Cessna (Cessna Aircraft Company) — американский производитель самолётов — от малых двухместных до бизнес-джетов. Штаб-квартира — город Уичита, штат Канзас, США. Компания была основана в 1927 году в Канзасе авиаконструктором и дизайнером Клайдом Верноном Сессна (англ. Clyde Vernon Cessna). Куплена корпорацией General Dynamics в 1985 году. C 1992 года принадлежала компании Textron.
Клайд Вернон Сессна родился в Айове 5 декабря 1879 года. Его семья переехала в Канзас, когда ему было два года. Он вырос на ферме и рано начал помогать родителям. Клайд испытывал большой интерес к технике и любил разбирать и собирать оборудование. С раннего возраста он использовал свои навыки самоучки и природные способности, чтобы повысить эффективность сельскохозяйственного оборудования. В конце концов, любовь Клайда к механике распространилась на автомобили, и он стал успешным автодилером в Эниде, штат Оклахома.
В 1910 году полеты первых аэропланов резко изменили ход его жизни. Он был поражен увиденным на авиационной выставке и решил узнать все, что мог, о полетах и авиации. Переехав в Нью-Йорк, он недолго работал в ангарах Queen Aeroplane Company, изучая как строятся самолеты. Хотя Клайд был там недолго, он использовал эти знания для создания своего первого моноплана.
В 1911 году, черпая вдохновение в американской версии Bleriot XI, Клайд создал свой первый моноплан, используя лен и ель. Это первоначальное творение было известно как «Silverwing» и было оснащено 4-цилиндровым мотором моторной лодки Elbridge мощностью 40 л.с.
Для первых испытательных полетов Клайд направился на Великие Соляные равнины в Оклахоме, расположенные рядом с Национальным заповедником дикой природы Солт-Плейнс. К сожалению, его первая попытка полета закончилась неудачей и счетом за ремонт в размере 100 долларов. Однако Клайд не оставлял попыток взлететь. Наконец, он поднялся в воздух с тринадцатой попытки на «Серебряном крыле», хотя ему удалось остаться в воздухе только на короткое время, прежде чем он врезался в дерево.
Упорные попытки полетов и совершенствование аппарата дали свои плоды и в декабре 1911 года Клайд Сессна совершил 5-мильный (8 км) полет, включая успешную посадку обратно в пункте отправления. Окрыленный успехом Silverwing, Клайд решил оставить карьеру в автомобильной промышленности и посвятить все свое внимание авиации.
Между 1912 и 1915 годами он создал ряд конструкций монопланов, все с 6-цилиндровым двигателем Anzani, мощностью от 40 до 60 л.с. В это время он летал на праздничных мероприятиях и ярмарках, что оказалось удивительно прибыльным. Первая фабрика самолётов деревянно-тканевой конструкции Сессны открылась в Эниде (Оклахома). Позднее, столкнувшись с трудностями при получении кредита, Сессна перебрался в Уичито, Канзас.
В 1916 году Клайд приобрел пустующее здание, где он планировал построить самолеты для предстоящего авиационного выставочного сезона 1917 года. Видя растущий спрос на авиацию, он также открыл летную школу при новом заводе, зачислив пять курсантов. К сожалению, после того, как США вступили в 1-ю мировую войну в 1917 году, основной источник дохода Цессны - полеты на ярмарках прекратились. Поэтому он вернулся на свою семейную ферму в Канзасе и возобновил фермерский образ жизни.
Клайд Цессна и его моноплан Comet
После окончания Первой мировой войны интерес к авиации и полетам во всем мире резко возрос. В 1924 году Клайд Сессна, Ллойд Стирман и Уолтер Бич создали компанию Travel Air Manufacturing Company, производившую лёгкие самолёты.
