«Вертолеты России» добились, что пассажирский Ми-38 по комфорту не отличается от самолета
Первый крупный контракт на Ми-38 заключил на минувшем МАКСе-2021 холдинг «Вертолеты России». 9 бортов отправятся на службу в МЧС: будут работать в экстремальных условиях — обслуживать Северный морской путь. Но уже готов пассажирский вариант этой машины с полноценным, как в самолете, салоном и местом для бортпроводника.
А с 2022 года начнутся поставки «Ансата-М», который можно назвать новым этапом развития российских легких вертолетов.Уже в 2023 году «Вертолеты России» должны поставить МЧС РФ первый Ми-38, выполненный в арктическом варианте, и до конца 2024-го передать министерству еще 8 таких же машин. Соответствующий контракт заключили на МАКСе-2021
Садиться на ледоколы и заменять самолеты
Уже в 2023 году «Вертолеты России» должны поставить МЧС РФ первый Ми-38, выполненный в арктическом варианте, и до конца 2024-го передать министерству еще 8 таких же машин. Соответствующий контракт заключили на МАКСе-2021.
Разработчику (НЦВ им. Миля и Камова) и производителю (Казанский вертолетный завод) надо за короткое время выполнить гигантский объем работы — превратить Ми-38 в машину для эксплуатации в экстремальных условиях Арктики. «Предстоит провести большую работу, и нет никаких сомнений, что предприятие к ней полностью готово», — говорит управляющий директор КВЗ Алексей Белых. Отметим, что это в дополнение к «текучке». Как говорит руководитель завода, в планах реализации до 2023 года — примерно 180 вертолетов. Бо́льшая часть из них — Ми-8/17 и «Ансат». «Объем поставок „Ансатов“ увеличится, и этому, безусловно, будет способствовать модернизация машины до варианта „Ансат-М“, — отмечает Белых. — Подчеркну, что у нас большие планы по Ми-8, на который стабильны заказы от российских и зарубежных эксплуатантов. Машина будет модернизироваться в соответствии с пожеланиями покупателей».
Чем Ми-38ПС отличается от своих предшественников? Увеличенная до 1,5 тыс. км дальность полета, значительный объем специального оборудования, способность садиться на ледоколы, перевозить больных и травмированных, высаживать спасателей беспосадочным и парашютным способом. Поэтому максимальную взлетную массу машины увеличат, вертолет оснастят дополнительными топливными баками, а экипаж получит, среди прочего, очки ночного видения. Вертолет сможет перевозить до 5 т груза или до 40 человек.
Разработчику и производителю надо за короткое время выполнить гигантский объем работы — превратить Ми-38 в машину для эксплуатации в экстремальных условиях Арктики
«Данные вертолеты будут построены специально для полетов в условиях низких температур и смогут совершать посадки на ледоколы новых типов, — рассказывают в МЧС РФ. — Это позволит эффективно использовать их и для обеспечения безопасности в Арктической зоне и акватории Северного морского пути». В 2024–2026 годах Арктический комплексный аварийно-спасательный центр министерства сформирует из Ми-38ПС авиационные звенья, они будут базироваться в населенных пунктах Сабетта, Диксон, Тикси, Певек и Анадырь. Важно и то, что МЧС заинтересовано в дальнейших поставках. «МЧС России планирует создать авиационные звенья на всей протяженности Северного морского пути и для этого продолжить закупку вертолетов типа Ми-38», — отмечают в министерстве.
Важным шагом на пути к созданию арктической версии стало получение одобрения Росавиации на применение новейшей, встроенной в лопасти, противообледенительной системы. Также Ми-38 уже готов к превращению в передвижной штаб по борьбе с чрезвычайными ситуациями: «Росавиация» одобрила установку на борт системы спутниковой связи, которая обеспечит спасателей высокоскоростным доступом в интернет. Конечно, такие новшества и удобства предусмотрены не только для специальных, но и для обычных пассажирских Ми-38. Именно такой вертолет продемонстрировали на МАКСе. Его салон позволяет перевозить людей по нормам гражданской авиации. 30 кресел установлено точно так же, как в аналогичной вместимости самолете, предусмотрено место для бортпроводника. Ожидается, что пассажирский Ми-38 будет востребован в регионах, где остро стоит вопрос транспортной доступности.
