Почему легендарному «Грачу» на смену так и не пришел куда более совершенный Су-25Т
По данным ряда ТГ-каналов штурмовик Су-25 упал в районе Марьинки — возможно, он был сбит расчетом ПЗРК* украинской армии. Насколько известно, летчик катапультировался над российской территорией, с ним все в порядке.
Но эпизод с потерей самолета заставляет вспомнить, насколько бы мощнее, безопаснее и эффективнее были бы наши штурмовики, если бы в серию пошла и сейчас бы работала в зоне СВО модифицированная версия Су-25. Впрочем, стоит напомнить всю долгую биографию прославленного самолета.Работы по созданию самолета-штурмовика Су-25 началась по инициативе Сухопутных войск. В марте 1969 года Министерство авиапромышленности СССР выдало официальное задание на его проектирование.
В конкурсе приняли участие ОКБ Сухого с проектом Т-8 (Су-25), ОКБ Ильюшина (Ил-42), ОКБ Яковлева (Як-25 ЛШ) и ОКБ Микояна — Миг-21 ЛШ. При этом были прекращены работы с Ил-42 и Як-25ЛШ. Сначала в летно-техническое проектирование попал МиГ-21, затем по ряду конструкторских и летно-технических причин его заменили на совершенно новый, разработанный ОКБ Сухого Т-8, который в феврале 1975 года был поднят в воздух, а в 1981-м принят на вооружение под обозначением Су-25.
Макет самолета ЛВСШ (Т-8) ОКБ Сухого
Як-25ЛШ
Ил-102 (развитие Ил-42)
МиГ-21ЛШ (27Ш, 27-11)
Главная задача штурмовика — непосредственная поддержка наземных войск на поле боя днем и ночью в любых метеоусловиях путем уничтожения наиболее опасных целей. Для ее выполнения конструкторы оснастили «Грача», как прозвали Су-25 в войсках, хорошей защитой и вооружением.
Получилась в целом очень хорошая, надежная в бою машина. Боевая нагрузка Су-25 составила: нормальная 1400 кг (4xФАБ-250+ Р-73 (Р-60М) + 2-х ствольная 30-мм пушка ГШ-30−2 с боезапасом 250 снарядов, точек подвески 10), максимальная — 4400 кг.
В 1986 году американцы впервые применили в Афганистане самые современные на тот момент ПЗРК «Стингер», что наших военных и конструкторов заставило срочно пересматривать тактику применения и защиты «Грачей». В частности, в 1987 году на 47 пусков ПЗРК «Стингер» наблюдалось до 7 потерянных и поврежденных самолетов Су-25. По результатам такого «расстрела» ОКБ «Сухого» было вынуждено повысить конструктивную живучесть самолета от воздействия ПЗРК. При этом главные недостатки, определяющие высокую уязвимость Су-25 от таких ракет — недостаточная скорость и скороподъёмность, слабые разгонные характеристики, помноженные на высокую инфракрасную сигнатуру двух одноконтурных ТРД, оказались на тот период из ряда трудно устранимых.
И все же работа по его модернизации пошла полным ходом. На штурмовик Су-25 установили лазерную станцию оптико-электронного подавления (ЛСОЭП) с лазерным прожектором мощностью от 100 Вт. Она оказалась крайне необходима для ослепления современных матричных инфракрасных головок самонаведения ракет «воздух-воздух» противника. Без этого живучесть штурмовика в случаях применения современных ПЗРК противника была бы неудовлетворительной.
Наряду с модернизацией встал вопрос разработки новой машины. И он в советское время был решен. В 1984 году на основе Су-25УБ создан образец противотанкового штурмовика Су-25Т. В 1993-м первые машины поступили на вооружение ВВС. Казалось, Су-25Т ждут хорошие перспективы. Ведь в нем была усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, установлен телевизионный прицельный комплекс И-251 «Шквал», совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем «Причал», добавлен комплекс противотанковых сверхзвуковых ракет «Вихрь». Самолет оснастили радиолокационной станцией «Копье-25» в подвесном контейнере, установили ИЛС. Новый «Грач» получил техническую и прицельную возможность применять современные высокоточные боеприпасы, а для действий в темное время суток подвешивалась ночная низкоуровневая телевизионная прицельная система «Меркурий».