Когда он предложил конструкцию моноплана с крылом без стоек, его коллеги по Travel Air отвергли эту идею, заявив, что это глупость. После двух лет работы в Travel Air Manufacturing Company растущие разногласия с партнерами (Цессна хотел строить монопланы, в отличие от тяготевших к бипланам компаньонов) побудили Клайда уйти из компании и полностью самостоятельно построить моноплан. Этот самолет, известный как Comet, вдохновил его начать новый бизнес, ориентированный на монопланы.
После продажи компании все трое основали собственные фирмы-производители самолётов.
...Компания Cessna Aircraft была основана в 1927 году, изначально под названием Cessna-Roos Aircraft Company. Виктор Рус, совладелец компании, уступил свою долю Сессне уже через месяц работы и в том же году его имя исчезло из названия компании. В 1932 году компания приостановила свою работу из-за экономического кризиса — Великой депрессии. Тем не менее, в 1933 году компания выпустила уникальный спортивный самолёт Cessna CR-3, выигравший Американские воздушные гонки и установивший рекорд скорости для самолётов с двигателями объёмом до 500 кубических дюймов — 237 миль в час (381 км/ч).
Клайд Сессна и Дуэйн Уоллес
Клайд Сессна оставил руководство компанией после того, как его друг, пилот Рой Лиггетт разбился на Cessna CR-2 во время соревнований. Совпав с экономическим кризисом в США, это практически разорило компанию. Но в 1934 году братья Дуэйн и Дуайт Уоллес, племянники Сессны, переняли контроль над переживающей не лучшие времена компанией. Это стало поворотной точкой в истории Cessna Aircraft, которой было суждено стать одним из наиболее известных производителей самолётов в мире.
В 1937 году был выпущен Cessna C-37, первый самолёт-амфибия компании, на поплавках фирмы Edo.
Cessna C-37
В конце тридцатых годов пресса не обделяла компанию вниманием: например, газета Detroit News неоднократно называла Цессна Аэромастер наиболее эффективным самолетом в мире. К началу второй Мировой войны Цессна была известнейшей компанией в мире легкой авиации. К 1940 году Цессна выпустила свой первый двухмоторный самолет - Bobcat Model T-50: впоследствии он стал очень популярным, и был выпущен в количестве около 5,5 тысяч экземпляров. А во время войны компания выпускала даже… планеры для нужд армии! Например, в 1943 году Цессна выпустила 750 13-местных десантных планеров CG4.
Bobcat Model T-50
Cessna 120
По окончании войны Cessna вернулась к производству гражданских самолётов и перешла на выпуск цельнометаллических самолётов из штампованных деталей, отказавшись от довоенной технологии металло-тканевых и деревянно-тканевых фюзеляжей, требовавшей большой доли ручного труда. Первыми послевоенными гражданскими моделями стали Cessna 120 и Cessna 140, выпущенные в 1946 году. В 1948 году Американская ассоциация пилотов-инструкторов признала Model 140 «Выдающимся самолётом года».
В 1955 году был сертифицирован CH-1, первый вертолёт Cessna.
В 1956 году компания выпускает Cessna 172, которому предстоит стать самым популярным самолётом в мире. Всего с 1956 года их будет произведено более 43 тысяч, по состоянию на 2016 год производство продолжается.
Cessna 172
В 1960 году Cessna запустила партнёрскую программу с компанией Reims Aviation (Франция), а в 1963 выпустила свой пятидесятитысячный самолёт (им предсказуемо стал Cessna 172).
В 1959-60 годах Цессна провела три громких поглощения: сначала купила компанию Аэркрафт Рэдио Корпорейшн, производителя электронных компонентов для авиации. А затем приобрела французского авиапроизводителя Реймс Эвиэйшн и компанию по производству авиакомпонентов МкКаули. Бизнес шел в гору: уже через 3 года компания выпустила свой 50-тысячный самолет – как несложно догадаться, им стал Skyhawk.
Первый бизнес-джет компании, Cessna Citation I, совершил свой первый полёт 15 сентября 1969 года. В 1975 году компания выпустила свой стотысячный самолёт. В 1982 году начался выпуск ещё одной сверхпопулярной модели — Cessna 208 Caravan.
