд скорости полета 1205 км/час. Взлетный вес истребителя F4D-1 достигает 9100 кг. Вооружение состоит из четырех 20-мм пушек и двух бомб по 900 кг каждая. Скороподъемность самолета у земли превышает 76 м/сек. 1955 - Катастрофа Ли-2 (СССР-Л4510), Украинская ССР, Киевская область, Близ села Липовец, Украинского ТУ ГВ Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО в Киевской области. Из-за возникшего по неустановленным причинам пожара и задымления совершил аварийную посадку и разрушился. Из 13 находившихся на борту погиб один пассажир и двое членов экипажа, в том числе командир. Наиболее вероятной причиной катастрофы является попадание в систему индивидуальной вентиляции самолета горящей папиросы, выброшенной одним из членов экипажа через правое боковое окно пилотской кабины. Попав в систему вентиляции, искры от папиросы под воздействием струи воздуха через щели, а возможно, через рассоединенный трубопровод, попали на вату, что привело к пожару. Пожар стал возможным из-за допущенных на АРБ-411 отклонений от эталона. 1960 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) осуществлен очередной второй испытательный полет ракетного самолета "Х-15". Аппарат пилотировал летчик-испытатель Скотт Кросфилд (Scott Crossfield). Достигнута максимальная высота подъема 20374 м и максимальная скорость 2685 км/ч. 1961 - Передан на заводские испытания опытный перехватчик "128" КБ А.Н.Туполева 1961 - Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Озёрное, КК к-н Быков Л.В. Экипаж после маршрута выполнял заход на посадку в условиях минимума погоды ночью, к полетам в которых он не был подготовлен. При повторном заходе производил довороты с большими кренами, допустил резкую потерю высоты. Самолет на расстоянии 450 м после пролета ДПРМ с правым креном ударился о землю. 4 человека из экипажа погибли, двое выжили. |
| 1962 - Состоялся первый полет первого серийного советского самолета ДРЛО Ту-126, пилот летчик-испытатель И. М. Сухомлин, второй пилот - Липко, штурманы - Руднев и Иксанов, бортинженер - Дралин. Руководителем испытательной бригады от ОКБ стал Н. В. Лашкевич - легендарный ведущий инженер Ту-70 и Ту-95. Его заместителем назначили В. М. Королева. Первые семь испытательных полетов, в ходе которых определялись летные характеристики Ту-126, выполнили с макетом станции "Лиана", затем в подмосковных Луховицах на машину установили реальную РЛС. Вскоре начался первый этап совместных испытаний, продолжавшийся до 8 февраля 1964 г. 1966 - Авиационная катастрофа военно-транспортного Ан-8 ВВС Северного флота, произошедшая близ аэродрома Лахта, при этом погибли 25 человек. Крупнейшая катастрофа Ан-8. Экипаж выполнял рейс из аэродрома Кипелово (Вологодская область) на аэродром Лахта (Архангельская область), в ходе которого перевозил руководство 392 ОДРАП (Кипелово или «Вологда-18») из 20 человек во главе с подполковником А. С. Федотовым, которое направлялось в Лахту на Военный Совет ВВС Северного флота. Заход на посадку выполнялся в условиях облачности, при этом в облаках наблюдалось обледенение. Ан-8 прошёл ДПРМ, после чего экипаж, вероятно, довыпустил закрылки. Но затем машина вдруг быстро опустила нос и врезалась в озеро Лахта близ аэродрома, полностью разрушившись. Как и в случае с произошедшей за год до этого катастрофой в Кировабаде, причиной катастрофы стало обледенение стабилизатора, что могло произойти из-за недостаточной эффективности противообледенительной системы стабилизатора. Когда на стабилизаторе образовывался лёд, происходило снижение критических углов атаки, а потому стабилизатор быстро выходил на закритические углы атаки, после чего самолёт терял продольную устойчивость и самопроизвольно входил в пикирование. 1967 - Принятие на вооружение ЗРК «Куб» (в экспортной комплектации – «Квадрат»). Главный конструктор Ю.Н. Фигуровский, с начала разработки – В.В. Тихомиров. 1975 - Начались Госиспытания вертолёта-тральщика Ми-14БТ (ОКБ Миля, СССР) (ведущий инженер - И. Смородский, ведущий летчик-испытатель - В. Баракин) |