Су-25Т
Кроме того, Су-25Т, что очень важно, мог применять противорадарные ракеты Х-29МПУ и Х-58 по радиоизлучающим целям — по всем основным РЛС обзора и наведения ракет современных комплексов ПВО. Для использования этого типа оружия подвешивался контейнер станции целеуказания Л-081 «Фантасмагория». Новый самолет оставалось лишь дополнительно обкатать и как следует проверить в условиях, максимально приближенных к боевым. Но после распада Советского Союза он оказался, можно сказать, никому не нужен. Наступала эпоха тесных объятий с Западом, гособоронзаказ резко обрезали.
В итоге, из 12 построенных Су-25Т, к сожалению, только 8 остались в России. Остальные по разным причинам оказались на территории некоторых других республик бывшего СССР. Более того, вскоре их выпуск был остановлен на авиазаводе в Тбилиси. Не проводилась и его дальнейшая модернизация. Таким образом, новый самолет стал сиротой при живых родителях. Печально, поскольку летно-технические характеристики Су-25Т позволяли ему уверенно бороться со всеми западными танками.
С тех пор минуло более 30 лет. Сегодня Су-25Т больше не летают, оставшиеся экземпляры помещены на вечную стоянку в Липецком авиацентре, розданы по музеям. А как бы эти штурмовики сегодня пригодились на Украине нашим летчикам для борьбы с фортификационными сооружениями, иностранной бронетехникой, теми же «Леопардами», «Абрамсами», «Челленджерами», другими бронемашинами различных классов и моделей. Да и для противодействия зенитным ракетным комплексам ПВО, которые работают сейчас по ним.
Более того, давно не выпускаются у нас и Су-25. На заводе в Улан-Уде, по информации экспертов, сохранена линия по их производству. Если Родина скажет «надо», то их выпуск, говорят, будет восстановлен. Но надо определиться выпускать Су-25 или возродить Су-25Т? А может все-таки Су-25СМ3 — последнюю модернизированную версию «Грача»? На нем установлены средства противодействия ПЗРК с наведением по лазерному каналу, новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) «Витебск-25» с цифровой станцией активных помех Л-370−3С, защищающее самолет от ЗУР** с радиолокационными ГСН***. А также системы авиационного вооружения, бортовой комплекс обороны «Талисман». Интегрирована система спутниковой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки удара с точностью до десяти метров, что позволяет летчику автономно действовать при «нулевой» видимости. Внедрен ПНК**** СВП-24−25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), повышающий точность неуправляемых авиационных ракет до уровня управляемого оружия. А еще — индикатор лобового стекла (ИЛС) и многофункциональный индикатор (МФИ).
Но и это не все. На Су-25СМ3 теперь стоит новый комплекс наведения СОЛТ-25, который расширяет ударные возможности машины, позволяет летчику совершать вылеты даже в сильную метель, дождь, наносить удары из облачной зоны. То есть это практически новый самолет со старым фюзеляжем. Но такие примеры уже есть у нас и за рубежом. Вспомним наш Ту-160 или американского старичка В-52, который воевал еще во Вьетнаме и до сих пор стоит на вооружении США.
Су-25СМ3
Су-25СМ3 обладает высоким коэффициентом подъемной силы во всех видах боевого маневрирования. Отличная полетная аэродинамика и прекрасная маневренность помогают при заходе на штурмовку наземных целей. За счет этого он имеет возможность заходить в атаку на почти критических углах с применением свободно падающих бомб различных калибров, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Самолет пикирует со скоростью до 700 км/час, имея при этом наклон до 30 градусов. Так что может не стоит «изобретать велосипед». Другое дело, что морально он устарел. А потребность в такой машине огромная. Так что от него видимо и надо будет отталкиваться в дальнейшем, решая вопрос проектирования и создания новой машины. Но это решать конструкторам и заказчику в лице Министерства обороны России.