Cessna 525 CitationJet
В 1984 году основатель компании, Дуэйн Уоллес, отошёл от дел, передав бразды правления новому директору, Рассу Мейеру. Мейер немедленно принялся за реструктуризацию компании. Первым шагом стала продажа Cessna концерну General Dynamics. Кроме того, в 1986 году Мейер приостановил производство пропеллерных самолётов, так как оно было невыгодно из-за большого количества судебных тяжб, связанных с авариями. Производство было возобновлено в 1994 году после принятия Конгрессом акта о поддержке авиационной индустрии, ограничившего, среди прочего, ответственность производителей при катастрофах старых самолётов.
В 1987 году немец Матиас Руст нелегально прилетел в СССР на самолёте Cessna 172 с дополнительными баками, избежав перехвата советской ПВО.
В 1992 году Cessna была продана компании Textron, к тому времени уже владевшей компанией Bell Helicopter.
В конце 2007 года Cessna приобрела разорившуюся компанию Columbia Aircraft за 26.4 миллиона долларов. Модели Columbia 350 и 400 продолжили выпускаться под названием Cessna 350 и Cessna 400 на заводе Columbia в Бенде, Орегон.
Cessna 350
В конце 2007 года Cessna приобрела обанкротившуюся компанию Columbia Aircraft за 26,4 млн долларов и продолжила производство самолетов Columbia 350 и Columbia 400 уже под своим брендом как Cessna 350 и Cessna 400 на заводе Columbia в штате Орегон.
27 ноября 2007 года Cessna объявила, что новая модель самолета Cessna 162 будет построена в Китае компанией Shenyang Aircraft Corporation, которая является дочерней компанией Китайской Авиационной Промышленной Корпорации I (AVIC I), китайского государственного консорциума производителей самолетов. Cessna сообщила, что было принято решение сэкономить деньги, а также, что в то время у компании больше не было производственных мощностей в Соединенных Штатах для производства этой модели. После этого компания Cessna получила много негативных отзывов об этом решении, они были связаны с недавними проблемами качества, связанными с производством в Китае других потребительских товаров, положением в области прав человека в Китае, экспортом рабочих мест в другую страну и менее дружественными политическими отношениями Китая с США. В начале 2009 года компания подверглась дальнейшей критике за планы по производству Cessna 162 в Китае, в то же время сокращая большое количество рабочих мест в Соединенных Штатах. В конце концов Cessna 162 не имела коммерческого успеха, и только небольшое количество самолетов было продано, прежде чем производство этой модели закрыли.
Бизнес компании сильно пострадал во время рецессии конца 2000-х годов, были сокращены более половины сотрудников всех сотрудников в период с января 2009 года по сентябрь 2010 года.
4 ноября 2008 года материнская компания Cessna, Textron, указала, что производство бизнес-серии Citation будет сокращено «из-за продолжающегося падения в глобальной экономической среде» и что это приведет к неопределенному количеству увольнений в в компании Cessna.
В ноябре 2008 года генеральный директор Ассоциации владельцев самолетов и пилотов (AOPA) Джек Пелтон сообщил, что продажи самолетов Cessna отдельным покупателям упали, а продажи самолетов с поршневыми двигателями предприятиям не сократились. «Несмотря на то, что экономический спад создал сложную бизнес-среду, мы воодушевлены оживленной активностью новых и существующих клиентов, размещающих почти 200 заказов на серийные самолеты 2009 года», - сказал Пелтон.