| 1976 - Первое в мире десантирование с Ил-76 на парашютной системе «Реактавр» бронетанковой техники вместе с экипажем, Л.Щербаков, А.Маргелов. 1989 - В Афганистане началась операции "Тайфун" - серии массированных ударов, имевших целью "нанесение возможно большего ущерба силам оппозиции в центральных и северных районах страны". Hакануне удалось остановить бессмысленные бои, заключив перемирие с местными старейшинами и Ахмад Шахом. Масуд обещал, что не тронет ни одного уходящего советского солдата, и его люди даже помогали вытягивать буксующие в снежных заносах машины (сообщали и о случаях совместного распития с ахмадшаховцами "кишмишовки"). И все же напоследок "шурави" решили показать силу - произвели мощнейшие артобстрелы придорожных районов, выпустили по площадям 92 тактические ракеты "Луна-М", а авиация за 24:25 января выполнила более 600 самолето-вылетов и нанесла 46 БШУ, перемолотивших окрестные горы и долины. Масуд на огонь отвечать не стал. 1998 - Первый полет австралийского самолета AEA (Aero Engineers Australia) Explorer. "Эксплорер" представляет собой одномоторный высокоплан с убирающимся трехколесным шасси. Прототип, получивший обозначение Explorer 350R, впервые полетел в 1998 году и вскоре был выставлен в рекламных турах по Австралии и США. В настоящее время Эксплорер предлагается в двух версиях – турбовинтовой версии 500T (которая впервые взлетела в 2000 году) и удлиненной версии 500T, получившей обозначение 750T. 1998 - В США с космодрома "Мыс Канаверал" был запущен космический корабль многоразового использования Endeavour, миссия STS-89. 2007 - Первый полет Lockheed Martin CATBird (Cooperative Avionics Test Bed). Это модифицированный Boeing 737-330 для испытания авионики Lockheed Martin F-35 Lightning II. Самолет был модифицирован по контракту BAE Systems Inc. 2011 - С аэродрома, расположенного в американском штате Вирджиния совершил свой первый полёт самолет МиГ-29УБ, принадлежащий компании Historic Flight Foundation. Это второй МиГ-29, находящийся в частном владении в США и единственный, предназначенный для участия в авиашоу. Этот МиГ-29УБ (бортовой номер 64, серийный номер 50903014896) после распада СССР был передан Украине и находился в составе 642 тап в Мартыновке. Налет самолета составлял лишь 510 часов, когда он был списан, демилитаризован и выставлен на продажу. Компания Historic Flight Foundation оформила сделку по покупке самолета с участием брокера и организовала его перевозку в США. В 2008 году, самолет был полностью доставлен в США, где его разобрали и подвергли тщательной инспекции с помощью специально приглашенных опытных механиков из Словакии. Некоторые узлы были отреставрированы, некоторые заменены, а новые двигатели были сделаны по спецзаказу на заводе им. Климова. Последние проблемы были решены, когда удалось приобрести и импортировать заряды для катапультируемых кресел. Самолет был перегнан из Вирджинии, где проходил реставрацию, в штат Вашингтон, где базируется компания Historic Flight Foundation, и где он будет проходить дальнейшие летные испытания. Основной целью компании Historic Flight Foundation является приобретение, реставрация и демонстрация публике значимых достижений авиационной техники в период с 1927 до 1957 года. Однако, по словам основателя компании Джона Сешинса (John Sessions), ему хотелось доказать, что «небольшой фонд может восстановить один из самых совершенных и элегантных самолетов современности и сделать это в соответствии с самыми высокими стандартами». В ближайших планах компании значится восстановление еще двух МиГ-29 в течение ближайших лет. |
Свежие комментарии