Несколько слов надо сказать и о модернизированном на Украине варианте Су-25 — штурмовике Су-25М1. Над этим самолетом работал Запорожский авиаремонтный завод. На нем установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система воздушных сигналов (СВС), модернизированная радиостанция, простой прицел заменен на цифровой, что позволило повысить точность на 30 процентов. В результате самолет стал способен использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, а также из-за облаков. Почти в 3 раза возросла высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров (БРЦП). Су-25М1 получил и новую окраску — «цифровой» камуфляж.
Су-25М1 ВВС Украины
Оснащается самолет ПНК СВП-24−25, что позволило повысить точность применения неуправляемых АСП***** практически до уровня управляемого оружия. Словом, получилась довольно серьезная машина, с которой нельзя не считаться в воздухе.
В начале марта 2022 года Минобороны РФ заявило, что наши ВКС получили абсолютное господство в украинском небе. Во многом это так. Но бомбовых ударов по военным объектам и инфраструктуре, при транспортировке и хранении иностранной военной техники, вооружения в глубоком тылу противника мы пока еще авиацией не наносим (если не считать недавнего пуска «Кинжала» с МиГ-31). Бьем исключительно ракетами. Особенно в зоне, где наши штурмовики могут встретить противодействие украинских ЗРК С-300.
Бывает и так, что Су-25 не может реализовать все свои заданные характеристики потому, что назначенная зарядка с четырьмя подвесными топливными баками порою ограничивает маневренность самолета. Напомним, максимальная взлетная масса Су-25 составляет 17.600 кг. Но условия боя требуют разных корректировок, и наши летчики действуют профессионально, демонстрируя чудеса героизма и самоотверженности.
Так, в ночь с 9 на 10 марта 2022 года в ходе выполнения боевого задания под Коростенью геройски погиб военный летчик первого класса, командир штурмовой авиаэскадрильи майор Николай Прозоров. Его ведомый предупредил об облучении самолета командира комплексом С-300 и посоветовал совершить противоракетный маневр. Но, находясь уже на боевом курсе, Николай не стал отворачивать от цели и уничтожил ее. Лишь успел ответить своему ведомому: «…уже нет, работаем». Надо понять нашего летчика: он был, повторим, на боевом курсе и главной задачей для него было уничтожить врага. С боевого курса он не ушел, можно сказать, ценою жизни выполнив боевую задачу. Так поступают только настоящие герои.
В заключение особо подчеркнем, что в ходе боевых действий огневая поддержка штурмовой авиацией наземных войск ударами с воздуха по движущейся бронетехнике противника, укрепрайонам и скоплению живой силы имеет крайне важное значение для исхода всей войсковой операции, победы на земле. Но при этом нельзя забывать: для летных экипажей ВКС всегда присутствуют угрозы со стороны противника, поскольку боевые машины находятся под прицелом различных ЗРК ВСУ, как стационарных, так и переносных, мобильных. К тому же все они работают под присмотром иностранных инструкторов в едином разведывательно-информационном поле НАТО, с использованием спутниковой группировки. Наши летчики справляются с их подавлением и противодействием. Они не раз доказали, что зарубежное оружие, которое в ВСУ воспринимают как вундерваффе, после работы нашей штурмовой авиации превращается в искореженный металл.
Что касается дальнейшей судьбы «рабочей лошадки» Су-25, то полученный опыт применения в специальной военной операции бесценен. Уже в ближайшее время он покажет, в каком направлении двигаться нашим конструкторам, ОКБ, НИИ ВКС. В любом случае дальнейшая модернизация Су-25 или создание нового самолета, позволит кратно расширить боевые возможности легендарного и пока незаменимого штурмовика.
Игорь Семенченко
Олег Фаличев
Свежие комментарии