Уже сегодня понятно, что Ми-38Т, Ми-38 с VIP-салоном, Ми-38ПС и пассажирский Ми-38 — только часть будущей линейки вариантов этого вертолета. Прогнозируется, что до 2030 года будет заказано примерно 100 бортов и КВЗ станет выпускать не менее 10 таких вертолетов в год. Также необходимо добавить, что к вертолету есть интерес и за границей, первые два Ми-38 (транспортный и с салоном повышенной комфортности) отправят иностранному заказчику в 2022 году.
На выставке показали борт «Ансат-М» с конвертируемым салоном: пассажирский вариант — с 8 креслами и санитарный — с медицинским модулем с повышенным удобством загрузки пострадавшего
Летать дальше, шуметь меньше, видеть больше
Грядущее пятилетие эксплуатации серийных гражданских «Ансатов» «Вертолеты России» и КВЗ отметили, представив на МАКСе «Ансат-М». На выставке показали борт с конвертируемым салоном: пассажирский вариант — с 8 креслами и санитарный — с медицинским модулем с повышенным удобством загрузки пострадавшего.
Что отличает новую машину? Во-первых, увеличение максимальной взлетной массы — она вырастет с 3,6 тыс. до 3,8 тыс. килограммов. Во-вторых, стала больше дальность полета — теперь она не 505, а 640 км (с дополнительным топливным баком — 790). В-третьих, теперь вертолет, используя современный автопилот, будет летать по правилам полетов по приборам. Все это благодаря новым топливной и несущей системам (новые лопасти повысили летные характеристики и снизили уровень шума в салоне и на местности), оперению и авионике. Добавим, что изменились и системы обогрева, вентиляции и кондиционирования, а также внешняя и внутренняя светотехника.
Первый Ми-8МТВ-1 передали Национальной службе санитарной авиации на авиасалоне МАКС-2021
«Ансат-М» совершил первый полет в конце 2020 года, а после МАКСа продолжит сертификационные испытания. Серийные поставки планируют начать в 2022-м. Уже есть заказчик — «Полярные авиалинии». Для этой авиакомпании вертолеты дополнительно оснастят противообледенительной системой.
Добавим, что весной 2021 года КВЗ получил от «Росавиации» одобрение на установку на «Ансат» бортовой стрелы с лебедкой. Успешно прошли испытания вертолета с внешней подвеской грузоподъемностью 1 тыс. килограммов. Данные нововведения небезынтересны в свете того, что недавно «Вертолеты России» поставили первый «Ансат» все тому же МЧС. Вертолет поступил в распоряжение Северо-Западного авиационно-спасательного центра и используется для медицинской эвакуации.
Модернизированный «Ансат-М» в день открытия МАКСа осмотрел президент России Владимир Путин
Хватит ли сил?
Важно отметить, что все вышеупомянутые улучшения были бы невозможны, если бы не массовая эксплуатация «Ансата» и ее анализ конструкторами КВЗ. Интенсивнее всего эти вертолеты используются санитарной авиацией. Они летают в 70 регионах России, и география их применения будет расширяться. В рамках поручения президента РФ минздрав, минпромторг и «Ростех» начали реализацию проекта Национальной службы санитарной авиации (НССА). Он предусматривает создание 130 точек базирования воздушных судов, сети мобильных топливно-заправочных комплексов, вертолетных площадок на территориях более чем 1,5 тыс. учреждений здравоохранения. Деятельность санитарной авиации будет синхронизирована с системами вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.
Напомним, что до конца 2022 года КВЗ поставит для этого проекта 37 «Ансатов» и 28 Ми-8МТВ-1. Первый Ми передали компании «ПСБ Лизинг» в интересах Национальной службы санитарной авиации на нынешнем МАКСе. Сразу после авиасалона машина отправится выполнять медицинские задания. Кстати, в 2020 году «Росавиация» сертифицировала использование на «Ансатах» инфекционного бокса, позволяющего перевозить пациентов с коронавирусной инфекцией.
«„Ансат“ сегодня стал универсальным вертолетом для санавиации. Его эффективность в качестве санитарного борта обусловлена малым временем подготовки к взлету, что важно в условиях экстренной эвакуации. Начиная с 2016 года КВЗ поставил около 40 медицинских „Ансатов“. Только в 2020-м с их помощью были эвакуированы более 5 тысяч пациентов», — отмечает управляющий директор Белых.
Учитывая предстоящий объем заказов, на предприятии продолжается набор рабочих профильных специальностей. Так, на работу приглашаются сборщики-клепальщики, сборщики изделий из стеклопластика, слесари механосборочных работ и другие специалисты.
Свежие комментарии