На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 710 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгийюра Гончар
    Да. Ломать не строить. Как при Горбачеве начали рушить , так до сих пор промышленности не удается " очухаться"!!!Российский МС-21 ...
  • Юрий Белов
    Шах вам и мат, шкалы разных мастей, вопящие "позор джунглям" в адрес современной России на радость нашим заклятым "за...Российский МС-21 ...
  • Игорь Василевский
    Смею вас разочаровать - Боинг не устареет. И Аэрбас то же. Могут испустить дух, склеив авиационные ласты, но не устар...Российский МС-21 ...

Ту-104 для создания сверхзвукового пассажирского самолета

Сегодняшний рассказ будет об одном ведомственном Ту-104, который активно принимал участие в программе создания сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а именно его пилотажно-навигационного оборудования.



Самолет Ту-104Б СССР-06195 принадлежал ЖЛИиДБ КБ Туполева. Авиалайнер был выпущен в июне 1960 года Казанским авиазаводом, откуда был отправлен в Жуковский для нужд конструкторов его создавших.

13 июля 1962 года этот самолет был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-06195. Изначально Ту-104 использовался, как транспортно-пассажирский. В дальнейшем во время программы по созданию самолета Ту-144, Ту-104Б СССР-06195 был переделан собственными силами в летающую лабораторию по отработке навигационного комплекса НК-144.

В 1974 году самолет был передан в ЛИИ им. Громова, где на нем продолжались испытания. В салоне Ту-104 была смонтирована приборная панель Ту-144 с пультами и приборами, входящими в состав навигационной системы НК-144. На самолете были проведены работы по доводке автоматической бортовой системы управления АБСУ-144 на начальном этапе ее проектирования.

Ту-104 СССР-06195 был задействован для подготовки и тренировки летчиков и штурманов для самолета Ту-144. Всего было подготовлено 18 человек из структур МАП и МГА. На данной летающей лаборатории были проведены Государственные испытания навигационной системы НК-144 на дозвуковых скоростях в полном объеме программы испытаний самолета Ту-144 по пилотажно-навигационному оборудованию. Видимо один из эпизодов испытаний попал в кадры легендарного кинофильма "Поэма о крыльях".
В начале фильма величественно фигурирует Ту-104Б СССР-06195 (см. заглавную фотографию).

После проведения испытаний самолет остался без дел. Трагические катастрофы 1979 и 1981 годов оставили самолет на земле, определив его в калашный ряд, где он медленно разбирался. К 1992 году самолет представлял из себя жалкое зрелище на свалке в ЛИИ. В 1993-1995 годах самолет был окончательно разобран и сдан на металлолом.



Интересные факты:
1. Самолет не был списан, согласно Государственного реестра ВС СССР. Это связано с тем, что с 1974 года самолет эксплуатировался в так называемой "экспериментальной авиации"
2. Бортовой номер СССР-06195 не характерен для Ту-104. Диапазон 061** был выделен за ведомственной авиацией. Согласно тому, какие номера присваивались Ту-104, этому авиалайнеру должен был быть присвоен бортовой номер СССР-42484, который был отдан самолету Ту-16 з/н 62203208 Госкомгидромета СССР.

(с) Юрий Дорошенко

Ссылка на первоисточник
наверх