Начиная с января 2009 года на заводах Cessna в Уичито и Бенде (штат Орегон), было сокращено 665 рабочих мест. Фабрику Cessna в Индепенденсе (Канзас), которая производила самолеты с поршневыми двигателями Cessna и Cessna Mustang, сокращения не коснулись, но одна треть рабочей силы на бывшем заводе Columbia Aircraft в Бенде была уволена. Еще 500 рабочих мест были ликвидированы на главном заводе Cessna Wichita. Всего в январе 2009 года компания уволила 2000 сотрудников
29 апреля 2009 года компания приостановила программу Citation Columbus и закрыла завод в Бенде (штат Орегон). Программа Columbus была окончательно закрыта в начале июля 2009 года. Компания сообщила: «После дополнительного анализа рынка бизнес-джетов, мы решили официально отменить дальнейшее развитие Citation Columbus». С перемещением производства моделей 350 и 400 в Канзас, компания сообщила, что уволит еще 1600 рабочих, включая оставшихся 150 сотрудников на заводе в Бенде и до 700 рабочих из программы Columbus.
В начале июня 2009 года Cessna уволила дополнительно 700 наемных работников, в результате чего общее число увольнений составило 7600 человек, что в то время составляло более половины работников компании.
В период с июня 2010 года по декабрь 2011 года компания закрыла три своих производственных предприятия в Коламбусе (штат Джорджия), в том числе новый объект площадью 9000 м2, который был открыт в августе 2008 года, стоимостью 25 миллионов долларов и завод McCauley Propeller Systems. Эти закрытия привели к общей потере рабочих мест в штате Джорджия в 600 человек. Часть работ была перенесена в город Индепенденс (штат Канзас) и на мексиканские заводы.
Материнская компания Cessna, Textron, объявила об убытках в 8 миллионов долларов в первом квартале 2010 года, в основном из-за продолжающихся низких продаж Cessna, которые снизились на 44%.
В сентябре 2010 года было уволено еще 700 сотрудников. Генеральный директор Джек Пелтон указал, что этот раунд увольнений произошел из-за «застойной и слабой экономики», и отметил, что, хотя количество отменных заказов на самолеты уменьшалось, новые заказы не оправдали ожиданий. Пелтон добавил: «Наша стратегия - защищать и защищать наши текущие рынки, инвестируя в продукты и услуги, чтобы обеспечить наше будущее, но мы можем сделать это только в том случае, если нам удастся реструктурировать наши процессы и сократить наши расходы».
2 мая 2011 года генеральный директор Джек Пелтон ушел в отставку. Новый генеральный директор, Скотт А. Эрнест, начал свою работу 31 мая 2011 года. Эрнест начал работать в Textron после 29 лет работы в компании General Electric, где он занимал должность вице-президента и генерального менеджера в глобальной цепочке поставок GE Aviation.
В сентябре 2011 года Федеральное управление гражданской авиации (FAA) наложила штраф на компанию Cessna в размере 2,4 миллиона долларов за невыполнение требований по обеспечению качества при производстве компонентов из стекловолокна на своем заводе в Чихуахуа (Мексика). На этом производстве была повышенная влажность, что приводило к неправильному отвердению деталей, а контроль качества не выявлял эту проблему. Несоблюдение процедур привело к расслаиванию в полете секции крыла длиной 2 около метров самолета Cessna 400. Самолет приземлился благополучно. FAA также обнаружило 82 другие детали самолета, которые были с нарушениями. В результате расследования была принята чрезвычайная директива по летной годности, которая коснулась 13 самолетов Cessna 400.
С марта 2012 года Cessna занимается созданием бизнес-самолетов в Китае в рамках совместного предприятия с корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC). Компания заявила, что намерена в конечном итоге построить все модели самолетов в Китае, заявив, что «эти соглашения вместе открывают дорогу для производства и сертификации в Китае ряда бизнес-джетов, служебных однодвигательных турбовинтовых самолетов и однодвигательных поршневых самолетов».
В конце апреля 2012 года компания наняла 150 новых сотрудников на завод в Уичито в результате ожидаемого увеличения спроса на производство самолетов. В целом с 2009 года на этом заводе было сокращено более 6000 рабочих мест.
В марте 2014 года компания Textron создала подразделение Textron Aviation, куда вошли компании Cessna, Beechcraft и Hawker. С этого момента Cessna прекратила существование как отдельная компания.
Свежие комментарии